Городки

(Игра с рюшками)

В "городки" играют преимущественно подростки и молодые парни, которым в этой игре нравится то обстоятельство, что тут не приходится бегать, а силу и ловкость можно проявить вполне.

На ровном, хорошо утрамбованном месте, на заасфальтированной площадке, или на спортивной площадке чертят два одинаковых "городка". Величина "городка" и расстояние между ними зависят всецело от силы и возраста играющих. Мерилом в этом случае  служит пространство между задними границами "городов". Оно не должно превышать расстояние, через которое играющие в состоянии бросать свои палки.

Чтобы правильно расчертить площадку для игры в "городки", поступают так. Очерчивают сначала прямоугольный четырёхугольник, длина которого, должна быть в три раза больше ширины, потом двумя поперечными линиями делят его на три равных квадрата. Крайние квадраты - "городки", а средний - "нейтральное поле". Для взрослых весь четырёхугольник имеет от 24 до 30 шагов в длину, а для подростков и мальчиков размеры его необходимо уменьшить на треть или, даже наполовину.

Для игры в "городки" требуется очень много "рюх". В большой игре, когда участвует много игроков, количество "рюшек" доходит до 150, по 75 штук на каждый "город". "Рюшки" устанавливаются или складываются на передних линиях "городков" очень разнообразно. Во всех случаях соблюдается условие, чтобы "рюшки" в обоих "городках" были сложены одинаково, и их число было бы равным.

Вот несколько способов (фигуры) для установки "рюх":

1. ПОПЫ´. "Рюшки" расставляются по всей передней линии "городка" в одиночку, на равном расстоянии друг от друга.

2. СТОЛБИКИ. "Рюшки" ставятся по несколько штук, одна на другую, столбиками.

3. БАШНЯ. Ставят вплотную несколько "рюх", на них надстраивают ещё три-четыре таких же ряда - получится трёх-четырёх рядная колонна. Вокруг этой колонны выстраивают несколько меньших колонок так, что в общем, вся постройка имеет вид готической башни.

4. ПИРАМИДКА. На передней черте "городка" кладутся в ряд 10-12 "рюх". На них в промежутках выкладывается второй ряд, в котором будет одной "рюшкой" меньше, затем - третий, четвёртый и т.д., в последнем ряду будет только одна "рюха", которую обычно не кладут, а ставят. При основании пирамидки, по обе стороны от неё, строят ещё два столбика. Эти столбики укрепляют пирамидку, не позволяя основным "рюшкам" раскатываться.

Иногда "рюши" складываются в виде звезды, пушки, колбасы и пр., но эти фигуры неудобно и мало употребляемы. Самой ходовой и самой удобной фигурой, в которую складываются "рюшки" для игры в "городки", нужно признать "пирамидку". На ней мы остановимся и при описании игры в "городки" будем иметь в виду, что "рюшки" сложены у нас "пирамидкой".

"Пирамидки" строятся не на самой середине передних линий "городков", а немного ближе к одному боку. Это делается для того, чтобы "пирамидки" не стояли одна рядом с другой и не загораживали бы друг друга.

Когда все приготовления к игре закончены, играющие соединяются в пары. Каждая пара запасается двумя палками, которыми владельцы пользуются по очереди. Затем, выбрав двух лучших игроков, в капитаны, пары разделяются между ними на две команды таким образом, что один игрок из пары идёт к одному капитану, а другой - к другому.

Перед началом игры капитаны мечут жребий или канаются на палке, чтобы определить, какой из команд начинать игру.

Начинающая команда становится на заднюю линию своего"городка" и оттуда бьёт в "рюшки" "городка" противников. Сначала бьёт сам капитан. Первый удар по "пирамидке" имеет,   важное значение, и от него часто зависит успех игры. Нужно так ударить по "рюшкам", чтобы сбить только верхушку "пирамидки" или ещё лучше какой-нибудь боковой столбик, и с такой силой, чтобы хоть одна "рюшка" выкатилась за пределы "городка".

Первый удачный удар, от которого одна или несколько "рюшек" будут выброшены из "городка", в игре называется "розжигом". После "розжига" играющие переходят на переднюю черту своего "городка" и бьют уже с ближайшего расстояния.

Цель игры заключается в том, чтобы выбить все "рюхи" из "городка" противников, употребив на это как можно меньше бросков.

Если "розжиг" был хорошим, и "пирамидка" мало пострадала, то вторым ударом с ближней линии, ударяя по верху "пирамидки", сильный игрок за один удар может вынести очень много "рюх". Но если "пирамидка" во время "розжига" свалится, то тогда выбивать "рюхи" становится трудно. Приходится сначала разогнать их из кучи, "разжижить кашу", как говорят в игре. Самое скверное в игре, когда "пирамидка" будет разрушена, а "розжига" не произойдёт, т.е. ни одной "рюшки" не будет выбито из городка. В этом случае играющие могут перебросать очень много палок, прежде чем кому-нибудь удастся, наконец, "разжечь" и тем самым приобрести право бить с ближней линии.

Когда игроки первой команды перебросают все палки, тогда игроки второй команды, подобрав их с поля, начинают бить ими в другой "городок".

ПРАВИЛА:

1. Игру начинают с задней черты "городка". После "розжига" с передней ближней черты.

2. Бьют играющие по очереди, установленной капитанами. При этом игроки одной пары бьют как в той, так и в другой команде под одним  номером.

3. Если палка не вылетит из "городка" и остановится в нём. То партнёр пробивавшего игрока должен незамедлительно убрать её оттуда, чтобы она не мешала в дальнейшей игре.

4. Случается, что во время игры "рюшка" совсем выйдет из "городка" и остановится на боковой или на задней черте. Если "рюшка" ляжет на задней черте, то её ставят "попом". Если ляжет на боковой черте и далеко от задней черты, её выбрасывают вон. Если же она остановится на боковой черте, недалеко от задней, то играющие противной команды стараются положить её на "попа". Это делается так: кто-нибудь команды противников сжимает "рюшки" между стоп и прыгает с ней на заднюю черту - её ставят "попом", промахнётся - выбрасывают вон.

Когда в игре появится "поп", тогда играющие опять переходят на дальнюю линию и бьют оттуда, пока не будет выбит "поп". В этом случае играющим приходится бросать палки через всё игровое поле, от задней черты одного "городка" до задней черты другого.

5. Игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь команда не выбьет из "городка" всех "рюх".

6. Если игру закончит первая команда, то вторая не считается ещё проигравшей, так как она может отыграться теми палками, которые она получила в последний раз от первой команды.

7. Если же игру окончит вторая команда раньше первой, то первая считается проигравшей без права отыгрыша.

8. Выигравшей командой считается та, которая употребит меньше палок, чтобы выбить все "рюхи" из противного "городка".

9. Проигравшая команда в наказание за проигрыш должна построить оба "городка" (пирамидки) для новой игры.

10. В новой игре начинает "разжигать" выигравшая команда.