Могила Навалихина

Около 1890—1898 годов человек по вмени Навалихин добывал зо­лото и обрабатывал его на Султановских приисках. Потом вдруг золо­то почему-то иссякло.

В ту же пору другой богатей — Рамеев — тоже занимался золото-добычей. Он предложил Навалихину: «Продай мне местечко под наз­ванием Султан». Вот Навалихин и продал свой прииск. В тот же день люди Рамеева стали разрабатывать новые места.

В тот самый момент, когда договор между двумя сторонами был сос­тавлен и скреплен подписями, ворвался один из людей Рамеева и вы­крикнул: «Нашли около 30 пудов золота».

Потрясенный Навалихин, не зная, что делать, взбежал на вершину горы Каратау, забрался на самую ее макушку. Присел было отдохнуть, да там и дух испустил.

Родные опустили его тело вниз и похоронили у подножья горы.

Вот откуда взялась могила Навалихина.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Урочище «Имел надежду»

(Умут биргэн)

Когда начинаешь говорить о прошлом, прожитом, и смешно стано­вится порой, и злость забирает в горестных местах.

К примеру, люди никогда не будут вспоминать добром проделки бая Кулукая. Он единолично держал более десяти батраков. И хоть всю жизнь гнули на него спину батраки, все же прокормить себя не могли. Сам же бай был очень богатым человеком, имел целое стадо ко­ров, табун лошадей, бессчетное количество ульев.

Однажды лошадей бая стал пожирать медведь. Были очевидцы, ко­торые видели, как медведь-пожиратель вылезал из урочища Ясы Узяк — Широкая лощина (так называлось в то время нынешнее урочище «Имел надежду»). Когда число лошадей заметно поубавилось, обратился бай к своим батракам с такими словами: «Тому, кто убьет медведя в урочи­ще Ясы Узяк, тому дам пару лошадей и вдобавок корову».

У бая служил в батраках сын бедного человека по имени Низаметдин. Он-то и начал охоту на медведя. А разве медведь так просто дает­ся в твои руки? И бедный Низаметдин, можно сказать, дневал и ноче­вал в урочище Ясы Узяк. Недаром же говорят: «Кто хочет, тот своего достигнет», —  на пятый день Низаметдин приволок-таки большого буро­го медведя. Радости его не было предела. Сообщил он баю весть про медведя. Поглядел тот на медведя и произнес: «Так ведь этот совершен­но бурый, а тот, что задирал лошадей, был с чернинкой. Но что делать, коль ты добыл медведя, нельзя же тебя без подарка оставлять», — и с теми словами велел дать охотнику одного барашка и мешок пшена. Скупец. Проклятый карун! И бог его проклял. Смерть свою он нашел от медведя.

Что же касается бедняги Низаметднна, то он обронил две слезин­ки и пошел домой, не сказав ни слова. На другой день он отправился в чужие края. Проходя мимо урочища Ясы Узяк, он пропел такую песню:

Ясы Узяк мой, я имел надежду
Через тебя скотину раздобыть.
Кулуй скотину добытую отнял:
«С тебя барашка хватит, стало быть...»

После песни Низаметдина то урочище стали называть урочищем «Имел надежду».

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Прах Абыза

(Абыз улеге)

В старину люди проживали на яйляу*, что выше аула Ибраево. Мулла по имени Абыз опозорил многих девушек. Все жители яйляу стали его ненавидеть.

Однажды собрали большой зиин**-сход, и пригласили на него муллу. Все люди, сидя на своих местах, ждали прихода муллы. Для него ос­тавили специальное место. Над ямой двухметровой глубины постлали широкий палас-кошму, сюда же бросили подушку. Два человека береж­но подвели муллу к почетному месту. Стоило мулле сесть на подушку, как он тут же обрушился в яму. Там его и похоронили заживо. Это место сейчас называют Абыз улеге.


* Яйляу — летовка. (1. Летняя пастьба / Летнее пастбище. 2. Строение для временного проживания летом скотоводов, охотников и т.п.)
** Зиин носит характер сабантуя и сопровождается всеми присущими ему состязаниями (Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии, ч.П. Быт башкир. Л., 1925.)

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Место, где умерла сваха

В прежние времена у башкир был обычай «брать кот».

Перед свадьбой, когда родные невесты выходили встречать сватов, они брали с собой свой подарок — кот. После этого они поворачивали своих лошадей и уносились прочь. Сваты со стороны жениха должны были настичь беглецов. Кот доставался тому, кто первым догонит не­вестиных людей.

Во время преследования одна старая сваха упала с телеги на ка­менистое место и умерла. То место стали называть Местом, где умерла сваха.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Устье реки, где джигиты повязывали платок любимой

(Янтастарлаган тамагы)

В старину, когда жених приезжал за невестой, его сопровождали на лошадях несколько верных друзей. Невеста ожидала его тоже на коне вместе с подругами-наездницами. Стоило джигитам приблизиться, как девушка пускала свою лошадь вскачь, а подруги тоже уносились вместе с ней. Жених должен был догнать свою любимую и на скаку накинуть на ее голову тастар*.

Этот обычай был широко распространен в наших краях, а скачки происходили неподалеку от села Сергеевка в седловине гор Кургашлы и Кумбелекле, где находится устье реки. Это название осталось с тех памятных времен


* Тастар — платок в виде полотнища в два с половиной аршина.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.