Милосердная жена

Жил в прежние времена жестокосердный царь. А его жена, напротив, была добра, милосердна.

Однажды пошли они вдвоем погулять, послушали в лесу птичье пенье. Особенно понравилась им одна пташка: очень уж красиво пела. Вернувшись, царь собрал своих везиров и говорит:

—  Услышали мы пенье одной пташки. Кто сумеет поймать и принести сюда эту пташку, тому дам много золота.

Немало на свете всяких хитростей. Четверо, обдумав хитрость, отправились в лес. Нашли ту пташку, заманили в ловушку и, посадив в клетку, принесли царю. Царь взял клетку, насыпал в нее корму, и запела пташка.

В первый день пела она очень хорошо, просто за сердце брала. На второй день пела меньше, на третий — еще меньше. Спустя десять-пятнадцать дней пела уже совсем немного: чуть-чуть попоет и замолкнет. Потом стала петь через день, потом через два-три дня и в конце концов совсем умолкла.

Жаль стало ее милосердной царице.

—  Давай,— говорит она царю, — отправим пташку обратно. Видишь, в каком бедняжка состоянии, совсем петь перестала. Если выпустить на волю на прежнем месте, может, опять запоет.

Царь вызвал везиров и велел им:

—  Отнесите эту пташку на прежнее место. Когда выпустите, послушайте, запоет или нет.

Отнесли везиры пташку в лес, и, как только выпустили ее на волю, она запела. Как она пела, их, как пела! До­темна не умолкала.

Вернулись везиры и доложили, как обстоит дело. Царь говорит жене:

—  Съездим-ка туда, послушаем, так ли это.

На другой день царь с царицей запрягли лошадей и поехали в лес. Приехали, а пташка, как тогда, когда первый раз ее услышали, распевает. Ждали до самого вечера, не замолкнет ли, — нет, не замолкла. Тут жена и говорит царю:

—  Ты вон сколько людей в тюрьме держишь! Есть среди них виноватые, есть и правые. С тебя за это на том свете спросится. Видишь, что с пташкой произошло? А ведь и тех, кто в тюрьме, дома ждут — кого отец с матерью, кого жена и дети, кого родня. Ты разберись-ка, не держи в тюрьме обиженных несправедливостью.

Слова жены заставили царя задуматься. Вернувшись, тут же разослал он фарман: таких-то и таких-то сегодня же выпустить из тюрьмы.

Благодаря милосердию царицы раскрылись тюремные двери, и всех невиновных выпустили, говорят, на волю.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов.

Хорошая жена и плохонького мужа в люди выведет

В давние-предавние времена жил, говорят, один злой царь. Однажды услышал он голоса пролетающих диких гусей. «Канг-канг-канг», — перекликались гуси.

—  Узнай, о чем они разговаривали, — велел царь свое­му везиру. — Даю тебе на это три дня сроку. Коль не уз­наешь, я тебя повешу.

Испугался везир, ума не приложит как быть. Пошел за советом к одной старухе. Старуха говорит:

—  Об этом только царевна знает, спроси у нее. Царевна пожалела везира и сказала:

—  Гуси разговаривали о том, что хорошая жена и плохонького мужа в люди выведет.

Через три дня призвал царь везира.

—  Ну, узнал?

—  Узнал.  И везир повторил то, что услышал от царевны.

—  Кто тебе это сказал? — спрашивает царь. — Говори правду, а то я тебя повешу.

—  Твоя дочь, пожалев меня, сказала, — признался везир.

Сильно разозлился царь на царевну и решил отом­стить ей. Жил в том городе нищий парнишка-сирота. Царь велел отыскать его и отправил свою дочь с этим нищим за семь гор, семь лесов, семь озер.

А царевна умыла сироту, приодела, в человеческий вид привела. Потом сделала луки, стрелы, и стали они охотиться на разных пушных зверей. Шкурки снимали и сушили, так и зажили.

Как-то остановился около них отдохнуть старенький странник. Они его накормили-напоили, словом, приветили. Перед тем, как отправиться дальше своей дорогой, стари­чок сказал:

—  Сейчас тут проедут караванщики. Есть у них за­паршивевший конек и собачонка. Продайте караванщи­кам шкурки, попросив в уплату этого конька и собачонку.

Только ушел старичок — подъехали караванщики. Оказалось, скупают они пушнину, много уже скупили. Эти двое тоже продали им шкурки, как научил старичок.

Уехали караванщики, а царевна принялась ухаживать за коньком и собачонкой. И, благодаря ее стараниям, превратился паршивый конек в красавца-тулпара, а соба­чонка — в большую, как лев, охотничью собаку. Стал возмужавший егет ездить на охоту с собакой, на тулпаре.

В один прекрасный день тот злой царь тоже выехал на охоту со своими везирами. Гонялись они за оленем, гонялись — никак не могут настичь. Все же настигли, окружили, оставалось только свалить, а олень вдруг взвился и перемахнул через царя. Тут откуда ни возьмись выходит из лесу молодой охотник и валит оленя. Сва­лить-то свалил, да руку себе немного поранил. Царь, восхищенный смелостью и ловкостью егета, перевязал рану своим шелковым платочком. На платочке имя царя было вышито.

Вернулся царь с охоты, а тот егет из головы не идет. Велел разослать людей, чтобы узнали, кто это был такой. И вот царю говорят: так и так, живут в одном месте молодка и смелый егет.

Поехал царь взглянуть, тот ли это егет. Подъезжает и видит: платочек, которым он перевязал руку молодого охотника, постиран и на просушку вывешен. Тут выходит из дому молодка. Глядь, а это — его дочь. И дочь узнала отца, подошла, поздоровалась.

—  Вот, — говорит, — ты, отец, хотел меня осрамить, отослав сюда с нищим, а я не осрамилась, и сироту не осрамила — в люди вывела.

С тех пор и говорится: хорошая жена и плохонького мужа в люди выведет.

Царь устроил большой пир, и зятя на царство посадил. Мы тоже на том пиру были, пили — не опьянели, ели — не наелись. Тех, кто терпеливо слушал, мы баснями угощали.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов.

Самый вкусный гостинец

В давние-предавние времена жили, говорят, старик со старухой. Очень бедно, все больше впроголодь жили. Не было у них сына, чтоб заботился, кормил-поил их на старости лет. Рождались сыновья, да вскоре умирали. Только дочь одна жива осталась, выросла. Выросла и красотой своей по всей округе прославилась. Дошла ее слава и до ханского сына. Приехал он посмотреть на красавицу. Посмотрел. И с первого взгляда, говорят, влюбился. Девушке егет тоже приглянулся. Поэтому ее родители, когда ханский сын прислал сватов, противиться не стали. Свершив обряд, женился ханский сын, прожил несколько дней у тестя да и увез молодую к себе. Про­щаясь, отец с матерью сказали дочери:

—  Пришли нам оттуда в гостинец что-нибудь вкусное.

—  Пришлю,— пообещала дочь.

В доме хана, раз привезли невестку, было устроено празднество. Столы ломились от множества всяких яств, каких молодушка, живя у бедных родителей, сроду не видела. Чтобы выбрать гостинец, решила она перепро­бовать все яства. Пробовала, пробовала и, сильно захо­тев пить, напилась холодной воды. И хорошо ей стало. Вода показалась вкусней всего остального. Послала отцу с матерью полный бурдюк воды.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов.

Дочь, любившая отца, как любят соль

Было у царя три дочери. Однажды царь позвал их и спрашивает:

—  Как вы меня любите?

—  Я тебя, отец, люблю пуще меда, ответила старшая дочь.

—  Люблю пуще сахара, — ответила средняя. А младшая:

—  Я тебя люблю, как любят соль.

Порадовался царь ответу старших дочерей, а на младшую, раз она приравняла его к горькой соли, раз­обиделся и старших выдал замуж за царевичей, а млад­шую, чтобы отомстить ей, решил выдать за самого нику­дышного человека.

У одной старухи был единственный сын. Хотя испол­нилось ему двадцать пять лет, он все еще лежал в зыбке. Вот за него-то царь и решил выдать свою дочь. И вскоре девушку  отправили в дом этого никудышного егета.

Пришлось царевне зарабатывать на жизнь: шить-вышивать, вязаньем заняться. Шьет она тюбетейки, а ста­руха на базаре их продает. Однажды, когда старуха собралась на базар, сноха попросила ее принести пару колючих прутьев. Принесла старуха прутья. Молодая взяла и раз-другой стеганула колючими прутьями мужа, лежавшего в зыбке. Тот живо вскочил и принялся за работу. Жена научила его работать, егет способным ока­зался. Зажили они неплохо.

И вот царевна позвала отца с матерью в гости.

—  Поедем, — говорит царица.

—  Нет, не поедем, — противится царь. Спорили, спорили, все ж царица переспорила.

Дочь наготовила угощений, на столе — чего только душа ни пожелает, все есть. И настолько вкусно все приготовлено, что не хочешь, да съешь. Сели гости за стол, едят и хозяйку нахваливают, только один царь морщится, ничего не ест. Дочь-то, оказывается, для него все без соли приготовила. И тут понял царь свою ошибку.

—  Ах, дочка, — говорит, — ошибся я. Без соли-то, оказывается, все невкусно.

Попросил у дочери прощения и наделил ее богатством. И прожили, говорят, они долгую жизнь в согласье и довольстве.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов.

О чем говорили гуси?

Однажды царь беседовал в саду со своим везиром. В это время пролетали над ними, перекликаясь, дикие гуси.

—  Ты, господин везир, человек, прочитавший множество книг, — говорит царь. — Скажи, пожалуйста, о чем говорят гуси?

—  О, мой повелитель, — отвечает везир. — Эти гуси говорят: «Когда отправляешься в путь, твой спутник должен быть лучше, чем ты сам. Берегись плохого друга, опирайся на хорошего».

Ответ везира не удовлетворил царя.

—  Что-то, — говорит, — тут не так. Ежели сопоста­вить твои слова с криками гусей, то они не сходятся. Не похоже, чтоб они говорили об этом. Выслушай-ка их повнимательней.

А гуси уже пролетели, и голосов их не слышно. Вскочил везир и побежал в ту сторону, куда они пролетели. Бежал, бежал, из города выбежал — все бежит. Добежал до одного аула. А тут шла от родника с ведрами на коромысле девушка-красавица. Выйдя из проулка, уви­дела она бегущего везира и спрашивает:

—  Ты, бабай, куда бежишь? Уж не случился ли пожар? Везир, держась за грудь, еле дыша, отвечает:

—  Ах, дитя мое, недавно пролетели в ту сторону, перекликаясь, дикие гуси. Царь спросил, о чем они гово­рят, а я не смог дать верный ответ. Вот бегу за гусями, чтобы повнимательней выслушать их.

Улыбнулась красавица.

—  Бабай, ты летящих гусей не догонишь, скорей упадешь и умрешь. Когда я набирала воду из родника, они пролетели, перекликаясь, надо мной, и я хорошо по­няла их. Они повторяли одно и то же: «Мужчин и любят, и губят, и возвышают, и сокрушают женщины».

Вернувшись к царю, везир сообщил то, что услышал от девушки. Но царь не поверил ему.

—  Ты, — говорит, — хочешь за один раз обмануть дважды. Во-первых, будто бы догнал гусей. Во-вторых, будто бы они повторяли то-то и то-то. Признавайся, кто тебе это сказал. Ежели не признаешься, я сейчас же уволю тебя из везиров.

Раз дело обернулось так, пришлось везиру признаться, что сказала ему это в ауле девушка-красавица, которая несла воду из родника. Царь туг же велел доставить к нему эту девушку. Везир снова отправился в аул, вошел в дом напротив проулка, ведущего к роднику, и видит: как раз та самая девушка волосы расчесывает. И девушка узнала вчерашнего бабая, посадила на почетное место, быстренько чаю вскипятила и принялась угощать, чем богата. Разговор начал везир.

—  Я, — говорит, — дал царю ответ с твоих слов, а он не поверил, что я догнал гусей. Мол, не сам ты узнал, а от кого-то услышал. Требует доставить к нему этого человека. Нет у меня другого выхода, я за тобой пришел, придется тебе, дочка, пойти к царю.

А девушка и отвечает, улыбаясь: — Почему не пойти? Пойду. Предстану перед царем, нисколечко не страшась.

Привел везир девушку в царский дворец. Царь при­нялся расспрашивать ее:

—  Как дела, дочка? Слышала ли ты голоса диких гусей? О чем они говорили?

—  Слышала, мой повелитель, — отвечает девушка. — Они говорили: «Мужчин и любят, и губят, и возвышают, и сокрушают женщины».

—  А  чем  можно  подтвердить  это утверждение? — спросил царь.

И девушка в ответ рассказала такую историю:

—  У одного царя была молоденькая жена. Видно, из-за того, что царь был стар, жена ничуть его не любила. Служил у царя один егет. И обуяла молодую царицу страсть к нему. Стала она каждый день звать его к себе, а он, опасаясь, не шел туда, куда она звала. Но вот, когда царя не было дома, царица через служанку позвала егета в свою комнату будто бы по делу. Вошел егет к ней с опаской, а как только вошел, она обняла и начала целовать его. Егет, испугавшись, старался скорей вы­рваться, а царица не пускает. Егет все же вырвался и — вон из комнаты, царица — за ним. А тут царь вернулся: «Что случилось? Почему бежишь?» — спрашивает царь у царицы. А царица: «Смотри, каков твой слуга! Вос­пользовавшись тем, что тебя не было, ворвался, бесстыжий, в мою комнату и пытался накинуться на меня. Вели сейчас же повесить его».

Царь, поверив жене, без всякого разбирательства велел казнить егета. А когда его казнили, царица затосковала и с тоски отравилась. Царь любил свою жену, поэтому не вынес ее смерти, тоже покончил с собой, выпив яду. Вот, мой повелитель, — закончила девушка свой рас­сказ, — разве одна женщина не погубила двух мужчин.

—  Ладно, — сказал царь, — это ясно. А есть ли осно­вание утверждать, что мужчин возвышают женщины?

—  Есть, мой повелитель, есть, — ответила девушка. — Жил на свете один егет, такой бедный и безвредный, что люди даже считали его тронутым. Во многие дома хо­дили от егета сваты, но люди, имевшие дочерей, не то что разговаривать со сватами — в ворота пускать их не хотели. «Кем считать этого вашего егета? — говорили сватам. — Человеком — слишком много чести, а скоти­ной — нет на нем шерсти. Как ему содержать жену, как детей растить?»

Не было к егету никакого уважения, всяк, увидев его, насмехался над ним.

Все же из вежливости пустили сватов в один дом, и родители девушки сказали: «Вот уже год ради этого бедняги вы ходите в сватах, а никто дочь за него не отдает. И у нас нет такой дочери, чтобы отдать за нику­дышного человека». Но тут вошла дочь и говорит отцу с матерью: «Наверно, этот егет — моя судьба. Не тре­вожьтесь, не показывайте сватам хмурых лиц, я выйду замуж за этого егета». И родители не воспротивились, выдали дочь за никудышного человека.

Начали молодые жизнь свою налаживать. Жена ока­залась искусной в рукоделии. Брала у богатых людей работу, шила-вышивала, а потом покупала на свои деньги товары и учила мужа торговать. И вот егет, которого считали никудышным, стал самым удачливым купцом. Все стали смотреть на него с уважением. И объясняя его удачи, говорили: «На умной девушке женился. Она его возвысила».

Так закончила девушка свой второй рассказ.

Царь, восхитившись ее умом и целомудрием, женил на ней своего сына, будущего царя.

Девушка, благодаря уму, никогда ничем чести своей не запятнала.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов.