Символизм русских народных сказок
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – это всё то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими увлекательными поворотами и персонажами. Дети приходят в настоящий восторг, путешествуя со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживая с ними их приключения. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это концептуальный, символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. Поговорим подробнее о символизме сказок, чтобы лучше понимать их глубокий смысл.
В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Герой сказки всегда находит границу, которая четко отделяет один мир от другого – зачастую этой определяющей чертой оказывается дремучий лес или домик на курьих ножках, в котором живет Баба Яга. Самой потусторонней реальностью является Тридесятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание, основная часть всех действий и приключений происходит именно там, то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной. Почему так сложилось?
Путешествие в потусторонний мир открывает герою много новых знаний, например, способность видеть и слышать неведомое и ранее неизвестное. Символически переход в «иной» мир означает смерть героя, древний обряд инициации. На это указывают и вещи, с которыми он переходит в другой мир – хлеб, посох, сапоги. Это те непременные атрибуты умерших, с которыми их провожали в другой мир. Только после такой символический смерти возможно возрождение героя в новом своем качестве. Ведь духовный, внутренний рост обязательно сопровождается смертью чего устаревшего, отмирания ненужного и отжившего. И герой возрождается – более мудрый, знающий то, чего ранее не знал и не ведал.
В связи с этим значим главный сказочный символ воскрешения – птица Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова. Этот образ считается мифологическим отражением процесса восхода и захода солнца, но если смотреть глубже, то Феникс является символом внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей. Также герои сказок зачастую оказываются перед загадкой: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». И они идут туда, «не знаю, куда». Что же это значит? «Туда, не знаю, куда» - это внутреннее, духовное путешествия героя вглубь себя. Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.
Как известно, в русских народных сказках всегда одерживает верх добро и свет. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Символами света и добра является соединение женского и мужского образа в сказке, то есть добро, свет – это гармония женского и мужского начала, основной закон природы. Сказка говорит о том, что только в единении мужского и женского, двух половин одного целого, возможна природная гармония. В единстве мужского и женского возможна победа над дисгармонией мира, над сказочным злом, нам темными силами.
Важны отдельные символические образы, которым наполнены русские сказки. Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.
Также важным образом является аленький цветочек из одноименной сказки. Как на востоке лотос является символом высшей духовности, которая только может и быть в мире, так и в русских сказках такую духовность несет в себе этот цветок, который позволено сорвать только редкому человеку с добрым сердцем и чистой душой, какой и оказывается героиня сказки - Настенька. Удивительно то, что аленький цветочек находится на острове посреди океана, в глубине густого леса. Сам этот дремучий лес – символическое отражение множества запутанных человеческих мыслей, которые сопровождают человека на протяжении его духовного роста, в процессе его продвижения по духовному пути. Как обычно в русских сказках, чистая любовь творит чудеса, и в сказке «Аленький цветочек» произошло удивительное превращение чудища лесного в прекрасного принца.
Интересен и образ Солнца, которое символизирует душу человека, душу всего живого, это выражение мужского сильного начала, мудрого и красивого; ещё это источник плодородия, как первооснова крестьянского быта, и величайшая духовная ценность. Также символическим отображением души является образ Снегурочки в русской сказке. Но человек – всё-таки дитя Солнца, творческое начало, и только он обладает силой любви, которая всё, что угодно, может наполнить жизнью.
Яблоко в русских народных сказках выступает символом бессмертия и вечной молодости. В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» яблоки являются универсальным «лекарством» от старости. В других сказках яблоки также обладали волшебными свойствами, преображающими жизнь человека, символизировали собой мудрость и молодость.
Очень интересна символика чисел в русских народных сказках. Как известно, в них преобладают цифра три и цифра семь. Показателен вопрос выбора трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно три? Причем расположены они по возрастающей опасности: «Направо пойдешь коня потеряешь, прямо пойдешь голову потеряешь, налево пойдешь и коня и голову потеряешь». Третий путь заключает в себе первые два, и герой всегда выбирает самый трудный, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.
Также в сказках часто встречается упоминание цифры семь – "за семью дверями, за семью замками...", "цветик - семицветик". Цифра семь – снова обозначение этапов пути к самому себе, ключи к достижению высшей мудрости. Эти этапы: здоровье физического тела и единение с ним; внутренняя «искра»; принятие и любовь ко всему вокруг; ум-разум; сознательность; сверхсознание. После прохождения всех этих этапов человеку открывается высший уровень – ясновиденье, это и будет ключ номер семь. В нумерологии зашифрован глубокий смысл познания человеком себя и мира, а в русских народных сказках вопрос духовного роста, обретения мудрости, стремления к добру и свету оказывается первостепенным.
Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки - не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
Докучные сказки
«А сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи!», - ждут с нетерпением слушатели. «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?», - упорно продолжает рассказчик. «Скажи же!» - «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?». Слушатели ждут продолжения, но продолжения не будет - сказка ходит по кругу и все не заканчивается. И это будет тянуться до тех, пока любители сказок ни поймут, что над ними подшучивают, проверяют их сообразительность. Такова особенность докучных сказок.
Говорят, докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ: «Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?». И вот снова слушателей разыграли, ведь докучная сказка – это такая шутливая отговорка, с помощью которой сказочник отмахивается от докучающих ему любителей сказок. Так, слушатели докучают сказочнику своими бесконечными просьбами о всё новых и новых сказках, а сказочник докучает слушателям все новыми и новыми повторениями одних и тех же предложений. «Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...», - начинает он и резко замолкает. «Ну вот!, - жалуются слушатели, - начал, заинтересовал, а дальше не рассказываешь» - «Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!».
Как видим, в докучной сказке много раз воспроизводится одна и та же часть текста, причем количество повторений одной и той же фразы может быть бесконечным. Это зависит только от желания рассказчика и от терпения слушателей. Всё это создает иллюзию длительности сказки, хотя основная часть повествования и сам сюжет не развиваются, действующие лица статичны, почти неподвижны. Начало внезапно оказывается концом, а конец – началом. Отдельные элементы сказки крепятся друг к другу с помощью дополнительных вопросов («Сказать сказку…?»), на которые слушатель дает утвердительный ответ, или специальных фраз («Не начать ли сказку сначала?», «Не сказать ли сказку с конца?»), после которых снова идет повтор уже знакомых нам элементов.
Многие исследователи и разборчивые слушатели воспринимают докучные сказки, как «ненастоящие», как пародии на народную сказку. И это действительно так – здесь пародируется сам механизм построения сказочного повествования. Такая сказка, по сути, не привносит никакой новой информации, а только знакомит с техническим принципом повторения, который обеспечивает обманчивый эффект бесконечности. После ещё одной порции долгих уговоров сказочник начинает другую свою сказку:
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
И очень скоро мы понимаем, что эта одна из тех докучных сказок, которые не имеют ни начала, ни конца. Например, всем известная «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, в землю закопал, надпись написал: у попа была собака…». Эти сказки можно продолжать бесконечно, повторяя одну и ту же часть снова и снова. Динамика сказки все больше нарастает, и остановиться бывает непросто. Всем известное название одной из самых популярных докучных сказок - «сказка про белого бычка» - превратилось даже в устойчивую крылатую фразу, в поговорку, которая означает очень длинную и весьма занудную историю.
Таким образом, докучная сказка – уникальное в своем роде фольклорное явление русской культуры. Это не только развлечение для заинтересованных слушателей, но ещё и интересная языковая игра без конца и края, которая показывает в действии принципы построения волшебной сказки. Она использует традиционные формулы, стандартные зачины, присказки, концовки, характерные для русской народной сказки. И очень скоро докучная сказка разоблачает сама себя, резко заканчиваясь или бесконечно повторяясь, с помощью чего и забавляет, и приводит в восторг многих юных слушателей.
Положительные персонажи-животные в русских народных сказках
Животные персонажи русских народных сказок представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. Стоит отметить, что характеристика животных в сказке отличается склонностью к типизации образа, то есть героя ярко выделяет какое-то одно качество, присущее человеку. Например, заяц всегда трусливый, а кот олицетворяет справедливость. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.
Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.
Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» - петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.
Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная эволюция образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.
Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).
Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики» и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки - и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.
Персонажи-животные в русских народных сказках
Сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса»), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц»). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь - липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Страх смерти в сказках Андерсена
Сказки Андерсена создают свой особый мир, полный необычных волшебных сюжетов и образов. Это, пожалуй, единственный сказочник из Дании, чьи произведения так широко известны у нас на Родине. «Русалочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине» - эти сказки Андерсена знает каждый. Ганс Христиан Андерсен с детства представляется нам добрым сказочником, однако, многие его произведения затрагивают глубинные и очень редкие для детской аудитории темы. У известного датского писателя это сказки про смерть и бессмертие.
Вспомним некоторые сказки Андерсена. Всем знакомая «Русалочка» детально раскрывает нам тему вечной жизни и смерти. Как мы знаем, у этих волшебных существ, живущих на дне морском и наделенных рыбьим хвостом, нет бессмертной души. В отличие от человека, чья душа живет вечно, и даже после того, как тело умирает, она улетает на небо, к бесконечным мерцающим звездам. Грустен удел Русалок – по прошествии всей жизни стать лишь пеной морской. И всё-таки есть одна возможность получить долгожданное бессмертие – если Русалочку из сказки Андерсена самозабвенно полюбит человек, желанная часть человеческой души перейдет ей. Как мы помним, принц не разглядел её чувств, не полюбил всей душой. И вроде судьба ей – исчезнуть, обратиться в пену и бесконечно жить в океане. Но неразделенная жертвенная любовь помогла Русалочке превратиться в дочь воздуха, подняла ее на небеса, и это было высшей наградой за все пережитые ею страдания.
Смерть в сказке Андерсена неотделима от рождения, это постоянные метаморфозы, вечный круговорот, в котором есть место и испытаниям, и душевной радости. Например, в одной из историй лён много раз умирает и снова возрождается в новом обличье.
Карающим и наказывающим началом может выступать смерть в сказке. Высокомерная девочка Инге из сказки Христиана Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб», чтобы перейти через лужу, не запачкав свои башмачки, бросила в неё белый хлеб и в наказание провалилась под землю. Сказочник рисует перед нами одну из самых суровых своих картин - вариант ада, в котором мучаются грешники. Инге пришлось долгие годы стоять на этой самой булке хлеба, не смея пошевелиться, мучаясь от голода и от своей бесконечной злобы, обжигаясь слезами, которые мать проливала по ней на земле. Как видим, в сказках Андерсен весьма строг к своим героям - спесь и высокомерие не приносят им ничего хорошего, в то время как милосердие и доброта возрождают человека к жизни и помогают ему. Или возносят его на небеса, как было в сказке «Кое-что».
«Ангел» представляет нам баюкающий и добрый образ смерти в сказке. Когда на Земле умирает доброе дитя, с неба к нему спускается ангел, берет его на руки и облетает с ним все его любимые места. По пути они собирают огромный букет цветов, который берут с собою на небо. Бог целует тот цветок, который ему покажется красивее всех, и цветок обретает голос и может присоединиться к хору небесных духов.
Смерть в сказках Андерсена часто связана с мотивом молчания или онемения. Герои по каким-то причинам не могут выразить себя, они тем самым дают своеобразную плату или таким образом подвергаются испытанию. Свой чудесный голос отдала Русалочка ведьме за то, чтобы хвост её превратился в две чудесные ножки. Птичка, в которую превратилась Инге из сказки «Девочка, наступившая на хлеб», первое время тоже долго не могла петь, а лишь наблюдать и пытаться искупить свою вину.
Сказки про смерть у Андерсена тесно связаны с темой христианства. Христианскими мотивами пропитана, например, всем известная «Снежная королева», но русский перевод этой сказки Христиана Андерсена почти не сохранил религиозную направленность. Символически покои Снежной Королевы изображают безжизненное пространство, вариант загробного мира, полный признаков смерти – лед, снег, замерзшее озеро, холод и пустота. Умерший, попадающий в загробный мир, тут же забывает всех, кто остался в мире живых – Снежная Королева целует Кая, и он забывает Герду и своих родных. И в мире живых его воспринимают как умершего. Здесь потусторонний мир является отражением мира чистого разума, абсолютной рациональности, душевной холодности. Только горячие искренние чувства могут растопить лёд, вывести героя отсюда. Так и здесь – смерть в сказке переплетается с темой любви, способом возрождения души. Живой, преисполненный любви герой может вернуть умершего в царство живых.
Такие сказки Христиана Андерсена, как «Красные башмаки», «Анне Лисбет», «Дочь болотного царя» также поднимают эту тему. Смерть в сказках появляется в совершенно разных обличьях. Это может быть добрая бабушка из истории «Девочка со спичками», которая забирает свою замерзшую внучку на небо. В этой сказке про смерть образ её ласковый, он дарит покой и переносит в лучший и более теплый (во всех смыслах) мир.
Сказки Андерсена учат детей не бояться этой темы. Андерсен не идеализирует эту тему - образ смерти в сказках суров и справедлив, он карает тех, кто не соблюдает нравственные законы, и баюкает, окружает лаской тех, кто этого заслуживает своими добрыми делами. Сказки Христиана Андерсена помогают ребенку преодолеть страх смерти не в одиночку, а в форме легкой игры. Взрослым же атмосферные сказки Андерсена отрывают целый символический мир, наполненный смыслами и ответами на важные вопросы.