Двугорье Алпа-кум

В старину жили очень крупные ростом люди по прозванию «алпа» (алып). Один из них подался в эти края в поисках сородичей. Так он оказался на земле теперешнего аула Торсо. Может быть, потому, что прошел он большой путь, разболелись у него ноги. Решил он присесть и отдохнуть. Снял свои чувяки (кынйыраки)*, а в них полно песку. «Вот почему нет покоя ногам», — подумал он. Человек из племени алпа высыпал песок из своих чувяков и отправился дальше. А тот песок, что он вытряхнул из своей обуви, остался возвышаться двумя горами, расположенными друг около друга. Вот так образовалось двугорье по названию Алпа-кум (Песок Алпа), возвышающееся на древней летовке аулов Торсо, Аккюзеево и Яйляу. Обе горы совершенно одинаковы по своей высоте.


* Кынйыраки — старинная обувь, сшитая из кожи.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Мусектау

В стародавние времена жил крупный народ, начало которому дал богатырь Алпамыша. Те люди бродили по лесу, как бродят по траве, могли запросто вырвать с корнями любое дерево.

Один мальчишка из того рода, игравший неподалеку от дома, уви­дел, как наш человек пашет на трех лошадях. Поднял он того человека вместе с лошадьми и сохой да так и принес в дом отца. «Этого жучка я нашел в поле,— сказал он отцу. — Он чертил в поле черные борозд­ки».

Тогда отец сказал мальчику: «Нет, сынок, это не жучок. Это такой же человек, как мы все. Ты его не губи, отнеси туда, где подобрал».1

Однажды человек из рода Алпамыши прошел по земле и стал сос­кабливать с подошвы и голенищ сапог прилипшую грязь. На том месте образовалась гора. Ту гору стали называть Мусектау. Ох и высокая же эта гора. Ее можно увидеть за 70—100 верст. Она возвышается на правом берегу реки Ай. На ее лысой вершине имеется маленькое озеро.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Югомаш-гора

Давным-давно была Югомаш-гора более высокой, чем теперь, и ни­кто не мог взобраться на ее вершину. А там, в озере, жили хозяева горы — утка и селезень. Утром улетали они, а к вечеру возвращались и всю ночь плавали в тихом озере. Охотники пытались подстрелить их на лету, но никому это не удавалось.

Однажды молодой джигит Резван решил показать свою удаль и, чуть рассвело, пошел к горе. Подниматься было очень трудно: травы путались под ногами, кустарники преграждали путь, ветер не пускал вперед. Только к вечеру вскарабкался на вершину и увидел прекрасное голубое озеро. Вскоре прилетели птицы. Не заметили они человека, притаившегося за деревьями. И вот Резван пустил стрелу в утку. Селезень взлетел высоко в небо. Кричал, летая над горой. Долго кружил, потом пал мертвый невдалеке — не вынес тоски по своей утке. Взял джигит убитую утку и направился домой. Вдруг вихрь повалил де­ревья, затряслась гора. Дрогнуло его сердце. Оглянулся и встревожил­ся еще больше: озеро исчезло, осталась только яма. Принес утку до­мой. Три дня варили ее, не могли сварить и кинули в поле.

Так не стало у горы хозяев. Говорят, с того времени Югомаш-гора опускается, уходит под землю.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Зухра-йондоз

Девочка по имени Зухра очень рано осиротела. Ее постоянно оби­жали. Мачеха даже в дом перестала ее пускать, и она спала где попало.

Однажды Зухру похитили пери, унесли ее далеко-далеко и велели наполнить водой огромную кадку. «Если ее не наполнишь, душу из тебя выбьем», — сказали они.

Девочка таскала-таскала воду, а кадка все не наполнялась.

Едва наметилась утренняя заря, прибежали пери. Зухра взглянула на Луну и со слезами взмолилась: «Луна, хоть ты меня пожалей, возь­ми к себе! Погубят меня эти злодеи...»

Спустилась Луна на землю, подняла Зухру в небо. Подняла и по­ставила ее неподалеку от себя. С тех пор девочка светится звездою и называют ее «Зухра-йондоз».

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Луна и Зухра

Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали ее Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била ее, обижала, заставляла делать непосиль­ную работу.

Как-то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», — сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки.

Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжелым коромыслом девочка до крови натерла плечи. Изможденная вконец, свалилась она без сил.

Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолв­но плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Лу­на, хоть бы ты помогла мне. Вызволила бы меня из неволи!»

А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами сно­ва взмолилась: «Возьми меня к себе!»

Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подня­ла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.