Французская лапта с городками
(La balle au poste)
(Игры с лаптой)
МЕСТО И ОРУДИЯ ИГРЫ
На земле чертят круг, достаточный для того, чтобы вместить всех игроков одной команды, т.е. от трёх до четырёх шагов в диаметре. Этот круг называется "основанием" или "городом".
Перед "основанием" на шаг от него, чертят четырёхугольник, величиной с носовой платок - это "цель".
Вокруг игрового поля флагами обозначают несколько пунктов, достаточно удалённых друг от друга - это "городки" или "посты" для остановок.
"Посты"в совокупности образуют фигуру, для которой служат вершинами. В их числе и само "основание".
"Посты" нумеруются справа налево.
Орудиями для игры являются "лапта" и мяч.
"Лапта" изготавливается из дерева твёрдых пород: бука, клёна, берёзы и пр. И похожа она, на лопаточку, длиной от 60 до 80 сантиметров, 20 сантиметров из которых приходятся на круглую ручку. Ударная часть "лапты" делается шириной 10 сантиметров, а толщиной не менее 4 сантиметров.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРАЮЩИХ
Играющие, количеством от 12 до 30 человек, делятся на две команды: "А" и "В". В каждой команде игрокам присваиваются номера, соответственно порядку, в котором были выбраны "капитаном".
Капитаны мечут жребий, какой команде владеть "городом", а какой быть в поле и "служить". Предположим, что команде "А" достался "город". Тогда её капитан становится впереди и немного влево от "цели", берёт обеими руками "лапту" и готовится отбить брошенный к "цели" мяч.
Игрок, защищающий "цель" "лаптой", в игре называется "отбивальщиком"
Остальные игроки команды "А" находятся в "городе" или "основании".
Капитан "служащей" команды "В" , становится напротив "цели", на расстоянии 15 шагов. Место, где он находится, обозначается кружком или колышком и называется "подачей"
Остальные игроки команды "В" распределяются по всей площадке, держась ближе к "постам".
ХОД ИГРЫ
ОТБИВАНИЕ. Игра начинается тем, что капитан команды "В" исполняющий обязанности "подавальщика", берёт мяч и бросает его в "цель".
Если мяч покатится по земле раньше, чем попадёт в цель, то подача не защитывается и повторяется.
Хорошо поданный мяч, т.е. когда он направлен прямо в цель, капитан команды "А" отбивает "лаптой" в поле.
Примечание: Каждый "отбивающий" имеет право на три удара.
При отбивании мяча могут представиться следующие три случая:
1. Когда мяч не отбили и он попал прямо в "цель".
В этом случае "служащая" команда, выигрывает одно очко, а "отбивальщик", из команды "А", считается "убитым" и выходит из игры. Его место занимает другой очередной игрок.
2. "Отбивальщик" не отбил мяч, но и мяч не попал в "цель".
Это считается промахом.
После троекратного промаха "отбивальщик" тоже считается "убитым" и выходит из игры, а его команда проигрывает одно очко.
Чтобы избежать промаха "отбивальщик" может отказаться от плохой подачи и требовать повторения её, но только до трёх раз.
Примечание: "Убитые" игроки выходят из игры только на один "кон". Когда их команда проигрывает "город" и становится в поле "служить", тогда и они входят в игру.
3. "Отбивальщик" отобьёт мяч.
В этом случае он сразу бросает "лапту" и бежит к "посту №1", а от него последовательно ко всем остальным постам, пока не возвратится снова в "город".
Пробегая мимо "постов", игрок обязан коснуться рукой каждого из них. "Пост", которого игрок не коснулся, считается пропущенным.
Если игрок оббежит все "посты" за один свой удар и успешно вернётся в "город", он приобретает право снова отбивать мяч, когда до него дойдёт вторичная очередь, а его команда выигрывает пять очков.
Иногда "пробивший" игрок видит, что ему не пробежать всего круга за один раз, тогда он останавливается около какого-либо "поста" и объявляет остановку. Став у "поста" он поднимает руку и кричит: "Остановка!"
Теперь мяч отбивает второй по очереди игрок и после удачного удара, также бежит к ближайшему "посту". Одновременно с ним его предшественник, первый игрок, продолжает свой бег дальше.
Перебегая от "поста" к "посту", играющие должны следить, чтобы у "поста" не было больше одного игрока.
Игрок, благополучно возвратившийся в "город", после остановок на "постах", получает "руку", т.е. право бить, а его команда - одно очко.
Примечание: Игроки команды "В" ловят отбитый мяч на лету или поднимают его с земли и передают его из рук в руки, для того чтобы "запятнать" бегущего игрока.
Если бегущий игрок будет "запятнан", его команда проигрывает одно очко, и роли команд меняются. Но "запятнанный" игрок может отыграться, ему нужно быстрее схватить мяч и возвратить удар одному из игроков команды соперников, которые в это время с криком: "В город!" стремятся занять "основание".
В случае отыгрыша команды остаются на прежних местах, и очко получает отыгравшаяся команда.
Игроки команды "А" могут быть "запятнаны" при следующих обстоятельствах: а) когда они перебегают от "поста" к "посту"; б) когда у одного "поста" окажется одновременно несколько игроков; в) когда бегущий игрок возвращается к прежнему "посту"., вынужденный к этому собственной ошибкой или ошибкой товарища.
Когда игрок команды "В" поймает "свечку", т.е. поймает мяч на лету, он сейчас же бросает его вверх и кричит своей команде: "В город!" Команда "А" и тут может отыграться, если кому-нибудь из её игроков удастся схватить мяч и "запятнать" им противника, когда тот бежит к "городу". Если команда "А" успеет отыграться, то она остаётся в "городе" и выигрывает одно очко. В противном случае она теряет "город" и одно очко.
Следующие ошибки команды "А" влекут за собой проигрыш одного очка и потерю "города" без права отыгрываться:
1. Когда игрок господствующей команды возьмёт в руки мяч.
2. Когда в "основании" не окажется ни одного игрока, имеющего право бить.
3. Когда бегущий игрок пропустит хоть один "пост" или обгонит своего предшественника и не успеет исправить своей ошибки, т.е. не возвратится назад.
4. Когда бегущий игрок отобьёт ногой мяч или каким-либо другим способом помешает противникам в ловле мяча.
Если игроки команды "В" задержат или помешают игроку команды "А" бежать, то команда лишается права его "пятнать" и проигрывает одно очко.
Команда "В" проигрывает одно очко и в том случае, когда один из её игроков, крикнет неправильно: "В город!"
Когда команда "В" выигрывает "город", то первым начинает бить игрок, принёсший победу своей команде, а за ним бьёт тот игрок, на ком прервалась очередь.
СЧЁТ ОЧКОВ
Господствующая команда "А" приписывает себе к выигрышу: а) за каждый полный пробег своего игрока - одно очко; б) за пробег, сделанный им без остановок у "постов" - пять очков; в) за удачный отыгрыш - одно очко; г) за каждую ошибку противников - одно очко.
Господствующая команда проигрывает в пользу своих противников по одному очку за каждого "убитого" игрока и по одному очку за каждую свою ошибку, которая вместе с тем влечёт за собой и потерю "города".
При перемене ролей команды сохраняют свои выигрышные очки.
Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт условленное количество очков. Число очков, необходимое для выигрыша обычно равняется числу играющих плюс пять.