Катай

Когда-то после жестокого сражения, уходя от царских войск, заметая следы, наши предки оказались в этих местах, в челябинской стороне.

Старик Катай — от потомства катайцев. У него было двое сыновей; один из них обосновался у реки Агидели, а сам он вместе с младшим сыном перебрался в эти края. В ту пору, когда старик Катай пришел сюда, здешние места были покрыты сплошными темными лесами. Поста­вили бревенчатый дом; повырубив деревья и выкорчевав пни, засеяли немножко зерна. Главным же занятием было изготовление дегтя из срубленных деревьев, а также выжиг древесного угля.

С некоторых пор в эти края стали перебираться пришлые люди со стороны Рязани и берегов Оки. Начались распри из-за земли. Тогда катайцев, что происходят от рода Кусюма и Колсона, переселили сюда, где мы теперь живем. В Новокатаево. И до сих пор еще аул делят на две части: Катайская сторона и Типтярская сторона.

Сразу за аулом протекает река по названию Биклянде.

Примерно лет сто назад сюда заявился какой-то помещик-алпаут, купил земли, привел с собой землемера и поделил прибрежные места. Так как те места были отныне отгорожены и отошли от катайцев, то их земли остались как бы запертыми. Не удивительно, что реку стали называть Биклянде — Заперта. А местечко стали называть «Земля бояр­ской стороны» («Бояр ягы ер»).

А боярином тем оказался военный врач Петр Чайковский, приехав­ший сюда из Киева. У него было четыре дочери. Всем четырем распре­делил он имения, подарил земли, а когда состарился, земли его отошли им полностью.

На башкирскую землю приехали и марийцы. На землю катайцев первым приехал их старик по имени Тукмак. Когда башкиры стали ис­пытывать стесненность и нехватку земли, они стали теснить марийцев в сторону нынешнего аула Тукбирде. Говорят, что раньше аулчане име­ли свое шежере*.


* Шежере (шэжэрэ) — родословная книга.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Похожие сказки: