Большая лапта

(Игры с лаптой)

Для этой игры необходимы: обыкновенная круглая "лапта", плотный резиновый мяч и просторная площадка или двор.

На выбранном месте проводят две черты, "игральную" и "коновую", на 30-40 шагов одна от другой. Очень часто первую черту называют "ближним коном", а вторую - "дальним коном".

Двоих лучших игроков выбирают в "капитаны", которые руководят игрой, разрешают споры и пр. Первая забота "капитанов" - разделить играющих на две равные по числу и искусству команды. Это обычно делают посредством сговора или выбора (это описано вот здесь).

В игре могут участвовать от 6 до 20 человек, но более удобным количеством нужно признать 12, по 6 человек в команде.

Когда команды составлены, "капитаны" бросают жребий, кому из них "играть", а кому "служить"? "Капитан", вытянувший счастливый жребий "играть", берёт "лапту" и со своей командой становится на "игровую черту". Капитан, которому выпал жребий "служить", со своей командой располагается в "поле", между "игровой" и "коновой чертой".

Опишем обязанности каждой команды отдельно.

ОБЯЗАННОСТИ ИГРОКОВ

Игроки пользуются "лаптой" и отбивают мяч по очереди. Первоначальную очередь устанавливает "капитан". Обычно первыми начинают бить слабые игроки, потом более сильные и в конце бьёт сам "капитан". Иногда и наоборот, начинает "капитан", а заканчивают слабые игроки.

Ударив мяч, каждый играющий может сразу же бежать на "коновую черту". Если удар был не самым удачным, можно и не бежать. При удачном ударе все играющие, "сдававшие" раньше, бегут на "кон", где останавливаются, ожидая следующего удара. Если удар был настолько силён, что они без всякого риска могут успеть возвратиться на "игровую черту", то , конечно, они этим пользуются и возвращаются.

Игроки, возвратившиеся с "коновой черты", снова приобретают право бить, но только теперь очередь устанавливается так: кто раньше возвратился, тот раньше и бьёт.

Случается, что после нескольких неудачных ударов остаётся один игрок, имеющий право бить. Тогда этот игрок считается на "выручке", и ему разрешается бить до трёх раз.

Игрок на "выручке" не должен сам бежать на "кон", пока оттуда не возвратится ему на смену хоть один игрок.

Когда на "выручке" не достаточно сильный игрок, то часто все три его удара бывают неудачными, и команде приходится отдать "лапту" своим соперникам. Для тог, чтобы избежать подобного казуса, в начале игры "капитан" устанавливает очередь с таким расчётом, чтобы сильные игроки били после слабых, а сам капитан остаётся "на выручке". В середине игры "капитан" следит, чтобы при возвращении с "кона" слабые игроки не возвращались одни и не шли после сильных. При соблюдении таких условий "на выручке" всегда будет хороший игрок.

Играющие должны уметь направить мяч туда, где "служащие" слабее, где мяч проскочит, и его не поймают или задержат. При этом направлять мяч в сторону, где совсем нет "служащих" нельзя. Нерасчётливо направлять мяч к "коновой черте", когда игроки бегут туда. Такой удар выгоден, когда они бегут обратно. Ловкий удар вниз, когда мяч проскакивает мимо рук "подавальщика" и катится по земле, всегда удобнее для бегущих на "кон", чем удар вверх.

Сильные прямые удары, далеко откидывающие мяч, всегда выгодны. Только при таких ударах возможно за один раз сбегать на "кон" и возвратиться обратно.

Каждый член "играющей" команды должен помнить, что каждая его оплошность может привести к проигрышу всей команды. Поэтому рисковать без нужды он не имеет права, а также не имеет права руководствоваться своими личными интересами. Нерадивый, хоть и сильный игрок, скорее повредит своей команде, чем слабый, но осмотрительный.

Перебегая "поле", "играющий" смотрит, чтобы его не "запятнали" мячом. В случае опасности он всячески уворачивается от удара. Бежит задом, подпрыгивает вверх или в сторону, а иногда вдруг падает вниз.

Если случится, что в "играющего" попадут мячом, то он старается отыграться. Быстрее хватает мяч и бьёт им, бегущих на "игровую черту" противников. Право отыгрываться принадлежит не одному игроку, а всей его команде.

ОБЯЗАННОСТИ "СЛУЖАЩИХ"

"Служащие" становятся на поле в следующем порядке:

Самый ловкий и проворный, обычно сам "капитан", становится у "игровой черты"  - он "подавальщик". Второй идёт на середину. Третий на "коновую черту". Четвёртый на 20 шагов за "кон". Пятый и шестой становятся по ловлям, т.е. по бокам, ну уровне со вторым игроком. Второй и третий должны уметь хорошо ловить, ловко бросать и метко попадать в цель, - это лучшие игроки после "капитана". Четвёртый игрок должен хорошо ловить и далеко перебрасывать мяч, сюда обычно ставят сильного игрока.

"Подавальщик" становится у "игровой черты", в двух шагах от очередного "бьющего" игрока и подбрасывает ему мяч отвесно на 1,5 метра вверх. Тот бьёт мяч "лаптой". Когда мяч взлетит, "служащие" стараются поймать его на лету или как можно быстрее задержать его и перебросить "подавальщику" и тем самым воспрепятствовать пробившим игрокам бежать на "кон".

Если удар удачен для играющих, и они решились им воспользоваться и перебежать поле, тогда "служащий", задержав мяч, передаёт его тому, кто имеет больше шансов "запятнать". Но если задержавший мяч видит невозможность "запятнать" бегущих, то он передаёт мяч прямо "подавальщику".

Место "подавальщика" самое важное. Он ободряет "служащих", понуждает их скорее передавать мяч, направлять мяч туда, где есть возможность "запятнать", или прекращает бесполезную тревогу тем, что удерживает мяч у себя. "Подавальщик" следит, чтобы "играющие" били в том порядке, в каком они возвратились с "кона", чтобы пробившие игроки на выступали за "игровую черту" и не бежали раньше удара игрока. Переступившего хоть на шаг "игровую черту", "подавальщик" имеет право "пятнать".

Если "бьющий" только задел мяч, "подавальщик" старается поймать его на лету или поскорее поднять с земли.

Когда "подавальщик" заметит, что на "игровой черте" нет игроков, он кричит: "Мяч на черту!". Тогда "служащий", завладевший мячом, перебрасывает его прямо за "игровую черту". Этим "служащая" команда освобождается от "службы".

"Служащие" должны повиноваться "подавальщику" и в точности выполнять его распоряжения, - только тогда они могут рассчитывать, на успех. В особенности не следует увлекаться и зря бить бегущих, потому что от промаха мяч далеко закатывается в сторону, и это иногда даёт возможность играющим успеть сбегать в оба конца.

Во всех случаях, которые дают выигрыш "служащей" команде, кричат: "Лапта!" По этому крику, уведомляющему о победе, "служащие" бегут на "игровую черту".

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

1. "Играющая" или господствующая команда проигрывает в следующих случаях: а) если один из её членов будет "запятнан" во время перебежки; б) если "служащие" поймают "свечку", т.е мяч на лету, и в) если "служащие" перебросят мяч за "игровую черту в то время, когда там не осталось ни одного игрока.

Чтобы избежать частых смен команд, иногда договариваются считать за проигрыш не одну, а три пойманные "свечки", или договариваются ловить "свечки" только одной рукой.

2. В проигрыш ставят и следующие случаи: 1) когда кто-нибудь из "играющих" схватится за мяч; 2) когда при перебежке возьмут "лапту" с собой или бросят её на "поле", и 3) когда при ударе "лапта" выскочит из рук.

3. Плохо подброшенный мяч игрок может не бить. Когда все "играющие" недовольны "подавальщиком", "служащие" обязаны его сменить.

4. Кто приведёт команду к победе, тот имеет право на первый удар. За ним бьют другие, сначала по назначению "капитана", а потом в порядке возвращения с "кона".

5. Мяч не переносится, а всегда перебрасывается.

6. "Подавальщик" может "пятнать" только со своего места.

7. "Запятнанный" игрок имеет право "отыграться". Для этого он быстро хватает мяч и старается "запятнать" им кого-нибудь из противников, пока те находятся между "коном" и "игровой чертой".

Стоящий далеко от "игровой черты" может спастись от "пятнания", став на "коновую черту". Потом с "коновой черты" на "игровую" он перебегает уже после первого хорошего удара товарища.

Похожие игры