Калым

У седого старика Урала был сын-батыр по имени Яик. А у старухи Иремели, говорят, была писаная дочь-красавица по имени Агиделькай. Задумал старик Урал женить своего сына на той девушке-красавице. Очень богатый калым за нее уплатил. Отдал Яик все леса на своих берегах: сосны, ели, дубы, березы. Забрала все это старуха Иремель и украсила ими берега Агидели.

В уныние впал тут Яик, подумал про себя, что если девушка Агидель станет слишком красивой, то и смотреть на него не станет. Подумал он, значит, так, да и подался в сторону Хазарского моря.

Узнал о том старик Урал и стал тужить по бесполезно отданном калыме. Хорошо, если родители девушки откажутся от ветреного же­ниха, тогда по старинному башкирскому обычаю можно воротить ка­лым обратно. А если не откажутся?...

Родители невесты не отказались от зятя. Агиделькай очень любила Яика. «Я все ему прощу, — сказала она, — пусть он только вернется ко мне».

Очень упрашивали Яик, чтобы он воротился назад, но Яик не внял никаким уговорам и мольбам. Все стеснялся показаться Агидели на глаза. Сам же он тосковал по Агидели и пел так:

Даже лук орошать бы рад —
Нету лука — куда мне деваться?
Я бегом возвратился б назад,
Да обычая нет возвращаться.

И в самом деле, на берегах Яика не то чтобы сосны, ели или березы, даже дикий лук не рос.

Так и остался невозвращенным калым, заплаченный за Агиделькай. С тех пор и течет в Хазарское море Яик через мертвые пустыни, сви­стящие песчаными буранами.

А по берегам Агидели на веки вечные остались расти вечнозеленые сосны и ели, белые березы, лохматые дубы и исходящие медовым бла­гоуханием липы...

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Агидель и Караидель

Однажды встретились Агидель и Караидель, и решили утром вместе отправиться в путь.

Проснулась поутру Агидель, а той и след простыл. Желая догнать Караидель, поскакала Агидель от скалы на скалу, от одного горного кряжа на другой, но догнать так и не смогла. Повернула она обратно и пошла другим путем. Поэтому, если один берег Агидели вздыбился крутыми скалами и высокими холмами, то другой — сплошная равнина. Если одна ее сторона — низина, то другая на всем своем протяже­нии — горный хребет.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Караидель

(Уфа)

В стародавние времена, в густом лесу, там, где начинается нынеш­няя река Караидель, жил-был один батыр. Был он из тех батыров, которые много видели на своем веку, много земель проехали, во мно­гих войнах принимали участие. Когда он в последний раз отправлялся на войну, царь, признавая его героические заслуги перед страной, призвал к себе и сказал так:

—  Ты, джигит, спас нашу Отчизну. Спасибо тебе за это. Возьми из моих сокровищ все, что пожелаешь, и вези к себе домой.

—  Благодарю тебя, — отвечал джигит. — Мне не нужно никаких сокровищ. Мне достаточно двух вещей, мой царь.

—  Милости прошу, сынок, — отвечал царь. — Я готов дать тебе все, что ты хочешь.

—  Ты мне, царское твое величество, если можешь, дай свободу, — сказал тогда джигит. — Уеду я куда-нибудь подальше и буду там жить на свободе до скончания своих дней.

—  Хорошо, — произнес, подумав, царь. — Над этим мы поразмыс­лим. Еще какая у тебя просьба?

—  Вторая моя просьба — конь. Дай мне, мой царь, вороного ска­куна из своего золотого сарая. Будет мне друг на чужбине.

Задумался царь. Обе просьбы джигита оказались непростыми.

—  Сказанное слово — что выпущенная стрела, мой царь, не забудь, что ты перед этим сказал.

После этих слов батыра царь велел привести коня и объявил джи­гита свободным и вольным человеком.

А батыру только того и надо. Вскочил он на вороного коня, ударил стременами и птицей полетел в родную сторонку, к Уральским горам. Сказывают, не было в тех краях человека, который бы не загляделся на его коня, не восхитился тайно или вслух. А там и завидовать начали. Есть друзья, есть и враги, объявились и такие, что не прочь были по­сягнуть на коня батыра. Тогда-то он и подумал: «У меня есть воля, есть вороной, чтобы сесть в седло. Почему же я должен жить среди этих людей?» И уехал он куда глаза глядят, поездил по земле, а потом обос­новался у подножья одной горы. Там вырыл он себе глубокую нору ж стал в ней жить.

К тому времени слава о его вороном коне разнеслась по всей стра­не. Да и в других странах тоже. Отовсюду приезжали гонцы, чтобы взглянуть на редкостного коня. Разные цари из разных стран присы­лали своих людей, обещая за коня любые самые дорогие дары.

И тогда вороной сам заговорил человечьим языком:

—  Эй, джигит, смотри, не проворонь меня. Давай лучше отправим­ся в путь. Когда мы в дороге, никто не сможет меня у тебя отнять.

—  Нет, — ответил батыр. — Я тебя, мой скакунок, и так никому не отдам. Спрячу внутри вот этой горы.

Он снова стал рыть гору, спрятал там своего коня и завалил свер­ху громадным камнем.

А люди, желающие повидать коня, шли со всех сторон. Не выдер­жав печального одиночества, заржал во чреве горы вороной жеребец. Голос его разнесся далеко во все стороны. Услышали его повсюду и пошли на тот голос гонцы со всех концов света. Устроив засаду, они схватили того батыра, обнаружили место, где был спрятан вороной жеребец и стали пробираться в подземелье. Почуяв беду, жеребец стал дожидаться непрошенных гостей. Едва был отторгнут последний ка­мень, как он сорвался с места и стрелой вылетел из своего убежища.

От могучей силы его копыт рухнула гора и оттуда вырвался водный поток. То в одну, то в другую сторону скакал вороной жеребец через густые леса, а водный поток, вырвавшийся из горных недр, бежал вслед за ним, не отставая ни на шаг от его быстрых копыт. Вороной скакун домчался до Агидели и исчез с глаз долой. Никто его больше не видел и не слышал. А вода влилась в Агидель-реку и пополнила ее берега. Вот так возникла Караидель* — нынешняя река Уфа.


* Караидель (Каризел) — досл, Черная река

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Озеро Водяного

(Эялекуль)

В прежние времена примерно в трех километрах к западу от дере­вни Максютово существовало, говорят, некое озеро. И был у того озе­ра хозяин — водяной. Каждое утро перед восходом солнца водяной принимал обличье девушки-красавицы и омывался водами своего озе­ра. И сколько ни охотились за той красавицей, поймать так и не мог­ли. Тогда какой-то джигит предложил: «Подбросим-ка мы водяному сапог и станем подстерегать — что он станет делать?»

И вот подложили они хозяину озера сапог. Как обычно, вышел во­дяной поутру умываться, глядь — а перед ним сапог! Схватил он его и, недолго думая, стал натягивать на ногу. Уж так старается, так пых­тит, да вот беда: сунет он в тот сапог одну ногу, а другая босой остает­ся, сунет другую — первая опять же босая. Долго он так возился, пока не догадался обе ноги в один сапог сунуть. Хотел встать, да не тут-то было: не может шагать — все падает да падает. Вот тогда-то аул-чане сообща и поймали водяного. А он возьми да взвизгни так, что люди поневоле шарахнулись по сторонам.

Говорят, с тех пор и сбежал водяной с того озера, и вода в нем в скором времени высохла. Не стало озера.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Озеро Елкысыккан

В старину у одного охотника-башкира была очень хорошая охот­ничья собака. Звали ее Куктуш — Серогрудка. Не было дичи, которую бы она не настигла, птицы, которую бы она не поймала.

Однажды в лесу на охоте встретился им какой-то джигит. Ему очень понравилась собака, и он стал просить хозяина отдать ему Серогрудку. Взамен джигит обещал вывести из озера лошадей. И так он надоел своими просьбами, что охотник-башкир внял им наконец и отдал свою собаку загадочному парню. А тот погрузился в озеро вместе с собакой и вывел оттуда кобылицу. Посадил он на нее охотника и сказал такие слова: «Ты поезжай на этой кобыле вперед, и вслед за тобой из озера станут выходить другие лошади. Только не оглядывайся назад». Ска­зал он так и тут же исчез вместе с собакой.

Поехал охотник на своей кобыле. Через некоторое время он услы­шал за спиной ржание лошадей, топот множества копыт, фырканье кобылиц. Не выдержал он и оглянулся назад. И стоило ему оглянуть­ся, как половина выходившего из озера табуна опять нырнула в то же озеро. Остались только те, что уже выбрались на берег.

Вышедшие из озера лошади были пегой масти с мышиной спиной. Вот от тех лошадей и осталась в нынешних животных пегая масть. Позднее озеро то назвали «Елкысыккан» — «Озеро, откуда вышли ло­шади».

Озеро и поныне удивляет взор темной своей водой с каким-то таин­ственно-синим светом. И летом, и весной, и зимой оно держится одно­го уровня — вода в нем не прибывает и не убывает. Нет в нем ни рыбы, ни какой-то другой живности.

Рядом с этим озером есть еще и другое — Ыгышмакуль — Плаву­чее озеро. Раньше на островке, что посреди озера, росла одна береза.

Тот островок вместе с березой перемещался по озеру, приставал то к одному, то к другому берегу, поэтому его прозвали Плавучим остров­ком. Теперь береза вместе с островком закрепилась у верхнего берега и пустила там корни. Уровень этого озера тоже такой же, что и у озера Елкысыккан. Вода в нем не прибывает и не убывает. Два озера связаны между собой подводным течением.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.