Сердце-гора

(Юряк-тау)

Много-много лет тому назад в одном из аулов, расположенных не­подалеку от этой горы, жила прекрасная девушка по имени Айхылу и молодой батыр Ханбулат, которому в силе и удальстве не было рав­ных во всей округе. С детства играли они вместе, вместе и подрастали, а потом полюбили друг друга. Когда девушка выросла и расцвела во всей своей удивительной красе, один за другим повалили сваты в ее дом. Но девушка отказывала всем подряд. Однажды прислал своих сватов и самый богатый, самый злой и коварный и самый обидчивый бай аула Типтегул, и тогда отец Айхылу наконец-то переломил упорство до­чери и заставил ее дать согласие пойти за бая пятой женой.

Накануне свадьбы Ханбулат похитил Айхылу и увез неведомо куда.

В страшном гневе Типтегул воскликнул:

«Еще не родился на свет батыр, который посмел бы пойти против меня, Типтегула, который держит в своих руках всю округу. Имя мне не будет Типтегул, если я дам жить на земле этому негодяю. Я вырву сердце у этого голодранца. Вырву и брошу на съедение собаке. Как сказал — так и будет. Я не люблю повторять дважды!»

Все лето джигит и девушка жили, скрываясь в горах и лесных ча­щах. Когда начались страшные холода, они тайком вернулись ночью в свой аул. Однако об этом донесли Типтегулу. Тот решил нанять лю­дей. В одну из темных ночей прислужники бая схватили джигита и привели его на ту самую гору. Типтегул-бай огромным ножом, кото­рым режут скотину, сам вырезал сердце из груди связанного по рукам и ногам Ханбулата. Только было бросил он его собакам, как откуда ни возьмись упал с неба беркут, схватил своими могучими когтями сердце джигита и унес его в свое гнездовье — высоко в горы.

Бай старался сохранить в глубокой тайне свое преступление. Но обмануть чуткое сердце Айхылу он не мог. Девушка отыскала тело Ханбулата, упав на него, проплакала три дня и три ночи.

—  Раз возлюбленный мой мертв, для чего мне мое сердце? Я отдам тебе свое сердце, мой Ханбулат, отомстишь и за меня тоже, — восклик­нула она, вырвала свое сердце и вложила его в грудь Ханбулата. Сама же тотчас умерла.

Ханбулат ожил. Увидев мертвое тело своей возлюбленной, все сразу понял. А сердце — сердце девушки — пылало в его груди жгучей ненавистью к тем, кто причинил им столько страданий. С того дня Ханбулат стал мстить за обоих. Один за другим сгорали байские дома, облака пепла и золы поднимались к небу. А самих баев он поднимал на вершину той горы, где жил сам, и бросал оттуда в пропасть.

Вот почему народ назвал ту гору «Сердце-гора» — Юряк-тау.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Инсебика-таш

(Камень Инсебики)

В деревне Янхары проживал бай, у которого было три жены. В той же деревне жил бедняк, у которого росла дочь-красавица по имени Инсебика. На нее-то и стал заглядываться бай. А было ему уже под семьдесят, когда Инсебике исполнилось только тринадцать лет. К тому же  у нее был джигит, которого она любила.

Отец Инсебики, мечтавший о богатстве, продал свою дочь тому баю четвертой женой.

Девушка противилась решению отца как только могла. Умоляла не отдавать ее за бая, а выдать замуж за парня, которого любила. Но отец был неумолим, и Инсебика бежала в лес. Стали ее там искать, и вдруг слышат чей-то голос. Вышли на открытую поляну и видят: дочь их сидит на самой высокой и крутой скале, нависшей над Агиделью, сидит себе, свесив ноги, и напевает печальную песню:

Над Агиделью скалы — благодать.
На скалах тех орлы лишь гнезда вьют.
Родители хотят меня продать —
Никак сундук свой тощий не набьют.

Долина Агидели в ясной мгле —
Кому, ответь, останется она?
Счастливые живут ли на земле?
Не потому ль судьба моя черна?

Так пела она, озирая родимые долины Агидели.

Когда родители приблизились к ней и хотели было ее схватить, Инсебика вдруг вскочила на ноги и бросилась вниз с той крутой скалы.

С тех пор народ называет ту скалу Инсебика-таш — Камень Инсебики.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Гора Еркея

(Йэркэй тауы)

Примерно в километре от деревни Сурень есть местечко под назва­нием Гора Еркея. Еркей был отважным джигитом, храбро сражавшим­ся против царских войск. Его схватили в тот момент, когда он прятался под камнем этой самой горы, в пещере наподобие шалаша. Сам же Еркей был выходцем из деревни Бузаулык.

Правительство облагало народ непосильными налогами. Еркей и его друзья избивали сборщиков налогов и отправляли их обратно. При приближении войск карателей Еркей вместе со своим родом подался в горы и леса. Перейдя через Идель и Ашкадар, они пришли к Боль­шому Ику. Чтобы ввести врагов в заблуждение, Еркею дали новое имея — Буранбай. Поэтому его называют двойным именем — Еркей и Буранбай¹.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Уктау

(Гора стрельбы)

Здесь проходили войска Пугачева. Башкиры выступали на стороне Пугачева. Под натиском солдат Белой царицы башкиры вынуждены были отступить к реке Зилим, а затем сгруппировались в пещере одной из скал, возвышавшейся у той реки. Они выстругивали ядра из дуба и стреляли с нынешней горы Магаш в сторону табынских бояр. Преж­де всего они сносили крыши церквей. Однако табынцы не сдавались. Потерпев поражение, башкиры вернулись в свои пещеры и жили там долгое время.

Эту гору называют Горой стрельбы (Уктау). Там и до сих пор на­ходят наконечники стрел.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Скала, откуда упал Котой

(Котогоскан кая)

В прежние времена проживал человек по имени Котой.

В гражданскую войну белые дважды проходили через наш аул. Когда они остановились в нашем ауле, Котой похитил у них отменного коня. Те заметили это и пустились в погоню за конокрадом. Его на­стигли в горах, где возвышалась высокая скала. Вот-вот готовы были они его схватить, но тут Котой вместе с конем взлетел на ту скалу и бросился вниз. Погибли и конь, и он сам.

С тех пор эту скалу стали называть Котогоскан кая.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.