Тень от луны
Сказители многочисленных народов Бирмы расходятся в мнениях по поводу того, какую форму имеют пятна на луне. Одни считают, что пятна напоминают по силуэту кролика, другие – старика, шелушащего рис. И каждый, стремясь подтвердить свою правоту, приводит различные доказательства справедливости своих слов.
По мнению народных сказителей лису, пятна на луне не похожи ни на кролика, ни на старика, шелушащего рис, а на девушку, сидящую под развесистым деревом за прялкой. Вот что рассказывают лису по этому поводу.
Некогда в домике одной из деревень лису, расположенной на склоне горы, жили муж с женой. Были у них незамужняя дочь и женатый сын. Как и другие жители деревни, занимались они разведением домашней скотины и выращиванием риса. Однако ни непосильный труд, ни старания не могли им помочь выбиться из нужды. Больше всех мать любила свою дочь. Она ей во всем потакала, ей отдавала все самое вкусное. Невестку же, ровесницу дочери, она считала некрасивой, ленивой да хитрой и за то ее недолюбливала. Вся черная работа приходилась на долю невестки, однако, добрая и покорная, она свекрови не прекословила и безропотно сносила ее придирки.
Отец семейства осуждал дурные поступки своей жены и постоянно доказывал ей, что следует любить всех детей одинаково. Но жена в ответ лишь бранила его и укоряла за то, что, мол, он суется не в свое дело.
Что касается дочери и невестки, то они жили душа в душу и любили друг друга, словно родные сестры. Все радости и печали они делили пополам, помогали одна другой в работе, а несправедливость матери дочь старалась сгладить как только могла.
Однажды, незадолго до осенних дождей, когда наступила полевая страда, позвала мать к себе дочь и невестку и говорит:
– Вот вам поровну семян джута, ступайте в поле да посейте их как следует. Та из вас, чьи семена не прорастут, будет наказана: весь год она станет носить старую одежду и выполнять всю домашнюю работу.
Старуха уложила в бамбуковые корзины семена и еду и спровадила девушек в горы. Однако и на сей раз старуха осталась верна себе. Невестке она дала семена непригодные. Сначала она подержала их на огне, затем остудила на холоде, рассчитывая на то, что невестка, ожидая, пока они прорастут, будет находиться в поле, а по возвращении, согласно уговору, на ее плечи лягут все дела по хозяйству. Дочери же, которую мать снабдила отборными семенами, не придется долго дожидаться всходов, и она вскоре вернется домой.
Девушки не ведали о коварных планах матери, оживленно беседуя, шли к полю. Шли они, шли и на середине пути стали от скуки жевать зерна, которые им были даны для посева.
– Какой-то странный вкус у этих семян, – сказала невестка. – Попробуй-ка!
И она протянула золовке несколько зернышек. Удивилась золовка:
– Какие вкусные! Давай меняться.
Когда девушки пришли на поле, они тут же принялись за работу, и каждая из них сделала все как нельзя лучше.
Прошло несколько дней, и на поле явилась старуха проверить, как удался ее замысел. Взглянула она и ахнула: участок невестки был сплошь покрыт сочными, упругими побегами джута, а на участке дочери выросла одна только буйная трава. «Как же так? – недоумевала мать. – Все я вроде бы сделала как следует, а беда свалилась не на тупицу-невестку, а на дочечку мою любимую». Повздыхала она, повздыхала, да делать нечего, отправилась домой.
А невестка, прополов свою делянку, вернулась вслед за ней. Только дочь осталась в поле, наказав невестке передать матери, что она вернется только тогда, когда появятся всходы из ее семян.
Между тем на участке дочери ничего не менялось, и, когда у нее кончилась еда, она постеснялась идти домой и стала добывать себе прокорм в лесу. Тут сорвет съедобные листья, там – сладкие плоды и ягоды, а то и птичьи яйца отыщет. Много прошло дней, и вот однажды забрел к ней медведь. Только медведь не стал, обижать девушку, а стал о ней заботиться, носить ей фрукты, корни растений, мед. Тронула девушку его забота, и она вышла за медведя замуж. Ушли они в лес, где у медведя был шалаш, и стали там жить-поживать.
Между тем прошло много-много времени, и мать совсем извелась от беспокойства. Снова пошла она в поле поглядеть, как живет ее дочь, однако никого там не нашла. Обошла мать все окрестности, осмотрела лес и горы – нигде дочери нет. Зарыдала мать, подумала, что дочь ее утащил тигр, да так ни с чем и вернулась домой.
Прошла осень, и дочь – жена медведя захотела вместе со своим мужем проведать родителей.
– У нас существует обычай, – сказала она медведю, – после свадьбы знакомить мужа со своей. семьей. Давай сходим к моим родителям, испросим их благословения, а после снова вернемся в лес.
Медведь согласился. Собрались однажды они да и отправились в путь. Придя домой, девушка рассказала родителям обо всем, что с ней произошло. Увидев зятя-медведя, отец и брат расстроенные ушли, невестка разрыдалась, а мать решила во что бы то ни стало спасти дочь – убить медведя.
Пошла мать в хлев кормить свиней, глядь – а зять-медведь там, ест вместе со свиньями из одного корыта. Мать схватила лежащее неподалеку бревно и ахнула им медведя по голове. Однако медведь и глазом не мор – Простите, – всполошилась мать, – я вас ударила случайно. Хотела было прогнать свинью, да вышла промашка.
– Ничего, ничего, – успокоил ее медведь, – стяки, хорошо, что вы не задели моего носа.
Старуха запомнила эти слова и в следующий раз ударила медведя бревном по носу.
– Беда какая, беда какая, – притворно запричитала старуха. – Хотела ударить свинью, да угодила в медведя!
На ее крики прибежала дочь и, увидев труп мужа, горько разрыдалась.
– Не плачь, доченька, – утешала ее мать. – Я найду тебе другого мужа.
Однако дочь была неутешна: она хорошо знала свою злую мать и сразу поняла, что та нарочно убила медведя.
Прошло много-много дней, а молодая вдова все горевала. Она вспоминала свое житье-бытье с мужем в шалаше, его доброту и ласку, и обильные слезы текли у нее из глаз. Тогда мать решила отвлечь дочь: она поставила на отлогом скате горы под раскидистым деревом ткацкий станок, дала дочери пряжу и попросила соткать одеяло.
Не осмелилась дочь перечить матери, села за прялку и принялась ткать.
Год был сухим и знойным. Ручьи и озера повысохли, и все лесные звери приходили пить воду из родника, который находился неподалеку от того места, где пряла вдова медведя. Заглядывали сюда и звезды с неба. А однажды даже солнышко решило испить водицы из родника, да было оно таким большим, что не могло протиснуться через узкое ущелье.
Увидела его молодая вдова, стало ей жаль солнышко.
– Ты, солнышко, наклонись и боком-боком подберись к роднику, – посоветовала она.
Поблагодарило ее солнышко, послушалось ее совета и, напившись вдоволь родниковой воды, вернулось на небо.
А спустя семь дней в ущелье появилась луна. Как и солнце, луна не умещалась в ущелье. Молодая вдова пришла ей на помощь, и благодарная луна так сказала:
– Ты добрая и жалостливая девушка и спасаешь жизнь многим. Ты достойна жить в лучшем из миров. Пойдем со мной на небо.
– Здесь в тени дерева мне тихо и покойно. Позволь, луна, мне здесь остаться, – попросила девушка.
– Я не видела всех прекрасных мест земли, но уверена, что на луне куда лучше. Ступай со мной – не пожалеешь!
– Если ты так настаиваешь, – покорно ответила молодая вдова, – я последую за тобой. Да только прошу тебя, позволь мне захватить с собой прялку и это дерево.
Луна уложила в саквояж прялку и дерево, взяла на руки молодую вдову и поплыла в небо.
Вот почему народные сказители лису считают, что пятна на луне – это раскидистое дерево и сидящая под ним за прялкой девушка.
Тей Наун
Жили некогда на свете богатые муж и жена, и был у них один-единственный сын. Был он с самого детства большим озорником, и любящие родители ласково называли его Тей Наун, что означает «Глупыш».
Шли годы. С возрастом Тей Наун не остепенился, и имя это осталось за ним навечно.
И когда в деревне что-нибудь случалось, все знали, что тут не обошлось без участия Тей Науна: он был зачинщиком всех скандалов.
Родители вконец с ним измучились. Ведь, помимо всего прочего, еще приходилось и возмещать пострадавшим причиненный им ущерб. Но больше всего родителей беспокоило будущее Тей Науна. Что станется е их сыном, когда они умрут и он окажется совсем одиноким. И чтобы заставить Тей Науна образумиться, родители решили его женить.
Подыскали они ему славную невесту, а вскоре после свадьбы и умерли.
Со временем Тей Науном овладело раскаяние. Стыдно ему стало и своего недостойного поведения, и позорного имени. И тогда Тей Наун решил построить монастырь и сменить свое имя.
Не поскупился Тей Наун на деньги. Построил большой и красивый монастырь. А после праздника в честь освящения монастыря к его прежнему имени стали добавлять почтительную частицу «у», но новое имя так и не привилось к нему.
Уж как ни старался У Тей Наун присвоить себе другое имя, куда там – все только посмеивались. Тогда Тей Наун обратился за советом к настоятелю монастыря. Рассказав ему о своих безуспешных попытках избавиться от ненавистного имени, попросил Тей Наун настоятеля о помощи.
– Сделай милость, – живо откликнулся на его просьбу настоятель, – подойди-ка поближе.
Взяв карандаш, он начертал на лбу Тей Науна несколько букв, – Ну, вот тебе новое имя.
Счастливый Тей Наун со всех ног бросился домой. По пути его заприметил один из друзей:
– У Тей Наун! Куда ты так торопишься?
– Меня теперь зовут не Тей Наун, – важно ответил тот. – Прочитай у меня на лбу и запомни.
– Ну-ка, покажи! – полюбопытствовал друг. Всмотревшись в буквы, начертанные на лбу У Тей Науна, он разразился громким хохотом.
– Ну и комедия! Да тут написано «Тей Наун», только на языке пали!
Тамаринд и баньян
Когда-то давным-давно на краю одной деревни стоял монастырь. И жили в том монастыре мудрый монах, почитаемый всеми жителями деревни, старец, готовившийся принять постриг, да несколько учеников. Старец тот слыл большим спорщиком. О чем бы кто ни заговорил, он обязательно доказывал обратное.
В ту пору у колодца на монастырском дворе стал пробиваться небольшой росток. Еще трудно было определить, какое это дерево.
– Как ты думаешь, это что за растение? – спросил однажды старец монаха.
– Похоже, тамаринд, – ответил монах.
– Ну, нет, – тут же возразил старец, – это, вернее всего, баньян.
Они заспорили да так и проспорили до самого захода солнца, не желая уступить друг другу.
Тогда старец задумал прибегнуть к хитрости. Всю ночь напролет из его комнаты слышалось: «Ньаун, ньаун, ньаун!» А монаху показалось: «Баньян». И, желая победить соперника, он без устали кричал: «Тамаринд, тамаринд». То же продолжалось и весь следующий день.
Наступила третья ночь. И снова из комнаты старца громко, на весь монастырь, разносилось: «Ньаун, ньаун». Монах, утомленный беспрерывным спором, решил узнать, как удается старцу столь неутомимо оспаривать свою правоту. Заходит он потихоньку в келью старца и видит: старец сладко спит, а «ньаун, ньаун» кричит кошка, тщетно пытаясь вырваться из циновки, в которую ее завернул старец.
Так вздорный старец перехитрил мудрого монаха.
Состязания в умении
В некое королевство, где правил щедрый и умный король, приехали артисты. Король радушно встретил гостей и даже устроил в их честь праздник. А из рассказов хозяина труппы король узнал, что среди артистов есть очень искусный резчик по дереву, который желает состязаться в мастерстве с бирманским народным умельцем. Но при этом он ставит такое условие: тот, кто потерпит поражение, должен заплатить десять висов (Вис - мера веса, равная 1600 граммам.) золота. Король подумал-подумал и согласился.
А кроме того, обещал подарить победителю огромный рубин.
Однако, когда пари было заключено, оказалось, что состязаться-то некому: король не знал ни одного искусного резчика!
Призвал тогда король своих министров и сказал:
– Из соседнего королевства к нам явился замечательный народный умелец – резчик по дереву. Повелеваю немедля найти такого искусного бирманца, который сумел бы превзойти иностранца в мастерстве. Если бирманец выйдет победителем, я одарю его пятью тысячами джа. Если же он проиграет, то я распоряжусь его казнить. Господа министры! Пусть гонги возвестят всем подданным о нашем повелении.
Отправились министры в разные концы страны, но их старания не увенчались успехом. Желающего вступить в состязание с чужеземцем найти было трудно: все боялись смертного приговора. Наконец объявился один бедняк, который согласился участвовать в состязании. Министры срочно доставили его во дворец, и он предстал пред королевские очи.
Окинув взглядом неказистую фигуру бедняка, король поморщился.
– Не внушаешь ты мне доверия, – сказал он. – Неужто ты и впрямь надеешься одолеть иноземного мастера? Знаешь ли ты, что ждет тебя в случае поражения?
– Не извольте беспокоиться, ваше величество! – ответил ему бедняк. – Я непременно выйду победителем.
Услышав заверения бедняка, король несколько успокоился.
Наконец наступил день состязаний. Король представил друг другу соперников и объявил условия состязания. Суть их состояла в том, чтобы изготовить скульптуру наитончайшей, наиискуснейшей работы, которой доселе никто никогда не видывал.
Иноземный мастер перво-наперво занялся поисками материала. На исходе третьего дня он вчерне уже закончил свою работу.
Бирманец даже не принимался за дело: он спал, ел да курил, а о работе, казалось, и не помышлял. Спокойствие не покидало его. Министров же день ото дня одолевало все большее волнение.
Король тоже огорчился, узнав, что бирманский мастер еще не приступал к работе, в то время как иноземец уже закончил свое творение вчерне, и ему оставалось лишь завершить отделку.
В конце концов король не выдержал и отправился в мастерскую своего подданного. Тот, как обычно, сидел себе спокойно да покуривал.
– Завтра истекает срок представления работы! Когда же ты наконец займешься делом? – грозно спросил его король.
– Да я еще и не начинал, – простодушно ответил бедняк. – Я никак не могу решить, на чем мне остановиться. Однако, ваше величество, не беспокойтесь! Все равно я одержу верх.
– Как, ты еще и не начинал?! – возмутился король. Завтра состязание, а ты все размышляешь! Учти, если не сдержишь своего слова, не миновать тебе страшной участи.
Однако гнев короля, казалось, совсем не испугал мастера. После ухода повелителя он даже вздремнул немножко. А пробудившись ото сна, умылся и решил, что самое время приняться за дело. Не прошло и десяти минут, как все было готово.
Наступил день состязания. Во дворце собралось множество народу. Вскоре туда прибыли чужеземные артисты. Четыре человека торжественно внесли покрытую бархатом скульптуру. Через некоторое время появился и бирманский мастер. В новом платье, радостно улыбаясь, он нес что-то на длинных бамбуковых палках.
– Состязание начинается! – торжественно провозгласил король, когда кругом воцарилась тишина.
Иностранные гости отбросили покрывало, и вздох восторга, прокатившийся по залу, сменился молчаливым восхищением. Глазам изумленной публики предстала фигурка слона. При виде такой искусной работы король помрачнел. «Конечно же, иноземец выйдет победителем», – с горечью подумал он.
Потом настала очередь бирманца показывать свою работу. Иноземные гости, затаив дыхание, с любопытством разглядывали два небольших предмета, прикрепленных к бамбуковым шестам. И вдруг их словно прорвало: они заговорили разом, перебивая друг друга. Спор продолжался минут пятнадцать, и наконец хозяин труппы признал, что бирманцы одержали победу.
И в подтверждение этого он передал королю – десять висов золота.
Все присутствующие радостно приветствовали успех своего соотечественника. А король, как и обещал, наградил его пятью тысячами джа и присвоил ему звание лучшего резчика королевства.
Вам интересно, что представил на всеобщее обозрение бирманец?
Губку и птичье гнездо!!!
Служка, который перехитрил настоятеля
Когда-то давным-давно стояла на стыке Верхней и Нижней Бирмы неподалеку от деревенского кладбища ветхая бамбуковая хижина. И жили в той хижине монах да служка.
Монах усердно изучал заповеди, и это занятие отнимало у него так много времени, что ничем другим он заниматься не успевал. А подаяние за него собирал служка. Жители деревни были весьма недовольны тем, что монах никогда не произносил проповедей, и решили наказать его за это. Пошел однажды служка в деревню за подаянием, а вернулся оттуда ни с чем.
Однако монах был Настолько поглощен своими заповедями, что не обратил на это ни малейшего внимания.
Однажды увидел монах удивительный сон: приснилось ему, будто если сложить два бамбуковых подноса да приделать к ним крылья, то на них можно будет летать по воздуху. И еще приснилось ему, будто любую болезнь можно излечить пометом насекомых.
Поведал монах об этих снах служке, а тот на радостях воскликнул:
– Наконец-то и нам повезло!
– В чем повезло? – удивился монах.
Но хитроумный служка ничего не ответил и в тот же миг принялся за дело. Он стал соскребать со стен хижины помет насекомых, а потом, когда набралось помета достаточно много, разложил его по бутылкам, налил воды, а в некоторые бутылки добавил еще и краски и наконец на каждую из них наклеил этикетку с названием лекарства.
Пришел однажды служка в деревню за подаянием и стал расхваливать своего монаха, что, мол, тот обладает даром исцелять от любой болезни.
Как раз в ту пору в одном доме умирал от тяжкого недуга человек. Народу собралось видимо-невидимо. Деревенский лекарь беспомощно разводил руками, и спасения было ждать неоткуда.
Вдруг раздался голос служки:
– Наш монах изрядно преуспел в лечении различных болезней. Сходите к нему, попросите хорошенько, и он даст вам лекарства, от которых больной сразу же поправится.
Поначалу никто не обратил внимания на его болтовню, но потом один из тех, кто стоял неподалеку от больного и чье лицо было особенно скорбным, внял наконец словам служки:
– Ты говоришь, твой монах может помочь? Маун Каин! Сходи-ка к монаху да принеси лекарства.
Пошел Маун Каин к монаху. Поведал ему о состоянии больного, а монах и спрашивает:
– Маун Каин, кто лечил больного?
– Лечил его настоятель северного монастыря У Бо Та. Лечил настоятель восточного монастыря У Тая. Лечили и другие, да все без толку. Может быть, у вас что-нибудь получится?
Дал монах Маун Каину три бутылки . лекарств и объяснил, как с ними управляться. На обратном пути Маун Каин встретил настоятеля монастыря У Бо Та.
– Ты откуда идешь? – спросил настоятель.
– Да вот ходил к монаху за новыми лекарствами, – ответил смущенный Маун Каин.
– Уж если я не вылечил больного, то сам Тиджамин (Тиджамин – король натов) его не вылечит! – сказал У Бо Та. Однако Маун Каин сделал вид, будто не слышит упрека, и последовал дальше.
Принес Маун Каин лекарство, стали поить им больного, и к утру больному полегчало. А через несколько дней больной и вовсе выздоровел.
Вскоре слава о чудодейственном лекарстве облетела всю округу. Больные валом повалили к монаху-лекарю. Некогда заброшенный монастырь теперь всегда был полон народу. Сюда приходили целыми семьями. А монах со служкой уже не испытывали голода – монастырский двор стал мал для подношений.
Зато дел у служки поприбавилось. Он буквально с ног сбивался: уж очень много требовалось прихожанам лекарств.
Однажды прославленный монастырь посетил монах У Бо Та. Он хотел испробовать свою колдовскую силу и наслать на монастырь духов да привидения. Но монах и служка всю ночь напролет читали молитвы, и нечистая сила струсила.
На следующий день ввечеру служка сварил тхамэне (Тхамэне – национальное блюдо). Он расстелил лонджу, смазал ее тхамэне и прилепил к ней пух из подушки. Облачившись затем в это странное одеяние, он отправился в монастырь У Бо Та. Тот, завидев приближающееся чудовище, в страхе стал читать все – известные ему молитвы, однако ни одна, из них ему не помогла. Чудовище смело приблизилось к У Бо Та и угостило его сочной затрещиной. «Видно, я вправду никудышний», – рассудил У Бо Та, потирая щеку.