Лесничий и угольщик

Играющие становятся попарно в круг, так же как и в игре "Двоих мало, троих много". Пары - "вязанки дров", один игрок - "угольщик", он находится внутри круга, второй - "лесничий", у него в руках жгут (или веревочка), он находится снаружи круга.

"Лесничий" гонится за "угольщиком" и норовит ударить его жгутом, тот спасается, став впереди "вязанки". Задний игрок этой "вязанки" становится "угольщиком" и в свою очередь бежит спасаться к следующей "вязанке". Таким образом "лесничему" каждый раз приходится преследовать нового "угольщика".

ПРАВИЛО:

Ударив жгутом "угольщика", сразу бросает ему жгут, а сам становится впереди какой-нибудь "вязанки". Запятнанный "угольщик", становится "лесничим", а третий в "вязанке", куда стал прежний "лесничий", становится "угольщиком". Игра продолжается.

Двоих мало, троих много

Все играющие, кроме двоих, образуют двойной круг и поворачиваются лицом к центру. Каждый игрок наружного круга стоит за игроком внутреннего круга, и составляет с ним пару или "вязянку". Играющие, оставшиеся вне круга размещаются у противоположных сторон. Один - "ловец", другой - "дичь".

"Ловец" начинает преследовать "дичь". Спасаясь от него "дичь", становится впереди какой-нибудь "вязанки", и громко кричит: "Двоих мало!". Задний игрок отвечает: "Троих много!" и гонится за прежним "охотником", который с этого момента становится "дичью" и в свою очередь старается таким же способом спастись от нового "охотника".

ПРАВИЛА:

1. Новый "охотник" всегда выходит из заднего ряда.

2. Если "охотник" запятнает "дичь" раньше, чем та успеет стать впереди "вязанки", то он меняется с нею ролями.

3. "Охотник" став "дичью" должен, как можно скорее спастись, чтобы не дать противнику отыграться.

4. Ни "охотник" ни "дичь" не могут перебегать через круг. "Дичь" забегает в круг, только для того, чтобы спастись от "охотника", войдя внутрь круга "дичь" должна сразу стать впереди "вязанки". "Охотник" же никогда не должен входить внутрь круга.

Круговая пятнашка

На газоне или на спортивной площадке размечают многоугольник, расстояние между углами должно быть не менее 4 метров, игроков должно быть на два больше, чем углов.

В каждом углу становится по игроку. Двое, оставшиеся без углов, располагаются в стороне. Один из них  - "пятнашка", а второй - "свободный".

"Пятнашка" преследует "свободного" игрока, с намерением его запятнать ладонью. Оба они бегают вокруг стоящих в углах многоугольника игроков, и ни в коем случае не могут забегать внутрь фигуры.

Когда "свободному" игроку грозит опасность быть запятнанным, ближайший игрок выручает его тем, что уступает ему свой угол, а сам бежит дальше, становясь "свободным". "Пятнашка" напрягает силы, чтобы сократить увеличившееся расстояние между ним и новым "свободным", и уже начинает нагонять его, как вдруг тому уступают место. Бедному "пятнашке" приходится гнаться за другим "свободным" и опять на увеличенном расстоянии!  Таким образом при каждой смене "пятнашка" проигрывает расстояние и, должен, почти всё, начинать снова.

ПРАВИЛА:

1. "Пятнашка" освобождается от своих обязанностей в двух случаях: а) когда он запятнает "свободного" игрока, и б) когда займёт оставленный угол раньше игрока, которому этот угол предназначался. В том и другом случае оплошавший игрок становится "пятнашкой".

2. Выручать может только тот игрок, к которому приближается "свободный" и только тогда, когда в этом есть необходимость.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Второе правило следует строго соблюдать, в противном случае происходит крайне нежелательный беспорядок. Углы бросаются сразу несколькими игроками, появляется много "свободных", которые бегают без толку, а тем временем "пятнашка" легко приобретает себе место и освобождается от своих обязанностей.

В первое время, когда играющие не вполне дисциплинированны, полезно условиться, чтобы стоящий игрок уступал свой угол только тогда, когда "свободный" игрок попросит его об этом, назвав по имени того, от кого ждёт помощи. Названный должен оставить свой угол и бежать от "пятнашки".

3. Когда один игрок выручает другого и когда ни тот ни другой не находятся у угла, "пятнашка" может в это время пятнать обоих. Словом, "пятнашка" пятнает всех, кто не в углу.

4. Если кто-нибудь оставит свой угол, не по правилам, то он, как оплошавший игрок становится "пятнашкой".

Если играют в закрытом помещении, например, в спортзале, то в углах многоугольника можно поставить стулья. Тогда игроки уже будут не стоять, а сидеть. Бегают только "пятнашка" и "свободный" игрок.

Двойные горелки

Играющие делятся на две группы, и каждая выстраивается в отдельную колонну, как в игре «Горелки». Колонны располагаются одна напротив другой на расстоянии 20-30 шагов. В поле между колоннами помещаются два "горельщика".

Игра, начинается припевом, как в игре «Горелки», или просто счётом: раз, два, три! - после чего последняя пара в каждой колонне разъединяется и бежит вперёд, к противоположной колонне. Цель каждого бегущего заключается в том, чтобы соединиться в пару с игроком противоположной пары, не дав "горельщику" себя поймать. Соединившись в пару, игроки становятся в пару, впереди любой колонны, обычно туда, где меньше пар.

ПРАВИЛА:

1. "Горельщик", поймавший игрока, составляет с ним пару, и становится в ряды играющих.

2. Игрок, не успевший соединиться в пару, а так же "горельщик", не сумевший никого поймать, должен "гореть" во время новой перебежки.

Колдун и сторожа

Прежде всего, по жребию выбирают "колдуна" и одного или двух "сторожей". Затем, по краям площадки, обозначают два города, а в центре игрового поля отмечают "дом колдуна". В этом "доме" находятся "колдун" и "сторожа". Прочие играющие распределяются поровну в обоих "городах". Игра начинается вопросом "колдуна": "Кто меня боится?". Играющие отвечают: "Никто!" - и перебегают через поле из "города" в "город". При этом нарочно приближаются к "дому колдуна" и поддразнивают его, например, так: "Дедушка-рожок, на печи дыру прожог!" Рассерженный "колдун" выходит из своего "дома" и преследует шалунов. Те, кого поймал "колдун" попадают к нему в плен и становятся в его "дом" под охрану "сторожей".

Когда у "колдуна" в доме появляются пленные игра усложняется и становится интереснее. Игроки, пробегая мимо пленных, могут их выручать. Стоит только кому-нибудь ударить пленного по плечу или по руке, как все освобождаются, но тут на помощь "колдуну" приходят "сторожа", в обязанности которых входит охрана пленных. Вырученные пленные и их освободитель бегут в "город", но на пути могут быть снова пойманными "колдуном", при этом может получится так, что будет запятнан освободитель - и этого достаточно, чтобы все освобождённые вернулись снова в "дом колдуна". Следовательно, для освобождения пленных нужно пройти два препятствия, на что не всякий отважится.

ПРАВИЛА:

1. На игровом поле пятнает только один "колдун". Сторожа не могут выходить из "дома", поэтому пятнать могут только тех, кто близко подойдёт к "дому", с целью выручить пленных.

2. Если какому-нибудь смельчаку удастся ударить кого-нибудь из пленных и самому увернуться от удара "сторожа" или "колдуна", то тем самым он выручает всех пленных, исключая тех, которых "колдун" успеет снова перепятнать.