Колдун и сторожа
Прежде всего, по жребию выбирают "колдуна" и одного или двух "сторожей". Затем, по краям площадки, обозначают два города, а в центре игрового поля отмечают "дом колдуна". В этом "доме" находятся "колдун" и "сторожа". Прочие играющие распределяются поровну в обоих "городах". Игра начинается вопросом "колдуна": "Кто меня боится?". Играющие отвечают: "Никто!" - и перебегают через поле из "города" в "город". При этом нарочно приближаются к "дому колдуна" и поддразнивают его, например, так: "Дедушка-рожок, на печи дыру прожог!" Рассерженный "колдун" выходит из своего "дома" и преследует шалунов. Те, кого поймал "колдун" попадают к нему в плен и становятся в его "дом" под охрану "сторожей".
Когда у "колдуна" в доме появляются пленные игра усложняется и становится интереснее. Игроки, пробегая мимо пленных, могут их выручать. Стоит только кому-нибудь ударить пленного по плечу или по руке, как все освобождаются, но тут на помощь "колдуну" приходят "сторожа", в обязанности которых входит охрана пленных. Вырученные пленные и их освободитель бегут в "город", но на пути могут быть снова пойманными "колдуном", при этом может получится так, что будет запятнан освободитель - и этого достаточно, чтобы все освобождённые вернулись снова в "дом колдуна". Следовательно, для освобождения пленных нужно пройти два препятствия, на что не всякий отважится.
ПРАВИЛА:
1. На игровом поле пятнает только один "колдун". Сторожа не могут выходить из "дома", поэтому пятнать могут только тех, кто близко подойдёт к "дому", с целью выручить пленных.
2. Если какому-нибудь смельчаку удастся ударить кого-нибудь из пленных и самому увернуться от удара "сторожа" или "колдуна", то тем самым он выручает всех пленных, исключая тех, которых "колдун" успеет снова перепятнать.