Река Бурелэ

Один башкирский глава рода перед смертью поставил караул у во­рот и приказал: «Какое бы живое существо не подошло первым к во­ротам, убейте его и похороните на этом месте».

Недолго стоял караульный у ворот — вышел внук родоначальника. Караульный пожалел его, не тронул. Когда ребенок ушел, выбежала собака. Стражник убил ее, похоронил у ворот и сообщил об этом родо­начальнику. Тот, собрав последние силы, промолвил: «Если бы ты убил ребенка и похоронил его здесь, после меня что-нибудь бы осталось. Сейчас у ворот лежит собака, и потому после моей смерти вам придет­ся откочевать. Когда будете рыть мне могилу, из нее выйдет корт (волк), идите вслед за ним. В том месте, где он исчезнет, там и жить оставай­тесь». С этими словами родоначальник скончался.

И вправду, когда ему рыли могилу, из нее вышел корт (волк), и люди пошли за ним. У истока одной безымянной реки волк исчез. Здесь и обосновались башкиры. А реку стали называть Бурелэ, что оз­начает Волчья.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Потомство волков

Мы — потомки рода Волков — Буре. Раньше были Усергенами. Когда наши предки вели кочевую жизнь, им встретилась мать Волчица. Когда один охотник хотел ее подстрелить, Волчица заговорила чело­веческим голосом: «Не стреляй в меня, возьми за хвост и ударь по земле». Ударил охотник по земле, и волчица обернулась девушкой-красавицей. Охотник привел ее домой и женился на ней. Усергенцы не приняли та­кую невестку и прогнали семейство охотника. Ушел он от них, обос­новался в стороне. Родились  у него дети, образовался новый род.

И так как главой рода была волчица, то и род стал называться Волчь­им. А родоначальника того самого охотника — стали называть Башбуре — Главным волком. Вот мы и есть из рода Башбуре.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Происхождение башкир

Башкиры пришли со стороны Алтая. Предводителем их был Коркуд1. Вышел он вперед, лег на зеленую траву и, играя на домбре, произнес улень*.

Я — посол, не гоните меня,
Не троньте и род мой,
Кто тронет, тот будет убит мной.

В ответ ему кто-то сказал:

—  Впереди для вас могила вырыта, не ходите туда, возвращайтесь обратно.

—  Впереди нас ожидает благоденствие, позади — проклятье. Мы пойдем  вперед, — ответил Коркуд.

После этого башкиры расселились в долинах Агидели (Белой).


* Улень — лиро-эпическая  песня,  народное стихотворение.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Происхождение башкир

Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпчакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей бегали ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В водах во­дилось множество бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы-косули, степенные медведи, соколы-белогорлики.

Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, держали пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени, родился у них сын. Старики только им и жили: берегли его, поили рыбьим жиром, заворачивали  в  медвежью шкуру.

Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала — так он вырос и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах джигит встретил девушку-красавицу, и они стали жить вместе. У них родился сын, ког­да вырос — тоже женился. Появились дети и у них. Род увеличивал­ся, умножался.

Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно превратилась в большой род. Отец их был главой этого рода. Слово «башкорт» происходит от баш (голова), — кор (род), т. е. оно означает «главный род».

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Происхождение башкир

Башкирское племя пришло с турецких краев. В турецком городе Гарбалэ жили четыре брата. Жили они дружно, и каждый из них об­ладал ясновидением. Однажды старший из братьев увидел сон. Во сне ему некий человек сказал так: «Уходите отсюда. Вы не те люди, что должны жить здесь, вы — святые. Отправляйтесь на восток, там най­дете себе лучшую долю».

Утром он рассказал свой сон братьям. «Где это лучшая доля? В ка­кой стороне восток?» — спросили те с недоумением. Никто ничего не знал.

На второй день старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять говорит ему: «Покиньте этот город. Угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш — пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы».

Утром братья отправились в путь. Не успели оглянуться, навстре­чу им выбежал волк. Те пошли за ним. Долго шли они на восток, и, когда добрались до места, где сейчас находится Кугарчинский район Башкирии, волк остановился. Остановились и четыре брата, шедшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли. И отсюда среди башкир распростра­нилось слово «семирод». Поскольку их предводителем был корт (волк), семиродцев прозвали «башкортами» (главный волк). Так от этих семи братьев пошли башкиры.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.