Колдун
По краям двора или спортивной площадки отмечают границы двух "городов". Пространство между городами называется полем. Игрок, которому по жребию достаётся быть "колдуном", становится в одном "городе", а остальные - в другом. "Колдун" спрашивает их: "Боитесь вы колдуна?" Все отвечают: "Нет, не боимся!" и бегут в противоположный город, а "колдун" им навстречу. Он старается пятнать игроков. И кого запятнает тремя ударами, тот становится его помощником и обязан содействовать ему в ловле.
Во время перебежки все играющие должны перейти в противоположный "город", где раньше был "колдун", а он занимает их бывший "город". Таким образом, играющие и "колдун" после каждой перебежки меняются "городами".
ПРАВИЛА:
1. Пятнает только "колдун", а помощники могут только задерживать бегущих.
2. Пятнать внутри "города" нельзя.
3. В новой игре "колдуном" становится тот, кого поймали последним.
Рыбаки и сеть
Так как эта игра требует много простора, то лучше всего в неё играть на спортивной площадке или в спортивном зале, при этом, чем больше участников, тем игра веселее.
На противоположных концах площадки, проводят две черты: границы двух "домов", посередине чертят ещё одну линию.
Двоих игроков, по жребию выбирают "рыбаками", которые становятся на средней черте. Остальные называются "рыбой" и располагаются в одном из "домов".
"Рыбаки", взявшись за руки, образуют сеть, или невод и должны, не разрываясь ловить "рыбу". А чтобы заставить "рыбу" выйти из "дома", они кричат "На свободу!" "Рыба" выбегает и бежит в другой "дом".
Пойманная "рыба" становится между "рыбаками", таким образом, увеличивается сеть. Так как право ловить "рыбу" принадлежит "рыбакам", по этому, они всегда располагаются по краям невода. Когда сеть разорвётся, "рыбаки" идут на среднюю линию и начинают ловить снова.
После каждого крика: "На свободу!" - все "рыбы" должны перейти в другой "дом". За каждую перебежку "рыбакам" почти всегда удаётся поймать "рыбу", и таким образом невод постоянно увеличивается, а число "рыб" уменьшается. Когда останутся не пойманными только две "рыбы" игра прекращается совсем или начинается снова.
В новой игре "рыбаками" становятся не пойманные "рыбы".
ПРАВИЛА: 1. "Рыба" считается пойманной, когда будет запятнана одним из "рыбаков".
2. "Рыба" может прорываться, но игроки, составляющие сеть, должны крепко держаться и препятствовать ей в этом, пока не запятнает её "рыбак".
3. Перед каждой перебежкой, а так же в случае разрыва сети, "рыбаки" должны становиться на среднюю линию и от туда начинать лов снова.
Перебежка
Линией, проведённой по земле, делят пространство, которым располагают, на две части. Затем на концах игрового поля, параллельно средней линии отмечают границы двух "городов". Перед началом игры бросают жребий или просто выбирают двух лучших бегунов, которые называются "сторожами" и становятся на средней линии. Остальные распределяются: половина в одном "городе", вторая - в другом.
Играющие перебегают из одного "города" в другой, когда им вздумается, а "сторожа" в это время их ловят. Для того чтобы игрок был взят в плен, необходимо одному "сторожу" поймать и удерживать его, пока другой "сторож" не ударит его слегка три раза. Для достижения своей цели "сторожа" должны действовать согласованно и неразделимо.
ПРАВИЛА:
1. Сторожа могут преследовать и ловить бегущих только в поле, между "городами".
2. Взятые в плен - выходят из игры. Когда все играющие пойманы, начинают новую партию. При этом пойманные последними становятся "сторожами".