Кустарник Яухар
Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.
Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом все вместе отправлялись на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из ее деверей* и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало достала из-за нагрудника кумыз** и стала на нем наигрывать. Парень, затаившийся в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш.
Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а ее деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике.
Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках их невестки. С тех пор то место, что покрыто кустарниковыми зарослями, стали называть Кустарником Яухар — Йэухар кыуагы.
* Деверь - брат мужа (прим. администратора dreams4kids.ru)
** Кумыз (кубыз) — щипковый музыкальный инструмент.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Яйляу*, где Шакира стреляла из лука
Шакира стреляла из лука — так называется продолговатая луговина.
В прежние времена на это место ежегодно выходили наши прадеды, устраивали сабантуи, доили кобылиц, сбивали кумыс, веселились — словом, летовали.
Однажды устроили состязания по стрельбе. Стреляли, стреляли, да только ни один мужчина, считавший себя метким стрелком, не мог попасть в мишень.
На том яйляу была невестка по имени Шакира, и была она пригожа собой, проворна и охоча до работы. Подошла она к мужчинам, которые никак не могли попасть в мишень, и сказала так: «Попробую и я выстрелить». Первым же выстрелом послала она стрелу в цель.
С тех самых пор то яйляу стали называть «Яйляу, где Шакира стреляла из лука».
* Яйляу — летовка. (1. Летняя пастьба / Летнее пастбище. 2. Строение для временного проживания летом скотоводов, охотников и т.п.)
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Могила Халиля
(Хэлил кэбере)
В древности среди башкир шли бесконечные столкновения из-за земли и воды. Особенно отличались в этом смысле Бурзянский и Кыпсакский роды, которых ничто не могло примирить. Вконец изнемог и отчаялся народ от нескончаемых стычек и сражений. Вот тогда старик по имени Халиль нашел такой выход: он поставил себе дом как раз на границе двух родов — бурзянцев и карагай-кыпсаков. Обе стороны стали сдерживать свои страсти, не решаясь тревожить и досаждать старому человеку.
Перед смертью старик Халиль оставил людям такое завещание: «Похороните меня не на кладбище, а на самой границе между родами. При жизни я удерживал их от взаимной вражды, пусть же и после смерти тело мое не допустит ненужных распрей».
Народ чтит память и завет старика Халиля. С тех пор кончились стычки между соседними родами, они стали жить в мире и согласии.
Такова история Могилы Халиля.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Поляна Черной коровы
(Кара hыйыр яланы)
Батыр бурзянского рода Каракулумбет убил батыра рода кыпcаков Бабсак-бия, разграбил его страну, уничтожил ее жителей и угнал весь скот. От Бабсака остался малолетний сын Кусяк. Когда он подрос, то вернулся к своему дедушке Уразхану, собрал там войско и выступил против Каракулумбета. Он разгромил его войско, а самого изловил на какой-то поляне у горы Масем, посадил верхом на черную корову и с позором повез в его собственную страну. С тех пор поляну, где Кусяк посадил Каракулумбета на черную корову, стали называть поляной Черной Коровы. Те места, где Кусяк отдыхал по пути домой, тоже обрели название «Черной Коровы».
Местечко с названием «Черная Корова» есть на земле аула Старое Усманово. Одну из горных вершин между Ново-Субхангуловым и аулом Тимерево также называют вершиной Черной коровы.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Курган Айдара
(Айдар-тубэ)
На севере деревни Халилово есть небольшой курган. Его называют Айдар-тубэ — Курган Айдара.
Много-много лет тому назад между башкирами и киргизами была кровопролитная война из-за земли. На той стороне Яика проживали киргизы, на этой — башкиры. На кургане, находившемся возле аула Халилово, жил киргизский батыр Айдар. Он сражался против своих сородичей вместе с башкирами. В одном из боев он погиб. Башкиры с почестями похоронили его на вершине того кургана, и могилу его обнесли каменной оградой.
Могила батыра существует и до сих пор.