Не спрашивай того, о чем нельзя спрашивать

Жил один бедный мариец. Всю жизнь пастушил, да так и не нажил добра, перебивался с хлеба на воду.

Однажды, идя за стадом, провалился он в какую-то глубокую нору. Присмотрелся — ле­жит огромная, толстая как бревно, змея, а вокруг нее свились клубками другие, поменьше: шипят, глаза их сверкают, как уголья во тьме. Приметил пастух: заползет какая-либо змея в нору—лизнет камень, что у входа лежит. Решил и он попробовать. А камень тот был волшебный. Лизнул пастух — голод пропал, и пить рас­хотелось. А главное, начал понимать он язык и птиц, и зверей, и гадов ползучих. И приняла его царица змей в свою семью.

Всю зиму прожил мариец в норе. Наступила весна. Отпустила царица свой подземный народ на волю, нака­зала людей и скотину не трогать, зла не творить, а греть­ся на солнышке да мелких вредителей уничтожать. Пас­туха же оставила с собой. Осенью, возвращаясь в нору, змеи снова лизали свой камень, свертывались клубка­ми, устраиваясь на зимнюю спячку. Три раза выпускала по веснам своих подданых змеиная царица, а на четвер­тую весну отпустила домой и пастуха, но наказала стро­го-настрого: людям о своей тайне не говорить — иначе смерть.

Возвратившись к людям, мариец вновь нанялся пасту­шить. Пригнал он однажды стадо к старому раскидисто­му дубу, под которым и прежде любил в обеденные ча­сы подремать в тени, прилег, да вдруг услышал, как воро­на, сидевшая на ветке, прокаркала:

— Вот глупец, лежит и не знает, что под дубом зако­пана сорокаведерная бочка с деньгами.

Вечером пригнал пастух стадо, взял лопату да бегом к заветному дубу. Копнул под корнями, а бочка сама вы­лазит, будто выталкивает ее земля. Всю ночь таскал он домой деньги, еле управился к утру.

Завел он себе хозяйство: построил светлые хоромы с надворными постройками, купил лошадь, скотину, птицу. Привел хозяйку в дом, девку справную, здоровую, и за­жил счастливо, ни в чем не нуждаясь.

Крепкое хозяйство прибыток дает. А куда излишки девать? Вестимо, на базар. Вот запрягает он однажды пару лошадей в тарантас, берет жену с собой и едет как барин. Едет, ухмыляется, а потом как захохочет.

Не. нужно забывать, что он знал язык животных. Вот и показался ему забавным разговор мерина с кобылкой. Давайте и мы послушаем:

— Что ж ты не тянешь? — спрашивает мерин. — Я один воз везу.

— Ты мужчина, тебе и везти, — отвечает кобылка. — К тому же ты несправедлив ко мне: посмотри назад — на моей стороне больше груза. С твоего краю хозяин сидит, он легкий, а с моего — толстенная хозяйка.

Вот тут-то и захохотал наш мариец.

— Что ты смеешься? — спрашивает жена.

— Просто так, — отвечает муж, помня наказ царицы змей.

— Нет, ты ответь!

— Да не могу я сказать. Скажу — умру.

— Умри, да скажи. Иначе я с тобой жить не буду. Спрыгну с тарантаса и уйду к родителям.

Бывают же такие глупые жены! Коль втемяшится что в голову — не уймешь, пока своего не добьются.

— Не скажешь? — кричит. — Тогда прощай! Спрыгнула с тарантаса и пошла назад. А муж не вы­держал, окликнул:

— Остановись! Скажу! Будь что будет — скажу. Вот вернемся с базара, ляжем, в постели и скажу.

Продал мариец свой товар, купил корму для лошадей, калач для собаки, пшена для кур, сладости детям, а же­не — бухарский платок. Дома раздал подарки. Собаке ка­лач кинул, а она не ест. Подошел петух, принялся кле­вать калач и спрашивает у собаки:

— Почему ты не ешь?

— Кусок в горло не идет, — отвечает она. — Жаль хозяина, умрет он сегодня.

— Пусть умирает. Нечего жалеть такого человека. С женой не может справиться. У меня их двенадцать, а всех держу в строгости. Взял бы плетку двухвостую, что в амбаре висит, да поучил бы строптивицу уму-разуму.

— Ты прав, петух. Если умрет хозяин, то и дети его с голоду погибнут, и все хозяйство в упадок придет.

Как услышал эти слова пастух, пошел в амбар за плеткой. Обидно ему стало, что петухи смеются над не­задачливыми мужьями.

Заходит он в дом, а жена опять:

— Скажи, наконец, отчего ты в пути хохотал?

— Так ты опять спрашиваешь то, о чем мне нельзя говорить! — сказал пастух и грозно взмахнул плеткой.

Как увидела жена плетку, сразу смекнула, что дело-то не шуточное, коль всегда ласковый муж за плетку взялся. И отвечает ему смиренно:

— Прости ты меня неразумную. Никогда больше не буду выспрашивать того, о чем ты говорить не хочешь.

Да простят дети, внуки и правнуки этого марийца за то, что он на жену плетку поднял. Не сделай он этого — погиб бы сам и всех своих потомков погубил.

Так что держите-ка свои секреты при себе.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как одну девушку за трех женихов отдавали

Давно это было. Жили муж с женой, и была у них дочь на выданье. Вот приехал однажды жених к ней свататься. Всем хорош парень: и лицом и ростом вышел. И уж так матери понра­вился, что уговорила она дочь подарить ему вышитый платочек, чтоб скрепить сговор.

Дня не прошло, как в дом новый жених нагрянул, еще лучше прежнего. Он пришелся по сердцу отцу невесты, и вновь их сговор был скреплен вышитым шелковым пла­точком.

А тут и третий в ворота стучит. Ладный да пригожий, понравился он невесте. И тоже с подарком домой отбыл, чтоб к свадьбе готовиться.

Вот тут-то и всполошились родители: как же так по­лучилось, что единственную дочку сразу трем женихам просватали? Да не долгим было их беспокойство. Ведь давно известно, что женщина из любого положения вывер­нется. И тут так же случилось.

Подвесила мать невесты к потолку две зыбки: в одну собачку уложила, в другую — кошку. Качала их, баюка­ла, и превратились они в девочек. Стали расти девочки не по дням, а по часам. И вскоре сравнялись с дочерью, такими стали, что всех троих различить невозможно.

А тут и женихи подъезжать начали. Сыграли родите­ли одну за другой три свадьбы, выполнили свое обеща­ние женихам, уважили родичей.

Прошло время, и приезжает один из зятевей в гости к ним с молодой женой. Отец с матерью усадили их за стол, потчуют пирогами и медовухой. Тесть и спрашивает потихоньку зятя:

— Доволен ли ты, зятек, своей женой.

— Доволен, отец. Вот только ночью она почему-то шипит да царапается.

Догадался тесть, что этому зятю в жены досталась дочь, что из кошачьего племени происходит.

Вскоре и вторая пара приехала погостить у родителей. Усадили и их за стол, потчуют пирогами да медовухой. А тесть спрашивает зятя тихонечко:

— Доволен ли, зятек, своей женой?

— Доволен, отец. Да только ночью она почему-то ры­чит и кусается.

Понял тесть, что эта дочь — из собачьего рода-племе­ни.

А тут и третья пара приехала. Родную дочь отец принимал с почестями: усадил в красный угол, угощал жа­реным гусем да восемнадцатилетней выдержки медовухой. Попили они, поели, а затем поехали в гости к молодым — родной дочери и любимому зятю.

А у первых двух зятевей жизнь не ладилась, да и попробуй уживись с кошкой да собакой!

С тех пор в народе молва идет: коль не живет семья мирно, значит, жена происходит из кошачьего либо со­бачьего племени.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как мужик жену испытывал

Жили муж да жена. Красива, светла, чиста лицом была жена — как зеркало. Зато муж — черен, некрасив, как оборотная сторона его. Оттого и переживал, задумывался: «А любит ли она ме­ня такого?» И решил он испытать жену. Однажды легли они спать, среди ночи упал муж с кровати и закричал:

— Умираю, умираю!

— Что с тобой, что случилось? — спрашивает жена.

— Видел я вещий сон. И было в том сне сказано мне, что жизни моей остался всего один день.

Затужила, загоревала жена, да что поделаешь, коль смерть пришла, стала собирать мужа в последнюю дорогу.

Прошел день, наступил указанный срок. Муж и гово­рит:

— Ну, жена, пора мне. Прихвати-ка мой вышитый поясок, а чтоб не скучно было на том свете, возьми вина белого да красного и закусить чего-нибудь.

Собрала жена все, что он просил. А муж продолжает:

— Не кручинься, не плачь. Слезами горю не помо­жешь, лучше улыбнись, провожая меня. Пойдем мы на крутой бережок, там и расстанемся.

Перестала плакать жена, улыбнулась. Вот пошли они на бережок, на крутой обрыв. Муж просит:

— Свяжи-ка мне, жена, руки пояском.

Связала жена руки мужу. Встал он на краю обрыва и приказывает:

— А теперь разбегись и столкни меня в воду. Нечего делать, разбежалась она, хотела толкнуть, да

муж уклонился. Упала красавица в воду, стала тонуть. Кричит, плачет, на помощь зовет. А он ей отвечает:

— Да как же я спасу тебя? У меня руки связаны. Где же был твой ум, когда руки мне вязала, когда в воду ме­ня толкала? Я б такое с чужим человеком не смог сде­лать. А ты? Прощай, не жена ты мне больше.

А жена тонет, то покажется ее голова в волнах, то снова скроется. Жалко стало мужу. Подергал он руки, крепко связаны. Да зато ноги свободны. «Авось выта­щу, — думает. — Была не была».

Бросился он в волны, поплыл к тонущей жене.

А за сценой этой наблюдал один старый рыбак. Уви­дел он, что дело плохо, что' оба уже тонут, подогнал к ним лодку и вытащил незадачливых супругов.

— О, сколько чудес на свете! — воскликнул он. — Сто лет прожил, а такого не видывал.

Отвез их на берег, стал расспрашивать жену:

— Вдвоем вы или втроем живете?

— Вдвоем, дедушка.

— А что же руки мужу связала?

— Так он сам просил.

Стал спрашивать мужа:

— Для чего ты руки связал?

— Решил жену испытать, любит ли?

— О, глупые люди! Коль глупость глянет в зеркало— она же и отразится.

— Чем упрекать нас, — говорит старику муж, — луч­ше выпьем красного вина за то, что ты спас женщину Ма­рину Яковлевну.

Понял рыбак иносказание мужа, да повернул по-свое­му:

— Согласен, выпьем за утонувшую глупую жену. Выпили они. Муж наливает белого вина.

— Выпьем, — говорит, — за умершего ее мужа.

— Хорошо, — стоит на своем старик. — Выпьем за настоящего мужчину, который одолел мнительного мужа.

Выпили они. Загрустили муж и жена: жаль ему те­рять такую красавицу, жаль и ей расставаться с таким бесстрашным и самоотверженным человеком.

Посмотрел на них старик и говорит:

— О-хо-хо. Что же вы, столько лет прожили, а не знаете, что семья — как зеркало: чем крепче, надежнее оборотная сторона, тем чище и ярче лицевая!

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Отцовы наказы

Жили-поживали отец с сыном. Вот пришел смерт­ный час старика-отца, он и говорит:

— Скоро я умру. А ты запомни мои наказы, пригодятся. Когда пахать будешь — смывай ле­мех в начале и в конце борозды. Не отпускай жену в гости одну. Не выходи в новой шубе на улицу без палки. Дашь кому лошадь в работу — догля­дывай. А коль с гостями застольный разговор не сумеешь завести — позови соседей.

Да был у отца старый друг. И ему наказал он пос­матривать за сыном, поучить его уму-разуму. Наказал, да с тем и помер.

Вот выехал сын пахать. Взял в поле кисть небольшую, корытце с водой. Пройдет борозду — обмоет лемех. А зем­ля к сырому еще больше пристает. «Ну и наказы отец дал, — думает он. — Лучше уж делать по-своему». Так и поступил. А отцов друг все это видит да на ус мотает.

Сшил парень шубу. Вышел на улицу, а про палку за­был. Набежали тут окрестные собаки, все полы у шубы порвали.

Дал он лошадь одному мужику, чтоб дрова привезти, а доглядеть за ней и не подумал. Нагрузил тот такой воз, что жеребая кобыла, не доносив, выкинула жеребен­ка. Подобрал мертвого жеребенка отцов друг и в амбар себе спрятал.

А тут и праздники наступили. Зовут молодых в гости родители жены. Сам-то он не пошел, а жену с младенцем, забыв наказы отца, отпустил. А у нее, оказывается, ста­рый дружок в той деревне был; встретились они на праздни­ке, былое вспомнили — пляшут, смеются, любуются друг другом. А жена и говорит: «Подожди, попрошу отца ба­ню истопить, там и встретимся».

Истопили баню. Оставила она младенца в предбанни­ке, а сама с любовником моется. Увидел это старый от­цов товарищ, осерчал: забрал ребенка и унес к себе до­мой.

Испугались любовники и, чтобы скрыть пропажу, сожгли баню. Прибежала дочь к родителям, плачет-зали­вается: «Ой, сгорел мой сыночек, крошка моя, кровиноч-ка!» Отец-мать утешают, сочувствуют горю — не догады­ваются о проделках дочери. Да и муж погоревал-погоре­вал, да делать нечего, успокоился.

Через некоторое время и сами они пригласили роди­телей в гости. Приветили, за стол усадили, а разговор не ладится - не клеится. Спасибо, тесть подсказал пригласить соседей.

Пришел тот самый старик, осмотрелся и говорит:

— А не рассказать ли вам сказочку?

— Расскажи.

— Слушайте да на ус мотайте. Жили-поживали отец с сыном. Умирая, отец наказывал: смывай лемех в бороз­де, не отпускай жену в гости одну, не выходи в новой шу­бе из дому без палки да не отдавай лошадь в работу без догляду. Не выполнил сын наказов: плуг ржавеет, поле с краев сорной травой зарастает. Не понял сын, что плуг смывают, припахивая целину, — тогда заблестит он, и по­ле чистым будет. А шуба — вот она, на вешалке висит: сверху новая, а полы подраны собаками. Кобылка-то ва­ша жеребая ходила, а где жеребенок? Не доглядел, па­рень.

Сбегал старик домой, принес из амбара мертвого же­ребенка:

— Получай приплод, — и продолжает: — Говорено бы­ло: не отпускай жену одну. Жена за порог — муж, дети и дом из головы вон! Загулялась-заигралась — ребенка по­теряла. Опять в доме поруха. Да не тужи, верну я ре­бенка.

Принес старик и сынишку, живого-здорового.

— Спасибо за науку, — говорит парень. — Понял я, что плохо поступил, забыв наказы отца, не советуясь со старшими. Впредь умнее буду. Да только как же с женой быть, чтоб не забывала она о доме, заботилась о муже и детях?

— А тут уж я тебе совет дам, — отвечает тесть. — Жене нужны ласка да таска. Потаскай-ка ее трижды в день за косы да приголубь трижды — вот и увидишь, что получится.

С тех пор молодые зажили в дружбе, любви и сог­ласии и хозяйство вели справно на удивление сельчанам да на радость родителям.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Мудрая невеста

В древние времена на ярмарке в нашем селе был такой случай... Народу, как и всегда, съе­халось много. Привел на ярмарку один моло­дой парень барана продавать. Спрашивают у него покупатели:

— Эй, жених, за сколько продаешь своего барана?

— А я и сам не знаю. Отец велел мне его продать и привести обратно домой.

Кругом, конечно, смеются, рады потехе. Собралась толпа. Совсем застыдили парня, да выручила его одна девушка.

— Продаешь барана? — спросила она у парня.

— Да, продаю, только я его еще и домой должен при­вести. Отец мне так наказал.

Девушка нисколько не удивилась, достала ножницы, остригла барана и отдала парню шерсть.

Продал парень шерсть и вернулся домой с покупками и с бараном.

Отец удивился и решил, что пришло время женить сына — вон как в плечах раздался. И к тому же смека­листый уже стал.

И тут рассказал простоватый парень о неизвестной девушке.

«Вот бы ему такую жену», — думает отец, а вслух спрашивает:

— А где живет эта девушка?

— Спросил я у нее, а она ответила загадками: «Жи­ву там, где до сих пор зима стоит».

Всю ночь продумал отец над словами девушки, а ут­ром говорит сыну:

— Бери сватов и поезжай искать двор, где стоят са­ни. Там и живет твоя невеста.

Долго ездили сваты с женихом по деревням, наконец увидели, в одном дворе сани. Постучались — и   выходит на крыльцо та девушка.

— Здравствуй, красавица! — говорят сваты. — А где ваши родители?

— Мать ушла менять черное на белое, отец отправил­ся сердце и печень из дерева вырезать, а брат со снохой косят золото.

Сваты решили, что она над ними насмехается. Засоби­рались домой. Один из сватов попросил напиться.

- А мы пьем воду, в которой утопленника поймали. Сейчас принесу, — сказала она и пошла в клеть.

Схватили сваты шапки в охапки, да и были таковы. Вернулись к отцу опечаленные.

— Неужели вы не нашли мудрую девушку? — спро­сил их отец.

— Найти-то мы ее нашли, да зачем мне такая невес­та? — сказал сын. — Она только смеяться над людьми и умеет.

— Ничего вы не поняли, — сказал отец, когда сваты поведали ему о разговоре с девушкой. — Она сказала, что мать ее полощет белье на реке, отец пошел вынимать мед из бортей, а брат со снохой жнут. Она хотела угос­тить вас медовухой, а вы за обиду приняли.

Наутро сам отец отправился к мудрой девушке и уго­ворил ее выйти замуж за сына.

Жили они все дружно, но вот отец заболел и сказал сыну и невестке:

— Дети мои, я зарыл в огороде клад. Откопать его можно осенью или весной.

Похоронили отца. Сын и в дождь, и в осеннюю сля­коть перерыл весь огород, но клада не нашел. Тогда жена советует ему:

— Давай поищем в саду.

Перерыли землю около всех яблонь. И все напрасно — нет клада.

Весною еще раз перекопали...

— Неужели отец обманул нас? — огорчился сын.

— Нет, твой отец правду сказал, — говорит жена. — Видишь, как сильно цветут наши яблони, как зеленеют грядки. Хороший урожай будет. Трудолюбие — лучший клад. Это хорошо знал твой отец и завещал нам хоро­шенько трудиться на земле.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.