Кошонет

У нас эта игра почти неизвестна, но во Франции и Бельгии она чрезвычайно популярна, впрочем, в последнее время у нас стала входить в моду итальянская игра "Боче", которая есть не что иное, как тот же «Кошонет».

Игра в «кошонет» состоит в метании шаром и требует от играющих, кроме ловкости, еще много сообразительности и расчета. Игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым молодым  людям.

Выбирается ровное, хорошо утрамбованное место, которое должно быть до 30 метров в длину и не менее 7,5 метра в ширину.

Если число играющих не превышает трех, то каждый играет за себя. Если же играющих больше, например четверо, шестеро или восемь человек, они образуют две команды.

У каждого по два шара, но один из игроков, который открывает игру, имеет еще третий шар, так называемый «кошонет». «Кошонет» должен быть меньше других шаров или же  иметь отличие от них. Окрашивается в особый, преимущественно яркий цвет. Кроме того, шары одной и другой команды необходимо окрасить в два различных цвета.

Размер шаров зависит от силы и возраста участвующих. Обычно их делают по размеру, как шары для игры в «Крокет».

На краю игрового поля, проводят черту, откуда играющие бросают свои шары.

Начинающий игрок становится на "коновую черту" и бросает в "поле" "кошонет" на любое расстояние, затем бросает ещё один из своих шаров, стараясь уложить его, как можно ближе к "кошонету". За ним бросает игрок из другой команды с целью превзойти своего противника, т.е. уложить свой шар ещё ближе. Если ему это не удастся, он бросает второй шар. После него бросают свои шары по очереди игроки его команды и бросают до тех пор, пока один из них не уложит свой шар к "кошонету" ближе, чем это сделал начинавший игрок. Затем шары бросают игроки первой команды, которые стремятся в свою очередь побить рекорд соперников.

ПРАВИЛА:

1. Команды соревнуются до тех пор, пока не выбросят все шары, и та команда, шары которой улягутся ближе к "кошонету", считает выигрышные очки.

2. Очки считаются таким образом: если выигравшая команда имеет только один шар впереди шаров противника, она считает одно очко; если два шара, то считают 1+2, если три - 1+2+3 и т.д. Словом, первый шар даёт одно очко, второй - два, третий - три и т.д.

3. Шары разных команд, находящиеся одинаково близко к "кошонету", в счёт не идут. В этом случае их убирают и смотрят на следующие шары.

4. Бросая шар, играющий может отбивать им от "кошонета" чужие шары, ловким ударом подгонять шары своей команды ближе к "кошонету" и даже сбивать с занятой позиции сам "кошонет", если считает это выгодным для своей команды.

5. Каждый удар шара по "кошонету" даёт играющему одно очко. Но если при этом отбитый "кошонет" коснётся шара команды противника, то очко засчитывается команде противников.

6. Шары или катят по земле или бросают по воздуху, что всецело зависит от выбора игрока.

7. Игра считается оконченной, когда одна из команд наберёт условленное число очков, например, 12 или 15. Но если какая-нибудь команда уложит все свои шары к "кошонету" ближе противников, то игра выигрывается ею сразу, не смотря ни на какое условленное число.

8. После подсчёта очков "кошонет" снова посылается в игру игроком выигравшей команды.

Городки

(Игра с рюшками)

В "городки" играют преимущественно подростки и молодые парни, которым в этой игре нравится то обстоятельство, что тут не приходится бегать, а силу и ловкость можно проявить вполне.

На ровном, хорошо утрамбованном месте, на заасфальтированной площадке, или на спортивной площадке чертят два одинаковых "городка". Величина "городка" и расстояние между ними зависят всецело от силы и возраста играющих. Мерилом в этом случае  служит пространство между задними границами "городов". Оно не должно превышать расстояние, через которое играющие в состоянии бросать свои палки.

Чтобы правильно расчертить площадку для игры в "городки", поступают так. Очерчивают сначала прямоугольный четырёхугольник, длина которого, должна быть в три раза больше ширины, потом двумя поперечными линиями делят его на три равных квадрата. Крайние квадраты - "городки", а средний - "нейтральное поле". Для взрослых весь четырёхугольник имеет от 24 до 30 шагов в длину, а для подростков и мальчиков размеры его необходимо уменьшить на треть или, даже наполовину.

Для игры в "городки" требуется очень много "рюх". В большой игре, когда участвует много игроков, количество "рюшек" доходит до 150, по 75 штук на каждый "город". "Рюшки" устанавливаются или складываются на передних линиях "городков" очень разнообразно. Во всех случаях соблюдается условие, чтобы "рюшки" в обоих "городках" были сложены одинаково, и их число было бы равным.

Вот несколько способов (фигуры) для установки "рюх":

1. ПОПЫ´. "Рюшки" расставляются по всей передней линии "городка" в одиночку, на равном расстоянии друг от друга.

2. СТОЛБИКИ. "Рюшки" ставятся по несколько штук, одна на другую, столбиками.

3. БАШНЯ. Ставят вплотную несколько "рюх", на них надстраивают ещё три-четыре таких же ряда - получится трёх-четырёх рядная колонна. Вокруг этой колонны выстраивают несколько меньших колонок так, что в общем, вся постройка имеет вид готической башни.

4. ПИРАМИДКА. На передней черте "городка" кладутся в ряд 10-12 "рюх". На них в промежутках выкладывается второй ряд, в котором будет одной "рюшкой" меньше, затем - третий, четвёртый и т.д., в последнем ряду будет только одна "рюха", которую обычно не кладут, а ставят. При основании пирамидки, по обе стороны от неё, строят ещё два столбика. Эти столбики укрепляют пирамидку, не позволяя основным "рюшкам" раскатываться.

Иногда "рюши" складываются в виде звезды, пушки, колбасы и пр., но эти фигуры неудобно и мало употребляемы. Самой ходовой и самой удобной фигурой, в которую складываются "рюшки" для игры в "городки", нужно признать "пирамидку". На ней мы остановимся и при описании игры в "городки" будем иметь в виду, что "рюшки" сложены у нас "пирамидкой".

"Пирамидки" строятся не на самой середине передних линий "городков", а немного ближе к одному боку. Это делается для того, чтобы "пирамидки" не стояли одна рядом с другой и не загораживали бы друг друга.

Когда все приготовления к игре закончены, играющие соединяются в пары. Каждая пара запасается двумя палками, которыми владельцы пользуются по очереди. Затем, выбрав двух лучших игроков, в капитаны, пары разделяются между ними на две команды таким образом, что один игрок из пары идёт к одному капитану, а другой - к другому.

Перед началом игры капитаны мечут жребий или канаются на палке, чтобы определить, какой из команд начинать игру.

Начинающая команда становится на заднюю линию своего"городка" и оттуда бьёт в "рюшки" "городка" противников. Сначала бьёт сам капитан. Первый удар по "пирамидке" имеет,   важное значение, и от него часто зависит успех игры. Нужно так ударить по "рюшкам", чтобы сбить только верхушку "пирамидки" или ещё лучше какой-нибудь боковой столбик, и с такой силой, чтобы хоть одна "рюшка" выкатилась за пределы "городка".

Первый удачный удар, от которого одна или несколько "рюшек" будут выброшены из "городка", в игре называется "розжигом". После "розжига" играющие переходят на переднюю черту своего "городка" и бьют уже с ближайшего расстояния.

Цель игры заключается в том, чтобы выбить все "рюхи" из "городка" противников, употребив на это как можно меньше бросков.

Если "розжиг" был хорошим, и "пирамидка" мало пострадала, то вторым ударом с ближней линии, ударяя по верху "пирамидки", сильный игрок за один удар может вынести очень много "рюх". Но если "пирамидка" во время "розжига" свалится, то тогда выбивать "рюхи" становится трудно. Приходится сначала разогнать их из кучи, "разжижить кашу", как говорят в игре. Самое скверное в игре, когда "пирамидка" будет разрушена, а "розжига" не произойдёт, т.е. ни одной "рюшки" не будет выбито из городка. В этом случае играющие могут перебросать очень много палок, прежде чем кому-нибудь удастся, наконец, "разжечь" и тем самым приобрести право бить с ближней линии.

Когда игроки первой команды перебросают все палки, тогда игроки второй команды, подобрав их с поля, начинают бить ими в другой "городок".

ПРАВИЛА:

1. Игру начинают с задней черты "городка". После "розжига" с передней ближней черты.

2. Бьют играющие по очереди, установленной капитанами. При этом игроки одной пары бьют как в той, так и в другой команде под одним  номером.

3. Если палка не вылетит из "городка" и остановится в нём. То партнёр пробивавшего игрока должен незамедлительно убрать её оттуда, чтобы она не мешала в дальнейшей игре.

4. Случается, что во время игры "рюшка" совсем выйдет из "городка" и остановится на боковой или на задней черте. Если "рюшка" ляжет на задней черте, то её ставят "попом". Если ляжет на боковой черте и далеко от задней черты, её выбрасывают вон. Если же она остановится на боковой черте, недалеко от задней, то играющие противной команды стараются положить её на "попа". Это делается так: кто-нибудь команды противников сжимает "рюшки" между стоп и прыгает с ней на заднюю черту - её ставят "попом", промахнётся - выбрасывают вон.

Когда в игре появится "поп", тогда играющие опять переходят на дальнюю линию и бьют оттуда, пока не будет выбит "поп". В этом случае играющим приходится бросать палки через всё игровое поле, от задней черты одного "городка" до задней черты другого.

5. Игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь команда не выбьет из "городка" всех "рюх".

6. Если игру закончит первая команда, то вторая не считается ещё проигравшей, так как она может отыграться теми палками, которые она получила в последний раз от первой команды.

7. Если же игру окончит вторая команда раньше первой, то первая считается проигравшей без права отыгрыша.

8. Выигравшей командой считается та, которая употребит меньше палок, чтобы выбить все "рюхи" из противного "городка".

9. Проигравшая команда в наказание за проигрыш должна построить оба "городка" (пирамидки) для новой игры.

10. В новой игре начинает "разжигать" выигравшая команда.

Столбики

(Игра с рюшками)

На земле проводят черту, на ней каждый из игроков  ставит по столбику из трёх "рюх", "рюшка на рюшку". Расстояние между столбиками два шага. Параллельно первой черте, на 8-10 шагов от неё, проводят вторую черту, на которой в ряд располагаются все играющие, каждый перед своим столбиком. У каждого игрока по три палки. Затем играющие по очереди сбивают свои "городки", стараясь сначала сбить верхнюю "рюшку", не тронув остальные, затем вторую, и наконец, нижнюю. Пробивши три раза, все идут за своими палками.

ПРАВИЛА:

1. Бьют по очереди, начиная с правофлангового, и, пробивши, отходят в сторону.

2. Игроки, которые смогут с трёх "палок" выбить в установленном порядке свои "городки", считаются первыми игроками.

3. Разрушивший неудачно свой "городок" должен построить его заново и сбивать его начиная с первой "рюши".

4. Сбивший одну или две "рюхи" правильно, но не одолевший всего "городка", может заканчивать, выбивая только оставшиеся "рюхи".

5. Окончивший игру, после четвёртого удара считается вторым игроком и т.д.

6. Кто попадёт в чужой "городок", тот считается окончательно проигравшим и в состязании не участвует до новой игры.

7. Игра продолжается до тех пор, пока не окончат игры половина игроков. Вторая половина считается проигравшей и обязана построить "городки" как за себя, так и за выигравших игроков.

Игра требует твёрдости и уверенности в руке, и хороший глазомер. Для очень слабых игроков она не годится.

Городок со сторожем

(Игра с рюшками)

На земле чертят четырёхугольник в десять шагов длинной и в 5-6 шагов шириной. Посередине одной короткой стороны этого четырёхугольника строят из шести "рюх" "городок". Обычно "рюхи" укладываются в виде пирамидки: в основание располагают три "рюхи", на них две, а наверху одну. Иногда "городок" строят только из трёх "рюх" - в основании две и наверху одна.

По жребию, чаще всего посредством перебрасывания с ноги палок, определяют "сторожа" и очерёдность метания для остальных играющих. "Сторож" имеет в руке жгут и становится сбоку построенного "городка" Остальные играющие вооружаются палками и располагаются на другой короткой стороне четырёхугольника, которая в игре носит название "коновой линии", и оттуда по очереди бьют в "городок".

Пробивший игрок может, если захочет сбегать за своей палкой, чтобы получить право бить вторично. Но если "сторож" расторопен и внимателен, то пробившему игроку выручить свою палку не так-то легко. Быстро построив разрушенный "городок", "сторож" может пятнать жгутом игрока, побежавшего за палкой. Запятнанный становится "сторожем". Поэтому, пробившие неудачно не бегут за своими палками, а ждут такого удара, который дал бы им возможность с меньшим риском выручить заброшенные палки.

После удачного удара виновник этого удара и все его товарищи, пробившие раньше, бегут за палками, а "сторож" в это время собирает разлетевшиеся "рюшки" и проворно складывает их в "городок для того, чтобы после этого успеть запятнать жгутом одного из бегущих игроков.

ПРАВИЛА:

1. Бьют с "коновой черты" по очереди, установленной в начале игры жребием, а потом - в порядке возвращения играющих на "кон".

2. Палки, не долетевшие до "городка", выбрасываются "сторожем" из четырёхугольника дальше за "городскую черту".

3. Выручая свои палки, играющие должны обходить очерченный четырёхугольник. Перебежавший через четырёхугольник становится "сторожем" и получает от своего предместника удар жгутом по спине.

4. "Сторож" не может пятнать раньше, чем построит "городок".

5. Если все пробьют, и никто не разрушит "городок" или, правильнее сказать, никто не выручит своей палки, то пробивший последним становится "сторожем", но удара жгутом не получает. Если же последний игрок, игрок на выручке, хоть и неудачно, но всё-таки разрушит "городок", то все без исключения должны бежать за палками. В этом случае "сторожу" легче всего удаётся запятнать кого-нибудь.

Попа гонят

(Игра с рюшками)

Для игры требуется место в виде длинной полосы. Больше всего для этой игры подходит спортивная площадка, старая запущенная дорога или широкая, мало посещаемая аллея.

Мальчики, желающие участвовать в игре, становятся поперёк дороги в ряд и бросают с ноги свои палки, чтобы определить "водящего". Чья палка упадёт ближе всех - тот "водящий". На месте своей палки "водящий" ставит "попа", обычную "рюшку", как в игре «Медведь ревёт», и отходит в сторону. Играющие, начиная с дальнего, бьют "попа" своими палками. Сбитого "попа" "водящий" обязан поставить там, где он остановился, если его полёт был прямым, или вынести в соответствующем месте на дорогу, если он отлетит в сторону.

ПРАВИЛА:

1. Пробившие игроки могут снова получить "руку", т.е. право бить в "попа", если после одного или нескольких ударов "поп" будет загнан дальше их палок. При этом, конечно соблюдается обычная очередь. Бьёт, прежде всего, дальняя палка.

2. Когда играющие перебросят за "попа" все свои палки и перед "попом" не останется ни одной, тогда игрок, бывший на "выручке", должен заменить "водящего". Теперь "попа" гонят уже в другую сторону.

3. "Водящий" освобождается от своей обязанности и в том случае, когда кто-нибудь из играющих не добросит до "попа" своей палки. Не добросивший палку до "попа" становится "водящим".