Гора Мухиббы
Точно не знаю когда, кажется, во времена боев с калмыками, женщина-богатырь по имени Мухибба вместе с мужчинами храбро сражалась на поле брани. Когда она погибла, ее похоронили вон на той горе. Огражденная камнем могила до сих пор сохранилась.
Гору, где сражалась и погибла эта мужественная женщина, назвали горой Мухиббы (Мухибба тауы).
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Азан-таш
(Камень Азан)
На левом берегу Агидели неподалеку от аула Акауз высится красивая скала. Ее в этих местах называют Азан-таш. История этой каменной скалы такова: в древние времена на башкир напали то ли гуннские тюрки, то ли монголы, и было их несметное войско. Башкиры сражались отчаянно, защищая свою землю, но не могли устоять перед многочисленным воинством врага и потерпели поражение. Остатки разбитого на поле боя войска скрылись в дебрях лесных чащ и в теснинах гор. Здесь же скрывался некий просвещенный батыр. Он задумал собрать вокруг себя всех оставшихся в живых сородичей и отомстить врагу за поражение. Каждое утро он поднимался на вершину каменной скалы и читал азан. В тихом утреннем воздухе голос его разносился далеко, и, слыша его, разбредшийся по горам и лесам народ, стал собираться воедино. Из этих людей батыр сколотил войско, отправил гонцов по всему Башкортостану, призывая нанести ответный удар по нашественникам. По прошествии зимы башкиры разгромили сильное войско захватчиков и прогнали их из своей земли. С тех пор скалу, с которой батыр читал утренний азан, стали называть Азан-таш.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Гора Авлии
В очень древние времена случилась эта история.
В долинах Дима и Уршака проживал один славный батыр. Он стоял во главе войска Мин, успешно воюя против всяких захватчиков. Пока жив был батыр, минские племена жили в мире и спокойствии. Однажды, перевалив через Уральские хребты, пришло с востока огромное войско. На всем своем пути войско это уничтожало встречные народы и племена, грабило их богатства, угоняло скот. Минский батыр сказал тогда: «Враг, преодолевший Яик, не пройдет дальше Дима, преодолевший Дим — не пройдет через Яик!» Он собрал вокруг себя войско и выступил против коварного врага. Ожесточенным было то сражение. Горы и равнины заполнились трупами. Не выдержало вражеское войско — бежало в южную сторону.
В том жестоком сражении тяжело был ранен минский батыр. От раны своей он и умер. Батыра с великими почестями похоронили на правом берегу Уршака, на вершине стогообразной горы. Могилу его плотно обнесли камнями. Скот, брошенный бежавшим врагом, разделили между пострадавшими родами. Гора, где похоронен был минский батыр, стала священной горой.
Позднее батыра стали называть Авлией, а гору, где он был похоронен, — Авлия-тау. И на вершине той горы, и в окрестностях близлежащих аулов до сих пор находят медные наконечники. Множество медного оружия обнаружено и на вершине, и в отрогах горы. Там же были, найдены бревна, приготовленные для могил.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Курыуды
(Жарево)
Название «Курыуды» носит гора, что находится неподалеку от аула Байназар. В древности враждовали между собой Бабсак-бий из кыпсакского рода и Каракулумбет из рода бурзянцев1. Каракулумбет убил Бабсака и поголовно истребил кыпсаков. В живых остался только сын Бабсака. Когда он вырос батыром, то отомстил за отца кровной местью: он убил Каракулумбета, поднял его тело на гору и там изжарил. Так рассказывают старики.
Вот с тех пор ту гору стали называть Курыуды (Жарево).
В прежние времена кыпсаки ежегодно поднимались на ту гору и. устраивали празднество. Они поминали своих батыров, рассказывали о них предания.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Кеяуташ
(Камень жениха)
История эта случилась очень давно, три или четыре поколения тому назад. Прежде люди сватали себе невест в отдаленных местах, за сотни километров.
Некий бурзянский бай сосватал себе девушку — дочь бая Нукая — за сто верст. Когда бай выехал на летовку-яйляу, жених приезжал туда и ухаживал за невестой. В те времена никаких повозок и телег не было и в помине. Женщины, как и мужчины, ездили верхом на лошадях.
Жених всегда приезжал на яйляу верхом. Никто никогда не видел, как он туда являлся. Обычно он спускался с вершины горы, держа в руках уздечку и седло.
Однажды снохи невесты разговорились между собой: «Этот жених всегда спускается пешком с горы, никогда не показывает своего коня. Надо бы на него взглянуть». И спрашивают они невесту: «Ты когда-нибудь видела лошадь своего жениха?» «Нет, — отвечает девушка, — зачем это мне?» «А ты спроси его, где он оставляет своего коня, мы на него посмотрим», — настаивают снохи. А та ни за что не соглашается: «Что вы, что вы, он мне не скажет. Если уж он вам не говорит, как же мне-то скажет?» Тогда снохи сказали ей так: «Как только приедет жених, спроси, где находится его конь, скажи, что хочешь на него взглянуть. А если откажется показать, скажи: это ли твоя любовь? В таком случае ты меня просто не любишь».
Однажды пришел жених, как всегда держа в руках уздечку и седло. И девушка поступила так, как учили ее снохи. В конце концов, жених решил показать невесте своего коня. Он повел ее на гору, откуда перед тем спустился. За ними незаметно увязались и снохи.
Они поднялись на вершину горы. Там, среди сосняка, в зеленом шатре стоял конь-тулпар, расправив свои крылья. (Для того, чтобы не показывать своего коня чужому глазу, жених, оказывается для своего коня-тулпара разбивал шатер и оставлял там корм). Когда все внезапно вошли в шатер, конь не успел подобрать свои крылья. С тех пор и заболел конь-тулпар, и вскоре издох. Жених тяжело переживал смерть своего тулпара. Тесть его велел отобрать для зятя лучшего коня из своего табуна. «Только ты одна виновата в смерти моего тулпара, — сказал жених невесте — Как я теперь буду наезжать за сто верст? Больше я не смогу сюда приезжать». С теми словами он взял обратно свой холок* и отказался от невесты. Поднявшись на гору, откуда всегда спускался, он воздвиг большую кучу камней в память о своем тулпаре и уехал к себе домой.
С тех самых пор то место стало называться Кеяуташ — Камень жениха.
* Холок — задаток калыма.