Могила Навалихина
Около 1890—1898 годов человек по вмени Навалихин добывал золото и обрабатывал его на Султановских приисках. Потом вдруг золото почему-то иссякло.
В ту же пору другой богатей — Рамеев — тоже занимался золото-добычей. Он предложил Навалихину: «Продай мне местечко под названием Султан». Вот Навалихин и продал свой прииск. В тот же день люди Рамеева стали разрабатывать новые места.
В тот самый момент, когда договор между двумя сторонами был составлен и скреплен подписями, ворвался один из людей Рамеева и выкрикнул: «Нашли около 30 пудов золота».
Потрясенный Навалихин, не зная, что делать, взбежал на вершину горы Каратау, забрался на самую ее макушку. Присел было отдохнуть, да там и дух испустил.
Родные опустили его тело вниз и похоронили у подножья горы.
Вот откуда взялась могила Навалихина.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Урочище «Имел надежду»
(Умут биргэн)
Когда начинаешь говорить о прошлом, прожитом, и смешно становится порой, и злость забирает в горестных местах.
К примеру, люди никогда не будут вспоминать добром проделки бая Кулукая. Он единолично держал более десяти батраков. И хоть всю жизнь гнули на него спину батраки, все же прокормить себя не могли. Сам же бай был очень богатым человеком, имел целое стадо коров, табун лошадей, бессчетное количество ульев.
Однажды лошадей бая стал пожирать медведь. Были очевидцы, которые видели, как медведь-пожиратель вылезал из урочища Ясы Узяк — Широкая лощина (так называлось в то время нынешнее урочище «Имел надежду»). Когда число лошадей заметно поубавилось, обратился бай к своим батракам с такими словами: «Тому, кто убьет медведя в урочище Ясы Узяк, тому дам пару лошадей и вдобавок корову».
У бая служил в батраках сын бедного человека по имени Низаметдин. Он-то и начал охоту на медведя. А разве медведь так просто дается в твои руки? И бедный Низаметдин, можно сказать, дневал и ночевал в урочище Ясы Узяк. Недаром же говорят: «Кто хочет, тот своего достигнет», — на пятый день Низаметдин приволок-таки большого бурого медведя. Радости его не было предела. Сообщил он баю весть про медведя. Поглядел тот на медведя и произнес: «Так ведь этот совершенно бурый, а тот, что задирал лошадей, был с чернинкой. Но что делать, коль ты добыл медведя, нельзя же тебя без подарка оставлять», — и с теми словами велел дать охотнику одного барашка и мешок пшена. Скупец. Проклятый карун! И бог его проклял. Смерть свою он нашел от медведя.
Что же касается бедняги Низаметднна, то он обронил две слезинки и пошел домой, не сказав ни слова. На другой день он отправился в чужие края. Проходя мимо урочища Ясы Узяк, он пропел такую песню:
Ясы Узяк мой, я имел надежду
Через тебя скотину раздобыть.
Кулуй скотину добытую отнял:
«С тебя барашка хватит, стало быть...»
После песни Низаметдина то урочище стали называть урочищем «Имел надежду».
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Прах Абыза
(Абыз улеге)
В старину люди проживали на яйляу*, что выше аула Ибраево. Мулла по имени Абыз опозорил многих девушек. Все жители яйляу стали его ненавидеть.
Однажды собрали большой зиин**-сход, и пригласили на него муллу. Все люди, сидя на своих местах, ждали прихода муллы. Для него оставили специальное место. Над ямой двухметровой глубины постлали широкий палас-кошму, сюда же бросили подушку. Два человека бережно подвели муллу к почетному месту. Стоило мулле сесть на подушку, как он тут же обрушился в яму. Там его и похоронили заживо. Это место сейчас называют Абыз улеге.
* Яйляу — летовка. (1. Летняя пастьба / Летнее пастбище. 2. Строение для временного проживания летом скотоводов, охотников и т.п.)
** Зиин носит характер сабантуя и сопровождается всеми присущими ему состязаниями (Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии, ч.П. Быт башкир. Л., 1925.)
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Место, где умерла сваха
В прежние времена у башкир был обычай «брать кот».
Перед свадьбой, когда родные невесты выходили встречать сватов, они брали с собой свой подарок — кот. После этого они поворачивали своих лошадей и уносились прочь. Сваты со стороны жениха должны были настичь беглецов. Кот доставался тому, кто первым догонит невестиных людей.
Во время преследования одна старая сваха упала с телеги на каменистое место и умерла. То место стали называть Местом, где умерла сваха.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Устье реки, где джигиты повязывали платок любимой
(Янтастарлаган тамагы)
В старину, когда жених приезжал за невестой, его сопровождали на лошадях несколько верных друзей. Невеста ожидала его тоже на коне вместе с подругами-наездницами. Стоило джигитам приблизиться, как девушка пускала свою лошадь вскачь, а подруги тоже уносились вместе с ней. Жених должен был догнать свою любимую и на скаку накинуть на ее голову тастар*.
Этот обычай был широко распространен в наших краях, а скачки происходили неподалеку от села Сергеевка в седловине гор Кургашлы и Кумбелекле, где находится устье реки. Это название осталось с тех памятных времен
* Тастар — платок в виде полотнища в два с половиной аршина.