Хромоножка

Эта игра вариант игры «Хромая лиса», только прыгающий игрок называется "хромоножкой".

Для "хромоножки" в центре площадки очерчивают круг, который служит ей "домом", где она отдыхает и откуда делает свои набеги.

Играющие окружают "хромоножку", но близко к ней не подходят. Когда "хромоножка" выйдет на одной ноге из своего "дома", они разбегаются в разные стороны и заманивают её подальше, держась всё время на почтительном расстоянии от неё, потому что "хромоножка" пятнает не ударом жгута, а бросает его в игроков.

ПРАВИЛА:

1. Если "хромоножка" промахнётся, она должна поднять свой жгут и бежать в "дом". В это время играющие преследуют её, нанося удары жгутами.

2. Если же "хромоножке" удастся запятнать кого-нибудь, то её заменяет запятнанный игрок, который должен сразу бежать в "дом". Его так же гонят жгутами.

Остальные правила, такие же, как и в игре «Хромая лиса».

Хромая лиса

Одна из самых распространённых детских игр. Все играющие, число которых не ограниченно, вооружаются жгутами. Один из игроков - "лиса". Она располагается где-нибудь в углу, который изображает "нору", откуда она время от времени делает набеги. Выходя из "норы" "Лиса" всё время скачет на одной ноге. Цель её выхода - запятнать своим жгутом одного из играющих. Играющие бегают на двух ногах и стараются заманить "лису" подальше от "норы".

Преследуя игроков "лиса" не имеет права ни переменять ноги, ни становиться на обе ноги для отдыха. Она должна неизменно скакать на той ноге, на которой вышла из норы. Но как только "лиса" запятнает своим жгутом кого-нибудь, сразу становится на обе ноги, потому что "лисой" становится запятнанный игрок.

Новая "лиса" должна сначала побывать в "норе", только тогда она получает право пятнать играющих. В "нору" бежит на обеих ногах и во весь дух, а в это время остальные играющие подгоняют её своими жгутами.

В "норе" "лиса" может расположиться, как ей угодно, играющие туда не входят. Там "лиса" может их пятнать, ничего не опасаясь.

ПРАВИЛА:

1. Трогать "лису", пока она держится на одной ноге нельзя. Нарушивший это правило, становится "лисой" и должен немедленно бежать в "нору".

2. Если "лиса" коснулась земли второй ногой, она должна немедленно возвращаться в "нору", потому что в это время её могут бить жгутами.

3. Запятнанный становится "лисой", его так же гонят до "норы".

4. Бить жгутами разрешается только по спине. Нарушивший это правило, становится "лисой".

Медведи

Двое играющих - "медведи". На краю площадки они очерчивают себе "берлогу" и там располагаются перед началом игры. Остальные играющие рассыпаются по всей площадке, и находятся, где кому вздумается.

"Медведи", держась за руки, выходят из "берлоги" пятнать играющих. Когда они запятнают кого-нибудь, кричат: "Такой-то, пойман!" и бегут вместе с пойманным в "берлогу". Возвращаясь в "берлогу", "медведи" уже не держатся за руки, для того, чтобы было удобнее избежать преследования "свободных" игроков, которые в это время подгоняют их жгутами.

Когда "медведи" и пойманный, достигнут "берлоги", они снова соединяются в цепь и снова выходят на ловлю. При этом, "медведи" всегда находятся на концах цепи, потому что только они могут ловить играющих.

Каждый раз, когда пойман новый игрок, цепь разъединяется, и "медведи" с помощниками возвращаются в "берлогу", а их преследуют и награждают ударами жгутов остальные играющие.

Игра продолжается до тех пор, пока "медведи" всех не переловят.

ПРАВИЛА:

1. Для того, чтобы игрок считался пойманным, "медведь" должен запятнать его рукой.

2. "Медведь" обязан громко назвать по имени, того кого он запятнал, чтобы все знали нового помощника, которого сейчас же начинают гнать вместе с другими в "берлогу".

3. Если цепь по какой-то причине разорвётся, "медведи" теряют право ловить и должны вернуться в "берлогу". В этом случае их так же гонят жгутами.

Во Франции существует довольно распространённая игра "La mere qaruche", очень схожая с описанной. Роль "медведей" исполняет "la mere qaruche". Все ею пойманные называются её детьми, которые взявшись за руки, помогают ей ловить, задерживая бегущих. Ведётся игра, в общем, так же, как "Медведи", но ловит только одна "мать".

Медведь и вожак

На полу или на земле очерчивают небольшой круг, около 1.5 метра в диаметре, - это "берлога медведя".

Игрок, которому по жребию досталось быть "медведем", входит в круг и выбирает себе "вожака" из числа играющих. "Медведь" в берлоге становится на четвереньки, а его "вожак" снимает свой пояс и пропускает под поясом "медведя" и левой рукой держит его за концы. За неимением поясов, можно использовать верёвку или скакалку. Один конец верёвки обвязывается вокруг талии "медведя", другой берёт в руки "вожак". Таким образом "вожак" водит  "медведя" на верёвке и никогда не должен его оставлять. Правой рукой "вожак" пятнает любого, кто приблизится к "медведю".

Все остальные изображают "обезьян".  Бегают вокруг "берлоги",  бьют "медведя" и "вожака" жгутами по спине.

ПРАВИЛА:

1. "Медведь" не должен выходить из "берлоги", а так же не может подниматься с четверенек и пятнать "обезьян".

ПРИМЕЧАНИЕ: Часто играют совсем без "берлоги", тогда первое положение правила отпадает само собой.

2. Пятнает только "вожак". Кого он запятнает, тот становится "медведем". Старый "медведь" со своим "вожаком" выходит из круга.

3. Новый "медведь" выбирает себе "вожака" и никто из играющих не может отказаться.

4. "Вожак" выпустивший из рук верёвку, и оставивший своего "медведя" беззащитным, сам становится "медведем". Так же, "вожак" становится "медведем", когда "медведю" нанесено десять ударов.

5. Наносить удары жгутом разрешается только по спине. Игрок, нарушивший это правило становится "медведем".

Рыбка

Эта игра, в свое время была любимым занятием молодых матросов. Брали верёвку длинной около четырёх метров, привязывали один конец к мачте, а к другому - игрока, который "рыбка-наживка"... В наше время найти мачту проблематично, поэтому её можно заменить столбом или деревом.

Лучше всего "рыбку" привязать к длинному сучку развесистого дерева, тогда "рыбка" будет казаться как бы подвешенной, поэтому её движения становятся необыкновенно забавными и игра проходит оживлённо и весело.

"Рыбка" свободно двигается в разные стороны, насколько позволяет верёвка, и старается рукой запятнать кого-нибудь из окружающих игроков, которые при всяком удобном случае наносят ей удары жгутом - "клюют". При этом бить жгутом, как во всех подобных играх, разрешается только по спине.

ПРАВИЛО:

Тот, кого "рыбка" запятнает рукой или кто ударит её не по правилам, становится "рыбкой".