Дозор
Интересная игра, в которую дети охотно играют, когда познакомятся с нею. Она очень схожа с "Море волнуется". Ставят два ряда стульев спинка к спинке, на один стул меньше, чем играющих; при нечётном количестве игроков один стул ставят спинкой к бочкам крайней пары.
Одного играющего назначают дозорным; он ходит вокруг стульев, а за ним вереницей (хвостом) все играющие и припевают:
Уж полночь бьёт, дозор идёт:
Ступайте по домам!
Кто не уйдёт, дозор возьмёт
Того в тюрьму! трам! трам!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Дозорный с эстафетной палочкой или каким-либо другим предметом в руке идёт то тихо, то быстро, бегом или вприпрыжку, постукивая в конце стиха по стульям, и садится, когда этого меньше всего ожидают. Все бросаются по домам, т.е. к стульям. Кому не достаётся места, того дозорный отводит в тюрьму, где он остаётся до конца игры, забирая с собой один стул.
Дозорный начинает второй обход, все следуют за ним, повторяя припев и копируя все его движения. Вот он снова садится и играющие торопятся занять места. Оставшийся без места снова отводится в тюрьму и забирает с собой один стул.
Начинается третий обход, за ним четвёртый и так далее, до тех пор, пока останется один игрок, который в новой игре, в награду за его ловкость и проворство, назначается дозорным.
Море волнуется
Посреди комнаты или игровой площадки ставят два ряда стульев спинками вместе, на один стул меньше, чем число играющих. Все садятся, и каждый игрок берёт себе название какой-либо рыбы. Игрок, по жребию, оставшийся без места называется "морем" и ведёт партию. Водящий (море) бегает вприпрыжку вокруг стульев, приговаривая: "Море волнуется, море волнуется!". Вдруг он останавливается и громко выкликает какую-нибудь рыбу, например акулу. Назвавшийся акулой, поднимается и идёт сзади. Водящий тем же порядком вызывает вторую рыбу, затем третью, четвёртую и так до последней. Все поднимаются и следуют за "морем", повторяя все его движения и приговаривая вместе с ним: "Море волнуется, море волнуется!" Если водящий скажет: "На море буря!" - все быстро кружатся на месте. Но вот водящий неожиданно садится на стул и говорит: "Море спокойно", тогда все бросаются занимать места.
ПРАВИЛА:
1. Оставшийся без места становится морем, и игра начинается снова; в новой игре игроки берут себе названия других рыб или морских животных.
2. Море может сесть на стул, когда ему вздумается, даже если им вызвана всего одна рыба. В таком случае море берёт себе название той рыбы, а рыба становится морем.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Желательно, чтобы в роли "Моря" сначала был кто-нибудь из взрослых, а когда дети поймут правила игры, тогда они смогут обходится самостоятельно.
Уголки: Восемь углов
На спортивной или игровой площадке, или на полу спортзала чертят правильный восьмиугольник. Играют девять человек: восемь размещаются по углам, а девятый, по жребию, становится в центре восьмиугольника и "водит".
Если играют на улице, то углы обозначают колышками или вехами; если же играют в помещении, то в углах ставят стулья.
Перед началом игры берут названия восьми известных городов, написанные на табличках, и раздают их угловым игрокам.
"Водящий" знает эти названия, но не знает, как они распределены. Он называет на удачу названия каких-нибудь двух городов, например: "Москва - Тула". Игроки, у которых названия этих городов, должны без промедления поменяться местами. Во время обмена, "водящий" занимает, если успеет, свободный угол или стул; потерявший место идет на середину и "водит".
ПРАВИЛА:
1. При новом "водящем" игра начинается новым распределением названий городов: игроки меняются карточками с их названиями, при этом так же могут быть взяты и другие названия, о чём обязательно сообщается "водящему".
2. Города распределяют снова и в том случае, когда "водящий" переберёт все названия и, таким образом, будет знать кому они принадлежат.
Может случиться, что число игроков будет не девять, а больше или меньше девяти, - тогда чертят фигуру, у которой будет столько углов, сколько игроков, без одного.
Уголки: Носильщик
Местом для игры может служить комната любой величины, лишь бы её стороны были приблизительно равными. Разумеется, в комнате не должно быть мебели.
В Германии играют в уголки несколько иначе; там водящий называется носильщиком и таскает на спине мешок, чемодан или рюкзак.
Носильщик подходит к угловому игроку и спрашивает: "Хозяин, куда сложить чемодан?" Тот указывает на другой угол. Носильщик устремляется к указанному углу, владелец которого обязан в это время поменяться с кем-нибудь местами.
ПРАВИЛА:
1. Если во время обмена носильщик успеет поставить чемодан в освободившийся угол, то он делается его хозяином, а игрок, у которого не окажется угла, обязан носить чемодан.
2. Если владелец угла, к которому направят носильщика, не переменил место, то он считается потерявшим угол и должен "водить".
Уголки: Мышка, мышка, продай уголок!
Эта игра похожа на игру «Четыре угла», но значительно интереснее. Местом для игры может служить комната любой величины, лишь бы её стороны были приблизительно равными. Разумеется, в комнате не должно быть мебели.
Четверо играющих размещаются по углам, а пятый, оставшийся без места, идёт покупать уголок.
Подойдя к одному из игроков, он говорит: "Мышка, мышка, продай уголок!" - получив ответ "не продам", он идёт к другому, к третьему и т. д.
Если мышка согласна продать ему уголок, она отвечает: "Обернись!" («Повернись спиной») - и в это время, тихонько и быстро меняется местами с кем-то из соседей. Покупатель при первом шорохе оборачивается и летит к углам; при достаточной бдительности и проворстве он почти всегда успевает опередить хозяев.
Мышка, оставшаяся без места, идёт покупать себе уголок.
Слабому игроку, который долго не может добыть себе уголка, предоставляется ещё одно средство: ударив в ладоши, он кричит: "Кошка идёт!" По этому крику все мышки меняются местами, и тогда ему в общей суматохе, не трудно будет занять какой-нибудь уголок. Впрочем, этим средством разрешается пользоваться только в том случае, когда "водящий" пробовал покупать у всех четырёх мышек.