Как на свете медведи появились

Всем известно, что телосложением медведи с людьми схожи, а отчего это так — вряд ли кто знает. Вот и послушайте, что в свое время старые люди об этом говаривали. Шли однажды по дороге две женщины и муж­чина. Шли, шли, притомились и присели у большого мос­та отдохнуть, перекусить и водицы испить. Одна легко­мысленная женщина и говорит спутникам:

— Гляньте, какая глухомань кругом. В этом лесу мож­но здорово кого-нибудь напугать.

— А что ж,— поддерживает ее вторая. —Это было бы забавно. То-то побегут, то-то завопят!

— Ага,— продолжает первая. —Все товары побро­сают. А мы их возьмем.

— Разбогатеем. Как сыр в масле будем кататься!

— Да что вы, бабы,— говорит мужчина.—Разве мож­но людей пугать?! А грабить — смертный грех!

Но не слушают его женщины. Смеются, скачут, ра­дуясь выдумке, кричат, представляя, как людей пугать бу­дут. Шубы наизнанку вывернули и мехом вверх надели, волосы свои длинные распустили и закрутили впереди уз­лом — вроде как это морда у зверя, сучки еловые в рука­ва вдели — как будто это когти громадные.

Хотел мужик образумить их, да куда там — не было еще в жизни такого случая, чтоб один мужчина переубе­дить двух женщин сумел. Они и его страшилищем наряди­ли.

Вот слышат: колокольчики звенят — купец едет. Засе­ли под мостом. Поравнялся купец с засадой — ряженые выскочили, зарычали страшными голосами. Шарахнулись лошади, опрокинули воз, оборвали постромки и ускакали. Купец — за ними бежать. А все его товары шутникам до­стались. Спрятали они их под мост и снова ждут.

Вот едет поп на ярмарку. В руках кошель с деньгами— пересчитывает еще раз денежки-то. Выскочили ряженые, бросил поп от страха свой кошель и ну лошадей пого­нять — еще рад остался, что так дешево отделался.

Шел той дорогой древний старик. А был он из тех стар­цев, что в те давние времена по дорогам ходили да людей уму-разуму учили — кудесник одним словом. Вот подо­шел он к мосту, сбросил свою нищенскую суму, положил посох — решил отдохнуть и водицы испить. Тут и выско­чили ряженые, зарычали страшными голосами.

Только не испугался старик. В своих скитаниях по белу свету он многое видел, а уж злых-то людей за любой ли­чиной мог различить.

— Что ж это вы путников пугаете?— спрашивает ста­рик.

А те не отвечают, только еще пуще рычат.

— Ну, коль так, то вашим делам и наряд впору — но­сите его всю жизнь! — сказал старец и пошел своей до­рогой.

И превратились ряженые в зверей.

Вот так на свете медведи появились, только об этом редко кто знает. А уж медведи и вовсе сторонятся людей — стыдно им за те про­шлые проделки.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Зимовье в лесу

У одного хозяина был Красный Петух. Такой про­ныра! Чуть дверь приоткроешь — так сразу в избу норовит. Вот и сказал однажды хозяин в сердцах:

— Погоди, проказник. Придут гости — в лапшу угодишь!

Испугался Красный Петух. Решил бежать со двора. Да одному-то страшновато. Забежал в хлев и говорит:

— Эй, Черный Бык, Круторогий Баран, Жирная Свинья, Белый Гусь, послушайте, какую я новость узнал, когда в хозяйский дом забежал! Скоро будет праздник, понаедут к нам гости. Вот и решили хозяин с хозяйкой вас заколоть, чтоб мясную лапшу сварить и гостей ею потчевать.

Затужили Бык, Баран, Свинья и Гусь, а Красный Пе­тух утешает:

— Не печальтесь, что попусту горевать. Лучше идемте в лес жить! А я — петух компанейский, с вами    заодно пойду!

Так и сделали животные — убежали в лес. Черный Бык с Круторогим Бараном на лесных полянках пасутся, Жир­ная Свинья землю роет, коренья да желуди ест, Белый Гусь в лесном озере плавает, а Красный Петух орешки щел­кает.

Но вот пролетело красное лето. Собрались Черный Бык, Круторогий Баран, Жирная Свинья, Белый Гусь и Красный Петух на полянку, стали совещаться, как зиму зимовать.

Черный Бык говорит:

— Надо теплое зимовье строить. Без него мы замерз­нем.

Круторогий Баран говорит:

— Ну так строй! Мне изба не нужна, у меня шуба теплая.

Жирная Свинья говорит:

— И мне изба не нужна. Я зароюсь в землю, там и перезимую.

Белый Гусь говорит:

— Зачем мне избушка? Сяду на еловую лапку, одно крыло подстелю, другим укроюсь... Красный Петух говорит:

— Я — петух компанейский. Никому избушка не нуж­на — так и мне тоже. И у меня есть два крыла...

— Вы как хотите, — сказал Черный Бык, — а я построю зимовье.

Принялся он сруб рубить, мох сушить, дрова заготав­ливать. К холодам поставил избушку и стал жить в тепле.

Пришла холодная зима. Выпал глубокий снег. В снегу мокнет Баранья шуба, на ветру леденеет. Не выдержал Круторогий Баран, стучится в зимовье:

— Эй, Черный Бык, пусти зимовать. Замерз я.

— Не пущу, — отвечает Черный Бык. —У тебя шуба теплая, перезимуешь на воле.

— Если добром не пустишь, то разбегусь и бодну твою избушку — раскатится она по бревнышкам. А если пу­стишь, буду тебе во всем помогать.

Пустил Черный Бык Круторогого Барана в избушку. А тут и Жирная Свинья стучится:

— Эй, Черный Бык! Пусти зимовать.

— Не пущу. Ты можешь в землю зарыться и там зиму скоротать.

— Если добром не пустишь, то разрою завалинку и избушку твою свалю. А если пустишь, буду тебе во всем помогать.

Пустил Черный Бык и Жирную Свинью. Под вечер прилетел к избушке Белый Гусь,   стучится:

— Эй, Черный Бык! Пусти зимовать.

— Не пущу. У тебя есть два крыла: одно постелишь, другим накроешься — вот и перезимуешь.

— Если добром не пустишь, то весь мох из-под бревен выщиплю, выстужу избушку. А если пустишь, буду тебе во всем помогать.

Пустил Черный Бык в избушку и Белого Гуся. Ночью стучится в дом Красный Петух:

— Эй, Черный Бык! Пусти зимовать.

— Не пущу. Нас четверо, тесно будет. У тебя есть два крыла — укрывайся ими. Или замерз?

— Нет, не замерз. Но я — петух компанейский. Куда все — туда и я. Если добром не пустишь—крышу разберу, с чердака землю разгребу — выстужу избу. А если пу­стишь, буду тебе во всем помогать.

Пустил Черный Бык и Красного Петуха в избушку.

Живут впятером, горя не знают. Ждут весеннего тепла.

Узнали про то зимовье Волк и Медведь. Решили разо­рить его, а Быка, Барана, Свинью, Гуся и Петуха съесть. Пришли к избушке, Медведь и говорит:

— Ты, Волк, врывайся первым, а я за тобой.

— Нет, лучше ты, Медведь, иди первым, ты   сильнее меня.

— Ладно, только ты помогай мне.

Услышал их разговор Красный Петух и закричал:

— Воры идут! Воры идут!

Встали Бык, Баран, Свинья и Гусь за дверь, приготови­лись незваных гостей встречать.

Только ворвался Медведь в избушку, как Черный Бык подхватил его на рога и прижал к стенке. Круторогий Ба­ран разбежался и хлоп своим крепким лбом Медведю в брюхо. Упал Медведь, а тут Жирная Свинья своими ост­рыми клыками всю шкуру ему распорола в клочки. Белый Гусь в глаза клюет. А Красный Петух сидит на шестке и командует:

— Вяжи вора! Вяжи вора!

Еле вырвался Медведь и убежал вместе с Волком в лес. Сели они отдышаться, Медведь и говорит:

— Ох-хо-хо... Ну и натерпелся я страху. Насилу ноги унес. Один прижал меня ухватом к стенке, другой в живот колотушкой бьет, третий ножом режет, четвертый долотом в глаза норовит. А самый страшный сидит на шестке и командует: «Вяжи вора! Вяжи вора!» Хорошо, что успел убежать. А то б конец мне пришел...

И ушли Волк с Медведем подальше от этого страшно­го места.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Синица

Синица, синица, куда летишь?

— Коноплю клевать.

— Не клюй коноплю, хозяин поймает.

— Я на ель взлечу.

— Синица, синица, что на ели делать будешь?

— Шишки клевать.

— Не клюй шишки, подавишься.

— Я шелуху вниз плевать буду.

— Не плюй шелуху на землю, пойдешь и наколешься.

— Я по жердочке ходить буду.

— Синица, синица, не ходи по жердочке — лапку зано­зишь.

— Я к кузнечику полечу, он занозу вынет.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Гусь и Утка

Вот построил Гусь дом и надумал жениться. Вы­шел на птичий двор и закричал:

— И-га-га-га! И-га-га! Встречай, невес­та, жениха!

Глядь, бежит к нему Утка. Коротконогая, широ­коносая, с ноги на ногу переваливается. «Ну что же,— думает Гусь. —Хоть неказиста невеста с виду, да, верно, хозяйка хорошая». И взял ее в дом. Наступил вечер. Подошла Утка к Гусю и крякает:

— Ларт! Ларт! Стель! Стель! Лечь! Лечь!

— Га-га-га!— закричал Гусь. —Что это ты говоришь? Тебе стелить постель? Ах ты, лентяйка! Сама не можешь постелить?!

Вытянул Гусь свою длинную шею и ну клевать, и ну щипать Утку.

Испугалась Утка, побежала из дому, крича:

— Ларт! Сама гнездо совью! Ларт! Сама постелю.

С тех пор утки перестали крякать: «Стель, стель». Сами гнезда вьют, сами постель пухом устилают.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как Топор в лес ходил

Однажды пошел Топор в лес. Топорищем поигрывает, обухом постукивает, лезвием поблескивает. Разыгрался Топор: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель свалит. Да еще и бахвалится:

— Я ваш хозяин. Захочу — погублю, захочу — помилую!

Росла в лесу маленькая стройная березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел ее Топор, засмеялся:

— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Вот стукну раз — и душа вон!

Испугалась березка, взмолилась:

— Не бей меня, Топор. Не губи. Я еще только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...

— Лор-лор-лор!— грубо загоготал Топор. —Не бывать этому! —и одним махом срубил березку. Качнулась березка, побежали по стволу слезы, как серебряные капельки, и упала она на землю. Зароптали деревья, зашумели, закачали вершинами, стали жаловаться на Топор Калиновому Мосточку.

Рассердился Калиновый Мосточек и говорит Топору:

— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку сгубил?

А Топор и слушать его не хочет.

— Ты еще меня учишь, скрипучая развалина?!— говорит. —Вот я тебя!— и принялся рубить настил. Прорубил дыру, упал в воду и утонул.

Поделом грубияну!

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.