Крикет

Крикет - это английская игра в "Лапту". Она отчасти похожа на игру «Французская лапта с городками», только значительно сложнее её.

Для игры в "Крикет" необходимы следующие принадлежности: две "лапты", мяч и двое ворот.

"Лапта" делается из плотного, крепкого, но не тяжёлого дерева и имеет вид лопаточки, длинной в 1 метр, шириной около 9 сантиметров, а толщиной в 3,5 сантиметра. Широкий конец "лапты" закругляется, а узкий, служащий рукояткой, обматывается бечёвкой или изолентой. (Инвентарь можно приобрести в немногих спортивных магазинах, найти специальный детский вариант не представляется возможным.)

Для игры можно использовать теннисный мяч. Хоть в игре используется один мяч, однако не мешает на всякий случай иметь их несколько.

Ворота  состоят из трёх стоек, которые втыкаются в землю на таком расстоянии, чтобы мяч не мог пройти между ними, и двух поперечных перекладин поверх стоек. Перекладины лежат на стойках свободно, но чтобы они не свалились сами собой, для помещения их на концах стоек делают соответствующие выемки.

Поле игры должно быть не менее 22,5 метров в длину и столько же в ширину. На двух противоположных сторонах игрового поля, на расстоянии 15 метров, ставят друг против друга двое ворот. От основания ворот, в ту и другую стороны наносят жидким мелом черту и загибают её концы под прямым углом назад. Черты эти ограничивают спереди и с боков "города" при воротах и называются "коновыми" или "городскими" линиями. На расстоянии 2,8 метра впереди ворот проводят ещё две линии - это "боевые" линии, длинной в 1,5 метра.

Играющие выбирают двоих "капитанов" и разделяются между ними на две команды, по 11 человек. Затем "капитаны" мечут жребий, какой команде идти "служить", а какой оставаться в "городе" и играть. "Служащие" игроки также называются "метальщиками" или "подавальщиками", а "городские" - "защитниками" или "бойцами". Полевые игроки являются нападающей стороной, а "городские" - защищающейся. При этом выгодной стороной является защита, так как защита ворот и пользование "лаптой" даёт возможность выиграть.

Перед началом игры, игроки "городской" команды размещаются в "городах" или где-нибудь в стороне, за воротами. Только двое из них становятся впереди на "боевые линии" - они называются "бойцами". У "бойцов" в руках по "лапте".

Игроки "служащей" команды располагаются частью на поле, частью в самих "городах". В каждом "городе" с правой стороны ворот становятся по одному игроку "служащей" команды, которые бросают мяч в ворота противного "города", с целью сбить их - они имеют тоже значение, что и "подавальщик в игре "Французская лапта с городками" , и называются "метальщиками". Кроме них, в "городах" за воротами "служащая" команда ставит ещё по одному игроку, которые называются "сторожа", чтобы те задерживали переброшенный мимо ворот мяч и не давали ему далеко закатиться. Остальные играющие "служащей" команды располагаются по всему полю, преиму3щественно в тех местах, куда чаще всего попадает мяч. Они ловят его на лету или, задержав его, быстро передают "сторожам" или "метальщикам".

План игры и расположение игроков видно на чертеже.

ХОД ИГРЫ

Игра начинается тем, что из каждого "города" господствующей команды высылается по одному игроку, которые становятся на "боевые" линии, берут в обе руки "лапту", опускают её широкий конец к земле на черту, и в таком положении ждут нападения. В это же время "метальщики" из команды соперников становятся на "коновых линиях". Один из них, имея в руке мяч, бросает его в ворота противного "города".

Мяч бросается в ворота "метальщиком" или прямо по воздуху, или с отскоком от земли, или даже накатом. Брошенный мяч, "защитник" должен отбить. При этом в его интересах отбить мяч, как можно дальше.

При метании мяча в ворота "метальщиком" и отбивании его "защитником" имеют место следующие три случая: А) мяч будет отбит "защитником"; Б) мяч не будет отбит, но не попадёт в ворота,: С) мяч попадёт в ворота и разобьёт их.

А. Когда мяч будет отбит от ворот, оба "защитника" сейчас же перебегают от "города" к "городу", стараясь достичь их раньше, чем "служащим" удастся захватить мяч и бросить его в ворота. За каждый пробег в один конец "бойцы" считают одно очко выигрыша. По этому "бойцы" после сильного удара стараются сделать несколько перебежек, чтобы заработать большее число очков. Однако они должны помнить, что во время перебежки ворота остаются "покинутыми" и любой из команды "служащих", захватив мяч, может разбить их.

После оконченной перебежки мяч передаётся в руки другого "метальщика", который бросает мяч к другим воротам. "Метальщики" и направление подачи каждый раз меняются. При этом может случиться, что "защитником" вторых ворот после перебежки окажется всё тот же "боец". Это допускается, но только до четырёх раз, после чего "метальщики" могут объявить "перемену", т.е. изменить порядок метания.

Б. Мяч, брошенный "метальщиком" так далеко от цели, что его нельзя даже отбить, не считается. Не отбивая такой мяч, "защитник" всё же может им воспользоваться и сделать перебежку.

Если же мяч будет направлен хорошо к "городу", но в ворота не попадёт, то такой мяч считается и "защитник", несмотря на промах, обязан бежать к другому "городу".

В. В том случае, когда ворота будут разбиты "метальщиком", "боец" , который не смог их защитить, выходит из игры. Его место занимает следующий очередной игрок.

"Боец" выходит из игры и считается выбитым, в следующих случаях:

1. Когда допустит разрушение ворот "метальщиком".

2. Если по оплошности свалит свои ворота, или разобьёт мячом ворота другого "города".

Примечание: Для того, чтобы избежать подобного случая, другой "боец" имеет право оградить ворота, подставив навстречу летящему мячу свою "лапту".

3. Если при отбивании мяча обеими ногами переступит за "боевую черту".

4. Когда отобьёт мяч двойным ударом.

5. Когда покинутые для перебежки ворота будут разбиты кем-либо из команды "служащих". Тогда из игры выходит тот "боец", который в момент разрушения ворот находился ближе к ним.

Примечание:

  1. Когда "боец" хоть одной ногой находится на "боевой линии" или касается её "лаптой", то противники теряют право разрушать ворота, которые не считаются больше "покинутыми".
  2. Прежде чем покинуть свой "город" и бежать к другому, "бойцу" следует посмотреть, где находится мяч. Если мяч близко к его воротам, то лучше подождать другого "бойца" и бежать самому, когда тот займёт его позицию, и наоборот.

6. Когда будет поймана "свечка" кем-либо из "служащей" команды.

Таким образом, задача "бьющей" команды сводится к тому, чтобы дольше удержать за собой "город" и сделать больше перебежек. Задача игроков "служащей" команды - частым разрушением ворот или ловлей "свечей" вывести из игры всех игроков команды соперников и занять её место.

Игра продолжается до тех пор, пока обе стороны не побывают по два раза в качестве "защитников" ворот. Победа признаётся за той командой, которая наберёт больше очков. Одна и та же игра может быть возобновлена на второй или на третий день, если играющим не удастся закончить её сразу.

ПРАВИЛА:

1. При игре с двумя воротами  играющих бывает по 11 человек и более в каждой команде.

2. В игре существуют два незаинтересованных лица, которые следят за правилами и ходом игры и разрешают споры между сторонами - судьи. Они находятся у ворот и произносят свой приговор лишь тогда, когда игроки обратятся к их посредничеству, или когда требуется их вмешательство по правилам игры.

3. Перед началом игры "боец" становится на "боевую линию" слева от ворот и держит "лапту" наготове, т.е. опущенной вниз к черте. "Метальщик" или "подающий", размещается у противоположного "города" и должен хоть одной ногой стоять на "коновой линии". По команде судьи: "Начинать!" - "метальщик" бросает мяч к противоположным воротам, а "боец" отбивает его.

4. Когда пробивший "боец" побежит к другому "городу", тогда и второй "боец" должен переменить своё место.

5. Ворота считаются "покинутыми", если "боец" переступит обеими ногами за "боевую черту" или не будет касаться этой черты концом "лапты".

6. "Покинутые" ворота могут быть разрушены любым игроком "служащей" команды.

7. Ворота считаются разбитыми, если с них упадёт хоть одна перекладина.

8. Если мяч будет брошен "метальщиком" слишком высоко или далеко в сторону, или вообще, так что "боец" не мог бы его отбить, то судья должен сразу его признать "далёким" или "неправильным". От отбивания "далёкого" мяча и обязанности бежать к другим воротам "боец" вправе отказаться. Но если мяч будет подан хорошо или, по крайней мере, не будет признан "далёким", "боец" должен бежать к другим воротам независимо от того, отобьёт он мяч или сделает промах.

9. Как только перебегающий "боец" достигнет "боевой линии", ворота больше не считаются "покинутыми" и не могут быть разрушены.

10. За каждую перебежку "бойцов" от "города" к "городу" их команда получает одно очко. Если "бойцам" удастся сделать несколько перебежек, то они считают столько очков, сколько сделают удачных перебежек. Но если в последнюю перебежку будут разрушены ворота, то и первые не считаются.

11. Закатившийся далеко мяч "служащая" команда может объявить потерянным, и тогда "бойцы" выигрывают пять очков, если, конечно, не успеют сделать больше очков, прежде чем противники объявят потерю мяча.

12. Если ворота будут разбиты во время метания или при перебежке, виновный "боец" выходит из игры.

13. "Боец" выходит из игры, когда будет поймана "свечка".

14. "Боец" выходит из игры во всех трёх случаях, которые перечислены нами раньше.

15. Если полевые игроки допустят какую-либо ошибку, они проигрывают пять очков, а именно: а) когда поймают мяч шапкой, б) когда "сторож" поймает мяч перед воротами, в) когда при метании "метальщик" выйдет за "коновую линию" и пр.

16. После перемены ролей, каждая команда сохраняет свои очки.

17. Побеждает та команда, у которой после окончания игры больше очков.

Крикет с одними воротами

Когда число играющих меньше 11 в команде, тогда играют с одними воротами и, с одним "защитником". На месте вторых ворот вбивают в землю кол. Перед воротами, на "боевой черте", становится "защитник", а на противоположном конце игрового поля, на черте, проведённой в обе стороны от колышка - "метальщик".

Условия и правила игры здесь такие же, как и в "крикете", исключаются некоторые, обусловленные отсутствием одних ворот.

1. Игровое поле очерчивают  с боков линиями, на  расстоянии 52 метра одна от другой. Таким образом арена игры оканчивается со всех сторон и имеет вид квадрата.

2. Чтобы получить очко и право снова отбивать, "защитник" после удара должен сбегать до колышка, коснуться его "лаптой" и возвратиться обратно к воротам.

3. Полевые игроки могут разбивать ворота лишь тогда, когда мяч побывает за "метательной чертой", т.е. за колышком. После слабого удара или промаха "бойца" они должны сначала перебросить мяч "сторожу", стоящему за колышком, а оттуда уже к воротам. В случае отбоя мяча дальше "метательной черты" или условленных боковых границ, полевые игроки передают его прямо к воротам.

4. Если играют менее 5 человек в команде, то "боец" не должен отбивать мяч  в сторону дальше условленной границы. В противном случае он теряет право на перебежку, и сам удар должен быть возобновлён. Но если отбитый мяч упадёт в пределах игрового поля и уже потом, выкатится за боковую линию, то "боец" не теряет право на перебежку, потому что мяч вышел за границы поля не по его вине.

5. После каждого отбоя, даже если то был промах, "боец" обязан сделать перебежку. Но от мяча, который брошен слишком высоко или слишком далеко в сторону, "боец" в праве, отказаться и не отбивать. Такая подача не считается и должна быть повторена.

Примечание: Во избежание споров судья должен немедленно признать мяч "далёким" или "негодным". Если судья не отменяет подачу, "боец" обязан бежать.