Как мужик отдавал бычка учиться грамоте

Отелилась у мужика корова бычком, и решил му­жик того бычка продать.

Привел   теленка  в город на базар, стоит тор­гует, никак продать не может: очень   маленькую цену дают за бычка. Вдруг подошли  к  мужику какие-то мужчины и говорят:

— Ты, старик, не продавай бычка, а отдай его учить­ся грамоте. Сейчас продашь — получишь самое большее три рубля, а выучится твой бык грамоте — будет вас со старухой на старости лет кормить.

Прикинул мужик в уме, что выгоднее, и решил отдать бычка в ученье.

— Да вот беда, не знаю, где берут бычков в ученье, — говорит мужик.

— Мы знаем, — отвечают мужчины. — Оставь его нам, а уж мы похлопочем, определим куда надо.

Отдал мужик бычка тем людям, вернулся домой довольный.

— Ну, старуха, — говорит жене, — определил я нашего бычка учиться грамоте. Детей у нас нет, а бычок вырастет, выучится и будет нас с тобой на старости лет кормить.

— Вот и хорошо! — обрадовалась старуха.

Через месяц пошел мужик в город бычка проведать, разыскал на базаре тех людей, которым его оставил, спрашивает:

— Как мой бычок поживает?

— Хорошо поживает. Понятливый к ученью оказался твой бычок.

Поблагодарил мужик добрых людей еще раз и вернул­ся в деревню.

Прошло два месяца, и опять собрался мужик в город, бычка проведать.

Пришел на базар, отыскал людей, которым бычка ос­тавил, и спрашивает:

— Ну, как теперь идут дела у моего бычка?

— О-о-о! — говорят люди. — Выучился твой бычок грамоте, стал большим   начальником.

— Вот это да! — удивился мужик. — Как же мне с ним повидаться?

— Повидаться с ним можно, — отвечают люди. — Иди за нами, отведем тебя к бычку.

Привели они мужика в управу.

— Вот здесь твой бычок служит, самый большой на­чальник тутошней конторы: земский начальник.

Отыскал мужик в управе земского начальника, поз­доровался с ним и спрашивает:

— Ну, бычок, как дела?

Земский начальник даже присел от удивления, а му­жик гладит его по спине, по голове и ласково приговаривает:

— Бычок ты мой, бычок... Вот ведь каким ты стал, бычок... Старался, хорошо учился, на большого начальни­ка выучился...

Земский руками отмахивается, ногами отбрыкивается, а мужик от него не отстает. Лопнуло терпение у земско­го, вскочил он на ноги и закричал:

— Ты, мужик, с ума сошел! Такой, сякой да разэта­кий!

А мужик его уговаривает:

— Неужели хозяина не признаешь? А ведь я тебя от ножа спас. Ну ладно, если меня не признаешь, приведу к тебе твою матушку.

Вернулся мужик в деревню, говорит старухе:

— Наш бычок большим начальником сделался. Толь­ко меня он теперь признавать не хочет. Придется привес­ти в город корову.

Привел мужик в город корову, встал под окнами зем­ской управы. Корова мычит, мужик земского начальника выкликает:

— Эй, бычок, меня не признаешь — ладно, а мать род­ную грех не признать!

Выглянул в окно земский начальник, закричал на му­жика:

— Пошел отсюда, дурак! Какой я тебе бычок? Набежали сторожа и прогнали мужика взашей. Побрел мужик, повесил голову и думает:

«Вот ведь какие нынче бычки пошли неблагодарные. Лучше бы я его продал тогда!»

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как поп журавлей ловил

Жил в селе Рожки Малмыжского района поп. Росточка небольшого, да руки загребущие, гла­за завидущие. Ко всем прочим своим доходам решил он еще и приторговывать. Высмотрел у одного марийца доброе гороховое поле и ку­пил. Да вот беда — повадились на горох жу­равли. Щиплют и щиплют.

Побежал поп к бывшему хозяину:

— Ты что мне такое поле продал? Изведут журавли весь горох...

— А ты вези в поле корыто, налей в него водки. По­клюют журавли гороху, пить захотят. А напьются, зах­мелеют — бери голыми руками! И от потравы избавишься, и мяса добудешь.

Так поп и сделал: привез корыто, налил водки. На следующее утро запрягает он лошаденку, берет веревку и едет в поле. Глядь, а там несколько десятков журавлей лежат. Принялся их за ноги вязать да в телегу бросать. А веревку резать жаль, так всех и связал одной веревкой. «Ну, — думает, — теперь я мясом на зиму обеспечен!»

Пока ехал, журавли от тряски в чувство приходить на­чали, зашевелились. Привязал он конец веревки к поясу, чтоб не сбежали, и дальше едет. Тут взмахнули журавли крыльями и стали подниматься в небо. Не успел поп от­вязаться, так они и его с собой прихватили. Летят - крыльями машут, а за ними поп летит по воздуху, рука­ми-ногами дрыгает. Так и летели верст двенадцать в од­ной связке, пока не увидели птицы гороховое поле и не сели на него подкрепиться.

Тут уж попик быстрей пояс отстегивать: не о мясе думы, а о собственной шкуре. Да и припустил бежать что есть духу. Прибежал в какую-то деревеньку, просит му­жиков отвезти его домой. Согласился везти его дедушка Онто, запряг лошаденку, посадил попа. А в дороге спра­шивает:

— Кто это тебя так напугал?

Рассказал поп о своем приключении, а Онто рассмеял­ся:

— Дурак ты, дурак. Надо было к телеге их привя­зать. Уж с телегой-то тебя никто не утащит.

А поп такого страху натерпелся, что и на телеге си­деть боится, просит привязать его покрепче: а ну как жу­равли налетят! Привязал его дед Онто крепко-накрепко. Едут дальше, а дорога в лес поворачивает. Вдруг выска­кивает из кустов медведь и прямиком к ним. Кобылка испугалась, попятилась да из хомута и вылезла, понес­лась галопом обратно в деревню. Онто — за ней. А попик и рад бы побежать, да не может — привязан к телеге.

Подбежал медведь к повозке и ну толкать ее. А ог­лобли-то не пускают, в землю втыкаются. Забежал тогда медведь спереди, сунул голову в хомут и побежал, будто лошадь.

И стало под попом сыро да дурно...

А направлялся медведь к пчелиным колодам русского мужика из Курьи. Давно он туда похаживал, пчел трево­жил, мед воровал. А телега ему понадобилась вместо лестницы, чтоб до колоды достать, что на ели была под­вешена.

Мужик тот давно заметил, что кто-то тревожит его борти. Решил подкараулить вора. Сидит он в кустах с большим ружьем, глядь, подкатывает к его колодам ка­кой-то мужик на огромной бурой лошади. Вдруг лошадь вылазит из хомута и лезет к колоде.

— Ах, воры! Ну я вам покажу!

Прицелился мужик и бабахнул из ружья. У попа ухо будто бритвой срезало, а медведь кубарем с телеги.

Услышал поп выстрел, обрадовался: «Охотники. Те­перь под медведем я не погибну». А как почувствовал боль, так смекнул, что его тоже за медведя приняли, толь­ко за маленького. Перепугался, кричит:

— Не я! Не я! Я не медведь!

— Вот сейчас узнаешь, вор, как медок воровать. Бу­дешь тогда кричать «не я мед ел»!

Подбежал мужик к телеге, а там поп привязан. Уди­вился, что воры с собой попов на разбой возят. Но не повел попа в участок — уж больно дурно от него пахло. Отвязал и отпустил подобру-поздорову.

Как прибежал поп в село, как залез на печку, так долго оттуда не слазил.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Тоймет и поп

Жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Старший, Ямет, сплавлял лес, клал по алемам печи. Все считали его деловым в хозяйственным. Средний, Паймет, ловил рыбу, ходил на охоту, был находчивым и смекалистым. Младший же, Тойметом звали его, только и знал, что с утра до ночи работал: сеял горох, коноплю, ячмень да пшеницу, полол, удобрял поле.

Придет домой Ямет, своим барышом хвалится и смеет­ся над младшим братом, Тойметом:

— А тебе, грязнуля, вечно за сохой ходить, в земле да в вонючем навозе копаться.

— Тоймет! Тоймет! — вздыхает Паймет, вернувшись с охоты. — Как прекрасно в лесу! Смотри, какую добычу я принес, а ты не то чтобы тетиву на лук натянуть — стре­лять из готового лука не можешь...

Молчит Тоймет. Берет косу и идет на луга. Скотине на зиму корм нужен...

Вот однажды отец приметил, что кто-то повадился в горох ночью ходить. Приказывает отец старшему сыну поймать незваного гостя.

Ямет сел на меже. Выпил одну чарку, другую. Калым у него богатый был в той поре — отмечал он его, да так наотмечался, что скоро уснул и до утра не вставал. Прос­нулся, когда солнышко его распалило, пришел домой, го­ворит отцу:

— Никою не видел и не слышал. Ночью все было ти­хо.

Посылает старик Паймета.

— Тебе, сынок, и бог велел поймать пришельца. И глаз у тебя зорок, и рука крепка.

Паймет сегодня рано уходил на охоту, много бродил по лесу и с устатку скоро уснул.

На третью ночь отправляет старик Тоймета и гово­рит:

— А если никого не поймаешь — сам пойду сторожить.

— Куда ему? Его с испугу родимчик схватит, — сме­ются братья.

— Ничего, Тоймет, вот возьми-ка сладкой медовухи для смелости, но утром вора ты должен привести,— подбадривает отец.

А Тоймет и не думал бояться. Поле он сеял, полол, удобрял. На своем поле честный труженик ни бога, ни черта не боится. А медовуху он взял, пришла к нему думка одна...

Вылил он в плошку медовуху, а сам сел под высокую березу, что росла у межи, и стал ждать.

В полночь небо загудело, зашумело, и видит Тоймет: спустился прямо на гороховое поле журавль длинноногий да и начал клевать горох. Клевал-клевал он горох, да, видать, пить ему захотелось. Горох всегда, что говорится, водичкой запивать надобно. Так вот тут-то журавль и увидел плошку. Раз глотнул из плошки, два глотнул — и опьянел, конечно, скорехонько, взлететь не может. Пой­мал его Тоймет и направился домой.

Ведет, стало быть, Тоймет журавля и вдруг слышит человеческий голос:

— Отпусти меня, добрый молодец, я подарок тебе сей­час принесу — не пожалеешь.

— Неси, — простодушно сказал Твймет. — Посмотрим на твой подарок. Только вряд ли он дороже того труда, который ты потравить вздумал.

Скоро журавль принес Тоймету большой сундук.

— Ха! Зачем мне пустой сундук? Добра у нас нет. Бедные мы...

— А это не простой сундук. Он показывает все, что делается на земле, как живут и дальние, и близкие наро­ды, как работать надо и как строить   новую   счастливую жизнь.

— Вот это интересно, — обрадовался Тоймет. — По­гляжу, как в других странах жнут да сеют. Может, что по­лезное увижу.

Отпустил он журавля, взвалил сундук на плечи и на­правился к дому. В это время к заутрене шел поп. Оста­новил он Тоймета, спрашивает, зачем ему такой большой сундук нужен. Рассказал Тоймет все попу, как на испо­веди, а поп и про заутреню забыл. Зовет он Тоймета к себе в дом, посылает слугу баню топить. Тоймет и не подумал ничего плохого. Помылся в бане. Но пока он мылся, поп заменил сундук.

Пришел домой Тоймет и рассказал про журавля да про сундук. Собрались все родные Тоймета в кудо и открыли сундук. Но сундук как был пустой, так и остался. Смеются братья над Тойметом. Встал отец и начал сам собираться в поле.

Долго уговаривал Тоймет отца снова отпустить его сторожить горох да с незваным гостем посчитаться. Нако­нец согласился отец. И снова Тоймет сидит под березой, а плошка с вином стоит на самом видном месте. В полночь прилетел журавль и опять начал горохом лакомить­ся. Потом глотнул раз, другой из плошки и захмелел— взлететь не может.

Хватает его Тоймет за ноги и громко кричит:

—  Ах ты, керемет!* Мало того, что труд чужой потра­вить решил, так еще слово свое не держишь. За такое де­ло самосуд над тобой всем честным людом устроим.

И тут снова услышал Тоймет человеческий голос:

— Верь мне, о добрый молодец! Не отдавай на страш­ный суд. Приведу я тебе козу. Когда блеет она — золото сыплется.

Обрадовался Тоймет:

— Вот это интересно! Но не могу я   поверить, чтобы коза золотом блеяла. Золото, знамо дело, большим трудом достается. Веди-ка свою козу, да, смотри, без   обма­нов.

Скоро приводит журавль козу и говорит:

—  Коза, сыпь золото!

Мигом заблеяла коза, и начало сыпаться золото. Тут взял Тоймет козу, накинул на шею петлю из веревки пеньковой и повел, стало быть, домой.

Встречает его поп — он давно караулил Тоймета — зо­вет отдохнуть с устатку, а сам, пока отдыхал Тоймет, за­менил волшебную козу своей, обыкновенной. Вернулся домой Тоймет, собрал родных в кудо и сказал:

— Коза, сыпь золото!

Молчит коза, только глазами ошалело водит. Потом вдруг заблеяла, но никакого золота, окромя мелкого на­возного горошку, не посыпалось. Совсем расстроился Той­мет, а братья хохочут над ним — прохода не дают. Упро­сил он отца и в третью ночь пошел горох сторожить. В полночь снова Тоймет поймал журавля.

— Ну, хватит измываться тебе над честным челове­ком. Теперь я свой суд над тобой, керемет, совершу. Свер­ну тебе шею — и не будешь ты травить чужие посевы. Мне надоело возиться с тобой — завтра рано утром уби­рать горох надо.

— Остановись, о добрый молодец! Над доверчивостью твоей кто-то смеется. Не я тебя обманул, а кто-то другой. Я подарю тебе волшебную палку. Только скажи: «По спи­не и ногам!» И тот, кто обманул тебя, тут же будет наказан.

— Хорошо, — говорит Тоймет. — Но если ты меня обманул, то самого тебя и изобьет твоя палка. Неси мне ее.

Приносит журавль палку, а Тоймет командует:

— По спине и ногам!

Но палка не двигается с места.

— Ты опять же обманул меня! Это тебе не пройдет! — закричал Тоймет и схватил журавля за шею.

— Остановись, о добрый молодец! — воскликнул жу­равль. — Здесь нет обманщиков — и не бьет палка, бить некого.

— Хорошо. Вот я сейчас пойду прямо к попу вместе с тобой, и там в присутствии духовного пастыря мы испро­буем твою палку.

Идет Тоймет к попу, несет волшебную палку да жу­равля ведет.

Встречает его поп.

— Здравствуй,   здравствуй,   мой   верный   прихожанин. Помолиться или исповедоваться? Рад видеть тебя. Захо­ди, гостем будешь.

— В гости — оно можно, только вот прежде я хочу правду найти. По спине и ногам! — скомандовал Тоймет.

И в ту же минуту палка вырвалась из рук и давай крестить попа справа и слева. Закричал поп не своим го­лосом, а Тоймет говорит:

— Ну, журавушка, спасибо тебе, помог ты мне найти одну правду. Давно я слышал от людей, что поп — об­манщик, но не верил. Оказывается, молва тоже на ров­ном месте не растет. Отпускаю я тебя, журавушка, с ми­ром на все четыре стороны. А ты, толстый мошенник, го­вори сейчас же, где сундук, где коза волшебная, которую ты заменил своей безбожной скотиной...

— О Тоймет! Уйми свою палку. Все, все я верну и ни­когда не буду больше обманывать свою паству.

— Вот так-то, — сказал Тоймет. — Правду долго не спрячешь.

Забрал он сундук, козу и вернулся домой. Начали было братья снова смеяться над Тойметом, но тот, не долго думая, скомандовал:

— По спине и ногам!

И вмиг начала палка охаживать насмешников. Заво­пили они что было мочи, а Тоймет говорит:

— Ну вот что, дорогие братушки мои. Хватит смеять­ся над честным тружеником. Пора и вам вместе со мной растить и убирать урожай.

— Не будем больше смеяться, убирать горох пойдем вместе с тобой и с отцом, только уйми, ради бога, эту палку.

Тоймет был человеком незлопамятным. Он тут же утихомирил разбушевавшуюся палку.

Все братья обнялись и поклялись жить дружно да в согласии. На посевной, на косовице, на уборке урожая они все вместе выходят в поле и на луга...

И с тех пор, стало быть, не верят марийцы всяким по­пам да дьякам.


* Керемет - злой дух, нечистая сила.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Иван-царевич и Безручка

Были у царя сын с дочкой. Вот пришло время умирать ему, он и наказывает детям:

— Живите дружно, любите друг друга. Ты, сын, почитай сестру, как родную мать; а ты, дочь, ухаживай за братом, как за родным отцом. Умер царь-отец, и остались они жить вдво­ем. Иван-царевич на смотры войск ездит, а сестра дома сидит. Так и жили, пока не подоспели года жениться Ивану-царевичу.

— Сестрица, а не присмотреть ли мне невесту? — спрашивает он.

— Поступай как знаешь, — отвечает сестра. Полюбилась царевичу дочь полковника. Всем хороша, да больно уж характерна. Не понравилось ей, что брат с сестрой так любят друг друга. Вот и решила молодая же­на поссорить их.

Вот поехал как-то Иван-царевич на смотр, а она в его отсутствие прирезала всех кур. Возвращается Иван, а жена и жалуется:

— Все-то ты доверяешь сестре, а она, гляди, всех кур извела.

— Что ж, — отвечает Иван-царевич. — Это отцов ка­питал, а мы себе еще добудем.

В следующий его отъезд жена всех уток прирезала. Жалуется. А он прежними словами отвечает: не наш, мол, это капитал...

Гусей, овец, коров, лошадей извела завистница, а у мужа на все один ответ:

— Не наш капитал...

Так и жили. А тут и сынок у них появился. Да такой красивый и пригожий — всем на загляденье. Иван-царе­вич души в нем не чает. Да только пришло время уезжать на очередной смотр. А завистливой жене так захотелось досадить сестре Ивана-царевича, что и родного сына не пожалела — убила младенца.

Возвращается Иван-царевич, а она уже навстречу бе­жит со слезами:

— Доверял ты сестре, потакал ей, все выходки ее сносил — теперь она и до сына нашего добралась. Убила, злодейка, нашего сыночка.

Очень рассердился Иван.

— Сын — это наш капитал, — говорит. — Теперь сест­ре ответ держать придется!

А жена советует:

— Отведи ее в лес, отруби руки да и оставь там. Пусть идет на все четыре стороны.

Так и сделал Иван-царевич. Оставил сестру в лесу, ушел и даже не оглянулся.

А безрукая девушка плачет, убивается. Что же делать ей, как жить дальше?

Вот пошла она куда глаза глядят. День шла, второй... Проголодалась очень. А тут город на пути. Зашла де­вушка в какой-то сад, дотянулась до нижнего яблока и съела его.

А садом этим владел купец. И очень дорожил он ред­кими наливными яблоками. Как раз в это время послал он в сад сына пересчитать яблоки. Глядь, одного не хва­тает. Прибежал сын к отцу:

— Отец, одного яблока не хватает.

— Кто же мог взять его?

— Спит в нашем саду безрукая девушка. Может, она взяла...

— Приведи ее сюда.

Привел купеческий сын девушку. Очень уж понрави­лась она купцу своей красотой, да и жалко ему стало бедную Безручку. Он и говорит:

— Сможешь ли ты курам корм задавать? Если сможешь, живи у нас.

И осталась она в купеческом доме.

Год прошел, другой, а тут и сыну жениться пора. Посылает его отец к одному купцу: присмотреть невесту среди его дочерей. А сыну ни одна не нравится. Посылает к другому купцу, к третьему. Не найдет сын невесту по душе.

— Что-то ты, сынок, больно, разборчив. Какая же веста тебе нужна?

А Иван и говорит:

— Отец, полюбилась мне наша Безручка.   Жить без нее не могу! Никакой другой невесты мне не надо.

— Красота красотой, так ведь она кроме как скоту корм задавать ничего другого и делать-то не может.

— Ничего. Я буду торговать, а она по дому хозяйничать — проживем!

— Делай как знаешь.

Сыграли свадьбу. Пожили немного, а тут Иван собрался торговать. Наложил товаров в арбу, поехал по деревням.

— Дай руку, отец, — говорит. — Поеду нынче на твоё счастье.

Ездил, ездил, пытал отцовское счастье, да без толку, только убытки получил. Вернулся домой ни с чем.

В следующий раз поехал уже на счастье матери удачу искать. Да опять вернулся с убытком. В третий раз поехал на свое счастье. Все товары продал, но прибыли не получил.

Затужил Иван — нет удачи в торговле. Как жить дальше? А Безручка говорит:

— Попытай и мое счастье.

Собрал он остатки товаров и поехал.   Только на раз бойко пошла торговля. С большим- барышом вернулся Иван домой: на каждый рубль рубль прибыли получил!

— Ну, жена, — говорит, — большое у тебя счастье. Еще раз съезжу.

Разбогател Иван. Еще один магазин приобрел. Гово­рит отцу:

— Ты не стар еще. Торгуй здесь, а я поеду в другой город.

Уехал Иван и попал в тот самый город, где царство­вал Иван-царевич. Магазин поставил у самых царских ворот. Торгует, а народ к нему — как мошкара к свету. Нанял двенадцать приказчиков, чтоб деньги считать. Еще два магазина поставил. Уважаемым человеком в городе стал. Полюбился он Ивану-царевичу за честность и рас­судительность, за доброту и покладистый нрав. Пригла­сил он молодого купца к себе в царский дом гостем жить. Да не понравилось это царевой жене, невестке Безручки...

А сама Безручка тем временем родила мальчика. Вот и шлет отец Ивану письмо: «Приезжай посмотреть на сына». Да только не получил тот письма, перехватила его невестка, а купцу отписала от имени его сына: «Не нужна мне эта жена. Сейчас я с царем дружен. Не при­стало мне с безрукими якшаться. Прогоните ее из дому вместе с ребенком».

Очень расстроился купец. «Что случилось с сыном? — думает он. — Ведь так любил Безручку, а сейчас гонит». Да делать нечего. Привязал он внука к Безручке и про­водил ее со слезами.

Шла она, шла — пришла к ручью. Наклонилась по­пить, а ребенок и упал в воду. Заплакала она, заголоси­ла, а сделать ничего не может — рук-то нет. Вдруг на другом берегу ручья показался старик:

— Сунь руки в воду и вытаскивай ребенка, —говорит он.

— Да как же я вытащу, коль рук у меня нет? — пла­чет Безручка.

А старик на своем стоит.

Вот сунула она обрубки в воду, потянулась к сыну и достала его, — выросли руки, стали как прежде.

Долго ли, коротко ли скиталась Безручка по свету, но пришла все же в город, где торговал ее муж и где жил ее брат — царевич. Стучится к брату:

— Пустите нищенку переночевать.

Не пускают. Походила она вокруг дома и снова сту­чит:

— Пустите. Пожалейте хоть вы, люди добрые, коль судь­ба меня не жалеет. Мне много места не нужно, только то, что сама займу, да ребеночек, да котомка.

Пожалели нищенку, пустили в дом. Глядит на нее Иван-царевич и думает: «Что-то уж больно похожа эта нищенка на мою сестру. Только сестра-то безрукая...» Глядит на нее муж и думает: «Вылитая жена, только с руками да с ребенком».

Вот и говорит ей Иван-царевич:

— Нищие всегда много сказок знают. Не расскажешь ли нам какую? Уж очень хочется сказочку послушать.

— Рассказать могу. Да не будете ли сердиться на мою сказку?

— Нет, не рассердимся.

— Ну, так слушайте, да не перебивайте. «Жил царь с дочкой и сыном. Перед смертью наказал он детям жить в дружбе, почитать друг друга. Так они и жили, пока не женился царевич на дочке полковника. А та очень зави­довала их дружбе, вот и решила она извести царевну. Прирезала как-то всех кур, а мужу говорит: «Смотри, что твоя сестра наделала!» А он отвечает: «Ничего, это не наш капитал. Наживем еще». В следующий раз прире­зала она уток, потом гусей, овец, коров, лошадей, а у му­жа один ответ: «Не наш капитал...» Тут невестка до то­го рассердилась, что сына собственного убила. А мужу советует: «Отруби за это сестре руки и пусти ее на все четыре стороны». Брат так и сделал...»

— Отрубил? — в волнении закричал царевич.

— Не сердись и не перебивай, иначе не буду расска­зывать, — говорит нищенка.

— Продолжай, — отвечает ее муж. — Очень уж инте­ресная сказка.

— «Брела, брела сестра с отрубленными руками по лесу — вышла к городу. И очень есть захотела. Забрела в сад и съела яблоко. Увидел ее в саду купеческий сын, привел к отцу. А тот пожалел безрукую девушку и оста­вил при доме, чтоб она скотине корм задавала. Понра­вилась она купеческому сыну. Всех прочих невест отверг он, а на ней женился».

— Женился? — воскликнул муж ее.

— Не сердись и не перебивай, иначе рассказывать не буду.

— Рассказывай, — просит Иван-царевич. — Интересная сказка.

— «Стал купеческий сын ездить с товарами, да куда ни поедет — все с убытком возвращается. Попробовал на счастье безрукой жены торговать — тут и улыбнулась удача, большой барыш получил. Отца оставил он при ста­ром магазине, а сам поехал с новым в другой город. А в это время жена его сына родила. Вот зовет его старик-отец на сына полюбоваться, а в ответ приходит письмо: «Гоните ее вместе с сыном прочь, не пара она мне». Прогнали ее из дому, сына кушаком к ней привязали. Шла она, шла, пить захотела. Наклонилась над лесным ручьем, а сын и выпал прямо в воду. Стала она доставать его, тянула, тянула обрубки — и выросли у нее новые руки, достала ребенка со дна. Вот он, тот ребенок, ползает у моих  ног».

Узнали тут брат и муж свою сестру и свою жену в этой нищенке, обрадовались. Приветили ее, приласкали, повинились перед ней. А злую невестку, убившую своего сына, привязали к лошадиному хвосту, провели по всему горо­ду и пустили в чисто поле, чтоб разнес, развеял конь ее по клочкам во поле, чтоб и памяти не осталось.

Так-то вот, навредишь другому — самому хуже будет!

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Солдатская сказка

Прослужил солдат двадцать пять лет. Везде по­бывал, всего повидал. Прошел срок службы, и отправился он домой. А в кармане-то всего-навсего три копейки. Купил солдат на эти три копейки ладану в монастыре. Зашел в лесок, набрал хворосту, разложил костер и ладан в огонь положил. И пошел тут сладкий дух во все стороны. Донеслось благоухание до бога на небе.

— Что за приятный запах! — молвил он ангелу. — Поди, узнай, кто зажег ладан.

Слетел ангел на землю, видит — солдат сидит у кост­ра, ладан сыплет в огонь.

— Что ты тут делаешь, солдат?

— Ладан жгу. Было у меня три копейки. Что на них купишь? Вот и потратил я деньги на ладан. Приношу дар
богу, иного дать ему не могу.

Узнал об этом бог и снова посылает ангела на землю:

— Передай солдату, чтоб он шел в город, к большому мосту. Будут проплывать под тем мостом три рыбы. Пер­вых двух солдат пусть не трогает, а третью должен пой­мать.

Пришел солдат в город, сел под .мост, как ангел нака­зывал, и ждет. Вот появилась первая рыба длиной в пол­тора аршина. Появилась и исчезла. Вторая рыба проплы­ла, она была длиной в сажень. А тут и третья рыба пока­залась, самая большая — в полторы сажени. Когда про­плывала она мимо солдата, он легонько коснулся рукой ее спины, и превратилась рыба в прекрасную девушку.

— Что же нам делать? — затужил солдат. — Куда ид­ти? Дом-то мой совсем развалился, наверное.

— Не тужи, — ответила девушка. — Куда ты пойдешь, туда и я следом. Что ты будешь делать, то и я буду.

И пошли они в город искать работу. Долго искали, наконец нанялись к одному купцу сторожить его сад. Хо­зяин отвел им маленький домик, и стали они жить как муж и жена. И все бы хорошо, да решили купец с при­казчиком извести солдата, отобрать у него красавицу же­ну. Призывают они его к себе и говорят:

— Узнай, солдат, откуда и куда солнце ходит, далеко ли оно от нас и каково по величине. Да пусть само солн­це под всем этим подпишется.

Затужил солдат, вернулся домой в слезах.

— Что случилось? Почему ты плачешь? — спрашивает жена.

— Да как тут не заплакать. Задал мне купец трудную задачу — обмерять солнце, да чтоб оно само под этим подписалось.

— Не тужи, это мое дело. Ложись лучше спать. Утром, когда солнце только-только   начало   всходить на небосклон, молодая жена открыла окно и сказала:

— Сестрица моя старшая, подойди ко мне. Опустилось солнце, село на подоконник:

— Зачем ты позвала меня, сестрица?

— Скажи мне, откуда и куда ты ходишь, какова вели­чина твоя, и как далеко в небо забираешься.

Ответило солнце, а солдат отнес его ответы купцу. Очень удивился купец и тут же послал его с этими же вопросами к месяцу. Только месяц оказался братцем прекрасной девушки и тоже дал ответ. Стали купец с при­казчиком голову ломать, что бы такое придумать, чтоб извести солдата. И придумали.

— Скажи, когда твой отец в загробный мир ушел? — спрашивает приказчик у купца.

— Уж двадцать пять лет с тех пор прошло.

— Вот и пошлем солдата к нему, пусть принесет от­цов именной перстень. Уж оттуда-то он не выберется.

Передали солдату приказ купца, затужил он. Прихо­дит домой в слезах. Выслушала его жена и говорит:

— А вот это твое дело, ты сам его должен выполнить. Только пойдешь не один, а с приказчиком. Когда опусти­тесь в загробное царство, вначале пойдете направо, затем прямо, потом свернете налево и увидите ледяную гору. На нее вам не подняться. Но будет сидеть на склоне го­ры ворон. Обратитесь к нему за помощью, он поможет.

Все так и случилось. Перебрались солдат с приказчи­ком через ледяную гору. За горой три дороги расходятся в разные стороны. Куда идти? Сели на распутье отдох­нуть. Только сели — промчалась по дороге тройка. И кри­чали они, и руками махали, но тройка не остановилась. Снова присели — опять тройка летит мимо. Тогда вышли они на дорогу, дождались следующей тройки и ухватили ее под уздцы. Встали кони, глядь, а это и не кони сов­сем, а люди. И в корень запряжен как раз купцов отец.

— Что вам надобно? — спрашивает ездок.

— Твой коренник нужен, — отвечает солдат.

— А кто ж его заменит? Мне ехать нужно.

— Вот этого запрягай, — сказал солдат и подтолкнул к ездоку приказчика.

Тут же запрягли его, и тройка умчалась. Остались сол­дат с отцом купца на развилке одни. О чем они беседова­ли — неизвестно. Но перстень именной старик отдал сол­дату. А тут и тройка подкатила, и снова запрягли старого купца.

А солдат с приказчиком вернулись домой и рассказали купцу все, что видели. Солдат добавил еще, что старик передал с ним наказ сыну: людей не обижать, чужого добра не брать, а свое раздать бедным. Самому купцу жить подаянием, ходя из дома в дом. Не то не миновать ему участи отца.

Испугался купец, раздал все свои товары беднякам. А дом с надворными постройками отдал солдату и его молодой жене. Вот так!

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.