Ловишки (простые)
В начале игры, по жребию или по счёту один играющий избирается "ловцом", а остальные разбегаются в разные стороны. "Ловец" гоняется за ними, стараясь кого-нибудь поймать.
Пойманные "ловцом" помогают ему поймать остальных игроков.
Когда все переловлены, игра считается законченной.
Перегонки: Лошадки
Один из играющих изображает из себя лошадь; берёт скакалку, кладёт её себе на шею, а её концы пропускает под мышками назад и даёт их в руки игроку, который называется "хозяином", "наездником" или "кучером". Вместо скакалки можно использовать веревочку.
"Лошадь" старается подражать сытому ретивому коню. Не стоит на месте, рвётся без удержу вперёд, выражает нетерпение и бьёт ногами. В подражании лошади ребёнок выражает свою наблюдательность и изобретательность.
В свою очередь"наездник", как хороший хозяин, смотря по обстоятельствам, то сдерживает "коня", то поощряет его словом, гиканьем, а иногда считает не лишним и хлестнуть его кнутиком.
Часто запрягаются сразу двое или трое и изображают, таким образом, езду парой или тройкой. При езде тройкой средняя лошадь, подражая кореннику, бежит ровной рысью, а крайние, как пристежные, бегут галопом, нагнув головы в стороны.
Если соберётся несколько троек, устраивают соревнования на скорость и мчатся во весь опор с криком и шумом до назначенного места.
Игра в "Лошадки" практикуется преимущественно мальчиками.
Перегонки: Догоняй!
Игроки располагаются в ряд вдоль забора или стены, которые служат им "домом" или "городом". Один из игроков начинает игру. Он подходит к линии играющих и кого-нибудь вызывает на перегонку. Заложив за спину левую руку, и берётся её за первую так, чтобы та была свободна только до локтя, он ударяет правой свободной рукой по руке игрока, которого желает вызвать. Последний таким же образом выставляет свою правую руку.
После третьего удара вызванный и вызывавший бегут к другому "дому", обычно это противоположный забор или стена, и каждый стремится добежать туда раньше своего противника.
Иногда, вызывающий бьёт по руке не одного, а нескольких игроков. В этом случае все выставляют свои руки вперёд, а бежит на перегонку только тот, который получит третий удар.
ПРАВИЛА:
1. Если вызывавший будет побеждён, т.е. прибежит к условленному месту позже вызванного, то он выходит из игры. Если же ему удастся победить своего противника, то он остаётся в новом "доме" до следующей перебежки.
2. Вызванный, не зависимо от того победил он или проиграл, идёт вызывать следующего игрока, и так же старается достигнуть второго "дома", не дав противнику себя опередить.
Таким образом, все игроки переходят во второй "дом", а некоторые выходят из игры.
Когда последний игрок переходит во второй "дом", тогда вызывают уже из этого "дома" и гонка идёт тем же порядком, он в обратную сторону, к первому "дому".
"Дома" меняются. Число играющих постепенно уменьшается, и когда остаётся один, он признаётся победителем.
Нужно заметить, что в этой игре победителем может быть не самый лучший бегун.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Во избежание ушибов о стену, границей "домов" служит линия, отмеченная на земле, на расстоянии нескольких шагов от стены. Кто раньше переступает линию, тот и считается первым, пришедшим в "дом".
Перегонки: Горшки
В эту игру играют преимущественно девочки. Обычно старшие девочки присматривают за своими младшими братьями и сёстрами. Собравшись вместе, усаживают младших ребят в кружок на лужайке, а сами становятся за ними - и вот уже начинается очень остроумная и милая игра в "горшки".
Сидящий ребёнок называется "горшком", стоящий - "хозяйкой". К "хозяйке" подходит девочка, у которой нет "горшка" и говорит: "Хозяйка, хозяйка, продай горшок!". "Хозяйка" отвечает: "непродажный". "Водящая" девочка идёт к следующей с тем же вопросом.
Если "хозяйка" пожелает продать "дитя", она говорит: "Купи! Что дашь?"
- Шильце, мыльце, золотое зеркальце! - предлагает покупательница.
- Ладно. По рукам!
Ударяют по рукам, в знак того, что покупка совершена и обе бегут в разные стороны вокруг круга. Кто раньше прибежит и дотронется до сидящего ребёнка, та становится его хозяйкой, а опоздавшая идёт покупать "горшок".
Игра доставляет массу удовольствия всем играющим.
Перегонки: Пустое место
Играющие, взявшись за руки, образуют круг, а один из игроков, по жребию или по договорённости остаётся за кругом и "водит". "Водящий", обойдя несколько раз круг, бьёт слегка кого-нибудь по плечу, тем самым вызывает его на перегонку. Получивший вызов бежит внутри круга влево, а "водящий" за кругом вправо; каждый из них старается быстрее оббежать круг и занять пустое место. Оставшийся без места "водит", и игра начинается заново.
ПРАВИЛО:
"Водящий" каждый раз должен вызывать нового игрока. Он не может вызвать того кем сам был вызван и побеждён.