Поучение монаха

В одной монастырской школе был строгий-престрогий наставник. Среди прочих учеников были у него два мальчика: Маун Сута и Маун Бала.

Маун Сута отличался усердием и прилежанием и даже в отведенное для отдыха время подметал монастырский двор, подстригал траву, ходил по воду и чистил платье учителя.

Маун Бала, напротив, слыл легкомысленным малым. Во время уроков спал, отвечал по подсказке, а когда все принимались за уборку, он норовил спрятаться где-нибудь в укромном месте и поспать. А уж о том, чтобы чистить монашескую робу, не могло быть и речи. Встретил однажды Маун Бала в саду Маун Суту и говорит:

– Ну-ка, Маун Сута, скажи, сколько будет один плюс два?

– Три.

– Хоть ты и подлизываешься постоянно к учителю, а проку от этого нет никакого, – продолжал Маун Бала, – ничего-то ты не знаешь. Один плюс два будет два!

Маун Сута принялся доказывать свою правоту, и в конце концов мальчики подрались. Как раз в это время мимо проходил учитель.

– Что случилось? – спросил он.

– О учитель! – ответил Маун. Сута. – Маун Бала спросил меня, сколько будет один плюс два. Я ответил – три, а он твердит, что один плюс два будет два.

Вот мы и рассорились – Правду ли говорит Маун Сута? – строго спросил Маун Балу учитель.

– Да, – с готовностью подтвердил тот.

Тогда, взяв в руки большую пальмовую ветвь, учитель отхлестал как следует Маун Суту.

– Я говорю истинную правду, я правильно сосчитал. За что вы меня наказываете? – заныл Маун Сута.

– Есть люди просто совершающие ошибки, – наставительно сказал учитель. – А есть упрямцы, глупцы. Но еще несноснее те, кто пытается их переспорить. Вот, к примеру, ты хоть и убежден в том, что прав, а все-таки вступил с Маун Балой в спор. Кто же из вас глупее?

Польза от перебирания четок

Много-много лет тому назад была в одном городе пагода, славившаяся своей чудотворной силой на всю округу.

У подножия этой пагоды находился колодец, а в колодце том поселилась громадная змея, которая покровительствовала людям хорошим и жестоко карала плохих.

В небольшой деревеньке неподалеку от пагоды жили дровосек с женой. Много слышали они о чудотворной силе пагоды, однако им самим еще ни разу не довелось там побывать. Однажды жена и говорит мужу:

– Ко Пхоу До, мы только тем и занимаемся, что трудимся да трудимся. Так больше продолжаться не может! Пора нам и о душе позаботиться. Мы еще не сделали ничего хорошего, и судьба постоянно обходит нас своей милостью. Пойдем-ка лучше в знаменитую пагоду, воздадим почести Будде. Это будет нам и приятно и полезно.

– В своем ли ты уме, Ма Ей Кхин! – воскликнул муж. – Мыслимо ли это? У нас нет никаких сбережений, что заработаем, то и проедаем! Как можем мы бросить свое дело? Однако мне очень неприятно служить помехой твоему замыслу! Знаешь что? Ты ступай одна, а уж я помолюсь в следующий раз. А пока ты ходишь, я буду работать за двоих – за тебя и за себя.

Поворчав немного, жена согласилась. Поднявшись на следующий день ни свет ни заря, приготовила она еду, собрала все необходимое и отправилась в путь.

А был в ту пору как раз день поста, и вокруг пагоды толпилось великое множество прихожан. Иные подходили к настоятелю монастыря исповедоваться, прочие собирались небольшими группами и что-то оживленно обсуждали. Однако многие прихожане, бродя в полном одиночестве, сосредоточенно перебирали четки, нашептывая при этом молитвы. Ошеломленная всем увиденным, Ма Ей Кхин тоже взяла четки и приблизилась к статуе Будды.

– Тетушка, – обратилась она к стоявшей рядом пожилой женщине, – расскажи мне, пожалуйста, как надо перебирать четки.

Даже не дослушав вопроса Ма Ей Кхин, женщина небрежно ответила:

– Да очень просто. Говори: еду-приеду. Вот тебе и вся премудрость!

Ма Ей Кхин приняла ее слова за истину и, примостившись у подножия статуи, стала перебирать четки, старательно нашептывая «еду-приеду». Так просидела она до позднего вечера, устремив все свои мысли к Будде и бесконечно повторяя единственную известную ей молитву.

«Какая жалкая и забитая женщина, – подумала змея, – она совсем неграмотная, поэтому и твердит такие нелепые слова. Однако сразу видать, она женщина хорошая, почитает Будду. Надо ей помочь».

И змея одарила женщину множеством драгоценных жемчужин. Радостная вернулась Ма Ей Кхин домой и рассказала мужу обо всем, что с ней приключилось. Часть жемчуга муж и жена продали, а часть решили отдать в дар пагоде. На церемонии подношения присутствовала и та женщина, которая научила Ма Ей Кхин нашептывать «еду-приеду».

Ма Ей Кхин бросилась ее благодарить:

А ведь это вы помогли мне разбогатеть, – сказала она. Вы научили меня перебирать четки, а когда я произносила вашу молитву «еду-приеду», приползла змея и одарила меня множеством жемчуга.

Завидно стало той женщине, и, взяв четки, она на следующий день отправилась в пагоду. Перебирая четки, обуреваемая нетерпением, женщина голосом громким и резким затараторила: «еду-приеду, еду-приеду». Она надеялась, что змея оценит ее рвение и, как и Ма Ей Кхин, одарит жемчугом.

Однако мудрая змея разгадала ее хитрый замысел. Надоело ей слушать вопли нерадивой прихожанки, и, приблизившись к ней, змея зашипела:

– Убирайся отсюда немедленно, а не то я тебя убью.

С воплем «еду-приеду» женщина со всех ног бросилась бежать прочь.

Польза для других – благо для себя

Жил в одной деревне бедняк, был он добр и услужлив и твердо верил в то, что по-настоящему счастлив только тот, кто думает и заботится о других. И хотя ничего дурного нельзя было о нем сказать, а напротив, был он достоин всяческой похвалы и уважения, тем не менее родственники считали его глупым и непрактичным. Потому-то они и называли его Маун Швей (Швей – золото (бирм.).

Однажды Маун Швей отправился за бамбуком. Нарезал он целую охапку и уже подходил к дому, когда ему повстречались друзья. Затеяли они возню, растащили весь бамбук, и пришлось нашему добряку идти домой с пустыми руками. Однако Маун Швей совсем не огорчался и даже радовался, что ему удалось немного поразвлечь приятелей. Родители же, узнав об этом, ужасно расстроились.

– До чего же ты глуп, – принялись они бранить Маун Швея. – Что бы такое придумать, чтобы ты хоть немного поумнел! Вот что. Ступай-ка ты к аскету, может быть, он тебя чему-нибудь научит.

Отправился Маун Швей к аскету в лес. Шел он, шел и наконец притомился. И тогда решил он немного отдохнуть в тени баньянового дерева. Устроился поудобнее, закрыл глаза и совсем было приготовился уснуть, глядь, прилетает маленькая пичужка.

– Друг-человек, ты куда направляешься? – спрашивает.

Рассказал Маун Швей, что идет учиться уму-разуму у аскета. А пичужка выслушала его и говорит:

– О друг-человек, не откажи в моей просьбе – узнай у аскета, почему я словно привязана к этому дереву и не могу никуда от него улететь.

– Ладно, – согласился Маун Швей и, распростившись с пичужкой, пошел дальше.

Долго ли, коротко ли шел Маун Швей, но только опять захотелось ему отдохнуть. А тут как раз и беседка поблизости оказалась. Не успел он расположиться на отдых, глядь, появляется богач, тоже вздумавший отдохнуть в беседке. Мало-помалу они разговорились, и богач полюбопытствовал, куда и зачем держит путь Маун Швей. А когда узнал, что Маун Швей направляется к ученому аскету, богач принялся его умолять:

– Расспроси поподробнее у аскета, как мне исцелиться от болезни, которая донимает меня много лет кряду.

– Ладно, – согласился Маун Швей и продолжил свой путь.

Шел он, шел и пришел к широкой реке. Уселся он на ее крутом берегу и стал задумчиво смотреть на воду. Вдруг откуда ни возьмись появился крокодил. Узнав, что Маун Швей держит путь к ученому аскету, взмолился крокодил:

– Не будешь ли ты любезен узнать у аскета, как мне избавиться от головной боли, которая мучает меня всю жизнь.

Маун Швей обещал выполнить и его просьбу.. Наконец Маун Швей добрался до обители ученого аскета.

– Что привело тебя ко мне? – спрашивает аскет Маун Швея.

– О мудрый старец, я пришел к тебе за советом. Далеко от этих мест на баньяне живет маленькая пичужка, которая не может никуда улететь, словно прикована к дереву цепями. Что ей нужно сделать, чтобы избавиться от этого наваждения? И тогда аскет сказал:

– В прошлой жизни у этой пичужки было два горшка: один с серебром, другой с золотом, которые она зарыла под баньяном. Вот теперь ей приходится сторожить эти горшки. Если она раздаст сокровища людям, то освободится от злой силы, приковавшей ее к дереву, и сможет свободно летать, куда ей вздумается!

Поблагодарил Маун Швей аскета за мудрый совет и продолжал:

– Дорогой учитель! По пути сюда мне встретился богатый человек, который вот уже много лет страдает от тяжкого недуга. Он просил меня разузнать, как можно излечиться от его болезни.

Причина болезни – в его богатстве. Стоит ему избавиться от него хотя бы частично, и болезнь сразу же пройдет!

Поблагодарил аскета Маун Швей и продолжал:

– И еще одна просьба к тебе, мудрый старец. В реке, неподалеку отсюда, живет крокодил. Он просит у тебя совета, как ему избавиться от головной боли, которая мучает его всю жизнь.

– В голове у этого крокодила застрял рубин. Если он извлечет его оттуда и без всякого сожаления подарит кому-нибудь, то головная боль у него пройдет!

Очень обрадовался Маун Швей. Он простился с аскетом и поспешил в обратный путь. Тут-то он и вспомнил, зачем родители послали его к аскету. Вспомнил, но не огорчился. Главное, что он сможет помочь пичужке, богачу и крокодилу.

Шел Маун Швей, шел и пришел к реке, где жил крокодил. А тот уже его ждет. Рассказал Маун Швей, что посоветовал аскет. Крокодил вынул из головы рубин, и головную боль как рукой сняло. На радостях крокодил отдал рубин Маун Швею. Маун Швей отыскал богача и научил его, как избавиться от недуга. И наконец добрался Маун Швей до баньянового дерева, на котором жила пичужка, и поведал ей обо всем, что узнал от аскета. Пичужка тотчас же вырыла из земли серебро да золото и отдала все Маун Швею. И тут же она ощутила себя свободной и способной лететь на все четыре стороны.

Так забота о других обернулась добром для Маун Швея. Богатым и счастливым вернулся он в родную деревню и всю свою жизнь посвятил заботе о ближних.

Поднос невестки

Жили-были два брата в деревне. Пришло время, и братья расстались: младший подался в чужие края, женился, разбогател, а старший остался в родной деревне, тоже женился, но был он неудачлив, да так и прозябал в бедности. И так и этак старался он извернуться, только не было ему удачи.

Однажды нашел старший брат пустовавший клочок земли и решил его засадить. Но земля была каменистой и совсем непригодной для посева. Да и обрабатывать ее было нечем. Не было у него ни буйвола, ни коровы, ни плуга. Думал он, думал и надумал пойти к младшему посоветоваться.

Пришел он в дом младшего брата, а у того собрались гости – люди все богатые. Не хотелось бедному брату позорить богатого, и он подался прямиком на кухню. Там жена брата как раз готовила угощения. Поначалу она сделала вид, будто его и не приметила, а когда, покормив гостей, воротилась на кухню, собрала все объедки, уложила их на поднос и подала шурину. Как раз в это время появился младший брат.

– Проходи в дом, – пригласил он старшего брата. – У тебя ко мне дело? Говори, не таись. Авось я сумею тебе помочь.

– Ничего мне не нужно, разве что поднос! – насупился тот.

– Ну и шутник же ты! Да зачем тебе понадобился этот поднос? Вот если бы ты захотел возделать поле, я бы помог тебе и скотиной и деньгами.

Но старший стоял на своем:

– Ничего мне не нужно! Только этот старый поднос!

Взял старший брат поднос и вернулся к себе домой. Вооружился он лопатой, привязал на шею поднос и отправился в поле.

Не день, не два работал он там, и каменистая сухая земля стала подобна пуху.

Прошло три года. Стал старший брат пожинать плоды своего труда. Он богател не по дням, а по часам. Обзавелся хозяйством, выстроил новый дом и пригласил в гости младшего.

– Ваш поднос сослужил мне добрую службу, – сказал он, радушно потчуя гостей всякими кушаньями. – Век помнить буду, как щедро угощала меня невестка с этого подноса. Тогда-то я и уразумел, что нет ничего горше бедности, и с тех самых пор никогда с ним не расставался. Один только поднос помог мне выбиться в люди, и это заслуга моей невестки!

Паганская ловушка

В незапамятные времена государством Паган правил могущественный и справедливый король Дхамма. Все свои деяния он творил в строгом соответствии с законами, и слава о его справедливости достигла пределов рая, где господствовал Тиджамин. И решил Тиджамин проверить, действительно ли король Дхамма столь безупречен, не отступает ли он иной раз от истины? С этой целью Тиджамин соорудил железную ловушку, которая хватала за руку всякого лгуна и нечестивца, нарушившего закон.

А как раз в ту пору близ деревни в полуразрушенной хижине жил благочестивый старец, готовившийся к постригу в монахи и одновременно занимавшийся алхимией. Одна из мирянок постоянно носила ему подаяние и, проникшись глубоким уважением к его особе, отдала ему на хранение вис золота.

Шли за днями дни, и настало время, когда дети этой женщины потребовали раздела наследства. Отправилась она к старцу:

– Досточтимый учитель! Верни, пожалуйста, мое золото, которое ты хранил столь тщательно и долго, дети требуют раздела наследства.

– Какое золото? – возмутился старец. – Я отродясь не держал в руках ни одного грамма золота!

«Никак, он намеревается присвоить мое золото?» – всполошилась женщина и пожаловалась судье.

В назначенный день истица и обвиняемый явились в суд. Судья велел им приблизиться к железной ловушке, дабы испытать их честность. Женщина, чувствуя свою правоту, без промедления выполнила указание судьи, и ловушка, конечно, не сработала. Настала очередь старца.

Держа в руках круглую плетеную корзину, в которую он упрятал золото, старец нерешительно топтался на месте.

– Ну, что же ты стоишь? Подходи! – строго приказал Судья.

– Как мне все это неприятно, – запричитал старец, – я уповаю стать монахом, а меня подозревают в мошенничестве. Темные деяния несовместимы с монашеским саном! И досаднее всего то, что все это происходит на глазах у мирян.

И, как бы между прочим, он обратился к обиженной им женщине:

– Несподручно мне тащить с собой корзину. Подержи ее минутку. – И, всучив корзину с золотом его истинной владелице, он подошел к ловушке. Ловушка опять не сработала. А старец, взяв у женщины корзину, гордо удалился.

Узнав, чем кончилась эта печальная история, Тиджамин забеспокоился:

– Если так и дальше будет продолжаться, люди потеряют веру в меня! – И он уничтожил ловушку.

Тем не менее, именно с тех самых пор в мире бытует пословица: «Монастырский старец горазд сбить с толку даже паганскую ловушку».