Страх смерти в сказках Андерсена
Сказки Андерсена создают свой особый мир, полный необычных волшебных сюжетов и образов. Это, пожалуй, единственный сказочник из Дании, чьи произведения так широко известны у нас на Родине. «Русалочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине» - эти сказки Андерсена знает каждый. Ганс Христиан Андерсен с детства представляется нам добрым сказочником, однако, многие его произведения затрагивают глубинные и очень редкие для детской аудитории темы. У известного датского писателя это сказки про смерть и бессмертие.
Вспомним некоторые сказки Андерсена. Всем знакомая «Русалочка» детально раскрывает нам тему вечной жизни и смерти. Как мы знаем, у этих волшебных существ, живущих на дне морском и наделенных рыбьим хвостом, нет бессмертной души. В отличие от человека, чья душа живет вечно, и даже после того, как тело умирает, она улетает на небо, к бесконечным мерцающим звездам. Грустен удел Русалок – по прошествии всей жизни стать лишь пеной морской. И всё-таки есть одна возможность получить долгожданное бессмертие – если Русалочку из сказки Андерсена самозабвенно полюбит человек, желанная часть человеческой души перейдет ей. Как мы помним, принц не разглядел её чувств, не полюбил всей душой. И вроде судьба ей – исчезнуть, обратиться в пену и бесконечно жить в океане. Но неразделенная жертвенная любовь помогла Русалочке превратиться в дочь воздуха, подняла ее на небеса, и это было высшей наградой за все пережитые ею страдания.
Смерть в сказке Андерсена неотделима от рождения, это постоянные метаморфозы, вечный круговорот, в котором есть место и испытаниям, и душевной радости. Например, в одной из историй лён много раз умирает и снова возрождается в новом обличье.
Карающим и наказывающим началом может выступать смерть в сказке. Высокомерная девочка Инге из сказки Христиана Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб», чтобы перейти через лужу, не запачкав свои башмачки, бросила в неё белый хлеб и в наказание провалилась под землю. Сказочник рисует перед нами одну из самых суровых своих картин - вариант ада, в котором мучаются грешники. Инге пришлось долгие годы стоять на этой самой булке хлеба, не смея пошевелиться, мучаясь от голода и от своей бесконечной злобы, обжигаясь слезами, которые мать проливала по ней на земле. Как видим, в сказках Андерсен весьма строг к своим героям - спесь и высокомерие не приносят им ничего хорошего, в то время как милосердие и доброта возрождают человека к жизни и помогают ему. Или возносят его на небеса, как было в сказке «Кое-что».
«Ангел» представляет нам баюкающий и добрый образ смерти в сказке. Когда на Земле умирает доброе дитя, с неба к нему спускается ангел, берет его на руки и облетает с ним все его любимые места. По пути они собирают огромный букет цветов, который берут с собою на небо. Бог целует тот цветок, который ему покажется красивее всех, и цветок обретает голос и может присоединиться к хору небесных духов.
Смерть в сказках Андерсена часто связана с мотивом молчания или онемения. Герои по каким-то причинам не могут выразить себя, они тем самым дают своеобразную плату или таким образом подвергаются испытанию. Свой чудесный голос отдала Русалочка ведьме за то, чтобы хвост её превратился в две чудесные ножки. Птичка, в которую превратилась Инге из сказки «Девочка, наступившая на хлеб», первое время тоже долго не могла петь, а лишь наблюдать и пытаться искупить свою вину.
Сказки про смерть у Андерсена тесно связаны с темой христианства. Христианскими мотивами пропитана, например, всем известная «Снежная королева», но русский перевод этой сказки Христиана Андерсена почти не сохранил религиозную направленность. Символически покои Снежной Королевы изображают безжизненное пространство, вариант загробного мира, полный признаков смерти – лед, снег, замерзшее озеро, холод и пустота. Умерший, попадающий в загробный мир, тут же забывает всех, кто остался в мире живых – Снежная Королева целует Кая, и он забывает Герду и своих родных. И в мире живых его воспринимают как умершего. Здесь потусторонний мир является отражением мира чистого разума, абсолютной рациональности, душевной холодности. Только горячие искренние чувства могут растопить лёд, вывести героя отсюда. Так и здесь – смерть в сказке переплетается с темой любви, способом возрождения души. Живой, преисполненный любви герой может вернуть умершего в царство живых.
Такие сказки Христиана Андерсена, как «Красные башмаки», «Анне Лисбет», «Дочь болотного царя» также поднимают эту тему. Смерть в сказках появляется в совершенно разных обличьях. Это может быть добрая бабушка из истории «Девочка со спичками», которая забирает свою замерзшую внучку на небо. В этой сказке про смерть образ её ласковый, он дарит покой и переносит в лучший и более теплый (во всех смыслах) мир.
Сказки Андерсена учат детей не бояться этой темы. Андерсен не идеализирует эту тему - образ смерти в сказках суров и справедлив, он карает тех, кто не соблюдает нравственные законы, и баюкает, окружает лаской тех, кто этого заслуживает своими добрыми делами. Сказки Христиана Андерсена помогают ребенку преодолеть страх смерти не в одиночку, а в форме легкой игры. Взрослым же атмосферные сказки Андерсена отрывают целый символический мир, наполненный смыслами и ответами на важные вопросы.