Ловишки: Горелки
Трудно найти другую игру, которая была бы так популярна* в России как "Горелки" (*до появления компьютеров, планшетников и т.п.; прим. by admin). По своей простоте она доступна даже семилетним детям.
Местом для игры избирается обширная лужайка с короткой или скошенной травой, можно играть и на спортивной или игровой площадке.
Играющие соединяются парами и становятся вереницей, пара за парой. Один, оставшийся без пары, называется "горельщиком", "горюном"; он располагается на два шага впереди пар и "горит". Ему категорически запрещается поворачиваться назад и смотреть по сторонам.
Затем играющие хором распевают:
Гори, гори ясно!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Взглянь на небо - птички летят!
Слова: "птички летят" - произносятся громко и отрывисто.
"Горельщик" должен взглянуть на небо.
В это время задняя пара разъединяется и бежит по сторонам вереницы, они должны соединиться снова впереди "горельщика", а он препятствует им, гонится за одним из них, стараясь поймать его раньше, чем он соединится со своей парой.
ПРАВИЛА:
1. Пары должны соединяться обязательно впереди "горельщика", и ни в коем случае не сзади него. Одним словом, хотя бы один игрок из пары должен оббежать "горельщика" и уже потом подать руку своей паре.
2. "Горельщиком" становится каждый раз тот, кто остался без пары.
Ловишки: Зоопарк
Один играющий становится "хозяином" зоопарка, другой - "покупателем", а остальные, под названиями различных зверей - "зверинец", т.е зоопарк.
"Покупатель" подходит к "хозяину" и между ними завязывается такой разговор:
- Хозяин, есть у тебя продажные звери?
- Есть. Кого тебе нужно?
- Тигра.
- Есть и тигр.
- Что он стоит?
- Десять рублей.
С этими словами "хозяин" зоопарка выставляет ладонь, а "покупатель" ударяет по ней десять раз, как бы отсчитывая требуемую сумму.
Во время расчёта, игрок, назвавшийся "тигром", бежит из "зверинца" к "дому" "покупателя", на другой конец игровой площадки, а от туда обратно в "зверинец".
Отсчитав требуемую сумму, "покупатель" идёт ловить зверя и, если поймает, отводит к себе в "дом", в качестве пленного или же превращает его в "собаку", которая потом помогает ему ловить других зверей. Если купленный зверь благополучно возвращается в "зверинец", то "хозяин" даёт ему другое название.
ПРАВИЛА:
1. "Собаки" не могут ловить руками бегущего зверя. Они только мешают или задерживают его своим корпусом.
2. Отведённые в плен остаются там до конца игры.
3. Если "Хозяин" потребует слишком большую плату, отсчитывая которую "покупатель" теряет всякую возможность изловить зверя, то на такую плату он может не согласиться, и тогда плата устанавливается после некоторого торга.
4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все звери. В новой игре "покупателем" становится прежний "хозяин", а "хозяином" - последний пойманный зверь, или же тот и другой избирается снова по жребию.
Ловишки: Гуси-лебеди домой!
Один из игроков изображает "волка", другой - "хозяина", а все остальные "гусей". Для "гусей" отводится "дом", на некотором расстоянии от него - "пастбище", где они пасутся под охраной "пастуха". В стороне обозначают логово "волка".
Спустя некоторое время, когда "гуси" достаточно разбредутся по "пастбищу", "хозяин" из "дома" кричит:
- Гуси-лебеди, домой!
- Зачем?
- Серый волк под горой!
- Что он делает?
- Серых да белых куропаток щиплет. А вы, гуси-лебеди, домой! - кричит снова "хозяин", и "гуси" преследуемые "волком" бегут домой. Те, кого поймал "волк" выходят из игры.
"Хозяин", недосчитавшийся одного "гуся", ругает "пастуха" за нерадивость, а иногда слегка бьёт его хворостинкой и снова велит выгонять "гусей" на "пастбище". Снова повторяются оклики "хозяина", бег "гусей" и погоня "волка".
Игра продолжается до тех пор, пока "волк" не переловит всех "гусей".
В новой игре "хозяин", "волк" и "пастух" избираются по жребию, или "хозяином" становится последний пойманный, "волком" - предпоследний, а "пастухом" - первый пойманный.
Ловишки: Злой волк
"Волк" прячется за кустом. Играющие окружают его полукругом и поют:
Мы охотно пойдём в сад,
Если только не ворвётся туда злой волк.
Колокол бьёт раз, колокол бьёт два, три, четыре!
Злого волка ещё нет!
Как только "волк" бросится на них, играющие пускаются в бегство. Кого "волк" схватит, тот становится "волком" в следующую игру.
Ловишки: У медведя на бору
Игра сходна с "Ловишки" (простые), но в этой игре ловит всегда только один "медведь", без помощников.
Игрок, которому по жребию досталось быть "медведем", располагается где-нибудь под кустом, остальные идут к нему в бор за грибами и ягодами. Поддразнивая "медведя" играющие поют:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру
Медведь постыл,
На печи застыл!
"Медведь", до сих пор, как будто дремавший, при этих словах просыпается, потягивается, лениво поворачивается, потом встаёт и, сначала нехотя, а затем всё более и более оживляясь, идёт на детей, которые быстро разбегаются в разные стороны. Наконец, рассвирепевший "медведь" гонится за кем-нибудь и ловит его. Пойманный становится "медведем".
Если "медведь" долго не может никого изловить, то он опять идёт в своё логовище, а дети тем же порядком снова окружают его.
Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Эта игра известна так же под названием «Злой волк».