Швейцарская лапта с пленными
(Игры с лаптой)
На ровном открытом месте чертят правильный четырёхугольник, длинной в 60 шагов, шириной - в 40 шагов. На середине одной короткой стороны кружком обозначают место, откуда отбивают мяч. Это место в игре называется "коном", а линия, на которой оно помещается, называется "коновой линией". На другой короткой стороне, в углах четырёхугольника, обозначают небольшими квадратиками ещё два места. Одно место - "дальний кон", а другое - "становище " для пленных.
Играющие, количеством от 10 до 24, разделяются на две команды. По жребию одна команда владеет "коном", и располагается на "коновой линии", за четырёхугольником, - эта команда "господствующая" или "бьющая". Вторая команда размещается частью в четырёхугольнике, частью по сторонам, а часть за ним - это "служащая" команда.
Задача "господствующей" команды заключается в том, чтобы по возможности дольше удержать за собой "кон", тогда как "служащая" команда старается забрать побольше "пленных" из "господствующей" команды и, ослабив, принудить её к сдаче "кона".
Игру начинает "капитан" "господствующей" команды. Он берёт "лапту" и отбивает поданный в поле мяч. Мяч в этой игре подаётся очередным игроком той же "господствующей" команды.
Ударить по мячу разрешается только один раз, но промахнуться допускается до трёх раз.
Если бьющий игрок трижды промахнётся, он передаёт "лапту" своему "подавальщику", который теперь начинает отбивать, а "подавальщика" заменяет следующий очередной игрок.
Когда бьющий удачно отобьёт мяч, он так же передаёт "лапту" в руки "подавальщика", а сам бежит к "дальнему кону" и, если есть возможность, возвращается обратно на "городской кон".
Пробивший игрок, добежав до "дальнего кона" может там остаться и ждать удобного случая, т.е. когда один из его товарищей сильным ударом далеко загонит мяч.
Игроки "служащей" команды стараются: 1) поймать на лету мяч, 2) поднять его с земли и "запятнать" бегущего игрока из команды соперников, 3) поскорее перебросить его за "коновую линию". Этими тремя способами они наносят вред противнику и приближаются к выигрышу.
Играющие "господствующей" команды попадают в "плен" следующим образом:
1. Когда бьющий игрок трижды промахнётся или сделает такой удар, которым не может воспользоваться.
2. Когда пробивший игрок убегая с "городского кона" на "дальний кон" не передаст "лапту" в руки "подавальщика", а возьмёт её с собой или бросит на землю.
3. Когда при ударе у бьющего игрока из рук выскользнет "лапта".
4. Когда пробивший игрок будет срезан, т.е. "запятнан" мячом во время перебежки от одного "кона" к другому.
5. Когда игрок, стоящий у "дальнего кона", побежит в то время, как мяч будет переброшен на "ближний кон".
6. Когда будет поймана "свечка", т.е когда игроки "служащей" команды поймают мяч на лету. Тогда в "плен" идёт игрок, сдавший "свечку".
Пленники находятся в "стане пленных" и вытягивают руки, но выходить за черту "стана" им нельзя.
Любой игрок "господствующей" команды, перебегая с "дальнего кона" на "ближний", может освободить своих пленных, если он ударит по вытянутой руке и со всеми "пленными" благополучно возвратится на "городской кон".
Выручить "пленных" нелегко, потому что игроки "служащей" команды ревностно оберегают их и при каждой попытке их выручить принимают соответствующие меры:
1. Когда освобождённые "пленные" вместе со своим освободителем направляются в "город", они могут быть снова все "перепятнаны" и на этот раз даже не мячом, а просто рукой, как в игре «Барре». Рукой в этом случае "пятнается" и игрок, выручивший "пленных".
2. Если игроки "служащей" команды перебросят мяч за "городскую черту", то все освобождённые "пленники", прибывшие туда после мяча, обязаны снова вернуться в "плен". Этому правилу подчиняется и "выручавший" игрок.
Игра продолжается до тех пор, пока "служащая" команда не заберёт в "плен" условленное количество игроков. Обычно это число равно половине состава команды. Затем команды меняются ролями. Для того, чтобы игрокам "служащей" команды отбить у игроков "господствующей" команды "город", необходимо забрать половину противников в "плен".