Киргизское перепутье

(Кыргыз айырыhы)

На юге аула Галиакбар есть курган. В том месте когда-то сошлись в жестоком сражении киргизы и бурзянцы. Сказывают, после того сра­жения осталось много трупов. Особенно много воинов потеряли кир­гизы. Бурзянцы отказались дать землю для их захоронения. Киргизам пришлось возить ее в лыковых кадках из родных краев. Они везли эти кадки через бескрайние степи на двугорбых верблюдах. Возили они так, возили, и вот образовался этот курган.

Теперь этот курган называют Киргизским перепутьем.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Луг Фатимы

Сказывают, жила, мол, некогда красивая девушка по имени Фатима. С детства осталась она сиротой и росла беспризорно в чужих руках. С ранней весны до черной осени пасла она скот местного башкирского бая. Много пришлось ей вступать в схватки: то с волками, охраняя скотину, то с байскими сынками, защищая девичью честь.

Однажды на стадо ее вышли неожиданно иноземные разбойники. И решили они увести с собой и красивую девушку, и скотину, которую она пасла. Вооружившись сукмаром, Фатима выступила против тех разбойников. Схватка была беспощадной — облако пыли вздыбилось над землей, и сама она сотрясалась под ногами сражающихся. Силы девушки-богатырши стали иссякать. И все-таки она не сдалась до самой своей смерти. Злобные разбойники искрошили тело девушки, как лапшу, и принялись угонять ее стадо. Запоздало явившиеся на помощь джигиты с большими почестями похоронили девушку у подножья горы, где она приняла бой. С тех пор, гору ту стали называть «Гора Фатимы» (Фатима тауы), а луг, находящийся под той горой, стал называться «Луг Фатимы».

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Лощина Теляу

Раньше здесь постоянно происходили стычки между башкирскими и казахскими племенами. Так однажды батыр рода Теляу лежал вмес­те со своим товарищем, выжидая казахов. Когда казахи появились на горе, друзья увидели, что на батыре, едущем впереди других, надета кольчуга.

—  Как же его убить с первого раза? — спросил Теляу-батыр своего друга.

—  А ты попробуй расщепить наконечник своей стрелы, ею и стре­ляй, — посоветовал друг.

Теляу так и сделал — расщепил наконечник стрелы и пустил ее в казахского батыра. Тот упал на месте.

—  Ай-бай, наверное, тут затаился батыр истяков*, — воскликнули потерявшие своего главаря казахи и повернули назад.

Ту лощину, где лежал Теляу-батыр, стали с тех пор называть Лощина Теляу.


* Так раньше казахи называли башкир

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Поле, покрытое кровью

(Канъяткан яланы)

Когда-то на вершине горы Тора-тау обосновался монгольский хан. Земля солнца не видела — его закрывал от нее ханский шатер. Много мук изведал народ, много горестей испытал. В конце концов, терпение его истощилось — он поднялся на битву.

Особенно кровопролитными были в тех местах два сражения, тра­ва покраснела и стала влажной от пролитой крови. С тех самых пор по­ле то стали называть Канъяткан — Поле, покрытое кровью.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Асылыкуль

Много-много лет назад этого озера не существовало.

Через аул Бурангулово протекала река под названием Асылы. Она впадала в реку Сармасан. На месте озера возвышалась гора под названием Ташлытау (Каменная гора), и все вокруг было покрыто ле­сами.

Несколько сот лет назад из-за той горы летним днем взошла чер­ная туча. Началась сильная гроза, полил ливень. Он был настолько сильным, что река Асылы затопила весь аул. Но гром и молния про­должались. Вся земля задрожала, затряслась. Люди валились с ног, в тревоге и страхе ревели звери.

Смотрят наутро — а гора Ташлытау провалилась посередине, и на том месте образовалось большое озеро. Река Асылы изменила русло и стала впадать в то озеро. Вот потому озеро стали называть Асылы­куль.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.