Аул Куръятмас

(Деревня «Тетерев не останется»)

Лет четыреста назад Саит-батыр решил взять себе в жены дочь Амир-бия из Усергеновского рода. Однако Амир не захотел выдавать за него свою дочь. Тогда Сайт нагрянул с большой силой, но его побил усергеновский батыр Кутур. Сайт вынужден был с позором воротиться в родные края. Но он на этом не угомонился, вновь стал собирать себе войско и вновь пошел на усергеновцев. Те не были подготовлены к но­вому нападению и бежали, разбившись на две части. Одна часть пода­лась в Китай, другая ушла на запад (в Куръятмас).

Только в Куръятмасе тогда жили мадьяры. Усергеновцы стали жить вместе с мадьярами. На нынешний день есть примерно семьдесят хозяй­ств, ведущих свою родословную от мадьяр. Людей Усергенова рода привел сюда человек по имени Сагадаткирей сын Саитгали. К моменту их прихода на земле Куръятмаса давно уже жили люди аула Ябалаклы, выходцы демской долины. Ябалаклинцы — асабинские башкиры. Есть река по названию Куръятмас. В ауле Ябалаклы проживал ис­кусный охотник по имени Мухаматвали. Он охотился на птицу и зверя. Однажды он пошел охотиться на тетеревов. Но тетерева, словно зная его меткость, бежали от него на всем его пути. Нигде не мог он застать сидевшего тетерева. Потому аул тот и назвали Куръятмас.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Аул Канны-туркяй

На красивых берегах Сармасана издревле проживали башкиры, ко­торые разводили скот и занимались охотой. Это — башкиры рода Минли, минцы.

Но вот однажды напали на них коварные захватчики чужих земель и прогнали башкир с насиженных мест. Минцы ушли на восток и вынуж­дены были пристать к башкирам, проживавшим на отрогах Ирендыка. В те времена был там прославленный батыр по имени Туркяй. И тот батыр собрал вокруг себя лучших джигитов, призвал в их ряды минцев, обиженных врагами, и пошел войной на тех, кто захватил побережье Сармасана. И вот на высоком берегу этой реки произошло кровопролит­ное сражение, в котором верх взяли воины Туркяя. Они оказались и более выносливыми, и более терпеливыми. Враг был отогнан с побережья Сармасана. Туркяй-батыр был тяжело ранен в том сражении и вскоре умер. Минцы остались на месте того сражения и раскинули там юрты. Чтобы увековечить память батыра, который так много им помог, аулу дали название Канны-Туркяй — Окровавленный Туркяй.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Килькабызово

В прежние времена наши предки участвовали в восстании Степана Разина 1. Когда восстание было подавлено и начались преследования и казни людей, трое братьев бежали на восток и оказались в этих вот местах. Они построили здесь себе дома и основали будущий аул. Стар­ший из братьев был очень начитанным, ученым человеком — абызом, и потому все в округе относились к нему с большим почтением, и когда он появлялся в том или ином ауле, с радостью восклицали: «Килгэн абыз!» («Пришел абыз!»). Этот аксакал повсюду пользовался большим почте­нием у всех. От того восклицания — «килгэн абыз» — и образовалось название нашего аула — Килькабызово.

Вольнолюбивый и отчаянный народ этого аула участвовал и во мно­гих других бунтах и битвах. Очень многие находились в числе пугачев­ской рати. Они жили в больших лагерях. Одну из гор, что находится в нынешнем бакалинском лесу, и где располагался лагерь пугачевцев, так и называют — гора Пугачева.

Очень большой лагерь Пугачева находился чуть дальше нашего аула в местечке Ногайбеково. Там и поныне сохранился каменный мост. Его называют мостом Пугачева.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Канлы-туркэй

(Кровавый Туркэй)

В прежние времена в этих местах среди кочующих башкир про­живал семнадцатилетний джигит-батыр по имени Туркэй. Собрав во­круг себя смельчаков, он воевал против русских заводчиков, грабивших башкирские земли. Он захватывал казну заводчиков и раздавал ее простым людям. Однажды, когда заводчане готовились к решительному выступлению, Туркэй был вынужден бежать и скрываться в пещере. Говорят, что у него было много денег.

Туркэй основал аул. Там поселились люди из рода Канлы; аулу дали название Туркэй, или иначе — Канлы-Туркэй. Позднее Туркэй сражался против войска Белой царицы на стороне Салавата.

В Канлы-Туркэе был еще один батыр по имени Исэкей. Он тоже сра­жался в стане Салавата вместе с Туркэем. Спустя много лет после ги­бели Туркэя старый житель аула Канлы-Туркэй по имени Яныша на­шел мешок денег, принадлежавший Туркэю, и сильно разбогател.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Катай

Когда-то после жестокого сражения, уходя от царских войск, заметая следы, наши предки оказались в этих местах, в челябинской стороне.

Старик Катай — от потомства катайцев. У него было двое сыновей; один из них обосновался у реки Агидели, а сам он вместе с младшим сыном перебрался в эти края. В ту пору, когда старик Катай пришел сюда, здешние места были покрыты сплошными темными лесами. Поста­вили бревенчатый дом; повырубив деревья и выкорчевав пни, засеяли немножко зерна. Главным же занятием было изготовление дегтя из срубленных деревьев, а также выжиг древесного угля.

С некоторых пор в эти края стали перебираться пришлые люди со стороны Рязани и берегов Оки. Начались распри из-за земли. Тогда катайцев, что происходят от рода Кусюма и Колсона, переселили сюда, где мы теперь живем. В Новокатаево. И до сих пор еще аул делят на две части: Катайская сторона и Типтярская сторона.

Сразу за аулом протекает река по названию Биклянде.

Примерно лет сто назад сюда заявился какой-то помещик-алпаут, купил земли, привел с собой землемера и поделил прибрежные места. Так как те места были отныне отгорожены и отошли от катайцев, то их земли остались как бы запертыми. Не удивительно, что реку стали называть Биклянде — Заперта. А местечко стали называть «Земля бояр­ской стороны» («Бояр ягы ер»).

А боярином тем оказался военный врач Петр Чайковский, приехав­ший сюда из Киева. У него было четыре дочери. Всем четырем распре­делил он имения, подарил земли, а когда состарился, земли его отошли им полностью.

На башкирскую землю приехали и марийцы. На землю катайцев первым приехал их старик по имени Тукмак. Когда башкиры стали ис­пытывать стесненность и нехватку земли, они стали теснить марийцев в сторону нынешнего аула Тукбирде. Говорят, что раньше аулчане име­ли свое шежере*.


* Шежере (шэжэрэ) — родословная книга.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.