Не спрашивай того, о чем нельзя спрашивать
Жил один бедный мариец. Всю жизнь пастушил, да так и не нажил добра, перебивался с хлеба на воду.
Однажды, идя за стадом, провалился он в какую-то глубокую нору. Присмотрелся — лежит огромная, толстая как бревно, змея, а вокруг нее свились клубками другие, поменьше: шипят, глаза их сверкают, как уголья во тьме. Приметил пастух: заползет какая-либо змея в нору—лизнет камень, что у входа лежит. Решил и он попробовать. А камень тот был волшебный. Лизнул пастух — голод пропал, и пить расхотелось. А главное, начал понимать он язык и птиц, и зверей, и гадов ползучих. И приняла его царица змей в свою семью.
Всю зиму прожил мариец в норе. Наступила весна. Отпустила царица свой подземный народ на волю, наказала людей и скотину не трогать, зла не творить, а греться на солнышке да мелких вредителей уничтожать. Пастуха же оставила с собой. Осенью, возвращаясь в нору, змеи снова лизали свой камень, свертывались клубками, устраиваясь на зимнюю спячку. Три раза выпускала по веснам своих подданых змеиная царица, а на четвертую весну отпустила домой и пастуха, но наказала строго-настрого: людям о своей тайне не говорить — иначе смерть.
Возвратившись к людям, мариец вновь нанялся пастушить. Пригнал он однажды стадо к старому раскидистому дубу, под которым и прежде любил в обеденные часы подремать в тени, прилег, да вдруг услышал, как ворона, сидевшая на ветке, прокаркала:
— Вот глупец, лежит и не знает, что под дубом закопана сорокаведерная бочка с деньгами.
Вечером пригнал пастух стадо, взял лопату да бегом к заветному дубу. Копнул под корнями, а бочка сама вылазит, будто выталкивает ее земля. Всю ночь таскал он домой деньги, еле управился к утру.
Завел он себе хозяйство: построил светлые хоромы с надворными постройками, купил лошадь, скотину, птицу. Привел хозяйку в дом, девку справную, здоровую, и зажил счастливо, ни в чем не нуждаясь.
Крепкое хозяйство прибыток дает. А куда излишки девать? Вестимо, на базар. Вот запрягает он однажды пару лошадей в тарантас, берет жену с собой и едет как барин. Едет, ухмыляется, а потом как захохочет.
Не. нужно забывать, что он знал язык животных. Вот и показался ему забавным разговор мерина с кобылкой. Давайте и мы послушаем:
— Что ж ты не тянешь? — спрашивает мерин. — Я один воз везу.
— Ты мужчина, тебе и везти, — отвечает кобылка. — К тому же ты несправедлив ко мне: посмотри назад — на моей стороне больше груза. С твоего краю хозяин сидит, он легкий, а с моего — толстенная хозяйка.
Вот тут-то и захохотал наш мариец.
— Что ты смеешься? — спрашивает жена.
— Просто так, — отвечает муж, помня наказ царицы змей.
— Нет, ты ответь!
— Да не могу я сказать. Скажу — умру.
— Умри, да скажи. Иначе я с тобой жить не буду. Спрыгну с тарантаса и уйду к родителям.
Бывают же такие глупые жены! Коль втемяшится что в голову — не уймешь, пока своего не добьются.
— Не скажешь? — кричит. — Тогда прощай! Спрыгнула с тарантаса и пошла назад. А муж не выдержал, окликнул:
— Остановись! Скажу! Будь что будет — скажу. Вот вернемся с базара, ляжем, в постели и скажу.
Продал мариец свой товар, купил корму для лошадей, калач для собаки, пшена для кур, сладости детям, а жене — бухарский платок. Дома раздал подарки. Собаке калач кинул, а она не ест. Подошел петух, принялся клевать калач и спрашивает у собаки:
— Почему ты не ешь?
— Кусок в горло не идет, — отвечает она. — Жаль хозяина, умрет он сегодня.
— Пусть умирает. Нечего жалеть такого человека. С женой не может справиться. У меня их двенадцать, а всех держу в строгости. Взял бы плетку двухвостую, что в амбаре висит, да поучил бы строптивицу уму-разуму.
— Ты прав, петух. Если умрет хозяин, то и дети его с голоду погибнут, и все хозяйство в упадок придет.
Как услышал эти слова пастух, пошел в амбар за плеткой. Обидно ему стало, что петухи смеются над незадачливыми мужьями.
Заходит он в дом, а жена опять:
— Скажи, наконец, отчего ты в пути хохотал?
— Так ты опять спрашиваешь то, о чем мне нельзя говорить! — сказал пастух и грозно взмахнул плеткой.
Как увидела жена плетку, сразу смекнула, что дело-то не шуточное, коль всегда ласковый муж за плетку взялся. И отвечает ему смиренно:
— Прости ты меня неразумную. Никогда больше не буду выспрашивать того, о чем ты говорить не хочешь.
Да простят дети, внуки и правнуки этого марийца за то, что он на жену плетку поднял. Не сделай он этого — погиб бы сам и всех своих потомков погубил.
Так что держите-ка свои секреты при себе.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Как одну девушку за трех женихов отдавали
Давно это было. Жили муж с женой, и была у них дочь на выданье. Вот приехал однажды жених к ней свататься. Всем хорош парень: и лицом и ростом вышел. И уж так матери понравился, что уговорила она дочь подарить ему вышитый платочек, чтоб скрепить сговор.
Дня не прошло, как в дом новый жених нагрянул, еще лучше прежнего. Он пришелся по сердцу отцу невесты, и вновь их сговор был скреплен вышитым шелковым платочком.
А тут и третий в ворота стучит. Ладный да пригожий, понравился он невесте. И тоже с подарком домой отбыл, чтоб к свадьбе готовиться.
Вот тут-то и всполошились родители: как же так получилось, что единственную дочку сразу трем женихам просватали? Да не долгим было их беспокойство. Ведь давно известно, что женщина из любого положения вывернется. И тут так же случилось.
Подвесила мать невесты к потолку две зыбки: в одну собачку уложила, в другую — кошку. Качала их, баюкала, и превратились они в девочек. Стали расти девочки не по дням, а по часам. И вскоре сравнялись с дочерью, такими стали, что всех троих различить невозможно.
А тут и женихи подъезжать начали. Сыграли родители одну за другой три свадьбы, выполнили свое обещание женихам, уважили родичей.
Прошло время, и приезжает один из зятевей в гости к ним с молодой женой. Отец с матерью усадили их за стол, потчуют пирогами и медовухой. Тесть и спрашивает потихоньку зятя:
— Доволен ли ты, зятек, своей женой.
— Доволен, отец. Вот только ночью она почему-то шипит да царапается.
Догадался тесть, что этому зятю в жены досталась дочь, что из кошачьего племени происходит.
Вскоре и вторая пара приехала погостить у родителей. Усадили и их за стол, потчуют пирогами да медовухой. А тесть спрашивает зятя тихонечко:
— Доволен ли, зятек, своей женой?
— Доволен, отец. Да только ночью она почему-то рычит и кусается.
Понял тесть, что эта дочь — из собачьего рода-племени.
А тут и третья пара приехала. Родную дочь отец принимал с почестями: усадил в красный угол, угощал жареным гусем да восемнадцатилетней выдержки медовухой. Попили они, поели, а затем поехали в гости к молодым — родной дочери и любимому зятю.
А у первых двух зятевей жизнь не ладилась, да и попробуй уживись с кошкой да собакой!
С тех пор в народе молва идет: коль не живет семья мирно, значит, жена происходит из кошачьего либо собачьего племени.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Как мужик жену испытывал
Жили муж да жена. Красива, светла, чиста лицом была жена — как зеркало. Зато муж — черен, некрасив, как оборотная сторона его. Оттого и переживал, задумывался: «А любит ли она меня такого?» И решил он испытать жену. Однажды легли они спать, среди ночи упал муж с кровати и закричал:
— Умираю, умираю!
— Что с тобой, что случилось? — спрашивает жена.
— Видел я вещий сон. И было в том сне сказано мне, что жизни моей остался всего один день.
Затужила, загоревала жена, да что поделаешь, коль смерть пришла, стала собирать мужа в последнюю дорогу.
Прошел день, наступил указанный срок. Муж и говорит:
— Ну, жена, пора мне. Прихвати-ка мой вышитый поясок, а чтоб не скучно было на том свете, возьми вина белого да красного и закусить чего-нибудь.
Собрала жена все, что он просил. А муж продолжает:
— Не кручинься, не плачь. Слезами горю не поможешь, лучше улыбнись, провожая меня. Пойдем мы на крутой бережок, там и расстанемся.
Перестала плакать жена, улыбнулась. Вот пошли они на бережок, на крутой обрыв. Муж просит:
— Свяжи-ка мне, жена, руки пояском.
Связала жена руки мужу. Встал он на краю обрыва и приказывает:
— А теперь разбегись и столкни меня в воду. Нечего делать, разбежалась она, хотела толкнуть, да
муж уклонился. Упала красавица в воду, стала тонуть. Кричит, плачет, на помощь зовет. А он ей отвечает:
— Да как же я спасу тебя? У меня руки связаны. Где же был твой ум, когда руки мне вязала, когда в воду меня толкала? Я б такое с чужим человеком не смог сделать. А ты? Прощай, не жена ты мне больше.
А жена тонет, то покажется ее голова в волнах, то снова скроется. Жалко стало мужу. Подергал он руки, крепко связаны. Да зато ноги свободны. «Авось вытащу, — думает. — Была не была».
Бросился он в волны, поплыл к тонущей жене.
А за сценой этой наблюдал один старый рыбак. Увидел он, что дело плохо, что' оба уже тонут, подогнал к ним лодку и вытащил незадачливых супругов.
— О, сколько чудес на свете! — воскликнул он. — Сто лет прожил, а такого не видывал.
Отвез их на берег, стал расспрашивать жену:
— Вдвоем вы или втроем живете?
— Вдвоем, дедушка.
— А что же руки мужу связала?
— Так он сам просил.
Стал спрашивать мужа:
— Для чего ты руки связал?
— Решил жену испытать, любит ли?
— О, глупые люди! Коль глупость глянет в зеркало— она же и отразится.
— Чем упрекать нас, — говорит старику муж, — лучше выпьем красного вина за то, что ты спас женщину Марину Яковлевну.
Понял рыбак иносказание мужа, да повернул по-своему:
— Согласен, выпьем за утонувшую глупую жену. Выпили они. Муж наливает белого вина.
— Выпьем, — говорит, — за умершего ее мужа.
— Хорошо, — стоит на своем старик. — Выпьем за настоящего мужчину, который одолел мнительного мужа.
Выпили они. Загрустили муж и жена: жаль ему терять такую красавицу, жаль и ей расставаться с таким бесстрашным и самоотверженным человеком.
Посмотрел на них старик и говорит:
— О-хо-хо. Что же вы, столько лет прожили, а не знаете, что семья — как зеркало: чем крепче, надежнее оборотная сторона, тем чище и ярче лицевая!
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Отцовы наказы
Жили-поживали отец с сыном. Вот пришел смертный час старика-отца, он и говорит:
— Скоро я умру. А ты запомни мои наказы, пригодятся. Когда пахать будешь — смывай лемех в начале и в конце борозды. Не отпускай жену в гости одну. Не выходи в новой шубе на улицу без палки. Дашь кому лошадь в работу — доглядывай. А коль с гостями застольный разговор не сумеешь завести — позови соседей.
Да был у отца старый друг. И ему наказал он посматривать за сыном, поучить его уму-разуму. Наказал, да с тем и помер.
Вот выехал сын пахать. Взял в поле кисть небольшую, корытце с водой. Пройдет борозду — обмоет лемех. А земля к сырому еще больше пристает. «Ну и наказы отец дал, — думает он. — Лучше уж делать по-своему». Так и поступил. А отцов друг все это видит да на ус мотает.
Сшил парень шубу. Вышел на улицу, а про палку забыл. Набежали тут окрестные собаки, все полы у шубы порвали.
Дал он лошадь одному мужику, чтоб дрова привезти, а доглядеть за ней и не подумал. Нагрузил тот такой воз, что жеребая кобыла, не доносив, выкинула жеребенка. Подобрал мертвого жеребенка отцов друг и в амбар себе спрятал.
А тут и праздники наступили. Зовут молодых в гости родители жены. Сам-то он не пошел, а жену с младенцем, забыв наказы отца, отпустил. А у нее, оказывается, старый дружок в той деревне был; встретились они на празднике, былое вспомнили — пляшут, смеются, любуются друг другом. А жена и говорит: «Подожди, попрошу отца баню истопить, там и встретимся».
Истопили баню. Оставила она младенца в предбаннике, а сама с любовником моется. Увидел это старый отцов товарищ, осерчал: забрал ребенка и унес к себе домой.
Испугались любовники и, чтобы скрыть пропажу, сожгли баню. Прибежала дочь к родителям, плачет-заливается: «Ой, сгорел мой сыночек, крошка моя, кровиноч-ка!» Отец-мать утешают, сочувствуют горю — не догадываются о проделках дочери. Да и муж погоревал-погоревал, да делать нечего, успокоился.
Через некоторое время и сами они пригласили родителей в гости. Приветили, за стол усадили, а разговор не ладится - не клеится. Спасибо, тесть подсказал пригласить соседей.
Пришел тот самый старик, осмотрелся и говорит:
— А не рассказать ли вам сказочку?
— Расскажи.
— Слушайте да на ус мотайте. Жили-поживали отец с сыном. Умирая, отец наказывал: смывай лемех в борозде, не отпускай жену в гости одну, не выходи в новой шубе из дому без палки да не отдавай лошадь в работу без догляду. Не выполнил сын наказов: плуг ржавеет, поле с краев сорной травой зарастает. Не понял сын, что плуг смывают, припахивая целину, — тогда заблестит он, и поле чистым будет. А шуба — вот она, на вешалке висит: сверху новая, а полы подраны собаками. Кобылка-то ваша жеребая ходила, а где жеребенок? Не доглядел, парень.
Сбегал старик домой, принес из амбара мертвого жеребенка:
— Получай приплод, — и продолжает: — Говорено было: не отпускай жену одну. Жена за порог — муж, дети и дом из головы вон! Загулялась-заигралась — ребенка потеряла. Опять в доме поруха. Да не тужи, верну я ребенка.
Принес старик и сынишку, живого-здорового.
— Спасибо за науку, — говорит парень. — Понял я, что плохо поступил, забыв наказы отца, не советуясь со старшими. Впредь умнее буду. Да только как же с женой быть, чтоб не забывала она о доме, заботилась о муже и детях?
— А тут уж я тебе совет дам, — отвечает тесть. — Жене нужны ласка да таска. Потаскай-ка ее трижды в день за косы да приголубь трижды — вот и увидишь, что получится.
С тех пор молодые зажили в дружбе, любви и согласии и хозяйство вели справно на удивление сельчанам да на радость родителям.
Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.
Мудрая невеста
В древние времена на ярмарке в нашем селе был такой случай... Народу, как и всегда, съехалось много. Привел на ярмарку один молодой парень барана продавать. Спрашивают у него покупатели:
— Эй, жених, за сколько продаешь своего барана?
— А я и сам не знаю. Отец велел мне его продать и привести обратно домой.
Кругом, конечно, смеются, рады потехе. Собралась толпа. Совсем застыдили парня, да выручила его одна девушка.
— Продаешь барана? — спросила она у парня.
— Да, продаю, только я его еще и домой должен привести. Отец мне так наказал.
Девушка нисколько не удивилась, достала ножницы, остригла барана и отдала парню шерсть.
Продал парень шерсть и вернулся домой с покупками и с бараном.
Отец удивился и решил, что пришло время женить сына — вон как в плечах раздался. И к тому же смекалистый уже стал.
И тут рассказал простоватый парень о неизвестной девушке.
«Вот бы ему такую жену», — думает отец, а вслух спрашивает:
— А где живет эта девушка?
— Спросил я у нее, а она ответила загадками: «Живу там, где до сих пор зима стоит».
Всю ночь продумал отец над словами девушки, а утром говорит сыну:
— Бери сватов и поезжай искать двор, где стоят сани. Там и живет твоя невеста.
Долго ездили сваты с женихом по деревням, наконец увидели, в одном дворе сани. Постучались — и выходит на крыльцо та девушка.
— Здравствуй, красавица! — говорят сваты. — А где ваши родители?
— Мать ушла менять черное на белое, отец отправился сердце и печень из дерева вырезать, а брат со снохой косят золото.
Сваты решили, что она над ними насмехается. Засобирались домой. Один из сватов попросил напиться.
- А мы пьем воду, в которой утопленника поймали. Сейчас принесу, — сказала она и пошла в клеть.
Схватили сваты шапки в охапки, да и были таковы. Вернулись к отцу опечаленные.
— Неужели вы не нашли мудрую девушку? — спросил их отец.
— Найти-то мы ее нашли, да зачем мне такая невеста? — сказал сын. — Она только смеяться над людьми и умеет.
— Ничего вы не поняли, — сказал отец, когда сваты поведали ему о разговоре с девушкой. — Она сказала, что мать ее полощет белье на реке, отец пошел вынимать мед из бортей, а брат со снохой жнут. Она хотела угостить вас медовухой, а вы за обиду приняли.
Наутро сам отец отправился к мудрой девушке и уговорил ее выйти замуж за сына.
Жили они все дружно, но вот отец заболел и сказал сыну и невестке:
— Дети мои, я зарыл в огороде клад. Откопать его можно осенью или весной.
Похоронили отца. Сын и в дождь, и в осеннюю слякоть перерыл весь огород, но клада не нашел. Тогда жена советует ему:
— Давай поищем в саду.
Перерыли землю около всех яблонь. И все напрасно — нет клада.
Весною еще раз перекопали...
— Неужели отец обманул нас? — огорчился сын.
— Нет, твой отец правду сказал, — говорит жена. — Видишь, как сильно цветут наши яблони, как зеленеют грядки. Хороший урожай будет. Трудолюбие — лучший клад. Это хорошо знал твой отец и завещал нам хорошенько трудиться на земле.