Царская шапка с тремя крестами

У одного царя нежданно-негаданно пропа­ла ночью шапка с тремя крестами. Ну искал же он ее! Сыск нарядил — а все без толку, не может найти.

Проходил   этими   местами   солдат,  зашел   в кабак, выпил, услышал про шапку и с пьяной-то головы расхвастался — найду шапку.

Доложили об этом царю. Вызывает он солдата и спрашивает:

— Найдешь ли? Не зря ли хвастаешься?

— Найду. Только снаряди меня в путь-дорогу. Дай три корабля. В первом буду я с солдатами, во втором — провиант на три года, в третьем — порох и прочее огнен­ное зелье.

Снарядил царь корабли. Поплыли. Вот море минова­ли, пристали к чужому берегу. Отправились вглубь неве­домой страны. Версты три прошли — стоит дом, окружен забором в сажень высотой, ворота заперты. Стучат, сту­чат — никто не открывает. Перелезли они тогда через за­бор, заходят. В горнице сидит девица — сестра сатаны, точит нож, у ног ее змей лежит, свернувшись кольцами. Солдат и спрашивает:

— Зачем ты нож точишь?

— Вас зарежу.

— Не режь нас. Лучше в карты сыграем. Обыгра­ешь — делай с нами что хочешь. Проиграешь — отдавай царскую шапку.

Согласилась дочь сатаны, достала карты. Начали иг­рать, а солдат и говорит:

— Э-э, разве это карты? Вот у меня карты так кар­ты.

— Сходи, принеси, — просит она.

— Нет, не пойду. Ты обмануть меня хочешь, Вот дай в залог царскую шапку — тогда пойду.

Отдала она шапку. А солдат быстрее к кораблям. Якоря поднимает, паруса распускает. Увидела это деви­ца в окно, поняла, что обманул ее солдат. Посылает в погоню змея:

— Разбей корабли солдата-обманщика.

Увидел солдат, что змей вдогонку летит, отцепил один корабль. Ударил змей этот корабль — на дно пустил. Отцепляет солдат второй корабль, что с порохом, ставит на него капсюль. Ударил змей в корабль — порох взор­вался и отбросил его на двадцать пять верст. Опять до­гоняет змей солдата. А тот спустил с последнего корабля маленькую лодочку, сел в нее с товарищами и гребет к ближайшему берегу. Разбил змей и последний корабль, а разбив — повернул обратно.

Вышел солдат на незнакомый берег, увидел дом, за­шел. А там сидит на лавке косой сатана и нож точит.

— Зачем нож точишь? — спрашивает солдат.

— Тебя резать. Зачем обманул мою сестру? Теперь с жизнью прощайся.

— Разреши мне, сатана, помолиться перед смертью.

— Молись, пока я нож точу.

Начал солдат молиться, а сам на косого поглядывает:

— Помоги мне, бог-спаситель! Сколько хромых, не­мых, слепых и косых я вылечил...

Услыхал сатана, спрашивает:

— А меня сможешь вылечить? Если сможешь — отпу­щу.

— Это мне — раз плюнуть, — отвечает солдат. — Неси сорокаведерный котел с краном, олово, сорок бычьих кож, два пуда шпилей и сто кирпичей.

Принес все это сатана. Солдат разложил кирпич на полу, развел огонь на нем, повесил над огнем котел, по­ложил в котел олово.

— Ложись, — говорит, — косой, под кран.

Лег сатана глазами под кран. А солдат накрыл его сорока шкурами, прибил эти шкуры шпилями к полу, сбе­гал в подполье и загнул там концы шпилей. После этого и говорит:

— А ну, косой, пошевелись изо всей силы. Попытался сатана — не смог и чуть-чуть шевельнуть­ся.

— Теперь лечить буду, — сказал солдат и отвернул кран. А сам побежал прочь. Потекло горячее   олово на   глаза сатане, закричал он, рванулся от страшной боли и ярос­ти — разорвал сорок шкур.

— Все двери, все ворота, закройтесь-захлопнитесь! — кричит.

Захлопнулись все двери и ворота. Только и успел сол­дат в козий хлев забежать. Ищет его сатана, оба глаза его лопнули, шкура с морды слезла. Зайдет он в одну дверь, все ощупает — идет в другую. А солдат в это вре­мя поймал козу, зарезал ее, а шкуру на себя натянул. Зашел сатана в хлев, стал шарить. Да попался ему в ру­ки козел. Очень не любил козел, когда его за ноги хва­тают — боднул сатану. Тот рассердился, выкинул его че­рез забор, а за ним и козу, в шкуру которой спрятался солдат — раз козла выбросил, так и коза не нужна.

— Спасибо, сатана, — крикнул из-за забора солдат. — Прощай. Теперь я тебя от косоглазия навсегда вылечил!

Заревел от злости сатана, говорит солдату:

— Погоди радоваться, попадешь еще к моей младшей сестре. Не миновать тебе ее дома.

И точно, пришлось зайти и в ее дом. Видит солдат, сидит в горнице девушка-красавица, точит нож.

— Зачем нож точишь, красавица?

— Тебя резать. Обидел ты мою сестру, брата покале­чил...

— Они сами виноваты, — отвечает солдат. — Не встре­тили меня, не приветили, а сразу за нож. И ты тоже так же меня встречаешь. Лучше бы накормила, напоила, спать уложила. Ты девушка красивая, пригожая, я б те­бя замуж взял. Пойдешь ли?

Согласилась девушка. Стали жить вместе. Полгода проходит, год пролетает — родила девушка мальчика. А солдат все думает, как бы домой подобру-поздорову уб­раться. Вот построил он лодку, снарядил ее и говорит жене:

— Я поеду сегодня рыбачить, не скоро вернусь. Взял он царскую шапку, сел в лодку, да только поня­ла жена, что уезжает он насовсем, заголосила:

— Не уезжай! Разве плохо мы жили? Разве я тебе не нравлюсь, разве сын не нравится?

Ничего не ответил солдат. Тогда подняла она ребенка и говорит:

— Вернись, пожалей сына. Посмотри на него! Не повернулся солдат.

— Ах, так! — крикнула жена. — Тогда получай своего ребенка!

Взяла она ребенка и посадила на маленькую дощечку, оттолкнула дощечку от берега:

— Бери!

Но не взял солдат ребенка, а оттолкнул дощечку вес­лом к берегу.

—  Твоя взяла, — пробормотала жена. — Теперь ты свободен. А если бы взял руками — остался здесь навеки.

Переплыл солдат море. Пошел берегом. Вот и вечер наступил. На земле спать боязно, звери дикие вокруг бродят. Видит, дуб стоит. Пошел к нему. Смотрит, вокруг дуба пыль лежит — десять саженей в длину, четверть ар­шина в глубину. «Что это такое? — думает он. — Откуда здесь столько пыли?»

Залез на дуб, сидит. В полночь подошел к дубу лев, а немного погодя подлетел тот самый змей, что утопил ко­рабли солдата. И стали они биться. Землю когтями роют, только пыль летит кругом. «Кому помочь? — думает сол­дат. — Льву или змею? Змей топил корабли, погубит он меня. Помогу лучше льву».

Спустился он тихонечко с дуба и отрубил голову змею.

— Спасибо, солдат, — говорит лев. — Помог ты   мне.

Каждую ночь бились мы здесь вот уже двенадцать лет и двенадцать суток. И никто победить не мог. Теперь проси за помощь все, что хочешь!

— Ничего я не возьму, — отвечает солдат. — Отвези только меня к царю.

— Хорошо. Вот отдохну немного и отвезу. Только ни­кому не говори, что на мне ездил. Скажешь — съем.

Привез солдат царю его шапку с тремя крестами. По­лучил щедрые награды и генеральский мундир. Да скоро в кабаке все пропил. И осталось ему только вспоминать о своих приключениях. Забыл он наказ льва и пробол­тался:

— Эх, — говорит. — Прокатился я однажды! Десять тысяч верст за полчаса одолел.

— Кто же вез тебя так? — спрашивают.

— Лев, — отвечает солдат.

Вышел он из кабака, а лев уже тут сидит.

— Проболтался? — спрашивает. — Съем я тебя. — Не ешь. Дай еще хоть месяц пожить.

— И дня не дам.

— Так хоть полдня дай.

Дал ему лев полдня. Солдат закупил десять пудов меду, десять ведер вина, цепь трехпудовую, молот пудовый
и привез все это в назначенное львом место.

— Угостись, прежде чем меня есть, — предлагает. Съел лев десять пудов меду, выпил десять ведер ви­на, захмелел.

— Прилягу пока, отдохну, — говорит.

Заснул лев, а солдат привязал его цепью за шею, под­нял над ним молот и заплакал. Услышал лев его плач, проснулся, спрашивает:

— Что плачешь, солдат? Жалко с жизнью расставать­ся?

— Нет, мне тебя жалко, — отвечает солдат. — Ты спьяну приказал привязать тебя цепью и ударить моло­том по голове.

Задумался лев, а потом и говорит:

— Ладно. Пусть будет так, будто я тебе ничего не говорил, и ты ничего обо мне не рассказывал.

Ушел лев, а солдат и по сей день здесь живет.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Солдат-лекарь

Однажды занедужила царская дочь: тает, сохнет день ото дня, словечка вымолвить не может. Призвал царь заморских лекарей. Наехали лекари со всех концов. Навезли три воза ле­карств. Но не помогли царевне ни заморские лекари, ни их лекарства. Тогда старик водовоз, который возил на царскую кух­ню воду с реки, посоветовал царю:

— Надо солдат поспрашивать, они люди бывалые, мо­жет, кто из них и возьмется вылечить твою дочь.

Собрал царь на площади свое войско и спрашивает:

— Эй, солдаты, кто из вас возьмется вылечить мою дочь? Кто вылечит, тому пожалую большую награду.

Один солдат выступил из рядов и говорит:

— Ваше царское величество,   дозвольте, я попробую.

— А сумеешь ли? — спрашивает царь.

— Сумею или нет — не знаю, а попытаться надо, не пропадать же девке, — отвечает солдат.

Повели солдата во дворец. Глянул он на царевну и сразу понял, что болезнь у нее не простая, что тут без нечистой силы не обошлось.

— Чтобы вылечить твою дочь,—говорит солдат царю,— требуется мне десять рублей денег.

— И ста рублей не жаль, только вылечи, — ответил царь и приказал выдать из казны десять рублей.

Взял солдат деньги, пошел на базар, купил карман орехов, потом зашел к самому лучшему в городе кузнецу.

—  Смастери мне, — говорит солдат кузнецу, — желез­ного человека с пружиной, чтобы он руками мог двигать. И еще отлей полсотни чугунных орехов.

Выковал ему кузнец железного человека, отлил полсот­ни чугунных орехов. Насыпал солдат в один карман про­стых орехов, в другой — чугунных, погрузил железного че­ловека на телёгу и привез в царский дворец.

Железного человека он поставил в комнате, через ко­торую был ход к больной царевне, а сам завалился на кровать, лежит и орехи щелкает.

Наступила ночь. Вдруг слышит: кто-то стучится в дверь.

Солдат спрашивает:

— Кто там?

Голос из-за двери отвечает:

— Гости пришли.

— Гостям всегда рад, — сказал солдат и открыл дверь.

Вошел в комнату черт, рогатый, с хвостом. Этот черт каждую ночь царевну пугал, от такого страху царевна и занемогла.

— Ты, солдат, зачем сюда пришел? — спрашивает черт.

— А ты сам-то зачем пожаловал? — закричал солдат. — Что тебе здесь надо? Вот я тебе покажу.

Поплевал солдат на ладони, засучил рукава. Оробел черт и говорит:

— Потише, потише, солдат.

— Не могу потише! — кричит солдат. — Когда я сер­дит, мне все нипочем, да я сейчас сам не знаю, что с то­бой сделаю!

Совсем перепугался черт.

— Ну успокойся, успокойся! — просит солдата.

— Не могу успокоиться, — отвечает солдат. — Давай в шашки сыграем, тогда, может быть, успокоюсь.

Договорились играть так: кто проиграет — тому щелчок в лоб.

Начали игру. Солдат играет, а сам достает из кармана по орешку и грызет.

— Дай, солдат, и мне орехов погрызть, — просит черт.

— Погрызи, — сказал солдат и отсыпал черту пригорш­ню чугунных орехов.

Положил черт чугунный орешек в рот, а разгрызть не может.

А солдат знай себе скорлупу выплевывает и над чер­том посмеивается:

Эх  ты, вздумал со мной в шашки тягаться, а сам орех разгрызть не можешь!

Играли, играли, наконец солдат выиграл.

— Ну, теперь держись! — говорит солдат черту. — Разобью тебе лоб!

Поплевал солдат на ладони, засучил рукава. Задрожал черт — вспомнил, как солдат с орехами управлялся, — и просит:

— Солдатик, ты полегче щелкай.

— Не могу полегче. Очень уж я разошелся.

— Ну, хоть немножечко полегче.

— И немножечко не могу. Вот мой хромой брат, что в углу стоит, тот может полегче ударить. Разве его попро­сить?

— Сделай милость, солдат, пусть твой брат щелчки бьет, — просит черт.

Подвел солдат черта к железному человеку, нажал пружину.

Стукнул железный человек своим железным кулаком черта по лбу — пролетел черт через всю комнату, выско­чил за дверь и удрал.

Прибежал черт домой и жалуется:

— Пошел я сегодня в царский дворец царевну пугать, а там солдат! Да такой сердитый, еле ушел от него жи­вым.

Тогда старший черт—кривые рога — приказывает мо­лодым:

— Завтра пойдете в царский дворец втроем.

На вторую ночь заявилось во дворец трое чертей.

— Что ты здесь делаешь, солдат? — спрашивают.

— А вам что здесь надо? — закричал на них солдат.— Сейчас я вам задам трепку!

— Ну, потише, потише! — успокаивают его черти.

— Не могу потише, — отвечает солдат. — Если хотите, чтобы я успокоился, давайте играть в шашки.

Начали черти играть с солдатом. Опять договорились играть на щелчки.

Солдат играет и орехи грызет, а черти на него глаза таращат. Завидно им стало, просят солдата:

— Дай нам орехов!

— Нате, — отвечает солдат, — грызите! — И отсыпал каждому по полной пригоршне чугунных орехов.

Солдат один за другим орехи щелкает, а черти и одно­го ореха разгрызть не могут.

Играли-играли, и солдат выиграл.

— Ну, подставляйте лбы! — говорит солдат.

Черти перетрусили, а вчерашний битый черт подсказы­вает:

— Просите, чтобы сам не бил, а брата заставил.

— Солдат, сделай милость, не бей сам, заставь брата щелчки бить! — просят черти.

— Ладно, пусть будет по-вашему.

Подвел он чертей к железному человеку, нажал пружи­ну. Ударил железный человек кулаком одного, другого, третьего, черти и с ног долой, а как опомнились немного, давай бежать без оглядки!

Воротились они домой, рассказали старшему черту все, как было, и тогда черт говорит:

— Завтра все вместе пойдем.

Наступила третья ночь, опять заявились гости в цар­ские покои. Впереди старший черт — кривые рога, за ним все остальные толпятся.

— Что ты здесь делаешь, солдат? — спрашивает стар­ший черт. — Как ты посмел моих младших братьев бить?

— Я и тебя сейчас поколочу! — закричал солдат.

— Потише, потише, солдат! — говорит старший черт.

— Я потише не могу, — отвечает солдат. — Если хо­чешь, чтобы я успокоился, давай в шашки играть.

На этот раз договорились играть на три щелчка. Солдат играет и орехи грызет, скорлупу по углам расплевывает, а чертям опять дал чугунных орехов и старшему тоже дал. Сунул старший черт в рот чугунный оре­шек, да не разгрыз, только зуб сломал.

— Эх ты, — говорит ему солдат. — Ореха раскусить не можешь, а еще со мной играть сел.

Играли играли, и солдат обыграл старого черта. Обыграл и давай чертей стращать:

- Вот сейчас я вам лбы поразбиваю!

Старший черт испугался и просит:

— Бей, солдат, потише!

— Не могу, — отвечает солдат. Побитые черти подталкивают старшего:

— Проси, чтобы он заставил бить щелчки своего брата.

— Солдат, не бей сам,— просит старший черт, — заставь брата щелчки бить!

Согласился солдат.

Ударил железный человек своим железным кулаком старшего черта в лоб в первый раз — у черта рог обло­мился, со второго щелчка черт на ногах не удержался, а с третьего вылетел за дверь и убежал без оглядки. А за ним убежали и остальные черти.

Запер солдат за ними дверь, лег и заснул.

Утром приходит царь:

— Как дела, солдат?

— Ничего, спасибо.

Пришел царь к дочери, та уж совсем от страха опом­нилась и говорить начала.

Дал царь солдату двадцать пять рублей и говорит:

— За такую твою услугу я даю тебе отпуск от службы, гуляй, солдат, сколько хочешь...

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Солдат и Азырен *

Долго воевал солдат в чужих краях. Службу нес исправно, пулям не кланялся, в походах не уны­вал, смерти не боялся. Бывало, станут докучать ему старые раны, и Азырен тут как тут: «Плохи твои дела, служивый».

А солдат услышит  звук  трубы — и снова в строю.

Шли годы, отвоевался солдат, пришло ему время воз­вращаться домой. Много верст прошагал, а устали не по­чувствовал. Знамо дело, возвращается в родные места.

Наконец и родная деревня показалась. Подошел сол­дат к своему дому, а его никто не встречает. Толкнул дверь, вошел в избу. Видит: лежит брат в постели, а около него притаился Азырен с косой, глаз с больного не сводит.

— Здравия желаю, старый  знакомый! — поздоровался солдат с незваным гостем. — Ты зачем в наш дом пожа­ловал?

— Вовремя ты явился, служивый, — отозвался Азырен. — Твой брат уже одной ногой в моем царстве.

— Ну что ж, со временем все там будем, — заметил солдат. — Только ты, старый, на войне побывал, а устава не знаешь. Если человек отправляется в твое царство, он должен иметь при себе домик из дубовых досок.

— Правда твоя, — с неохотой отозвался Азырен. — Даю отсрочку на один день. Завтра приду за твоим бра­том.

Ушел Азырен, а солдат не стал терять времени, взялся за пилу и рубанок. К утру гроб был готов, обшил его сол­дат железом.

Рано утром зазвенела коса у порога, появился в избе Азырен.

— Вижу я, ты, солдат, хороший мастер,-— сказал он.— Домовину сделал крепкую, не поленился, железом обшил.

— Ты меня, пожалуй, перехвалишь, — ответил солдат. — Ложись-ка сам, посмотрим, надежно ли гроб сработан.

Отложил Азырен свою косу, улегся на жесткое ложе. А солдату только этого и надо. Захлопнул он крышку гроба да еще стянул его железными обручами.

— Не шути со смертью, — кричит ему зловещий Азырен. — Плохо это для тебя кончится.

— Ты рано пришел за моим братом, — отвечает сол­дат. — Отправляйся сам вместо него в свое царство.

Отвез солдат гроб к лесному глубокому озеру, опустил его на самое дно...

А у дома родного его встретил брат. Обнялись они и зажили счастливо. До сих пор живут.


* Азырен - смерть.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Огонь и человек

Один мужик облюбовал себе в лесу место под ржаное поле. Хорошее место — на холме, на южном склоне.

Стал мужик сводить лес, валить деревья, расчищать поляну.

С рассвета   дотемна   раздавался по лесу  стук его топора: тюк да тюк, тюк да тюк.

Сначала он срубил деревья, потом принялся корчевать пни.

А когда подошло время сеять рожь, оглянулся мужик и видит: сил положил много — места расчистил мало. С такого поля не прокормишься. Да еще бревна и пни надо с поля прочь убрать. Тоже работа нелегкая.

Сидит мужик под елкой и горюет.

Вдруг видит он: по лесу среди черных лип и белых бе­рез, среди желтых сосен и зеленых веток идет кто-то. Вро­де бы и человек, да чудной какой-то. Быстро идет, словно ветром его несет. Кафтан на нем алый, широкий, длинные-полы развеваются, белую подкладку кажут.

Приблизился он к мужику, остановился и говорит:

— Удачи тебе, мужик, в твоем деле. А что ты делаешь?

— Лес под поле свожу. Трудился, трудился не покла­дая рук — расчистил лишь малое место. С такого поля не прокормишься. Да еще надо бревна и пни убрать, тоже работа нелегкая.

— Хочешь, я тебе помогу?

— Помоги, приятель. Вдвоем больше сделаем.

— Я один управлюсь, а ты отойди в сторону. Мужик отошел в сторону, а тот распахнул свой алый кафтан, взмахнул широкими рукавами на белой подклад­ке, взмахнул алыми полами.

Стали рукава белым дымом, а полы алым пла­менем.

И тотчас же наваленный на поле сушняк задымился, полетели искры, забушевало пламя, охватило и пни, и бревна.

Мужик испугался.

«Высок его дым, остер красный язык, этак он и меня, съест, — подумал мужик. — Бежать надо».

Кинулся мужик прочь, да споткнулся о ведро с водой. Ведро опрокинулось, вода разлилась, пламя потухло.

Обернулся мужик, видит: вместо бревен и пней одна серая зола, а на поляне стоит тот, в алом кафтане, в сво­ем прежнем обличье и похваляется:

— Видал, как я с бревнами и пнями управился?

— Видал, — отвечает мужик. — Спасибо тебе. Да кто же ты такой будешь?

— Я — Огонь. И тебе спасибо, мужик, за угощенье: ведь для меня нет ничего лучше смолистой сосны и белой березы. Теперь ты приходи ко мне в гости. Угощу я тебя тем, чего ты никогда не едал: печеным да вареным.

Полетел Огонь дальше, а мужик распахал поле и по­сеял рожь.

Хорошо уродилась рожь. Осенью убрал ее мужик, смо­лотил, сложил в клеть.

«Теперь можно и в гости сходить», — решил мужик. Пришел он к Огню:

— Здравствуй, друг Огонь.

— Здравствуй, друг мужик. Садись за стол.

Уселся мужик, а Огонь выставил перед ним горячих блинов жареных да румяных пирогов печеных.

Очень понравились мужику блины и пироги. Правду говорят: жареный, да еще с маслом, и лапоть съешь.

Наелся мужик и завел беседу.

— Что-то ты, друг Огонь, вроде отощал, вроде помень­ше ростом стал.

— Как тут не отощаешь, когда в доме ни обеда, ни ужина: ни смолистых плах сосновых, ни белых поленьев березовых, ни даже щепы осиновой, — вздохнул Огонь.— Ежели я сегодня не подкреплюсь, то завтра мне придет конец.

— Зачем же тебе, друг, конца ждать? Пойдем ко мне, уж я найду, чем тебя попотчевать.

Пришли они к мужику. Наколол мужик сухих березо­вых дров для друга.

Набросился Огонь на поленья, вмиг спалил. От по­леньев осталась маленькая кучка пепла, зато Огонь сразу раздобрел, повеселел, алым румянцем заиграл и помирать раздумал.

— Давай, мужик, вместе жить, — говорит он. — Ты меня будешь кормить, а я на тебя работать.

Поставил мужик посреди своей деревянной избы каменные палаты — печку, и поселился Огонь в печке.

Так подружился человек с огнем. Огонь жарит блины, печет пироги, щи да кашу варит, в холодную пору согрева­ет, а человек заботится, чтобы всегда в доме были дрова.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Ненчык-патыр

Жили когда-то в одном селе старик и старуха, детей у них не было. Сильно горевали старик и старуха.

Говорит однажды старик:

— Давай, старуха, сделаем себе сына из теста.

— Давай, — согласилась старуха.

Замесила она тесто, вылепила из него человечка, за­вернула человечка в тряпицу и положила на печь.

Лежит человечек из теста на печке день, лежит дру­гой... А на третий день старик не вытерпел и говорит:

— Посмотри-ка, старуха, как там наш сыночек. И вдруг с печки послышался голосок:

— Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи, а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.

Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.

Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня. На тринадцатый день говорит старику и старухе:

— Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить. Пойду наймусь кому-нибудь в работники.

— Ведь тебе всего двенадцать дней,—сказал старик.— Куда тебе работать!

— Чую я в себе богатырскую силу, — отвечает ему мальчик. — Справлюсь с любой работой.

Нанялся он в батраки к одному злому и жадному бо­гачу. Богач задавал своему батраку столько работы, что и десятерым не справиться, а парень со всем один управ­лялся.

Прозвали люди сына старика и старухи за его силу Ненчык-патыр, что значит Богатырь из теста.

Ненчык-патыр трудится, ни от какой работы не отка­зывается, а время идет. И вот подошел срок расплачи­ваться хозяину с батраком за работу.

И тогда жадный хозяин, чтобы не платить, задумал по­губить Ненчык-патыра.

Думал-думал хозяин, как погубить Ненчык-патыра, и наконец придумал.

Позвал он его и говорит:

— Сходи на дальние поля и пригони оттуда моих овец. А на дальнем поле не овцы паслись, бродили там стаи голодных волков. Понадеялся, что голодные волки сожрут Ненчык-патыра.

Пришел Ненчык-патыр на дальнее поле.

— А ну, идите-ка сюда! — крикнул он волкам. — По полю бродите, хозяина забыли!

Окружили его голодные волки, зубами щелкают, вот-вот разорвут.

Выдернул Ненчык-патыр из земли березу с корнем и давай волков бить! Заскулили волки, поджали хвосты.

Погнал их Ненчык-патыр, как овечье стадо, на хозяй­ский двор.

Пригнал он волков к хозяйскому двору:

— Эй, хозяин, открывай ворота! Я твоих овец пригнал! Выглянул хозяин в окошко, увидел волков, затрясся от страха и забился в дальний угол, за печку.

— Заболел я, не могу выйти! — кричит хозяин из-за печки. — Открой сам ворота и загони овец в хлев.

Загнал Ненчык-патыр волков в хлев и улегся спать на сеновале.

Спит Ненчык-патыр, храпит на весь дом. А хозяину не до сна. «Ну и работник у меня! — думает хозяин. — Даже волки ему нипочем. Как же мне его извести?»

И придумал хозяин послать Ненчык-патыра в лес к медведям: уж медведи-то, решил он, не отпустят Ненчык-патыра живым.

— Сходи в лес, пригони оттуда моих лошадей, — прика­зывает хозяин Ненчык-патыру.

Пришел Ненчык-патыр в лес, поднял медведей из их берлог и погнал на хозяйский двор. Гонит да еще покри­кивает:

— А ну, идите домой! Хозяина своего забыли! Увидел хозяин, что Ненчык-патыр медведей гонит, убе­жал в избу, заперся на все запоры-засовы и кричит:

— Сам загоняй лошадей в хлев!

Загнал Ненчык-патыр медведей в хлев и пошел спать.

Крепко спал в эту ночь Ненчык-патыр, а хозяину не до сна. Позвал он соседей-богачей, стал у них совета про­сить.

Соседи присоветовали послать Ненчык-патыра к Чер­тову озеру: пусть его черти утащат.

Повеселел хозяин и говорит Ненчык-патыру:

— Года три назад ушел мой брат жить в Чертово озе­ро да с тех пор ни разу ко мне в гости не наведывался. Поди-ка разыщи его и позови ко мне на команмелна.

Пришел Ненчык-патыр на Чертово озеро.

Заросло озеро черной осокой, разлилось гнилой водой среди болота, затянулось мелкой ряской, а под ряской ко­лышется бездонная трясина.

Это озеро люди обходили за версту, а по ночам и за все десять.

Выскочил из воды старый лохматый черт, схватил Нен­чык-патыра, потянул в трясину. А Ненчык-патыр не под­дается. Стукнул он черта по лбу кулаком, встряхнул за шиворот, как котенка, и сказал:

— Нехорошо родных забывать! Брат тебя на коман­мелна зовет. А ну собирайся — пойдем в гости.

Увидел хозяин, что Ненчык-патыр возвращается жив-невредим да еще тащит за собой лохматого черта, зама­хал руками, закричал дурным голосом:

— Не хочет, видно, братец в гости идти. Не держи его! Пусть он в свое озеро возвращается!

Отпустил Ненчык-патыр черта и сказал:

— Ну, хозяин, кончился срок моей работы — теперь плати что полагается.

Делать нечего, пришлось жадному богачу расплачи­ваться с работником.

Расплатиться-то расплатился, а зло затаил.

Вернулся Ненчык-патыр в родной дом к отцу, к мате­ри, отдал им заработанные деньги, а сам пошел гулять на улицу.

Играли на улице дети хозяина-богача, беднякам-то не до игры — работать надо.

Подошел к ним Ненчык-патыр и попросил, чтобы при­няли ребята его в свою игру.

— Поймай летящую стрелу зубами—тогда примем! — отвечают, они.

Выпустил Ненчык-патыр стрелу из лука, прямо в синее небо. Унеслась стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Ненчык-патыр зубами.

— Теперь, — говорят ему хозяйские дети, — нырни в эту прорубь, отплыви на середину реки и разломай лед — тогда примем тебя в нашу игру!

Нырнул Ненчык-патыр в прорубь, проплыл до сере­дины реки, разбил головой толстый лед и вышел наружу.

— А теперь разбей каменную гору — тогда примем тебя в нашу игру!

Подошел Ненчык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой — качнулась каменная гора, пнул в другой раз — посыпались с горы камни. Семь раз пнул — рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Ненчык-патыра его богатырская сила.

Рассказали тогда дети своему отцу: нет уже у Ненчык-патыра его богатырской силы.

Обрадовался хозяин и приказал своим слугам вырыть яму глубиной в сорок саженей, а потом схватить Ненчык-патыра, связать его крепко-накрепко и бросить в ту яму.

Одни слуги побежали яму копать, другие набросились на Ненчык-патыра, связали ему крепкими ремнями руки-ноги и кинули в яму.

Лежит Ненчык-патыр в глубокой яме и день, и два, и месяц, смотрит в ясное небо.

Прилетела ворона, села на край ямы.

Говорит Ненчык-патыр вороне:

— Ворона, ворона, слетай к моему отцу, к моей ма­тери! Скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими рем­нями и бросили в глубокую яму, чтобы я погиб от голода.

Каркнула ворона в ответ:

— Не стану я звать твоего отца, не буду я звать твою мать! Умирай скорее — я тогда  выклюю тебе глаза.

Улетела ворона, прилетела сорока. Стал Ненчык-патыр просить сороку позвать отца с ма­терью.

— А мне-то какое дело! — ответила сорока. — Не полечу.

Летел мимо белый гусь.

— Эй, белый гусь! — крикнул Ненчык-патыр. — Лети к моему отцу, к моей матери, скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму. Хочет богач-хозяин, чтобы я погиб от голода и жажды. Уже недолго жить мне осталось! Пусть идут скорее, пусть приведут жирного быка, пусть принесут острый топор!

Поднялся гусь высоко в небо, полетел к старикам:

— Эй, дедушка! Эй, бабушка! Злые люди бросили ва­шего сына в глубокую яму. Зовет он вас на помощь. Ве­лит привести жирного быка и принести острый топор!

Заплакали старик со старухой и говорят:

— Не смейся над нами, гусь! Нашего сына нет в жи­вых, погубили его. Остались от Ненчык-патыра одни толь­ко косточки...

— Нет, не умер он, — ответил гусь. — Только спешите, уже недолго осталось ему жить.

Поверили старик со старухой гусю, пригнали к глубо­кой яме, где томился Ненчык-патыр, быка, принесли ост­рый топор.

Увидела старика со старухой ворона, закричала:

— Кар-кар! Идут отец и мать, гонят быка, несут топор. Если съест Ненчык-патыр быка — вернется к нему бога­тырская сила, и разрубит он топором свои крепкие путы.

Испугался хозяин, приказал слугам:

— Засыпьте яму доверху песком, завалите камнями — пусть Ненчык-патыр задохнется.

А старик уже столкнул в яму быка. Съел Ненчык-па­тыр быка, и вернулась к нему его богатырская сила.

Стали слуги заваливать яму песком да камнями, а ста­рик уже кинул в яму топор.

Разрубил Ненчык-патыр все путы, поднялся на ноги, вытолкнул песок с камнями и вышел из ямы.

Как увидел Ненчык-патыра жадный хозяин, перепу­гался, не знает, что делать, где спрятаться.

Побежал богач куда глаза глядят. Попалось ему на пути болото, и потонул он в том болоте.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.