День и ночь
Игра известна в древней Греции под названием "Острокинда". Под названием "День и ночь" она больше распространена в Германии, откуда, вероятно она и была позаимствована.
Для игры требуется большой и свободный двор, спортивная площадка или спортзал. Посередине площадки, в поперечном её направлении проводят черту. На противоположных концах площадки, шагах в 30 от средней черты, обозначают два "горда". Они имеют форму круга или четырёхугольника, и величина их должна быть такой, чтобы игроки одной команды могли свободно поместиться там.
Играющие выбирают двух "водящих" и разделяются на две команды. Одна называется "день", вторая - "ночь".
В начале игры каждая команда становится в ряд спиной к средней черте, шагов на 10 от неё. Расстояние между игроками не менее двух вытянутых рук. Лицом команды повёрнуты к неприятельскому "городу", поэтому любой игрок, чтобы попасть в свой "город", обязательно должен пройти через ряд команды противника.
"Водящие" становятся на средней черте, один из них подбрасывает кверху дощечку, окрашенную с одной стороны в белый цвет, а с другой - в чёрный. (Удобнее бросать монетку. Монетка всегда найдется, орел или решка будут обозначать день или ночь.) Дощечка падает на землю и второй "водящий" сообщает, что сейчас "день" или "ночь". Предположим, что дощечка упала белой стороной вверх. Водящий кричит: "День!" - тогда команда "дня" оборачивается и преследует игроков команды "ночи", которые стараются проскользнуть между игроками команды "дня", чтобы добежать до своего "города". Преследование продолжается до тех пор, пока вся преследуемая команда не вбежит в свой "город".
Каждый пойманный игрок, смотря по условию, или выходит из игры, или переходит в поймавшую его команду. Если пойманный игрок, по условию, должен перейти в команду противников, то обычно он везёт на себе своего победителя от "города" до средней черты.
Потом обе команды снова становятся на свои места у средней черты. Теперь второй "водящий" бросает дощечку, а первый кричит, допустим: "ночь!". Команда "ночи" оборачивается, чтобы преследовать команду "дня", а они спасаются бегством в свой "город".
Так игра продолжается до своего естественного конца, т.е. когда игроки одной команды полностью переловят игроков другой.
ПРАВИЛА:
1. Для отличия одной команды от другой игроки команды "дня" носят на руках повязки.
2. Никто не должен оборачиваться, чтобы посмотреть на дощечку. Оборачиваться, разрешено только после того, как "водящий" объявит "День!" или "Ночь!".
3. Никто не может преследовать неприятеля, если тот ещё не пересёк среднюю черту. За этим наблюдают "водящие", которые в перебежке не участвуют.
Так как перебежать через ряд противников, когда они обращены к вам лицом, довольно трудно, то по этому, существует такой вариант игры. Преследующая команда не оборачивается и ждёт, чутко прислушиваясь, прохождения команды противника. Как только игрок команды противников проскользнёт в интервал между преследователями, его тут же начинают преследовать. Часто за ним бросаются несколько человек сразу, чем обычно пользуются остальные спасающиеся игроки и благополучно достигают своего "города".
В общем, игра "День и ночь" требует довольно обширного помещения, А второй вариант её, ещё и порядочной выдержки участвующих игроков. В России эта игра практикуется в значительно упрощённом виде. Команды становятся у средней линии не спиной, а лицом друг к другу, имея при этом свой "город" у себя за спиной. Интервалы между игроками доведены до минимума, поэтому появляется возможность играть даже в довольно узких помещениях. Когда команде выпадает жребий ловить, она не оборачивается, а прямо бежит на своих противников. Зато и тем не приходится проникать сквозь ряд ловящих, чтобы попасть в свой "город". Им достаточно повернуться кругом, чтобы иметь возможность свободно удирать от преследования.