Заячий домик
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже - со столом и лавками.
Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.
Заяц в гостях веселится, а в это время в его-домик забрался сверчок.
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! — пропел сверчок свою-песенку. — Хороший домик! — Улегся на лавку и заснул.
Вернулся заяц домой и тоже лег на лавку. Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и, придавил ненароком сверчка.
— Чр-чрик! — пискнул сверчок.
Испугался заяц — и прыг из дома.
Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.
— О чем плачешь, заяц? — спрашивает медведь.
— Забрался в мой домик какой-то зверь, — отвечает заяц. — Где я теперь зимой жить буду?
— Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, — говорит медведь.
Пришли медведь и заяц к заячьему домику. Заревел медведь что есть силы.
Услышал сверчок медвежий рев и спрашивает:
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там?
Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике? Остался заяц один.
Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идет навстречу зайцу лиса.
— Заинька, дружок, куда бежишь? О чем плачешь-горюешь?
— Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, — пожаловался заяц.
— Я помогу тебе, — говорит лиса. — Я тебя в беде не оставлю.
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
— Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром—когтями исцарапаю, зубами искусаю!
А сверчок отвечает ей:
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь — и в лес убежала.
Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет он по дороге, а навстречу ему петух.
— Зайка, братишка, о чем плачешь? — спрашивает петух.
— Эх, дружище петух, — отвечает заяц, — беда у меня! Зима скоро, а в моем домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли...
— Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, — говорит петух.
Пошли они к заячьему домику.
Петух обошел вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
Ку-ка-ре-ку!
В доме запру!
Голову отсеку-у!
Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поет:
Ку-ка-ре-ку!
В доме запру!
Голову отсеку-у!
Сверчок со своей лавки отвечает:
— Чр-чрик, чр-чрик!
Петух вскочил на лавку, клюнул — и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:
Ку-ка-ре-ку!
В доме запру!
Голову отсеку-у!
Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: «Вот как разошелся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать».
Выскочил заяц из домика — и в лес.
С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
Сказка — туда, я — сюда.
Сказка — подальше, а я — поближе.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Как лиса женила марийца на царской дочери
В маленькой избушке среди дремучего леса жил один бедный марийский парень по имени Иван. Не было у него ни лошади, ни коровы, а бродпли по пустому двору лишь петух и две курицы. Да и тех кормить было нечем.
Однажды зимой в морозный день забежала в избушку лиса.
— Добрый человек! Я три дня ничего не ела, — говорит она парню. — Спаси меня от голодной смерти, дай одну курицу, а уж я тебе за твое добро добром отплачу.
Пожалел парень лису, отдал ей курицу. Через неделю опять прибегает лиса:
— Добрый человек, я целую неделю ничего не ела, с голоду умираю, дай мне еще одну курицу!
Отдал парень лисе и вторую курицу. Съела лиса курицу и осталась в избушке. Живет день, другой, третий,проголодалась и снова просит:
— Отдай мне петуха, добрый человек!
Отдал парень лисе и петуха. Наелась лиса и говорит:
— Теперь, добрый человек, я тебя женю.
— Какая, же девушка пойдет за меня, за бедняка? — вздохнул парень.
— Найдем тебе невесту, — отвечает лиса. — Высватаем царскую дочь.
— Что ты, лиса! Разве царь отдаст за меня свою дочь! Да и не станет жить царевна в моей избушке, — говорит парень.
— Коли я обещала, будет царевна твоей женой. Только слушайся меня во всем.
Пошла лиса к царю.
— Кланяется тебе, царь, Лесной владыка, — говорит лиса, — и просит отдать ему в жены твою дочь.
Удивился царь, а лиса принялась расписывать, как Лесной владыка красив да как богат.
— Согласен я отдать Лесному владыке в жены свою дочь, — говорит царь, — если пришлет он мне в подарок сто волков, сто зайцев и сто белок.
Идет лиса по лесу, поет веселую песню, а навстречу ей волк.
— Хорошо ты поешь, лиса! И чему только радуешься?
— Была я у царя в гостях, сладко поела-попила. И вас, волков, царь к себе приглашал. «Пусть, говорит, сто волков приходят ко мне, уж я их попотчую!»
Обрадовался волк. Собрал он девяносто девять волков, сам сотый, и побежали они к царю в гости. Встретили на дворе их царские сторожа, загнали в сарай и заперли на замок.
А лиса дальше по лесу идет, песню поет. Встречается ей заяц.
— Отчего ты так весела, лиса? — спрашивает заяц.
— Была я у царя в гостях, сладко попила-поела, вот теперь и веселюсь. И вас, зайцев, царь тоже приглашал «Пусть, говорит, ко мне сто зайцев в гости приходят».
Обрадовался заяц, собрал девяносто девять зайцев, сам сотый, и поскакали они к царю в гости. А там их уже поджидали: загнали царские сторожа зайцев в сарай и заперли.
Идет лиса дальше. Встретила по дороге белку и ей сказала, что царь приготовил угощение на сто белок.
На следующий день лиса чуть свет заявилась к царю.
— Ну что, — спрашивает лиса, — доволен ли ты подарками Лесного владыки?
— Доволен, — отвечает царь.
Назначили свадьбу на следующий день.
— Да приведите на свадьбу тысячу гостей, — сказал царь. — Пусть все знают — выходит замуж царская дочь.
Вернулась лиса к парню. Рассказала ему, что согласился царь отдать свою дочь за него замуж и велел привести на свадьбу тысячу гостей.
Загоревал парень:
— Кого же в гости звать? Деревья лесные — сосны да елки, что ли, поведем?
— Не горюй! — отвечает лиса. — Будут на твоей свадьбе гости не хуже, чем на других свадьбах.
Темной ночью пробралась лиса в деревню и угнала тройку лошадей. Подкатила лиса на лихой тройке к лесной избушке.
— Эй, Иван! — позвала лиса. — Садись в повозку, едем в город.
Поехал Иван с лисой в город. По дороге лиса учит парня:
— Как приедем в город, я выскочу из повозки и пойду по главной улице. Все бросятся меня ловить, а ты не зевай, беги в лавку, бери самую лучшую одежду, расписную дугу, серебряную уздечку и грузи в повозку.
Приехали они в город. Соскочила лиса с повозки и пошла потихоньку посреди улицы.
— Лиса! Смотрите, лиса! — закричали люди и бросились ловить лису.
Опустели дома и дворы, опустели лавки: все за лисой погнались. А лиса хоть и тихо бежит, а в руки не дается. Увела она людей на соседнюю улицу, а Иван тем временем зашел в самую богатую лавку, набрал все, что ему было нужно, нагрузил полную повозку и скорее выехал за город.
А лиса уже поджидает его.
— Теперь едем к царю, — говорит она.
Боязно парню к царю ехать, но раз уж дал слово во всем лису слушаться, не стал ей перечить.
Вот и царский дворец виден, осталось лишь мост переехать. Вот и мост проехали.
— Стой! — говорит лиса. Остановил Иван лошадей.
— Ломай мост, — приказывает лиса, — чтобы только одни сваи торчали.
Принялся парень разбирать мост. Разобрал он мост, тогда лиса развесила по сваям рубашки, сапоги, повесила дугу с уздечкой, а потом повела парня к царю.
— Не такую свадьбу я ожидал! — рассердился царь.— Я же велел привести тысячу гостей!
— Мы не виноваты, — отвечает лиса. — Это ты виноват.
— Как так — я виноват?
— Течет перед твоим дворцом большая река?
— Течет.
— А есть мост через реку?
— Есть.
— Так вот, ехали мы по мосту, а с нами гостей видимо-невидимо. Мы-то с Лесным владыкой вперед проехали, мост твой столько народу не выдержал и рухнул.
— Врешь ты, остроносая! — еще больше рассердился царь. — Мост у меня крепкий, не мог он провалиться.
— Если не веришь, сам взгляни, — отвечает лиса.
— Эй, солдат! — крикнул царь. — Сходи, посмотри, что с мостом случилось. Наверное, врет лиса.
Сходил солдат куда приказали, воротился и докладывает:
— Правду сказала лиса — рухнул мост. Смотреть страшно: торчат над водой сваи, а на них рубашки, шляпы, сапоги и дута расписная. Видно, много народу провалилось.
— Ну ничего — отвечает царь. — Провалились так провалились. Новых гостей позовем.
Тут же в царском дворце сыграли свадьбу. Три дня пили-ели, веселились.
Настало время парню везти молодую к себе. Закручинился парень: как подумает о свой избушке, так от страха даже слова вымолвить не может.
А лиса ему шепчет:
— Не робей, все хорошо будет.
Выехали царь и Иван с молодой женой да с лисой из дворца, за ними сто повозок с гостями.
Едут они по лесной дороге и доезжают до перекрестка. К Ивановой избушке надо было направо повернуть, а лиса налево поворачивает, во владения злого Змея.
Проехали немного, лиса говорит:
— Я вперед побегу, предупрежу, что свадьба едет, — и выскочила из повозки.
«Ну, теперь я совсем пропал! — думает парень. — Лиса убежала, не вернется. Куда я свадьбу повезу?» А лиса тем временем со всех ног бежит по дороге. Увидела она большое стадо овец.
— Чьи это овцы? — спросила лиса у пастуха.
— Злого Змея, — ответил ей пастух.
— Бедный ты человек! — воскликнула лиса. — Едет сюда Лесной владыка с бесчисленным войском, хочет убить Змея. Вот узнает он, чей ты слуга — несдобровать тебе!
— Что же мне делать? — испугался пастух.
— А как спросят тебя, чье это стадо, отвечай, что это стадо Лесного владыки.
Бежит лиса дальше. Видит стадо коров и табун лошадей. И тут велела она пастухам и табунщикам сказать, что все эти коровы и лошади Лесного владыки.
Бежит лиса дальше, и вот перед ней большой красивый дом с садом. Только не видно в доме хозяина.
— Чей это дом? — спросила лиса.
— Мой, — отвечает грубый голос из дома.
— А ты кто?
— Я — Змей.
— Если ты Змей, то скорее прячься! Едет сюда Лесной владыка с бесчисленным войском и хочет тебя убить!
— Куда же мне спрятаться?
— Я покажу тебе хорошее место, где можно спрятаться, — говорит лиса.
— Покажи, лисонька!
— Вон, видишь, дуб, а в дубе дупло. Полезай в дупло и сиди там, пока Лесному владыке не надоест тебя искать.
Зашипел Змей, вполз в дупло и свернулся там кольцом. А лиса вышла за ворота и стоит — поджидает свадьбу.
Между тем свадьба едет по дороге. Увидал царь стадо овец и спрашивает пастуха:
— Эй, пастух, чье это стадо?
— Лесного владыки, — отвечает пастух.
«Богатый у меня зять! — думает царь. — Я — царь, и то у меня нет столько овец». Дал пастуху золотой и поехал дальше.
Увидел царь стадо коров и табун лошадей.
— Чьи это коровы? Чьи это лошади? — спрашивает.
— Лесного владыки, — отвечают ему пастухи. Еще больше удивился царь богатству своего зятя. Вот подъехали они к дому Змея, а лиса уже и ворота открыла. Смотрит царь на дом, на сад.
«Вот так дом! Вот так сад!—думает он. — Даже у меня, у царя, такого нет».
Лиса приглашает всех в дом:
— Заходи, дорогой сват! Заходите, дорогие гости!
Три дня пили-ели, веселились гости.
Стал царь похваляться, что все-то он может сделать.
— Царь, а ты можешь разбить вот этот дуб в щепки? — спросила лиса и показала на дуб, в котором прятался Змей.
— Эй, подкатите сюда самую большую пушку! — крикнул царь.
Подкатили самую большую пушку, зарядили.
— Стреляй по дубу! — приказал царь.
Выстрелила пушка, и разлетелся дуб на мелкие щепки.
Тут злому Змею и конец пришел.
Царь и гости разъехались по домам, а Иван с женой-царевной остались жить да поживать в доме Змея, и лиса при них жила не горевала, каждый день лапшу с курятиной хлебала.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Сорок одна небылица
Три брата рубили в лесу дрова. Пришло время обедать. Стали братья обед варить: набрали воды в котелок, сложили костер, а разжечь костер нечем. Как на грех, ни один не взял с собой из дому ни кремня, ни спичек. Посмотрели вокруг и видят: горит за деревьями костер и сидит возле огня старик.
Старший брат пошел к старику и попросил:
— Дедушка, дай огоньку!
— Расскажи сорок одну небылицу — дам, — ответил старик.
Постоял-постоял старший брат, ни одной небылицы не придумал. Так и вернулся ни с чем. Пошел к старику средний брат.
— Дай огоньку, дедушка!
— Дам, если расскажешь сорок одну небылицу, — ответил старик.
Средний брат почесал в затылке —ни одной небылицы не придумал и тоже вернулся к братьям без огня. Пошел к старику младший брат.
— Дедушка, — говорит младший брат старику, — собрались мы с братьями обед варить, да огня нет. Дай нам огня.
— Если расскажешь сорок одну небылицу, — говорит старик,— дам тебе огня и еще вдобавок котел и жирную утку, что варится в котле.
— Ладно, — согласился младший брат, — расскажу я тебе сорок одну небылицу. Только, чур, не сердись.
— Да кто же на небылицы сердится!
— Ну ладно, слушай. Родилось нас у отца-матери трое братьев. Умирали мы один за другим, и осталось нас всего семь человек. На семерых братьев: один был глухой, другой — слепой, третий — хромой, четвертый — безрукий, а пятый — голый, ни клочка одежды на нем не было.
Однажды собрались мы и пошли ловить зайцев. Опутали одну рощу нитками, а глухой брат уже услышал.
«Вон-вон, там шуршит!» — закричал глухой.
А тут слепой зайца увидел: «Ловите! Он в овраг побежал!»
Побежал хромой вдогонку за зайцем — вот-вот поймает... Только безрукий уже схватил зайца.
Положил голый зайца в подол и принес домой.
Зарезали мы зайца и натопили из него пуд сала.
Была у нас на всех одна пара отцовских сапог. И стал я тем салом отцовские сапоги смазывать. Мазал-мазал — хватило сала только на один сапог. Рассердился несмазанный сапог и убежал от меня. Сапог бежит, я — за ним. Прыгнул сапог в какую-то дыру под землю. Свил я веревку из мякины и за сапогом спустился. Тут и догнал его!
Стал я назад вылезать, да веревка оборвалась, и свалился я опять под землю. Сижу я, сижу в дыре, а тут весна наступила. Свил себе журавль гнездо, вывел журавлят. Повадилась за журавлятами лиса лазить: сегодня одного утащит, завтра — другого, послезавтра за третьим приходит. Подкрался я однажды к лисе — и хвать ее за хвост!
Побежала лиса и меня за собой потащила. У выхода я застрял, а лиса рванулась — и хвост оторвался.
Принес я домой лисий хвост, распорол его, а внутри лежит бумажка. Развернул я бумажку, а там написано: «Старик, который варит сейчас жирную утку и слушает небылицы, должен твоему отцу десять пудов ржи».
— Вранье! — рассердился старик. — Небылица!
— А ты и спрашивал небылицы, — ответил младший брат.
Нечего делать старику, пришлось отдать и котел, и утку.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Как я пчел караулил
Когда-то у моего отца была пасека. Всем своим пчелам отец давал имена: одну звал Анной, другую Майрой, третью Тайрой или еще как-нибудь.
Однажды послал меня отец караулить пчел. А пасека, надо сказать, была за речкой. Подошел я к речке и вижу: на том берегу огромный медведь поймает пчелу Тайру и раздирает ее на части. Что делать?
Я туда, я сюда... Бегал-бегал, искал-искал лодку — не нашел.
Схватил я себя за волосы и перебросил на другой берег.
А медведь совсем уж Тайру разодрал, только валяются на земле ее кости.
Собрал я пчелиные кости и стал складывать из них поленницу. Складывал-складывал — выросла моя поленница до самого неба. Стукнулся я головой об облако. Да так сильно стукнулся, что упал вниз, на землю.
Упал я вниз, угодил в болото и увяз в нем по пояс. Барахтался-барахтался — никак не могу выбраться. Что делать?
Сбегал домой за лопатой, еле-еле откопал себя. А если бы не откопал, наверно, так и погиб бы там.
А медведь съел пчелу, объелся — пошевелиться не может. Развалился он на лужайке и греет свое толстое брюхо на солнышке.
— А-а-а! — закричал я. — Попался!
Медведь вскочил — и бежать!
Медведь бежит, я за ним, медведь бегом — я скоком, медведь скоком — я бегом, вот-вот догоню его.
Да тут оказался на пути дуб, а в том дубу — дупло, медведь — туда.
Подошел я к дубу, смотрю: дупло-то маленькое, мой палец —и тот не лезет. Что делать?
Тогда разбежался я и прыгнул в дупло с разбега — прямо к медведю. Схватил его за бороду и говорю:
— Вот теперь попался!
Хотел домой его вести, да дыра в дупле мала: и самому не выйти, и медведя не вывести. Что делать? Подумал я, подумал, сбегал домой, принес пилу с топором, свалил дуб и вышел из дупла.
Вышел сам и медведя вытащил.
Стал медведь со мной бороться. Я тогда еще маленький был, силенки мало. Изломал меня медведь всего и съел.
Вот сижу я в животе у медведя и задыхаюсь. Что делать?
Сбегал домой, принес острый нож и распорол медвежье брюхо. Еле-еле отыскал себя в медвежьем брюхе. Если бы не нашел, наверное, так бы там и помер.
Бросил я медведя и пошел на пасеку пчел сторожить. Пришел и вижу: летает Тайра вместе с другими пчелами как ни в чем не бывало.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Как девушка мужа себе выбирала
Одной девушке очень замуж хотелось. И года подошли, а никто свататься не едет. Так недолго старой девой остаться. Вот и решила она сама мужа искать. Собралась и пошла. Идет она, идет, а навстречу Ворон.
— Куда путь держишь, красавица?
— Жениха ищу.
— Не пойдешь ли за меня? Я еще покуда холост.
— А что ты ешь-пьешь? — спрашивает девушка.
— Да в еде я неприхотлив. И в навозе пищу найду.
— Нет, такой жених мне не нужен. Идет она дальше, а навстречу — Мышь.
— Куда путь держишь, красавица?
— Жениха ищу.
— Не пойдешь ли за меня? Я еще покуда холост.
— А что ты ешь-пьешь?
— Ем я хлеб пшеничный да маслице, блины медом да молоком запиваю.
— Вот ты мне подходишь, — говорит ему девушка. — За тебя пойду замуж.
Сыграли они свадьбу большую и шумную, ведь род мышиный богат и многочисленен. Гуляли три дня и три ночи. На четвертый в баньке помылись и стали жить, как все люди живут: жена у печки хлопочет, а муж пищу да наряды для жены добывает.
Однажды стала она блины печь, но масло вдруг кончилось. Вот и посылает она муженька за маслом. Тот шмыг в амбар и приносит маленький кусочек во рту — все, что осталось. Жена и говорит:
— Что ж ты, милый, так мало принес? Принеси побольше.
Что делать? Решил муж в соседский амбар наведаться по старой привычке. Залез через норку, схватил большой кусок масла и обратно полез. Да застала его за этим делом хозяйка, схватила скалку и прихлопнула.
Ждет-пождет девушка муженька, а его все нет. Пошла разыскивать.
— Вы не видели моего мужа? — спрашивает соседку.
— А каков он из себя?
— У него маленькая головка, маленькие ушки, маленькие глазки и хвостик маленький.
— А не его ли я пристукнула скалкой, когда он в амбар масло воровать залез? Посмотри, вот он лежит.
— Ой, что же вы наделали, беду на мою головушку накликали, моего маленького муженька убили, — запричитала жена. — Да много ли масла он бы унес?
Взяла она мужа, завернула в три блина, понесла в лес и оставила там на большом еловом пне. А неподалеку от того места мужик поле пахал. Устал он, проголодался и решил в лес зайти, ягоды лесной отведать. Видит, на пне блины лежат. «Вот и еда, — думает. — Видно сам бог мне послал». Съел блины, водичкой ключевой запил.
Принялся мужик снова пахать.
— Но! — кричит на лошадь. А из живота тоненький голосок это же повторяет:
— Но!
И такой на мужика страх напал: на что ни посмотрит— всего боится. Прибежал домой и говорит жене:
— Жена, кто-то в животе моем сидит, что ни скажу — все повторяет. Что ж теперь будет? Страшно мне.
А из живота опять голос доносится:
— Жена, кто-то в желудке моем сидит, что ни скажу — все повторяет. Что ж теперь будет? Страшно мне.
Тут и жена перепугалась. Побежали они к знахарке, говорят ей:
— Бабушка, помоги, мы к тебе по делу пришли.
А из живота опять:
— Бабушка, помоги, мы к тебе по делу пришли.
Поняла старуха в чем дело, спрашивает:
— Что ты съел?
— Блины. Они в лесу на пне лежали.
— А с какой начинкой те блины были?
— Мышонок в них завернут был.
— Ясна мне твоя болезнь. Вместе с блинами ты мышиного духа наглотался. Дам тебе снадобье: отвар черемухи да настой коры дуба. Три дня ничего не ешь, только пей его. А жена пусть испечет блинов — дунь на них и отнеси в лес на то же место. И уйдет болезнь так же, как и пришла.
Так и сделал мужик: отнес блины в лес и три дня пил бабкино снадобье, после чего пропал его страх и пропал голос, доносившийся из желудка. А бабке за добрый совет он богатый поминок послал.