Зевака
На ровном открытом месте чертят круг, величина которого зависит от числа и силы игроков, но не менее 4,5 метров в диаметре. Все играющие, кроме одного, располагаются по окружности на определённых местах. Эти места обозначаются колышками, камешками или какими-то другими предметами. Один игрок становится в центре круга, бросает высоко над собой мяч, предварительно по имени назвав того, кто должен его поймать, и бежит на место названного игрока. Вызванный игрок быстро устремляется в круг, для того, чтобы поймать мяч на лету. Если ему это удаётся, он тоже бросает мяч вверх и называет имя другого игрока. Но если он не поймает мяч, то по крайней мере должен отыграться, т.е. как можно скорее схватить мяч и крикнуть : "Стой!" - и "запятнать" кого-нибудь из игроков, которые обычно при падении мяча разбегаются в стороны. Попадёт в товарища, значит, с него снимается вина, и он может бросать мяч в кругу, а "запятнанный" выходит из игры. Если не попадёт, то сам выходит, а тот в кого он целился, становится в круг, и бросает мяч.
Когда половина играющих выйдет из игры, игра оканчивается, но не совсем. Проигравшие обычно подвергаются какому-либо наказанию - или они должны на спине провезти победителей по окружности, либо их "расстреливают".
Убит
Эта игра возможна только в саду или парке, где играющие могут находить укрытия за стволами деревьев.
Играющие делятся на две команды и располагаются на противоположных сторонах сада или парка, укрываясь за деревьями. Каждый "воин" вооружён мячом, и мячом старается "запятнать" кого-нибудь из команды соперников. Чтобы найти неприятеля он может переходить с места на место, но, конечно, осторожно, потому что сам может быть замечен и "убит".
ПРАВИЛА:
1. В кого попадут мячом, тот считается "убитым" и выходит из игры.
2. Брошенный мяч не возвращается, а становится "собственностью" команды, в которую попал.
3. "Собственностью" команды, т.е. мячами, прилетевшими от команды противников в первую очередь пользуются игроки, "убившие" неприятеля.
4. Кто перебросит свой мяч на территорию соперников, не "убив" никого, тот получает право на "общее достояние " команды после игроков первой категории.
5. Чтобы избежать возможных споров и каких-либо недоразумений, играющие перед началом игры выбирают посредника из лиц не заинтересованных.Лучшим посредником в этом случае будет учитель или руководитель кружка. Решение посредника безапелляционно.
Перестрелка
Играющие разделяются на две команды, каждая команда выбирает "капитана". Команды становятся друг напротив друга на расстоянии 15 шагов.
Перед каждой командой очерчивают небольшой круг или поступают проще, кладут дощечку или камень для обозначения "передового поста". Середина между "передними постами" обозначается третьим кругом.
"Капитаны" начинают игру. Они становятся на "аванпосты", а их команды располагаются за ними вразброд. Один из "капитанов" по жребию берёт мяч и старается попасть им в другого. Тот может уворачиваться от ударов, но сходить с места нельзя. Если бьющий игрок промахнётся, то мяч переходит противнику, который в свою очередь бьёт уже в него.
Игроки, стоящие сзади, стараются поймать мяч, когда он пролетает мимо. Если им это удаётся, то их боец получает право перейти на средний кружок и бить оттуда.
Когда один из "капитанов" будет "запятнан", его заменяет следующий игрок команды, который вступает в перестрелку с оставшимся капитаном враждебной команды. "Запятнанный капитан" становится в ряды своей команды и помогает ловить мяч.
Когда и второй игрок будет "побит", его заменяет третий, четвёртый и т.д., до тех пор, пока кому-нибудь не удастся "сбить" враждебного "капитана", место которого должен занять другой игрок команды.
ПРАВИЛА:
1. Бойцы, должны хоть одной ногой стоять на "постах", и не под каким предлогом не сходить с них. Сошедший с "поста", считается "запятнанным".
2. Мяч перебрасывается от команды к команде и никогда не может быть брошен одной командой два раза подряд.
3. Если товарищи бойца поймают сзади него мяч прямо на лету или даже после одного скачка от земли, то боец переходит бить с середины и оттуда уже не может уйти, пока противник или он сам не будет "сбит".
4. "Выбитого" игрока заменяет следующий очередной игрок, и так до последнего. Когда и последний будет выбит, тогда снова вступает капитан. Таким образом, в каждой команде игроки меняются непрерывной чередой.
5. К концу определённого времени считают, сколько человек было "выбито" с той и другой стороны, и та команда, у которой выбито меньше всего игроков, считается победившей.
6. Число играющих должно быть не более шести и не менее трёх в каждой команде.
Мяч на ловле
По жребию назначают "охотника", которому дают в руки мяч. Остальные играющие изображают "дичь" и толпой окружают "охотника". Игра начинается возгласом "охотника": "Охотник идёт! Раз, два, три!". При этом он бросает мяч три раза вверх и ловит его, после чего имеет право "стрелять дичь", которая в это время разбегается в разные стороны. Если охотник ни в кого не попадёт, то бежит за мячом, поднимает его и бьёт снова в одного из играющих. "Подстреленная дичь" становится "собакой" и должна помогать "охотнику". "Собаки" бегают за мячом и передают его "охотнику", только он может "стрелять дичь".
ПРАВИЛА:
1. "Охотник" должен стрелять с того места, где он получил мяч, гоняться за "дичью" с мячом в руке нельзя.
2. Когда у "охотника" появятся две "собаки", игрокам, изображающим "дичь", предоставляется право противодействовать им. Они могут ногами отгонять мяч и не давать "собакам" схватить его.
3. Кроме того, "дичь" может завладеть мячом и бить "собак" и "охотника". Для этого нужно сжать мяч ступнями ног, подбросить его вверх и на лету поймать рукой.
4. Если "дичь" попадёт мячом по "собаке" с соблюдением вышеизложенного правила, то "собака" считается убитой и выходит из игры.
5. Если "дичь" попадёт по "охотнику", то она меняется с ним ролью, т.е. становится "охотником", а "охотник" - "дичью".
6. Завладев мячом "дичь" не имеет права с ним бегать, а должна "пятнать" не сходя с места.
7. Игра заканчивается, когда вся "дичь" превращается в "собак". "Запятнанный» последним в новой игре становится "охотником".
Погон
На земле, в 8-10 шагах от стены, проводят черту, пред которой становятся все играющие. Один из них находится впереди, между стеной и чертой. Он - "водит". "Водящий" бросает в стену мяч, а остальные его ловят. При этом ловить может каждый, кто пожелает.
ПРАВИЛА:
1. Поймавший от стены мяч имеет право наказывать им "водящего". Для этого "водящего" ставят лицом вплотную к стене и наносят ему в спину удар мячом с того места, где мяч был пойман, или с черты, если поимка мяча произошла слишком далеко.
2. Если расстреливая "водящего", играющий сделает промах, то он сейчас же становится к стене и подвергается тому же наказанию от "водящего". В случае повторных промахов с той и с другой стороны, "водящим" становится тот, кто, наконец, получит удар.
3. Если играющий, погнавшись за мячом, не поймает его, то он тут же становится к стене и подвергается наказанию от прежнего "водящего".
4. Если за мячом погонятся одновременно несколько человек, и никто из них не поймает, то все они становятся в ряд у стены. "Водящий" бьёт в них мячом. При этом могут быть два случая: а) "водящий" попадёт в одного из виновных, - тогда этот последний становится "водящим" и бросает в стену мяч для ловли; б) "водящий" промахивается, - тогда стоявшие у стены подвергают его наказанию по очереди. Однако и тут промахнувшийся становится к стене и остальные заканчивают "расстрел" уже на нём.