Порода Шурале

У одного человека был серый иноходец. Тот иноходец что ни день возвращался домой в черном поту. С вечера уходил вполне нормальный, а утром возвращался загнанный и распаренный, исходя черным потом. Что было делать? Решил хозяин выяснить, что это такое происходит с его конем. Стал он за ним следить и выяснил, что иноходца изводит шурале. Сначала леший цеплялся за хвост иноходца, загонял его и за­тем блаженно пил его пот.

Однажды хозяин отпустил своего коня, густо смазав его смолой. Забрался шурале на него и уже не смог с него сойти — так и прилип к его хребту. Вот так, прилипший, он и приехал на яйляу (летовку). Хозяин стащил того шурале с коня и стал стегать его камчой. Стегал до тех пор, пока шурале не принял женское обличье. «Видно таков мой удел», — подумал про себя тот человек и женился на женщине-шурале. От той жены родилось у него пятеро сыновей. Они-то и дали начало нашему аулу. Ведь наш аул Киньягул иначе называют еще Бишул — Пятеро сыновей. В ауле есть и потомки шурале. Сам я тоже принад­лежу к тому роду по материнской линии. А по отцовской — к роду кыпсаков. Нас называют еще ен-кыпсаками*.


* Ен (миф.) — бес, черт.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

От Медведя

Наш род идет от медведя давным-давно. А вышло так: один охотник принес домой медвежонка. Глядь, а медвежонок-то по-человечьи раз­говаривает. Удивился охотник, стал его расспрашивать, как, да почему. Оказалось, что медвежонок-то не столько от зверя идет, сколько от человеческой породы. И чем больше он становился, тем явственнее обоз­началось его человеческое обличье. Сам же он был существом сильным и отважным. Когда пришла пора его женить, ему не могли найти ровню: всех сокрушал он своей мощью.

На берегах Тока жила одна девушка. Ходила она не просто так — два мельничных жернова под мышкой таскала. Схватилась она как-то с Медведь-батыром, и оказалось, что силы у них равны. Они пожени­лись. От них-то и пошла медвежья порода. Она имеется не только среди бурзянцев, но и среди усергенцев. Очень распространенный род.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Тарпан человечий

Прежде здесь людей и в помине не было. Паслись табуны диких лошадей-тарпанов, стаи всякой прочей дичи.

И вот появился в тех краях какой-то человек и стал ловить тарпа­нов. Но те воспротивились его воле, подались в свои необжитые места. Следуя за ними, тот человек вышел к берегам Тока. Добравшись до горы Бэрэстау, он потерял из виду лошадей. Растерялся он, не знал, что делать, куда пойти. Вдруг видит: бродит поблизости стригунок. Поймал он стригунка, вскочил на него и огрел камчой по крупу. Тог­да стригунок превратился в красивую девушку. «Не бей меня, агай*, сказала она, — я твоя судьба». Оказывается, тот стригунок был из рода человеческого.

Построили они шалаш на берегу Тока и стали там жить. От них и пошел род Баштая — Главного стригунка.


* Агай (агай) — дядя. Здесь в форме вежливого обращения.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Род Байулы

В старину проживал батыр, сердце которого было двойным — кушюряк. И называли того батыра Кушлаком. Он был искусным охотни­ком, и в стрельбе не было ему равных соперников.

Однажды он перестрелял всю дичь, всю птицу озера Шульганкуль, а сам улегся спать. Выходит из озера сам хозяин Шульганкуля и го­ворит ему так: «Не стреляй мою дичь, не убивай птицу. Я дам тебе за это скот».

Согласился Кушлак-батыр и отдал хозяину озера всю набитую им дичь и птицу. Взамен хозяин озера вывел из своих владений множество лошадей. Да вот какая досада: когда из озера выходили табуны да косяки лошадей, оглянулся Кушлак, а этого нельзя было делать. Ржу­щие и фыркающие лошади стали поворачивать назад и вновь уходить в воды своего озера. На суше остались лишь те, что успели удалить­ся от озера. Вот они-то и достались Кушлаку.

Стал охотник вылавливать принадлежащих ему коней, а это было очень трудно сделать — как-никак скот-то дикий. Вот и не выдержал Кушлак — так и умер за этим делом. Остался у него сын. И так как у него было теперь много скота, то джигита стали называть БАЙУЛЫ (бай улы — сын бая).

Вот откуда происходит род Байулы, и относится он к племени бурзянцев. С тех пор озеро Шульганкуль стали называть Елкы-сыккан — Озеро, откуда вышел скот.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Семиродцы

Южнее нас в давние-предавние времена жили туркмены, найманы, таджики и ногайцы. Они без конца враждовали между собой из-за земель. Однажды ногайцы оставили свои земли и взяли путь на север. В дороге им встретилась волчья стая. Тогда глава ногайцев сказал: «Там, где стая остановится, мы и обоснуемся».

Волчья стая, разделившись, расселялась в лесах Урала и долинах Агидели. Ногайцы тоже разделились на родовые группы и обоснова­лись в семи местах.

Тамьянцы и катайцы остались в верховьях Агидели. Ниже остано­вились бурзянцы, еще ниже — тунгаурцы. А у истока реки остановился белый род башкир(цев). Кипчаки заняли долины реки Ик, а наши края — занял род усергенцев.

Позже между этими родами и казахами началась вражда, они со­вершали набеги (барымта) друг на друга. Во времена барымты среди башкир выделялись батыры: у долины Кесе Сурэм — Сура-батыр, в Юлдашево — Кук кашка-батыр, в Муйнакове — Котор-батыр.

После многих столкновений Котор-батыр вынужден был покинуть родные края. Место, где обосновался Котор,— верховья реки Садалы — называется Муйнак йорто. Несколько позже Муйнак, сын Котора, рас­селил своих четырех сыновей на землях, где жил их дед. Отсюда и об­разовались деревни: Верхне-Муйнаково, Нижне-Муйнаково, Мало Муйнаково.

Дорогу, по которой уходил Котор-батыр, называют Кюс-юлы (ка­раванная дорога), она идет через гору и находится в шести километрах от деревни Садалы.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.