Гарпастон
Гарпастон (или Гарпа́стум (англ. Garpastum, лат. Harpastum)- древнегреческая игра в большой мяч. (Современный аналог - гандбол (англ. Handball))
Местом игры служит четырёхугольная площадка в 150-200 шагов длиной и в 30-40 шириной. Короткие стороны четырёхугольника служат конами для двух противоположных команд. Посередине четырёхугольника отмечают место, где кладётся мяч.
У греков использовался кожаный мяч, набитый шерстью, но его с успехом можно заменить волейбольным мячом или мячом для гандбола*.
Играющие делятся на две команды, от 6 до 10 человек в каждой. В виду того, что во время игры игрокам обеих команд приходится смешиваться, а между тем каждому необходимо ясно видеть, где находятся его товарищи, чтобы по ошибке не передать мяч соперникам, советуем командам иметь разную спортивную форму. Если же этого сделать нельзя, то, по крайней мере, отличить игроков одной команды от другой каким-нибудь знаком на рукаве.
Перед началом игры команды размещаются в своих половинах, одна против другой.
По одному игроку с той и с другой стороны по счёту: раз, два, три! - бегут от своих "конов" к мячу, помещённому, как уже сказано, в центре игрового поля, каждый из игроков старается первым завладеть мячом. Игрок, завладевший мячом, сразу же бросает его, как можно дальше в сторону противного "кона".
Примечание: Во избежание столкновения, бегуны должны подойти к мячу не прямо, а сбоку, например правыми сторонами.
Как только один из передовых игроков бросит мяч, все остальные игроки покидают свои места и каждый бежит за мячом для того, чтобы завладеть им и перебросить к "кону" противника.
Перебрасывая мяч, нужно стараться, чтобы он попал в руки своего игрока, который может кинуть его ещё ближе к чужому "кону"
Задача каждой команды собственно в том и заключается, чтобы перебросить мяч через чужой "кон".
ПРАВИЛА:
1. Играющий, завладевший мячом, обязан сразу же бросить его дальше. Бросать он может в любом направлении: вперёд, в сторону и назад.
Примечание: Договариваются, что завладевший мячом должен бросить его не позже, чем противники сосчитают до пяти.
2. Отбить мяч рукой можно, но отбивать его ногой не допускается.
3. Мешать противнику, хватать его за руки, подставлять ногу и выбивать мяч у него из рук строго воспрещается.
4. Бежать с мячом больше двух шагов нельзя.
5. В случае нарушения одного из предыдущих правил, команда противника имеет право на свободное бросание мяча с того места, где произошло нарушение.
Свободным бросанием можно только приблизить мяч к "кону", но если он тем не менее перейдёт чужой "кон", то это не считается за выигрыш.
6. Команда, перебросившая мяч через чужой "кон", выигрывает один ход.
7. Если "защитник кона" или кто-нибудь другой из игроков этой команды поймает на лету мяч, даже если и за "коном", он тем самым спасает свою команду от проигрыша.
8. Три выигрышные хода составляют игру, после которой команды меняются "конами".
* Классический гандбольный мяч изготавливается из натуральной или синтетической кожи на основе полиуретана, с обработкой против проскальзывания. Под покрышкой мяча находится слой из пены, обеспечивающей мягкость.
Мячи для пляжного гандбола изготавливаются из вспененной резины с обработкой против прилипания песка и проскальзывания. Как правило они имеют яркую расцветку.
Существует 3 основных размера гандбольных мячей:
- Мяч 1-го размера имеет окружность 50-52 см, вес 290 - 330 г. и предназначен для команд мальчиков 8-12 лет и девочек 8-14 лет.
- Мяч 2-го размера имеет окружность 54-56 см, вес 325 - 375 г. и предназначен для женских команд старше 14 лет и мужских команд 12-16 лет.
- Мяч 3-го размера имеет окружность 58-60 см, вес 425 - 475 г. и предназначен для мужских команд старше 16 лет.
Итальянская игра в мяч
Игра в большой ручной мяч - любимая игра итальянцев, хоть в настоящее время она пользуется не меньшей популярностью также и в Германии под названием Faustball.
Местом для игры может служить ровная площадка или двор, покрытый мелким песком, а также лужайка, поросшая мелкой травой. Для игры можно использовать спортивную площадку или стадион.
Игровое поле имеет 40 метров в длину и 20 метров в ширину. При игре с двумя мячами ширину необходимо увеличить до 30 метров.
Границы игрового поля должны быть ясно очерчены и хорошо видимы, а если этого сделать нельзя, то их обозначают вехами, поставленными в четырёх углах игрового поля. Лучше всего, во избежание споров о границах, обвести их раствором извести.
Игровое поле делится пополам верёвкой, которую протягивают поперёк на высоте двух метров. Концы верёвки прикрепляются к двум столбам, расположенным на длинных боковых границах, а в середине верёвка придерживается ещё стойкой или палкой.
Принадлежности игры составляют:
1) большой кожаный или резиновый мяч, можно использовать волейбольный мяч; 2) поперечная верёвка толщиной в мизинец и по возможности яркого цвета, чтобы было хорошо видно: перелетел мяч через неё или под нею; 3) особые деревянные или резиновые нарукавники, служащие для отбивания мяча, а также для защиты руки от боли при сильных ударах.
Впрочем, нарукавники не являются необходимым атрибутом: можно играть и без них.
Игра соответствует сильным ученикам и молодым людям.
Играющие делятся на две команды, от 5 до 10 человек в каждой. Если играют не более 6 человек в команде, то пользуются одним мячом, а при большем числе играющих используют два мяча.
Команды располагаются по обе стороны от верёвки, лицом к лицу, в том порядке, который принят в jeux de paume.
Задача каждой команды заключается в отбивании брошенного к ней мяча так, чтобы он перелетел через верёвку и упал в чужом "городе". За каждый правильно отбитый мяч команда получает одно очко независимо от того, отыграется ли команда противника или нет. Пропущенный и неправильно отбитый мяч не составляет проигрыша для виновной команды. Она теряет только один отбой, так как обязана ввести мяч в игру подачей, которая ни в коем случае не даёт выигрыша.
ПРАВИЛА:
1. Игра начинается подачей мяча. Вопрос, какая команда должна первой "подавать", решается жребием. Если играют двумя мячами, то "подача" производится с двух сторон, но не одновременно.
2. "Подача" производится из обоих лагерей с определённого места, именно с места основного игрока. Место подачи, как в том, так и в другом лагере, отмечается колышком, кружком или короткой линией.
3. Подающий подбрасывает мяч левой рукой вверх немного выше головы, потом сильным ударом кулака или предплечья посылает его через верёвку в лагерь противника.
4. В состязательных играх подаёт всегда один игрок. В ученических играх подают все игроки по очереди. При этом смена «подающего», происходит по окончании каждой игры.
5. Правильно поданный мяч отбивается противниками ударом кулака или предплечья на лету и после одного скачка от земли.
Отбивать двумя кулаками, ладонью или отталкивать мяч воспрещается.
Примечание: Не советуем начинающим и слабым игрокам отбивать мячи на лету, особенно мячи дальнего полёта, потому что такие мячи требуют сильного и точного удара.
6. Отбивает мяч всегда тот игрок, к которому он ближе падает.
7. Если играющий видит, что после первого отскока мяча, он не может отбить его надлежащим образом, то он или кто-либо из его команды вправе приподнять мяч лёгкими ударами снизу вверх, пока тот не примет удобного положения, и уже потом сильным ударом отослать его в противоположный лагерь.
Примечания:
- При поднятии мяч может падать и касаться земли, но только не больше одного раза между отдельными ударами.
- Приподнимать мяч разрешается лёгкими ударами кулака или предплечья, только снизу вверх, а по-другому, нельзя.
- При подъёме мяча разрешается также отбивать его своему партнёру с тем условием, что тот непременно отошлёт его за верёвку.
8. В игре считаются только правильно отбитые мячи, которые дают выигрыш отбившей команде, а неправильно поданные и отбитые мячи в счёт не идут.
9. Команды отбивают мяч из "города" в "город", пока не сделают ошибку, после которой мяч вводится в игру провинившейся командой вольным ударом с места "подачи".
Примечание: Неправильно отбитый или поданный мяч противоположная сторона возвращает виновной команде для новой подачи, прокатывая его по земле под верёвкой. Это делается для того, чтобы показать, что он уже не находится в игре.
10. Ошибками считаются:
а) если команда допустит, чтобы мяч коснулся земли в своём лагере два раза подряд; б) если кто-нибудь из членов команды неправильно отобьёт мяч: двумя кулаками, ладонью, плечом и пр., или же с целью приподнять мяч, отобьёт его к земле ударом сверху вниз; в) если команда, подаст или отобьёт мяч под верёвку; г) если поданный или отбитый ею мяч перелетит через границы игрового поля, не коснувшись почвы в противоположном лагере.
Примечания:
- Мяч, перелетевший границу после скачка в чужом "городе", считается правильным. При этом игрокам, из "города" которых выскочил мяч, разрешается выбежать за ним из границ игры и отбить его в свой лагерь, если только мяч за границей не успеет коснуться земли.
- Если мяч, не коснувшись земли, ударится о забор, который служит границей, или о столб, он считается вышедшим из игры. Но если при этом кто-либо из игроков этого лагеря вздумает его отбить, то тем самым он признаёт мяч правильно поданным, и такой мяч считается.
11. После каждой игры играющие меняются лагерями, и новую игру начинает победившая команда.
Счёт.
12. Считаются, как уже сказано, только правильно отбитые мячи.
Примечание: Мяч, которые отбиты без приподнимания, советуем считать за два очка для того, чтобы ученики привыкли их ценить больше. По той же причине мячи, отбитые прямо на лету, можно считать за три очка.
13. Иногда для игры назначается определённое время, например час, и тогда признаётся победительницей та команда, которая в течении этого времени выиграет больше очков.
В состязательных играх по истечении половины назначенного времени "коны" меняются, и посылает та команда, которая не посылала в начале игры.
14. Чтобы избежать недоразумений, рекомендуем считать громко. В обычных играх счёт ведут сами играющие, а в состязательных - эта обязанность вверяется постороннему лицу - маркеру.
Примечание: Маркер становится обычно у одного из столбов, к которому прикреплена верёвка для того, чтобы лучше видеть - правильно ли отбит мяч и правильно ли он перелетает через верёвку, в другой "горд".
Загон мяча
В эту игру лучше всего играть на скошенном лугу или на футбольном поле.
Игровым полем служит правильный четырёхугольник, имеющий 30-40 метров в длину и около 20 метров в ширину. Четыре флага, поставленные в углах этого четырёхугольника, определяют его границы. Короткие стороны называются "коновыми линиями" или просто "конами", а длинные - "боковыми границами". На середине "боковых линий" ставят два столба для обозначения "полукона".
В игре можно использовать волейбольный мяч.
Играют 10-20 человек. Они разделяются на две команды между двумя "капитанами". Каждый играющий имеет свой номер, что крайне необходимо в игре, потому что всем приходится пользоваться мячом по очереди.
Команды располагаются впереди своих "конов" в две или три цепи. Расстояние между первыми игроками той и другой команды не должно превышать 15 шагов.
Расположение игроков, видно на прилагаемой схеме.
Капитан начинающей команды становится посередине передовой цепи и подаёт мяч. "Подача" происходит так: мяч подбрасывают обеими руками метра на полтора вверх и потом отбивают его на лету кулаком или ладонью, одной или обеими руками, к "кону" команды противника.
"Принимающая" команда сейчас же, не дав мячу упасть на землю, отбивает его обратно в сторону "подавшей" команды.
Задача каждой команды - отбить мяч как можно дальше от своего "кона" и ближе к чужому и, вместе с тем, не дать мячу упасть на своей половине.
Когда мяч упадёт на землю, игра прекращается. Команда, на стороне которой упал мяч, снова вводит его в игру вольным ударом или "подачей". "Подача" производится очередным игроком с того места, где упавший мяч был задержан. При этом вся команда отступает назад на столько, чтобы первая цепь её была на одной линии с подающим игроком. Соответственно этому, команда противника подвигается вперёд.
Команда, которой удастся отбить или прокатить мяч за "коновую линию" противников, выигрывает игру.
ПРАВИЛА:
1. Выбор "кона" и право на первую подачу решается "капитанами" посредством жребия.
2. До начала игры устанавливается порядок, в котором играющие должны пользоваться "подачей".
3. Играющие могут со своей стороны отбивать мяч не только одним, но и несколькими ударами, лишь бы мяч не упал на землю. Но "подавать" разрешается только одним ударом.
4. Если играющие какой-либо команды найдут более выгодным не отбить, а поймать мяч на лету, они в праве это сделать - и тогда очередной их игрок посылает мяч в игру вольным ударом с того места, где был пойман мяч.
5. Мяч, упавший на землю, уже не отбивается. Его можно только поймать или задержать.
6. Поддавать мяч ногой нельзя.
7. В случае нарушения 5 и 6 правила команда соперников имеет право на вольную подачу мяча с того места, где произошло нарушение.
8. Двигаясь вперёд и назад, соответственно движению мяча, команда может перейти и за "полукон" на сторону противников. Но игроки одной команды не должны смешиваться с игроками другой. Игрок, вошедший в ряд противников, теряет право отбивать там мяч.
9. Когда одной из команд посчастливится отбить или загнать мяч за "коновую линию" соперников, он тем самым выигрывает игру.
В новой игре "подаёт" проигравшая команда.
10. После пяти разыгранных игр команды меняются "конами".
Шлёпанка
Для игры требуется ровная площадка в 30 шагов в длину и 20 шагов в ширину. Эту площадку ограничивают с четырёх сторон бороздками или меловыми линиями. Из середины меньших сторон площадки протягивают верёвку, на высоте 70 сантиметров от земли, которая делит площадку на два "города".
Играющие разделяются на две команды, от 5 до 10 человек в каждой. Команды становятся лицом к лицу по обе стороны от верёвки, одна в одном "городе", а другая в другом.
В игре используется волейбольный мяч.
Один из игроков берёт мяч, роняет его на землю и даёт ему после скачка сильный шлепок сверху, от чего мяч снова ударяется о землю и летит через верёвку в другой "город". Это называется "подачей" или "посылкой".
Противоположная команда принимает мяч. Кто-нибудь из её игроков, выждав, когда мяч упадёт и подпрыгнет, отбивает его также шлепком к земле, так чтобы он после такого шлепка перескочил через верёвку обратно в первый "город".
Если игрок видит, что ему не удастся одним шлепком отправить мяч обратно, он может рядом последовательных шлепков подвести мяч ближе к верёвке и уже потом послать его через верёвку.
Игра состоит в перебрасывании мяча шлепками из "города" в "город" при соблюдении правил игры. В случае нарушения одного из этих правил, даже если оно сделано случайно, допустившая его команда проигрывает одно очко, и сама игра временно прекращается.
ПРАВИЛА:
1. Между отдельными шлепками мяч может только раз коснуться земли в одном и том же "городе"
Команда, позволившая мячу сделать два скачка подряд в своём "городе", проигрывает одно очко.
2. Мяч должен перелететь через верёвку поле отскока от земли.
Команда, отбившая мяч в противоположный "город" так, что он после шлепка впервые коснётся земли не в её "городе", а в чужом, проигрывает одно очко.
3. Команда, отбившая мяч в "город" соперников под верёвкой, также проигрывает одно очко.
4. Команда, отбившая мяч за границы игрового поля, также проигрывает одно очко.
5. Если команда, допустит мяч выйти из своих пределов, также разыгрывает одно очко.
Примечание: Мяч, упавший из чужого города и затем первым же скачком, вышедший за границу, может быть принимающей командой возвращён в свой "город" пока он не сделает второго скачка за границей игрового поля. Для этой цели игрокам разрешается выходить за пределы игрового поля. Но если мяч вылетит за пределы поля от собственного шлепка, то такой мяч в "город" не возвращается, и команда проигрывает одно очко.
6. Кроме того команда проигрывает очко ещё в следующих случаях: а) если кто-либо из её членов подбросит мяч снизу вверх; б) отобьёт мяч обеими руками; в) поймает или задержит каким-либо другим способом летящий из противоположного "города" мяч.
7. После каждой остановки, из-за нарушения какого-либо правила, мяч снова вводится в игру свободным шлепком с той стороны, где произошло нарушение правила.
8. Команда, которая раньше насчитает за своими противниками 10 очков, выигрывает игру.
Об стенку
Игра сходна с игрой «Отбивка». Для игры можно использовать волейбольный мяч.
Местом для игры может служить двор или площадка, с одной стороны которой возвышается глухая стена. Площадку у стены следует выровнять и посыпать песком.
На стене на высоте 1 метра от земли, проводят горизонтальную линию, выше которой должен падать отбитый мяч.
На земле же, на расстоянии 3-4 метров от стены чертят линию, а за ней на таком же расстоянии ещё одну.
Пространство между стеной и ближней линией называется "первым городом", пространство между ближней и дальней линией называется - "вторым городом".
Боковыми границами "городов" служат две расходящиеся линии, проведённые от основания стены на расстоянии 6 метров одна от другой.
Играющие, количеством от 4 до 12 человек, делятся на две равные команды и по жребию распределяются одна в одном "городе", другая в другом.
Команда, занимающая "первый город", начинает игру. Один из её игроков роняет мяч на землю и, когда тот подскочит, ладонью отбивает его к стене так, чтобы он ударился выше черты и отлетел бы в другой "город".
Стоящие во "втором городе" внимательно следят за мячом и, когда он попадёт в их "город", ударом ладони или кулака отправляют его обратно к стене с тем, чтобы он, ударившись так же выше означенной черты, упал в пределах "первого города".
Примечание: Игроки "ближнего города" не должны отбивать мяч слишком высоко к стене, тогда как игрокам "дальнего города" выгоднее отбивать его по возможности выше, потому что высоко отбитый мяч лишь слегка касается стены и падает близко к её основанию.
Мяч перелетает из "города" в "город", пока какая-нибудь команда не сделает ошибки.
Если команда сделает ошибку, за нею противники считают одну "вину" или одно очко.
Ошибкой считается:
1. Если мяч будет отбит ниже черты на стене.
2. Если он не будет отбит вовремя, т.е. с лёту или после первого скачка от земли.
3. Если команда отобьёт мяч в свой же "город".
4. Если команда отобьёт мяч так сильно, что он упадёт вне границ, не коснувшись почвы "города" соперников.
5. Если отбитый мяч заденет игрока своей команды.
После ошибки мяч вводится в игру новой "подачей". "подают" всегда игроки, находящиеся в "первом городе", и при том в установленную очередь.
Примечание: Мяч, который один скачёк сделает в "городе", а потом выйдет за его пределы, считается "правильным". Для отбивания такого мяча отыгрывающейся команде разрешается выйти за границы игрового поля.
Команда, на которой 10 "вин" - очков, проигрывает игру.
Когда одна из команд набирает пять очков, команды меняются "городами".
Второй вид игры
Тут нет определённых границ для "городов", есть только одна черта, которая отделяет их один от другого. На стене, во всю её высоту проводят вертикальную черту и потом от основания стены продолжают её дальше по земле. Таким образом линия отделяет одно поле от другого.
Играющие делятся на две команды и располагаются по обе стороны от черты, одна в правом поле, а вторая в левом. Затем жребием определяют, какой команде начинать игру.
Первый очередной игрок начинающей команды бросает мяч на землю и после скачка отбивает его ладонью или кулаком к той части стены, которая находится по другую сторону черты, чтобы мяч упал на чужое поле.
Другая команда отбивает мяч обратно к стене на сторону своих противников.
ПРАВИЛА:
1. Мяч отбивается на лету или после первого скачка от земли.
2. Если игроку неудобно отбить мяч сейчас же, как тот упадёт на землю, он может заставить мяч подпрыгнуть, шлёпая его ладонью сверху вниз, и уже затем отбить его к стене. Шлёпая мяч рукой, игрок должен соблюдать главное правило, чтобы мяч не коснулся земли два раза подряд.
3. Мяч перебрасывается из поля в поле до первой ошибки, после чего снова вводится в игру командой, на стороне которой он остановился.
4. Ошибками считаются:
а) Если мяч не будет отбит вовсе или будет отбит настолько слабо, что не долетит до стены; б) если отбитый мяч коснётся стены на стороне отбившего игрока; В) если мяч будет отбит после двух скачков; г) Если кто-нибудь поймает мяч на лету; д) если отобьёт мяч ногой; е) если, отбивая мяч, игрок заденет им своего партнёра.
5. Команда, сделавшая раньше другой 10 ошибок, проигрывает игру.
6. Команды меняются местами после каждой оконченной игры.