Кыпчаки

Кыпчакских родов раньше было множество. Довольно много было их и в наших краях. Каждый из этих родов имел свое название: карагай-кыпчаки, савум-кыпчак, санкэм-кыпчак, кара-кыпчак. По эту сторону деревни Кыпчаково двенадцать ли, тринадцать ли деревень, а за Ирендэком — то ли двадцать две, то ли двадцать восемь деревень, населенных кыпчаками.

Карагай-кыпчаки — это мы, а карый-кыпчаки живут на Узени, другие — ниже. Савум-кыпчаки живут в долинах реки Нугуш, санкэм-кыпчаки — в Оренбуржье. Глава карагай-кыпчаков, прибыв сюда, купил земли и расположился там своим родом.

Так расселились в этих краях кыпчаки. Откуда и когда они приш­ли — сказать определенно не могу. Это было очень и очень давно.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Бурзянцы

Раньше в низовьях Агидели жили башкиры-кыпчаки, а в ее верхо­вьях — бурзянцы. Батыром бурзянцев был Карабатыр, а у кыпчаков — Урал-батыр. Урал-батыр со своим войском расположился среди гор и ограждал кыпчакцев от нападений.

Однажды ночью, когда Урал-батыр спал, Карабатыр убил его. Ов­довела жена Урал-батыра. Она была молода и красива. Карабатыр за­думал жениться на ней, но призадумался: «Если женщина эта осталась беременной от Урал-батыра, родится от нее сын: вырастет и отомстит за отца — убьет меня. Расспрошу-ка я ее и тогда решу, что делать». Позвал он вдову и спросил, не беременна ли она. Та ответила: «Нет, я не беременна. Если не веришь, зарежь вон ту двухгодовалую корову. Если она окажется стельной, значит я беременна, если же нет, то нет и во мне плода».

Карабатыр так и сделал. К счастью, корова, оказалась нетелью. После этого Карабатыр поверил словам вдовы и женился на ней. Стали они спокойно жить.

И вот жена Карабатыра родила сына. Мальчик рос не по дням, а по часам, мужал. Как-то раз одна старушка остановила его и сказала: «Сынок, знаешь ли ты, кто твой отец? Если нет, знай: Карабатыр — не отец твой. Твоим отцом был Урал-батыр», — и рассказала о том, что когда-то произошло. Узнав об этом, джигит решил отомстить за отца.

Пришел он к Карабатыру и, сказав ему об услышанном, с первого удара убил его наповал. Привязал его тело к черной корове и погнал ее на гору. Гору, где остался труп Карабатыра, называют Карабатыр-тау, что означает Гора Карабатыра. Убив Карабатыра, сын Урал-батыра набрал войско из кыпчаков и пошел войной на бурзянцев. Всех  истребил он на бурзянских землях. И все же решил оставить живую душу — мужчину. Тот род (насль), который от него произошел, называют бер-йэн, что означает одна душа.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Роды Юрматы и Талтым

В давние времена у одного старика была целая дюжина детей. Ста­рик ходил на охоту, ставил на медведя капкан, ловил кротов. В жесто­кие бураны вся семья сидела в юрте, завернув ноги оленьими шкурами и набросив на себя теплые медвежьи шкуры.

Быстро шло время. Дети подрастали резвыми, как жеребята, сно­ровистыми, как их отец. А тот не спускал с них глаз, зорко следя за тем, как они себя ведут и чем занимаются.

Трое старших сыновей что ни день выходили в поле и ковыряли деревянными ножами целину. А младшие обтесывали деревья малень­ким деревянным топором, который смастерил им отец. Возвращались домой, измазавшись в сосновой смоле, с руками, полными щепок.

Посоветовался старик со старухой и решил распустить своих детей кого куда. Призвал он самых младших троих и сказал им так:

—  Вы любите обтесывать кору деревьев, вот и заводите себе борте­вых пчел. Пусть имя вам будет Юн*.

Так те и сделали — стали сдирать кору деревьев и пчел себе завели. Людей их рода стали называть Юнаты, юнатинскими башкирами. По­степенно название юнаты превратилось в юрматы.

«Эти посноровистее, — подумал старик о старших сыновьях, — пусть растят хлеб», — и поселил их между Ашкадаром и Иделью. С тех пор их род стал называться Талтым**. В народе род называется Тэлтм. С тех пор и остались тэлтемские башкиры.


* Юн — (башк.) строгать, ошкуривать.
** Талтым — сноровистый, трудолюбивый.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Племя Юрматы

Однажды на охоте единственный сын Юрми-хана хотел подстрелить лебедя, но тот обернулся прекрасной девушкой. Юноша женился на ней, и их потомки образовали племя Юрматы.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Гайнинцы

Жил некогда на свете Гайна-батыр. В эти края он приехал на олене. В те времена земля была очень холодной. Спросите почему? Да потому, что Солнца тогда не было. Было оно в руках аждахи, что жил за Толтау.

Пришел Гайна-батыр, убил аждаху и вызволил Солнце из подземелья. Повесив его на рога оленя, перенес на эту сторону реки Тол. «Каждый день жди меня в это время», — сказало Солнце и поднялось в небо. Тай­на ждал солнце, и оно каждый день в одно и то же время восходило над землей. Так, ежедневно ожидая Солнце, Гайна незаметно для себя привязался к этим местам. Решил не покидать их, там и обосновался. Отсюда распространился род гайнинцев. Гайнинцы — самые первые башкиры.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.