Немецкая лапта с городками

(Schlagball mit Freistatten)

(Игры с лаптой)

Место игры

На ровном месте очерчивают круг в 50 метров в диаметре.

К этому кругу пристраивают небольшой четырёхугольник, 4-6 метров в длину и 3-4 метра в ширину - это "город" или "кон".

По окружности круга ставят восемь флагов, на расстоянии 12 метров один от другого, и нумеруют их слева на право, - флаги эти обозначают "городки", где бегающие игроки временно останавливаются.

В зависимости от числа и силы игроков, а также места, которым они располагают, круг может быть уменьшен или заменён другой фигурой - эллипсом, четырёхугольником и пр. Соответственно уменьшению круга, число "городков" также может быть уменьшено до 4-х.

Для игры нужен мяч и "лапта".

"Лапта" имеет длину 50-70 сантиметров, из которых 20 сантиметров приходятся на ручку, которая должна быть от 2,5 до 3 сантиметров толщиной. Ударная площадь "лапты" делается шириной 10, а толщиной 5 сантиметров.

Для мальчиков "лапта" делается из бука, ясеня, берёзы, а для девочек из липы. (Или покупается в магазине.)

Распределение игроков

Играющие в количестве от 12 до 24 человек, разделяются на две равные команды, между двумя "капитанами". "Капитаны" мечут жребий, кому из них первому начать набор команды. Затем вторичным жребием определяют, какой из команд владеть "городом", т.е. бить, а какой "служить"?

Игроки "служащей" команды размещаются по всему игровому полю. Часть их становится в кругу, а часть за кругом, держась преимущественно поближе к "городкам". Лучший из них обычно сам "капитан", становится в "кону" "подавальщиком"

Задача команд

Каждый игрок "играющей" команды в очередь, установленную "капитаном", должен отбить "лаптой" подброшенный "подавальщиком" мяч. Затем оббежать весь круг, побывав у каждого "городка", и вернуться обратно на "кон". Пробивший игрок может не останавливаться у "городка", но он обязан непременно коснуться его рукой. Благополучно вернувшись на "кон", игрок приобретает право, когда дойдёт очередь, снова отбивать мяч.

Цели игроков "служащей" команды: а) отбитый мяч поймать на лету, другими словами поймать "свечу", б) "запятнать" бегущего, и в) "сжечь" "городок" или "кон". Этими тремя способами "служащая" команда может одержать победу над "играющей" командой и занять "кон".

Правила

А. Отбивание мяча.

1. Каждый отбивающий игрок имеет право на три удара. Для того чтобы избежать лишний промах он может отказаться от плохо поданного мяча и требовать повторения.

2. Мяч, следует отбивать вверх, т.е. давать "свечки", а отбивать мяч вниз, по земле, считается нечестным.

Если бьющий отобьёт мяч назад или в сторону от круга, он теряет право бить и отстраняется от игры до следующего "кона".

3. Игроки "играющей" команды отбивают мяч по очереди в том порядке, в каком они были выбраны капитаном.

4. Если команда выигрывает "кон", то начинает отбивать мяч игрок, который принёс победу своей команде. За ним по очереди бьют игроки, которым не пришлось бить в предыдущем "коне".

5. Мяч всецело принадлежит "служащей" команде. Поэтому никто из игроков "играющей" команды не имеет права брать его в руки, исключая случаи предусмотренные правилами игры. Также никто из них не может отбивать мяч ногой и этим препятствовать "служащим" игрокам его схватить.

6. Отбивший игрок, намереваясь бежать, должен оставить "лапту" на "кону". Брать "лапту" с собой или бросать её в сторону от "кона" нельзя.

Б. Бег.

7. Отбивающий может бежать после любого удара, если посчитает, что он достаточно удовлетворительный, чтобы достигнуть хотя бы первого "городка". Но после третьего удара он обязан бежать, независимо от того, попал ли он по мячу или нет.

8. Если "отбивающий" по какой-либо причине выпустит "лапту" из рук, он должен бежать. Вторично брать "лапту" не разрешается.

9. Бежать от "городка" к "городку" можно только по прямому направлению. При этом бегущий обязан прикоснуться рукой к каждому "городку"

10. Остановившись в "городке", играющий всё время своего пребывания в нём обязан рукой держаться за флаг. Если он этого не сделает, его могут "запятнать" или "сжечь городок", как никем не занятый.

11. Бегущие должны сразу же прекратить свой бег, если мяч окажется на "кону" в руках у "подающего" и тот крикнет: "Стой!". Остановившемуся игроку разрешается: или вернуться назад или перейти в тот "городок", в который он направлялся. Но если "подавальщик" перебросит мяч другому полевому игроку, бегуны в праве, продолжить прерванный бег.

Примечание: Игра ничего не теряет, а скорее выигрывает в живости и определённости, если принять за правило продолжать бег только тогда, когда очередной "отбивающий" побежит с "кона" сам.

12. Ни один бегун не должен обгонять своего предшественника. И все они должны возвращаться к "кону" в первоначальной очереди.

13. Ни один "городок" не может быть занятым одновременно двумя бегунами.

Поэтому каждый бегун, прежде чем оставить свой "городок", должен удостовериться, что следующий "городок" он найдёт свободным.

14. В случае потери мяча бегуны обязаны прекратить бег, пока он не будет найден и не введён в игру новым ударом.

Мяч считается потерянным, если перелетит забор, попадёт в кусты и пр.. Но его не считают таковым, если на свободном плацу он улетит далеко за круг.

15. В поисках мяча могут участвовать обе команды. В этом случае мяч разрешается брать в руки и игрокам "играющей" команды.

В. Пятнание.

16. Игроки "играющей" команды могут быть "запятнаны" игроками "служащей" команды в следующих трёх случаях: а) при беге от одного "городка" к другому; б) когда они выступят за границу "кона", и в) когда остановившийся бегун не держится рукой за флаг "городка" Последствием "пятнания" становится потеря "кона", для "играющей" команды.

17. Если мяч попадёт в бегуна отскоком от земли или от какого-либо предмета, то такое "пятнание" не считается.

18. "Подавальщик" может "пятнать" только с "кона". Остальные игроки "служащей" команды не прикованы к месту и могут бегать с мячом в руке.

19. Если бегуна задержит игрок "служащей" команды, а другой "запятнает", это считается недействительным.

Г. Сжигание городка.

20. "Сжечь городок" или "сжечь кон" - значит бросить в него мяч. Игрок, попавший мячом в "городок" или "кон", должен крикнуть: "Городок сгорел!"

21. "Городок" может быть "сожжён": а) тот, к которому "играющие" направляют свой бег; б) тот, который "играющий" оставил и снова к нему возвращается, и в) тот, к которому бегун забыл прикоснуться рукой.

22. "Кон" может быть "сожжён", если в нём не окажется ни одного игрока из "играющей" команды.

Случай этот имеет место только тогда, когда команды немногочисленны, когда число игроков в команде меньше числа "городков"

Д. Перемена команд.

23. "Играющая" команда теряет "кон": а) когда один из её членов будет "запятнан"; б) когда один из её членов коснётся мяча; в) когда будет "сожжён городок" или "кон", и г) когда будет поймано условленное количество "свечек".

Примечание: Чтобы затруднить ловлю "свечки", для искусных игроков вводится правило ловить мяч только одной рукой.

Е. Выигрыш команды и запись очков.

24. Выигрыш команды определяется числом полных круговых пробегов. Это число обычно соответствует числу игроков в команде. Иногда же считают выигравшей ту команду, у которой в определённое время получится наибольшее число таких пробегов.

25. Каждый круговой пробег игрока даёт ему право снова бить, кроме того даёт выигрыш одного очка для его команды.

26. Каждую новую игру начинает проигравшая команда.

27. Запись очков при состязательной игре ведёт постоянное лицо, а в обыкновенной игре сам руководитель или учитель.

Похожие игры