Река Ток
Башкиры, проживавшие на берегу озера Асьтлыкуль, далеко уходили в поисках кочевки и выпасов для скота. Однажды оказались они в этих местах. Поднялись они па гору, огляделись вокруг, и видят: по зеленым лугам протекает река. И берега той реки, ее спокойная долина показались им очень удобным местом для становья. Спустились они к реке, чтобы напоить лошадей, а в воде кишмя кишит рыба. Всем своим видом понравилась пришельцам та река. Полноводная река, полная рыбы, широкая долина, поросшая высокой травой, есть и леса. «Всем богата река, — сказали они, — ток-река*»,— и дали реке название Ток.
Когда они вернулись на берега Асьтлыкуля и рассказали сородичам о своем открытии, девятнадцать дворов, собравшись вместе, ушли в сторону реки Тока, и вместе с собой угнали свою скотину. А позднее и вовсе переселились на новые места. От тех дворов — от каждого из них — образовались потом башкирские аулы.
* Ток (тук) — сытый.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Иргиз
У человека по имени Якуп, что жил в ауле Хасаново, была одна единственная дочь. Отец нежно ее любил, желал, чтобы она росла по-мальчишески отважной и неустрашимой.
Сам Якуп был хорошим охотником и отменным стрелком. Он брал на охоту свою дочь, снабдив ее необходимым оружием, одобрял ее участие в скачках.
В те времена между соседними племенами постоянно происходили стычки и даже кровопролитные сражения из-за леса, воды, и пастбищ для скота. Башкиры этого края воевали в основном из-за выгонов и пастбищ.
В одном из таких сражений вместе с аулчанами участвовали и отец со своей дочерью. И она не только не посрамила девичье имя, но и удивила всех чисто мужскими подвигами. Когда она самозабвенно предалась битве, в спину ей угодила вражеская стрела. Но она точно и не заметила ее — продолжала сражаться, забыв обо всем, пока силы не стали иссякать и мир не померк перед глазами. Оглянулась она — а вокруг ни единой души. Отважная девушка упала на седло, и верный конь привез ее на родину. Так, в седле, девушка и умерла, а до предела уставший конь едва дотащил ноги до дома. Остановился он. Девушка упала на землю. Но верный копь ее не покинул, он выщипал вокруг всю болотную траву, а затем стал фыркать и рыть землю копытом, как бы призывая свою хозяйку подняться с земли. И вдруг в том месте, где он вырыл большую яму, ударил из-под земли прозрачный поток воды и устремился по низине, прорывая себе русло.
Девушку с большими почестями похоронили па том месте. «Это была девушка с львиным сердцем!» — говорили про нее. «Она была девушкой-мужчиной — ир-кыз!» С тех пор и осталась связка этих слов — «ир-кыз». Постепенно тот выбившийся из под копыт ее коня ручей тоже стали называть «Ир-кыз».
Прошли годы. Память о «Ир-кыз» не забылась. Только слова те несколько видоизменились, и реку стали называть «Иргиз».
Народ хранит в своем сердце и свою отважную «Ир-кыз» и полноводную реку свою Иргиз.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Агидель и Яик
Яик, Сакмара, Агидель, Караидель, Нугуш, Большой и Малый Ик — все они родились в одной стороне. Говорят, в древности они умели разговаривать. Вот и договорились между собой: «Все будем течь в одну сторону. Если потечем в южную сторону, где-нибудь да встретимся» Так и отправились вдоль Урала.
Яик пошел медленно, не спеша. Шел-то медленно, да по той причине, что не встречал на пути никаких препятствий, легко проложил себе русло.
На пути Ика и Сакмары то и дело встречались крутые горные кряжи и скалы. Они огибали их и текли дальше, пока не вышли на степной простор. А там уже встретились друг с другом.
Но еще больше горных преград оказалось на пути Агидели и Караидели, и им пришлось постоянно петлять, удлиняя себе дорогу. Поэтому они отстали от своих собратьев. И тогда закричала Агидель:
— Эй. куда вы убежали?
Сакмара и Ик хотели ей ответить, но Яик запретил им откликаться.
— Молчите, молчите. Не нужно, чтобы она с нами сливалась. Пусть идет своей дорогой.
Зато среди гор и лесов с Агиделью слилось множество других рек и ручьев. Поэтому она становилась все полноводней и мощней в течении. Этого-то и испугался Яик: станет зазнаваться, навяжет нам свое имя, лучше быть от нее подальше.
А Агидель шла и шла вперед. Так как те не подавали голоса, она резко повернула возле Кунгака в сторону и понесла туда свои воды. По пути она вбирала в себя все новые и новые речки и родники. Бег ее становился все величественнее и плавнее, а когда в неё влилась Уфимка, вообще стала восхищать взоры всех, кто ее видел. В конце концов, она сама влилась в Каму, а затем — в еще более величавую реку Идель-Волгу, и сама не заметила, как впала в седой Каспий. И оказалось, что Идель стала неизмеримо более широкой и полноводной, чем брат ее Яик.
Так из-за зависти своей остался Яик мелководной и бесславной рекой. По ней не могли плыть даже суда. А по Агидели и Уфе (о Каме нечего и говорить) плывут большие пароходы. О них сложили песни. (Каризел) — досл, Черная река
Поведают старые люди эти легенды и непременно напомнят, что никогда и никому нельзя завидовать.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Кровавое озеро
(Канлыкуль)
В местечке Каракуль жила девушка-ханша, а в местечке Акташ — мужчина-хан. Они враждовали между собой. И война между ними была настолько жестокой, что кровь потоком стекала в озеро. Три дня и три ночи ревело оно в своем отвращении к стекшей в него крови, а затем не выдержало — взлетело в небо со всеми своими рыбами и опустилось на озеро Аккуль. И осталось оно лежать там на дне того озера.
Никто бы не знал, где находится то озеро, да увидели рыбу на песчаном берегу, лягушку, изнывающую рядом с ней. По ним и нашли дорогу к Аккулю.
То место, откуда вылетело озеро, стали называть Канлыкуль. Крутой берег, что находится между Старым и Новым Ирныкши, как раз и остался от того улетевшего озера.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Брод бия
Брод, который называют «Бродом бия», находится ниже деревни Байназарово. В старину бурзянский и кыпсакский роды постоянно враждовали друг с другом. В одном из сражений кыпсакский батыр Кусяк-бий пленил главу бурзянского рода Каракулумбета, перебил его сородичей, а самого для всеобщего позора посадил на черного телка и провез через этот брод. С тех пор брод возле Байназарова стал называться «Бий кисеуе».