Откуда у Зайца белая шубка

А вы знаете, что раньше у Зайца не было теплой белой шубки. Зимой и летом бегал он в одном и том же сереньком зипуне.

Однажды зимой забрался он под старую ель. Попрыгивает, поскакивает, лапками по бокам похлапывает: очень уж холодно в ту пору было. «— Эх, — думает, — несчастная моя жизнь. Каждую зиму замерзаешь. Да еще и трясешься от страха: как бы волк не задрал, как бы филин не поймал, как бы лисица не за­давила. Вот был бы я человеком — сидел бы в теплой из­бе, ел пироги с капустой да с морковью, на улицу выхо­дил бы в шубе, в лаптях да теплых онучах...»

Размечтался Заяц и не заметил, как Волк к нему под­крался. Еле выскользнул косой из его зубастой пасти. За­верещал, заплакал — точь-в-точь как маленький ребе­нок. А Волк по пятам бежит, ни на шаг не отстает, вот-вот догонит...

Той порою в лес пришли старик со старухой, чтобы хворосту нарубить. Слышат, будто ребенок где-то плачет. А были они бездетные, тихо и пусто было в их доме — ни сынка нет, ни дочки. Вот и говорит старуха:

— Слышишь, старик? Будто ребенок плачет. Пойдем, подберем — вот радость-то на старости лет нам выпала!

И пошли они в ту сторону, где Заяц кричал. А    тот летит не разбирая дороги, так прямо на стариков и выбе­жал. Взял его старик за уши и сунул за пазуху. А   Волк увидел людей — ив чащобу скорей.

Принесли старики Зайца домой — не нарадуются, не ­знают, как и угодить ему. Старуха пироги с капусткой и морковью печет, старик колыбельку лыковую плетет. По­садили Зайца на лавочку, пирогами угощают, горячими блинами с молочком да с маслицем.

Напоили, накормили, в колыбельку спать уложили. Старик Зайцу белые валенки катает, старуха белую шерсть прядет, варежки да тулупчик вяжет.

Стал Заяц у стариков в дому жить, белые валенки, ва­режки и тулупчик носить, пироги есть. Да вот беда — жар­ко, душно в избе, дымом пахнет, да и пироги уж приелись. Не понравилось Зайцу человеческое житье. Стал он в лес проситься. А старики не отпускают. Уговаривают остаться.

Вот положила его старуха вечерком в колыбельку и песенку запела, а Заяц ей подпевает:

— Куда ты, мой зайчик, собрался бежать?

— В осинник, чтоб горькой коры поглодать.

— Где ты, мой мальчик, так лапки побил?

— Об наст свои косточки я раздробил,

— Где же ты хвостик свой потерял?

— Мой хвостик охотничий пес -оторвал.

— Ушки запачкал ты чем, не пойму?

— Сажей запачкал их в вашем дому...

Тут увидел Заяц, что дверь в избу не плотно прикрыта, выпрыгнул из колыбельки и в лес убежал: в белом тулуп­чике, белых варежках, белых валенках — самокатках. В них и ходит с тех пор зимой. А летом свой наряд под кус­тик прячет.

Вам эта сказка, а мне — кадка масла!

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как мышка и воробей поссорились

Дружили мышка с воробьем. Всегда советовались, помогали друг другу, были вместе в беде и в радости. Жили так примерно две недели, пока не поссорились. Однажды мышка ушла домой, а воробей в это время нашел конопляное се­мечко и съел его. Рассердилась мышка, пода­ла в суд на воробья. Воробей тоже рассердился и тоже подал в суд.

Царь зверей лев и царь птиц орел рассмотрели и поднялись друг на друга войной и все из-за одного конопляного семечка. Сошлись птицы и звери в боль­шом лесу. Птицы сверху бьют, звери снизу, а победить ни одно войско не может. Наконец изловчился лев и ударил орла лапой, сломал ему крыло.

Разошлись с поля боя птицы и звери, а орел остался сидеть на суку. Трое суток сидел, проголодался — ведь летать и пищу добывать он не может со сломанным кры­лом. Шел лесом охотник, увидел орла, наставил ружье, а орел и говорит:

— Не убивай меня. Возьми домой, накорми, вылечи.

Приютил старик-охотник орла. А был он богат, стадо имел большое. Целый год жил орел у старика — все ста­до извел. Что ни день — то быка съедает. Старикова же­на даже ругаться стала. Наконец зажило крыло, орел и говорит старику:

— Выпусти меня на волю.

Выпустил его старик. Взмахнул орел крыльями и уле­тел. Так высоко поднялся, что и не видно его стало.

«Прощай, мое богатство», — подумал старик.

Только через сутки вернулся орел, говорит:

— Садись на меня. Будем расчет держать.

Поднял старика в небо высоко-высоко и бросил вниз. А у самой земли подхватил на крылья.

— Ну как, страшно? — спрашивает.

— Страшно. Думал, умру от испуга, — отвечает ста­рик.

— Вот и я то же самое чувствовал, когда ты в меня из ружья целился. Понес орел старика дальше. За леса унес, за высокую гору. Долетели они до бронзового дворца, спустились к воротам.

— Подожди меня, — говорит орел. — Я к младшей сестре зайду.

Зашел во дворец, спрашивает сестру:

— Как поживаешь, сестрица?

— Хорошо живу.

— Жалеешь ли меня, жалеешь ли мать и отца покой­ных?

— Жалею, братишка, тебя. А еще больше — мать и отца.

Ничего не сказал ей орел, повернулся и вышел. Даль­ше полетели. Долетели до серебряного дворца, спусти­лись к воротам..

— Подожди меня. Зайду среднюю сестру проведать.

Зашел во дворец орел, спрашивает сестру:

— Как поживаешь сестрица?

— Живу по-прежнему.

— Жалеешь ли родителей, меня?

— Тебя очень жалею, — отвечает сестра. — А родителей — еще больше.

Повернулся орел и вышел за ворота. Полетели дальше. Спустились к крыльцу золотого дворца. Зашел орёл, спрашивает старшую сестру:

— Как поживаешь сестрица?

— Живу по-прежнему.

— Жалеешь ли родителей, меня?

— Жалею, да что мертвым от моей жалости? Тебя больше жалею. Оставайся жить у меня.

Целую неделю гостил старик у сестры орла, а потом домой запросился. Собрали его в дорогу, а сестра еще и сверток в белой тряпице подает, наказывает:

— Положи, дедушка, сверток за пазуху, да в дороге не открывай.

Посадил орел старика на спину, довез до большой горы, опустил на землю. Дальше  —  пешком добираться. Идет старик месяц, другой —  не видно дома. А когда, наконец, подходить стал, решил отдохнуть. Сел и думает: "Да что подарку сделается, если я на него раз взгляну?" Развернул тряпицу —  и возник перед ним золотой дворец. Загоревал охотник: как теперь его домой доставить?

Пока сидел так, подошел к нему какой-то седой, страшный на вид старик, говорит:

— Кто тебе разрешил на моей земле дворец ставить?

— Не сердись. Только не могу я собрать его вот в эту тряпицу.

— Я помогу, только дай слово и запиши кровью, что отдашь мне то, чего не видел в своем доме.

Согласился старик. Взял у колдуна собранный в тря­пицу дворец и задумчиво побрел домой: все гадал — чего же он дома не видел.

А дома в его отсутствие родился сын. Три года ему исполнилось, пока отец путешествовал. Увидел он сына, затужил придется отдавать. И золотой дворец уже не радует.

Вот вырос сын. И однажды ночью приснился старику тот колдун. «Время отдавать обещанное», — напоминает. А старик и сына не отпускает, и не говорит о своем обе­щании никому. Тогда и сыну тот колдун во сне явился. «Почему не идешь ко мне? — спрашивает. — Ведь отец обещал отдать тебя мне в службу».

Проснулся утром сын, стал собираться к колдуну. Со слезами проводили его старик и старуха. Долго шел он по лесу —  вышел на маленькую лужайку. На лужайке стоит избушка, в избушке на печке лежит старуха.

— Бабушка, пусти переночевать!

— А, это ты? Заходи. Мой старший брат давно поджидает тебя. Да только жить у него ты не сможешь, убьет он тебя.

Ничего не ответил ей юноша, лег спать, а утром пус­тился в дальнейший путь.

— Погоди-ка, — останавливает его старуха. — Дам я тебе совет. Когда придешь к брату, не соглашайся слу­жить, а нанимайся в работники. У него есть двенадцать девушек, среди них —  одна его дочка. Если сумеешь ее взять —  освободишься от колдуна. А как взять ее — ска­жет моя сестра. Ты у нее сегодня ночевать будешь. А чтоб не заплутался — вот тебе шелковый моток-путевод.

Солнце по небу бежит, тропинка по лесу, а моточек по тропинке. К вечеру парень добрался до другой сестры колдуна, переночевал, а утром дальше собрался. Стару­ха и говорит ему:

— Выслушай мой совет. Невдалеке от дома колдуна увидишь озеро. Подкарауль, когда двенадцать девушек-уточек будут купаться, и укради у самой бойкой одежду. А что дальше делать —  узнаешь сам.

Пошел он за шелковым моточком дальше, встало на пути озеро. Схоронился он в камышах, а когда девицы-уточки стали купаться, спрятал у самой бойкой одежду. Выкупались они, вышли на берег. Одиннадцать оделись и стали птицами, а двенадцатая не найдет свою одежду, плачет:

— Кто взял мою одежду? Если старый человек, — будь мне матерью или отцом, если молодой сестрой или бра­том, если юноша — будь мне мужем.

Вышел после этих слов сын охотника и вернул одеж­ду. Оделась девушка, обернулась уточкой и говорит:

— Сумел одежду взять, сумей взять и меня.

— А как это сделать?

— Нанимайся работником к моему отцу. Через три дня он предложит тебе жениться на мне, да постарается подсунуть работницу. Но ты не зевай: когда обернемся мы голубками, я буду ходче других зерно клевать, осталь­ных крылом забивать. Меня и проси в жены.

Пришел парень к колдуну, говорит:

— Дедушка, я пришел. Но не в слуги, а в работники хочу наняться.

— Как хочешь. Только знай, работники у меня долго не живут.

Проработал парень три дня, колдун ему и говорит:

— Хорошо работаешь. Хочешь, выдам за тебя дочку?

— Нужна жена, но только дочь твоя, а не стряпка.

— Завтра выведу тебе двенадцать девушек, обращу их в голубок. Если узнаешь среди них мою дочь — за­бирай, если нет — съем тебя.

Рано утром выпустил старик-колдун двенадцать го­лубок, насыпал пшеницы. Они прыгают, играют, клюют зерна, а одна проворнее всех клюет, других крылом забивает.

— Эту беру, дедушка, — говорит парень.

— Хорошо. Бери ее, Да только дам я тебе еще работенку: выруби десятину леса, выкорчуй пни, вспаши, посей и вырасти до завтра пшеницу.

Затужил парень, а девушка говорит:

— Не кручинься, ложись спать. Я всё сама сделаю.

И верно, утром на месте леса пшеница колосится. "Ах, — думает колдун. — Дочь ему помогла! Ну погоди, несдобровать вам!" Натопил он жарко-прежарко баню и посылает их париться. Зашли они в баню, а девушка говорит:

— Плюнь в этот угол, а я плюну в другой.

Плюнули они по углам, превратились в мух и вылетели в окно. Немного погодя посылает колдун в баню стряпку:

— Поди-ка проверь. Если зажарились, неси сюда, я их съем.

Подходит стряпка к бане, кличет:

— Скоро ли вымоетесь?

А плевки из углов отвечают:

— Еще не добылись, подожди.

Докладывает стряпка колдуну:

— Моются еще.

Опять посылает он ее к бане, и опять отвечают ей плевки:

— Еще веником не парились.

Не поверил колдун, приказывает:

— Загляни и посмотри на них. Может, они давно уже убежали.

Стала стряпка дверь в баню открывать, а плевки ей:

— Ой, не входи! Мы еще белье не одели.

Рассердился колдун, сам пошел в баню. Увидел, что дочери с зятем нет, выслал погоню. А те уже далеко бе­гут. Приложит девушка ухо к земле, слушает. Услыхала погоню, обратилась в стадо, а жених пастухом стал. Спра­шивает его погоня:

— Ты не видел, пастух, не пробегали ли здесь парень с девушкой?

— Три года пасу я скотину, но никого не встречал здесь.

Повернули обратно, доложили старику, что никого, кроме пастуха со стадом, не встретили. Рассердился кол­дун, приказал схватить пастуха. Вот опять настигает их погоня. Да обратилась девушка в монастырь, а парень по­пом стал. Спрашивает его погоня.

— Не пробегал ли кто здесь?

— Тридцать три года в монастыре живу, — отвечает он, — но никого в этих местах не встречал.

Вернулась погоня ни с чем, и опять рассердился кол­дун. Велит на сей раз хватать всякого, кто встретится. Заслышала девушка погоню, обратилась в большое глу­бокое озеро, а парень гусем стал. Прискакала погоня, ви­дит — никого кругом, только одинокий гусь по озеру пла­вает. Озеро глубокое, широкое — не перейти его. Повер­нули обратно, доложили колдуну, а он на сей раз только рукой махнул: с такими глупыми слугами не поймать ему дочери с зятем.

Пиром да свадебкой закончилась эта история. Вот что может случиться, даже если всего лишь мышка с воробь­ем поссорятся.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Нянькин сын

Жили когда-то у моря царь с царицей. Хорошо жили, вот только детей у них не было. И узнала однажды царица верное средство против бес­плодия. Тут же посылает она слугу на берег моря и велит ему словить серебряную чудо-рыбу, мясо которой очень помогает в подобных делах.

Поймал слуга рыбу, доставил царице. Вызывает она няньку-стряпуху и наказывает ей:

— Приготовь-ка мне эту рыбу, да, смотри, сама ее не ешь.

Приготовила нянька рыбу, а прежде чем на стол подавать, все-таки попробовала кусочек: вдруг пересолила или, наоборот, мало соли положила?

Через год родила царица сына и назвала его Иваном. Родила и стряпуха и тоже Иваном нарекла ребенка. Креп­кими, здоровыми росли малыши: один красив — да и другой не хуже, один резв на ноженьки — да и другой не от­стает, один силен — да и другой не уступит, один глазом остер — да и другой не менее. Среди сверстников не было равных им. И росли они вместе, и играли вместе. Только по-разному кликали их: одного царевичем, другого нянь­киным сыном.

Вот подросли они и решили белый свет посмотреть да себя показать. А прежде заказали кузнецу кистени бога­тырские выковать.

Выковал кистени кузнец — по девяти пудов каждый. Подбросили их богатыри в небо, а когда те падать стали, каждый подставил ладонь. Ударились кистени и в прах рассыпались.

Тогда заказали они оружие потяжелее, по двенадцати пудов. Эти кистени, ударившись о богатырские ладони, раскололись на половинки.

Сделал кузнец еще одну пару — по пятнадцати пудов. Эти выдержали испытание. Взяли их Иваны и пошли по свету странствовать.

Долго ли, коротко ли шли они, только вышли к перекрестку дорог, к межевому столбу. А на столбе том надпись была: «Налево пойдешь — на гулянье попадешь. Направо пойдешь — голову потеряешь».

Вот и говорит Иван-царевич своему спутнику:

— Поеду-ка я по левой дороге. Посмотрю, что за гу­лянье там. А ты по правой езжай Узнай, в чем там дело, и ко мне ворочайся. Да смотри не задерживайся.

— Хорошо, — отвечает ему Нянькин сын. — Только возьми-ка вот этот белый платочек и почаще поглядывай на него. Коль начнет он  чернеть — значит худо мне.

И разошлись они по своим дорогам. Иван-царевич попал на гулянье: пьет, пляшет, с девушками играет — совсем забыл о платочке. А Нянькин сын в это время ратное дело справляет...

Долго шел Иван, пока не пришел в незнакомое совсем царство. Устал и в первый же домик у дороги постучался. Открыли ему старик со старухой, приветили гостя: накормили, напоили, спать уложили. Перед сном Иван повесил над головой своей трехфунтовую гирю на бечевке и наказывает старикам:

— Сплю крепко, коль нужда придет разбудить меня — перережьте бечевку, гиря упадет мне на лоб, я и проснусь.

Сказал и уснул. День спит, второй, третий... Забеспокоились старики, будят, а разбудить не могут. Срезали тогда веревку, стукнула гиря Ивана по лбу — они проснулся. Проснулся и слышит: по всей округе колокола звонят.

— Что за праздник у вас сегодня? — спрашивает он старичков. — Почему в колокола бьют?

— Да не праздник у нас, сынок, а горе. Повадился в царство упырь шестиголовый, разорить, грозится, выкуп требует. И повезут ему сегодня царскую дочь.

Услышав это, Нянькин сын быстро собрался и поспешил навстречу незваному гостю. Только вышел на берег моря, на широкий мост, как задрожала земля, закрутилась пыль столбом едет на тройке недруг, лютый упырь. Увидев Ивана, споткнулись на мосту резвые кони, пали на колени.

— Что вы спотыкаетесь? — спрашивает их упырь. — Иль богатыря Ивана — Нянькиного сына почуяли? Так его нет еще на белом свете.

Вышел тут Иван и говорит:

— Ошибаешься. Я тут. Давно тебя поджидаю.

Вот сошлись они, сшиблись. Ударил упырь — покачнулся Иван. Да как ударит в свою очередь пятнадцатипудовым кистенем — сшиб упырю главную голову. А потом уж и остальные снес, завалил их камнями, а тело в воду бросил.

Спасенная царевна бросилась к Ивану, во дворец приглашает. А он отнекивается:

— Некогда мне. Не выспался я что-то. Пойду досы­пать.

Воротился он в домик добрых стариков, поел, попил и снова спать завалился. А перед тем опять гирю над головой повесил и наказал старикам разбудить его при нуж­де. День спит, два спит, три... На четвертый снова будят его старик со старухой.

Потянулся Иван, почесал лоб, куда ударила гиря, и, услышав колокольный звон, спрашивает:

— Что за трезвон на дворе? Уж не праздник ли какой?

— Нет, сынок, не праздник. Наехал теперь девятиголовый упырь, выкуп требует. И повезут ему сегодня среднюю царскую дочь.

Собрался Иван наскоро и поспешил к морю. Только вышел к мосту, как задрожала земля, лес зашатался, пыль солнце закрыла — скачет девятиголовый упырь. Въе­хал на мост, тут кони его спотыкаться начали. Он и спра­шивает их

— Что ж вы, мои вороные, спотыкаетесь? Неужто Нянькина сына почуяли? Так его еще на белом свете нет.

А Иван выходит и говорит:

— Вот он я. Давно тебя поджидаю.

Сшиблись супротивники. Земля задрожала. Ударил упырь —  сбросил Ивана в воду по пояс. Выскочил богатырь на сушу, взмахнул пятнадцатипудовым кистенем и сшиб упырю главную голову. Поганые головы его камня­ми завалил, а тело в воду бросил.

Обнимает его спасенная царевна, во дворец приглаша­ет, большую награду сулит, только отнекивается богатырь:

— Не пойду я. Не доспал чуток. Видишь, зевота одо­левает. Пойду лучше посплю.

И снова улегся он в доме стариков. Гирю подвесил. А через три дня его опять будят. Услышал он колокольный звон и спрашивает:

— На сей раз, верно, настоящий праздник приспел? Вон как трезвонят!

— Нет, сынок, не праздник. Младшую дочку царя от­дают на съедение двенадцатиголовому упырю. Поспешил Иван к морю. Видит, земля шевелится, лес пластом лежит, горы качаются, солнца совсем не видно едет двенадцатиголовый упырь. Въехал он на мост — встали кони.
— Эй, кони-вороны, что встали? Уж не Иван ли Нянь­кин сын объявился?

— Здесь я. Давно тебя поджидаю, — отвечает Иван.

Сшиблись они. Ударил упырь Ивана — сбросил в воду по самую шею. А тот выбрался и в ответ снес ему своим кистенем главную голову. Поганые головы камнями зава­лил, а тело по воде пустил.

Подбежала тут к нему младшая царевна, обнимает, целует спасителя, обещает любить его вечно, зовет к отцу во дворец. Полюбилась Ивану красавица-царевна, на сей раз не стал отказываться. А у дворца их уже царь встречает, Ивана благодарит и говорит, что желает тако­го богатыря называть зятем, и пусть Иван выбирает любую из его дочерей.

Так Нянькин сын женился на младшей царевне, и ста­ли жить они в любви и согласии.

Да что-то скучно показалось Ивану в царских пала­тах, захотелось руку богатырскую потешить. И говорит он царю:

— Дай-ка мне, царь, ружье, хочу погулять в твоих ле­сах, зверя-птицу добыть.

Подарил царь Ивану свое лучшее ружье. Тот положил в котомку пороху, соли, несколько сухарей и отправился в лес. Целый день бродил по лесу — ни одного зверя не встретил. Присел отдохнуть. Вытащил сухари и стал их грызть. Вдруг откуда ни возьмись прилетела маленькая птичка, стала вокруг него крутиться, крошки выпрашивать. Кинул Иван ей кусочек, проглотила она сухарь и превратилась в огромного старика с длинной-предлинной бородой.  Схватил тот старик Ивана, притащил его к без­донной пропасти и сбросил вниз.

Долго падал Иван: все вокруг потемнело, свет белый померк, а потом опять стало светло. Упал он в глубокое озеро, вылез, осмотрелся и понял, что находится он в подземном царстве.

А Иван-царевич в это время пил-веселился. И попался ему случайно на глаза платок Ивана — Нянькина сына. Почернел с концов платочек. Вот тогда и вспомнил о друге Иван-царевич. Взял он кистень свой пятнадцатипудовый и отправился в путь, на розыски.

Шел, шел и и пришел к избушке стариков. Узнал от них, что убил его друг трех упырей и живет теперь во дворце. Отправился Иван-царевич во дворец. А там все принимают его за Нянькиного сына: встречают приветливо, за стол усаживают. Царь и спрашивает:

— Ну как, милый зять, понравилась тебе ружье? Подстрелил ли добычу?

Понял царевич, что друг его находится где-то в лесу, и ответил:

— На этот раз не встретил я ни одного зверя. Но ни­чего, завтра снова пойду.

Только, младшая дочь царя догадалась, что это никакой не муж ее. А Ивану-царевичу, она очень приглянулась, и решил он отбить жену у друга. "Я царский сын, а он сын служанки, — подумал он.  И мне по праву долж­на принадлежать царевна" С такими мыслями и отправился он в лес. Взял свой богатырский кистень, сухарей и других припасов. Вот дошел он до того места, где Нянькин сын отдыхал, и тоже присел на колоду, чтоб отдохнуть и перекусить.

Подлетела тут к нему маленькая птичка и ну вер­теться около, выпрашивать крошки. Бросил ей царевич кусочек, и превратилась она в великана-старика. И гово­рит великан:

— А-а, ты еще живой? Так теперь я тебя съем за то, что ты убил моих сыновей.

Да только Иван-царевич не стал сидеть сложа руки: размахнулся кистенем и ударил. Отклонился старик, взмет­нулась его длинная борода, вот тут-то Иван и ухватил ее крепко-накрепко. Взмолился старик:

— Не убивай меня, пощади.

— Скажи сначала, где находится мой друг.

Привел великан его к пропасти. А царевич не отпуска­ет бороду.

— Теперь достань его, — говорит.

Вырвал старик волосок из бороды, опустил его вниз и крикнул:

— Держись за волос и поднимайся!

Ухватился Нянькин сын за волос и вылез из пропас­ти. И не успел царевич оглянуться, как ударил Нянькин сын старика кистенём и убил, а тело вниз сбросил.

Рассердился Иван-царевич, говорит:

— Ты что это не спросясь убил моего побеждённого врага? Мне была нужна его волшебная сила.

А сам думает, как бы избавиться от Ивана, царевну в жены забрать.

— Я тебя от смерти спас, — говорит. — Теперь ты должен во всем меня слушаться. Вот тебе волосок, спустись по нему в пропасть и подними мне старика.

Взял Нянькин сын волосок, наклонился над пропастью и отпустил туда конец волоса. А Иван-царевич подошел к нему сзади и столкнул со словами:

— Хотел стать земным царем — так будешь подзем­ным. А я возьму то, что мне должно принадлежать по рождению: царевну и царство в придачу.

И снова Нянькин сын оказался в подземном царстве. Сел на берег озера и затужил: не выбраться теперь.

В скором времени упала в подземелье лебедь с пере­битым крылом. И взялся Иван ухаживать за ней. Вылечил он лебедь. Стала собираться лебедь на волю, на белый свет и спрашивает:

— Как отблагодарить тебя?

— Возьми вот этот волшебный волосок, — говорит Иван. — И привяжи конец его на земле к дереву.

— Все сделаю, как ты велишь, мой спаситель,— отве­тила лебедь и полетела вверх.

А в это время Нянькин сын выдернул из бороды уби­того старика еще один волос. Один конец его закрепил на поясе, а к другому привязал свой кистень.

— Поднимайся, — крикнула ему сверху лебедь.

Ухватился Нянькин сын за волосок и поднялся на бе­лый свет, на вольную волю. А вслед и кистень поднял. Поблагодарил лебедушку и отправился во дворец.

Хотел миром поговорить он с Иваном-царевичем, но тот не захотел и вызвал друга на смертный бой. И в бою зашиб Нянькин сын царевича до смерти.

Мирком да ладком стали жить они с молодой царевной. А когда царь умер, править страной стал Иван. Го­ворят, что он до сих пор царствует.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Маршан и Золотой Дьявол

В давние-предавние времена не то в городе, не то в деревне жила-была одна женщина. И был у нее один-единственный сын — Маршан. Муж ее перед самым рождением сына ушел сплавлять лес и не вернулся. Сказывают, что погубил его Золотой Дьявол...

Про Золотого Дьявола говорили давно — и отцы, и деды, и прадеды. Появился он неизвестно откуда, и где его дворец, куда он часто уносил красивых девушек, никто не знал...

Женщине одной жить всегда несладко, но коль у нее еще и детишки есть — совсем плохо. День и ночь работала она: пахала, сеяла, урожай растила. Подрос сынок — по­мощником ей стал. Любил он ходить по лесам, собирал ягоды да грибы, а мать носила их на базар, продавала. Потом Маршан научился ремеслу плотницкому —  и дела в их семье пошли веселее.

Скоро Маршану и невеста сыскалась. В небольшом со­седнем илеме (хутор, деревня; прим. by admin) росла красавица Саскай. Он полюбил ее и собирался привести в родной дом, познакомить с матерью.

— Справим Кинде пайрем (праздник нового урожая; прим. by admin), сынок, поставишь новую избу — и приведешь тогда свою Саскай, — согласно кив­нула мать.Сын так и светится радостью на работе. Собрали они хороший урожай. Вот уже и изба скоро будет готова. Кроет Маршан крышу сосновыми досками и громко поет:

Я люблю родимый край,
Я люблю мою Саскай.
Скоро я построю дом —
Будем жить мы дружно в нем.

Но тут небо помутнело — откуда ни возьмись нагряну­ли тучи, ударил гром... Кубарем скатился Маршан на землю.  Взглянул на соседний илем и увидел огонь. Горела изба, где жила Саскай.

Когда прибежал Маршан — там уже от избы ничего не осталось.

— Пропала наша любимая дочка... Сгорело и добро все, и урожай — причитал отец.

— Сгорела наша Саскай, — вторила ему мать. — Осталось нам, горемычным старцам, пойти по миру...

— Нет, не сгорела ваша Саскай, — выступил вперед старик Аксай. — Когда блеснула молния, я увидел, как в небо взлетел Золотой Дьявол. Это он унес вашу дочку и спалил избу. Долго же он будет калечить счастье людей!.. Сколько прожил на белом свете — не проходило ни одного года, чтобы Золотой Дьявол не уносил из нашей округи в свой черный полон красавицу.

Люди, собравшиеся вокруг, скорбно молчали, а отец и мать Саскай безутешно плакали. Но тут подошел к ним Маршан и сказал:

— Хватит горевать, родные мои. Ваше горе не меньше моего. Я разыщу и освобожу нашу Саскай. А вы идите в мой новый дом и живите. Я скоро вернусь вместе с моей любимой, с вашей дочерью.

Взял Маршан лук и стрелы, сунул за широкий холщо­вый пояс керде (сабля; прим. by admin)  и отправился в путь.

Долго ли, коротко он шел, но пришел к высокой горе. Перейти ее нельзя — кругом крутые отвесные скалы. Хо­тел обойти гору, но тоже не смог — выбился из сил. Поста­вил шалаш и прилег отдохнуть.

Среди ночи блеснула молния, ударил гром, и скоро в его шалаш постучался кто-то.

— Эй, богатырь, все счастье проспишь! Вставай ско­рей!

— Счастье свое я уже и так проворонил, и ты, гость нежданный, отдыхать мне не мешай. Вот наберусь сил и дальше пойду искать врага людей, Золотого Дьявола. А ты — если добрый человек, если приюта ищешь — заходи, милости прошу. Отдохнем вместе.

Заходит к нему невзрачный старец — и пошла беседа...

Маршан рассказал обо всем, а старик ему совет дает:

— Знаю я Золотого Дьвола, и Саскай твоя у него взаперти сидит. Золотой Дьявол тебе, бедному, нищему, красавицу не отдаст. А на золото он падкий. Ты вот пой­ди-ка на эту гору, там золота — видимо-невидимо. Набери его в эту корзину лыковую и преподнеси Золотому Дья­волу — он тут же выпустит твою красавицу.

Но как же я взойду на такую крутую гору?..

— А я для того дам тебе коня крылатого...

На том и порешили... Старец хлопнул в ладоши — пе­ред шалашом тотчас же появился крылатый конь. Глаза его как угли горели. Маршан смело вскочил на коня и мигом оказался на вершине горы.

Отпустил он коня и пошел собирать золото. Его на горе было так много, что корзина лыковая скоро была до­верху наполнена им. Поднял Маршан корзину и пошел к тому месту, где он оставил коня крылатого. А коня-то и след простыл.

Загоревал Маршан, но вдруг слышит голос старика:

— Эх, Маршан, Маршан... Зачем же ты отпустил коня. Привязал бы вон к тому дубу... Ну теперь расплети лыко­вую корзину и свей веревку. Потом спусти на ней золото и сам слезай.

Маршан положил в карман самый большой кусок золо­та, остальное опустил вниз. Старец, как только получил золото, тут же рванул веревку. Маршан выронил ее и остался на горе один-одинешенек.

— Ха-ха-ха, о наивный юноша! Доверие всегда губит вас, людей! Ха-ха-ха! Хорошо ты послужил Золотому Дья­волу. Теперь сам ты умрешь на этой золотой горе, как все тридцать других простофиль, в том числе и твой отец. Ха-ха-ха! — разнеслось эхо, и наступила зловещая тишина.

Вскоре Маршан услышал с разных сторон шипение и увидел в темноте синие и зеленые огоньки, которые мед­ленно приближались к нему. Это были огромные змеи. И только сейчас Маршан вспомнил, что лук и стрелы он за­был внизу, в шалаше. Но на счастье керде оказалась за поясом. Он выхватил ее и начал отрубать змеям головы. По глазам-огонькам он легко определял расстояние и рубил направо и налево. Долго бился Маршан, но все новые и новые змеи ползли и ползли из всех щелей. Тогда он, не долго думая, быстро связал шкуры зарубленных змей, ко­нец этой веревки привязал к одиноко стоявшему над обры­вом дубу и мигом спустился на землю. В шалаше он взял свой лук, стрелы и пошел искать дворец Золотого Дья­вола.

Шел он, шел и наконец увидел высокий белокаменный дворец. Мраморные ворота его были закрыты, но Маршан не зря был хорошим плотником. Он быстро смастерил вы­сокую лестницу и перелез через ограду.

Дворец был пуст. Все тридцать палат его были запол­нены золотом и всякими драгоценностями. Но в тридцать первую палату Маршан зайти не смог — на дверях ее ви­сел огромный замок. Он прислушался. В глубине палаты кто-то пел. Мягкий девичий голосок донес до Маршана слова:

Мне бы перышки собрать,
Мне бы белым гусем стать,
Улетела б я домой,
Где Маршан, любимый мой...

— Я здесь, Саскай! — крикнул Маршан и рванул огром­ный замок.

— Ах, Маршан! Этот замок волшебный. Меня может выпустить только сам Золотой Дьявол, если я соглашусь стать его женой. Но я лучше навеки останусь в плену за этой каменной дверью, чем изменю тебе.

Маршан схватился за голову: «Как быть? Как выру­чить любимую?»

— Слушай, Саскай! — решился он. — У меня есть золотой самородок. Я повешу его на березе, на берегу реки, и спрячусь, а ты скажи Золотому Дьяволу, что согласная выйти за него, только прежде должна помолиться в кюсото* или в любой другой березовой роще у чистой воды. Скажи — таков обычай. В воде ты увидишь отражение золотого самородка и укажешь на него Золотому Дьяволу.

— Хорошо, дорогой. Твое слово для меня свято. Я сделаю так. Рядом с дворцом как раз есть березовая роща.

И тут мелькнула молния, ударил гром. Маршан только успел спрятаться за колонну, как во дворец влетел Золотой Дьявол.

Маршан повесил на высокой березе,  на берегу реки, самородок и стал ждать. Скоро он увидел Золотого Дьявола. Тот гордо шагал к роще. Одежда торжественно сияла на нем, переливаясь всеми цветами радуги. Следом за ним смиренно шла Саскай...

— Ну, иди, любовь моя, помолись, а потом тебя ждет богатый стол и мои мягкие покои...

— Что это? — Саскай указала в воду. Там золотой?!

Золотой Дьявол как был одет, так и прыгнул в озеро. Долго он искал золото, но только замутил воду. А Маршан тут как тут. Вынырнул Золотой Дьявол глотнуть воздуха — Маршан и срубил ему голову.

Вернулись домой молодые. И такая была у них веселая свадьба, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Два брата

Когда-то жили два брата-охотника — Миклай и Пагул. Были они похожи друг на друга как две капли воды.

Жили братья очень бедно. Жили они, жили и надумали идти по свету счастья искать.

Вот идут они по дремучему лесу и вдруг видят — на поляне прыгают два зайчонка.

Вскинули братья ружья, прицелились.

— Миклай! Пагул! — просят зайчата. — Не убивайте нас, мы будем вашими верными товарищами.

Опустили братья ружья и говорят:

— Ну что ж, пойдемте с нами.

На другой полянке увидели братья двух лисят.

Вскинули братья ружья, а лисята просят:

— Миклай! Пагул! Не убивайте нас, мы будем вашими верными товарищами.

— Ладно, пойдемте с нами, — сказали братья.

Идут они, идут, вдруг прямо под ноги братьям выкатились два волчонка. Прицелились братья, хотели выстрелить, а волчата говорят:

— Миклай! Пагул! Не убивайте нас, мы будем вам верными товарищами.

— Хорошо, — отвечают братья. — Будем товарищами.

Наконец лес начал редеть, братья вышли на опушку. А на опушке играют два медвежонка. Хотели братья
медвежат застрелить.

— Миклай! Пагул! Не убивайте нас! — говорят медвежата. — Мы будем вам верными товарищами.

И пошли они дальше: Миклай, Пагул, два зайчонка, два лисенка, два волчонка и два медвежонка.

Скоро вышли они на дорогу. У самой дороги росла высокая старая ель.

— Братец, — сказал Миклай, — наступило время нам с тобой расстаться. Я пойду направо, ты иди налево. А на эту ель повесим нашу котомку с блестящими замочками. Если ты первым придешь сюда и увидишь, что блестят замочки по-прежнему, значит, я жив-здоров, а если заржавеют замочки, значит, я уже умер. А коль я первым вернусь к этой ели, то узнаю о твоей судьбе.

Обнялись братья и разошлись каждый своей дорогой — один направо, другой налево. И с каждым из братьев  пошел зайчонок, лисенок, волчонок и медвежонок.

Миклая дорога привела в большой город. Бродил-бродил он по городу, устал и присел отдохнуть возле царского дворца.

Выглянула из окошка царевна. Увидела она молодого охотника с лесными зверями и очень удивилась.

— Эй, охотник, — говорит царевна. — Иди во дворец, расскажи, почему тебя дикие звери слушаются.

— Выйди сама сюда, — отвечает Миклай. — Меня во дворец стража не пустит.

— Я бы вышла, да твоих зверей боюсь.

— Не бойся, они без моего приказания не тронут.

Вышла царевна к Миклаю. Сидят они, разговаривают. Рассказал Миклай царевне, как они с братом жили в лесу и как дикие звери стали их товарищами.

Говорит царевна Миклаю:

— Ты мне полюбился. Иди к моему отцу-царю, сватай меня, я за тебя замуж пойду.

— Эх, — вздохнул Миклай, — не смейся надо мной. Ведь ты царская дочь, а я простой охотник, разве ты пойдешь за меня?

— Раз полюбила, значит, пойду.

Взяла царевна Миклая за руку и повела сама во дворец. Пришли они к царю, и царевич говорит:

— Отец, отдай меня замуж за этого охотника.

— Что ты, что ты! — замахал руками царь. — Не отдам тебя за простого мужика.

— Если не отдашь, то я завтра же умру, без него мне жизнь не мила.

Пошел царь за советом к царице.

—  А вдруг и правда умрет! — говорит царица. — Уж лучше выдадим ее за мужика.

Выдали царь с царицей дочь за Миклая.

Стал Миклай жить в царском дворце, спать на пери­нах, есть с золотых тарелок, пить из хрустальных стаканов.

Но прошло сколько-то времени — загрустил Миклай, захотелось ему в лес на охоту.

— Собери мне какой-нибудь еды, я пойду на охоту, — сказал Миклай жене.

Напекла ему царевна на дорогу пирогов и говорит:

— Только не ходи в тот лес, что за большим болотом, много туда людей ходило, да ни один не вернулся.

Сложил Миклай пироги и булки в котомку, взял ружье, кликнул своих зверей и тронулся в путь.

Не послушал Миклай жены, пошел в лес, что за большим болотом.

«Зверя там должно быть много, — думает. — Охота хорошая, авось не пропаду!»

И только вошел он в лес, как увидел лося. Миклай за ним, а сохатый от него. Бежит лось, продирается сквозь чащу, деревья ломает, через овраги перескакивает, а Миклай со своими зверями следом бежит.

До самого вечера гонялся Миклай за лосем. А как стемнело, пропал лось, словно его и не было.

Решил Миклай заночевать в лесу. А тут как раз уви­дел он под высокой елью костер теплится. Раздул Мик­лай огонь, сварил ужин, сам поел, зверей накормил и стал укладываться спать.

Вдруг слышит: кто-то вверху на елке стонет:

— Ой-ой-ой! Холодно мне! Озяб  я!

Посмотрел Миклай вверх, видит: сидит на елке маленький старичок, лицо с кулачок.

— Если озяб, слезай с елки, погрейся у костра, — говорит Миклай.

— Я бы слез, да боюсь твоих зверей.

— Не тронут тебя звери, — сказал Миклай.

— Не тронут так не тронут... Только на всякий случай коснись медведя тонким концом вот этой палочки. — И старик кинул Миклаю палочку.

Взял Миклай палочку, коснулся ею медведя, и в тог же миг медведь превратился в каменный столб.

Выронил Миклай палочку из рук, а старичок соскочил с елки, коснулся своей палочкой Миклая и его зверей — и все они превратились в каменные столбы.

А Пагул бродил-бродил по свету и возвратился тем временем к тому месту, где расстались они с братом. По­дошел он к старой ели, взглянул на котомку и видит: по­темнели блестящие замочки.

"Милый брат, что с тобой случилось?" — подумал Па­гул и пошел по той дороге, по которой когда-то ушел Мик­лай.

Шел-шел Пагул, и привела его дорога в большой го­род. Остановился Пагул отдохнуть у царского дворца.

Увидела его царевна, приняла за Миклая, выбежала из дворца и бросилась обнимать:

— Миклай, муж мой любимый, где же ты пропадал столько времени? Почему в дом не идешь?

Понял Пагул, что здесь жил его брат,

— Хорошо ли охотился? — спрашивает царевна.

— Хорошо, — отвечает Пагул.

«Значит, брат пошел на охоту и не возвратился», — думает он про себя. А вслух говорит:

— Напал я на след крупного зверя, надо бы догнать его.  Собери мне какой-нибудь еды, я опять пойду в лес.

— Не уходи, — уговаривает его царевна.

Но Пагул своей твердит:

— Надо зверя изловить.

Делать нечего, собрала царевна Пагула на охоту в сказала на прощанье:

— Еще раз прошу тебя: не ходи в тот лес, что за большим болотом. Много туда людей ушло, да ни один не
возвратился.

«Значит, не послушался он совета, пошел в тот лес», подумал Пагул и направился за большое болото.

Только вошел в лес, как навстречу выбежал лось; гнался Пагул за лосем и к вечеру очутился возле поту-
хающего костра.

Сел Пагул у костра, раздул огонь, сам поел, своих зверей накормил и стал устраиваться на ночлег. Вдруг слышит: что-то на вершине елки зашумело, раздался тоненький скрипучий голос:

— Ой-ой-ой! Холодно мне! Озяб я!

— Коли озяб, слезай с елки да погрейся у костра, — говорит Пагул.

— Слез бы я, да твоих зверей боюсь. Возьми-ка мою палочку, коснись тонким концом своих зверей.

Взял Пагул палочку, ударил легонько медведя тонким концом, и превратился медведь в каменный столб. Коснулся Пагул камня толстым концом — камень снова превратился в медведя.

— Ах, вот ты кто! Ты злой колдун! — закричал Пагул. — Но больше не придется тебе творить зло!

Коснулся Пагул тонким концом, волшебной палочки елки, на которой сидел старик. Елка окаменела, и сам старик превратился в камень. Свалился камень с высоты, рассыпался в пыль. Подул ветер и развеял пыль.

Глядит Пагул: стоит в лесу видимо невидимо каменных столбов. Целый день ходил он от одного камня к
другому и ко всем прикасался толстым коном волшебной палочки.

Стали камня оживать: взмахнули крыльями птицы, поднялись звери, зашевелились люди.

Оживил Пагул и брата с его зверями.

Обнялись братья, расцеловались.

Потом Миклай вернулся в город к жене. Пагул поставил себе избушку в расколдованном лесу.

А на охоту они всегда ходили вместе.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.