Какая вещь ценнее?

Жили-были муж и жена. И была у них единственная дочь-красавица.

В один и тот же день и в один и тот же час пришли к ней свататься три юноши. Все сыновья знатных алдаров, молодей к молодцу и собой хороши.

Не знает девушка, кого из них выбрать: один другого лучше.

Тогда отец ее говорит юношам:

- Все трое вы - мои дорогие гости, все трое мне по душе и дочери моей по нраву. С каждым я был бы рад породниться. Решим же дело по справедливости. Чтобы ни перед кем из вас не считал я себя неправым... Вот вам по тысяче рублей. И каждый пусть купит по одной вещи, да такой, чтоб обладала чудесным свойством. Кто сумеет найти самую ценную вещь, за того и дочь отдам.

Отправились три юноши, сыновья троих знатных алдаров в путь. Не жалели они ни сил своих, ни умения. Весь белый свет объездили и купили: один - ковер, другой - зеркало, а третий - бокал.

Кто знает, как встретились женихи на обратном пути, только собрались они вместе и говорят:

- Каждый из нас купил по одной вещи. Давайте же откроем друг другу, каким свойством обладают наши вещи.

Первым рассказал тот, у кого был ковер.

- Если сядешь на ковер, то в один миг доставит он тебя хоть на край земли.

Тот, кто владел зеркалом, молвил:

- Если посмотришь в это зеркало, то увидишь под небом все, что только захочешь.

Третий юноша, владелец бокала, сказал:

- Стоит только испить из этого бокала умирающему, и он станет живым и здоровым.

- А не посмотреть ли нам в зеркало? Что делает сейчас девушка, на которой каждый из нас хотел бы жениться? - сказали они.

Посмотрели юноши в зеркало и увидели: умирает девушка.

Тотчас сели они па ковер, и не успели слово сказать, как оказались возле умирающей.

Тот, кто владел бокалом, дал ей испить из него, и тут же девушка встала живая и здоровая да расцвела ярче прежнего.

Вот собрались мудрецы решать: кто из юношей более достоин ее руки, чья вещь была самой ценной.

- Не будь зеркала, - сказали они, - не узнали бы юноши о ее болезни, не будь ковра - не застали бы они ее уже в живых, не будь бокала, так и ушла бы она в царство мертвых.

И до сих пор решают люди и решить не могут, какая же из вещей была самой ценной.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Сны малика

Однажды приснилось малику - великому князю, будто на стене его комнаты висит шашка. Собрал малик весь свой народ и потребовал растолковать его сон. Но никто не смог объяснить смысл такого сна. Из всех людей малика забыли позвать самого бедного в его стране человека. Малик послал своего работника за бедняком, и тот со страхом пошел к нему.

Бедняк проходил по тропинке; из-под большого камня высунула голову змея и спрашивает бедняка:

- Что с тобой, добрый человек, какая забота тревожит тебя?

Бедняк рассказал змее:

- Иду я к малику. Он видел сон, и никто из его людей не смог растолковать его сон. Теперь послал он и за мной.

Мудрая змея говорит бедняку:

- Этот сон никто из людей не сможет растолковать. Я раскрою тебе значение сна малика, только ты потом отдашь мне долю тех подарков, которые получишь от малика.

- Отдам тебе хоть все, - сказал бедняк. И змея объяснила ему смысл маликова сна.

Пришел бедняк к малику, и тот говорит ему:

- Ты должен объяснить мне значение моего сна. Бедняк начал смело и уверенно:

- Я не буду занимать тебя длинным разговором, а скажу тебе прямо: твой сон означает то, что скоро тебе придется воевать с твоим врагом.

Малик поблагодарил бедняка за большую услугу и отдал ему лучшую из своих шести шашек и другие ценные подарки.

Пошел бедняк с большой радостью домой. Когда он дошел до камня и увидел змею, греющуюся на солнышке, выхватил подаренную ему маликом шашку и погнался за ней. Змея успела нырнуть в норку под камнем, но он успел шашкой отсечь ей кончик хвоста. Понес бедняк домой все подарки малика и был очень весел и доволен собой.

Во второй раз малик видел во сне висевшую на стене его комнаты лисью шкуру. Собрал опять малик своих людей, но никто не разгадал его сна. Послал он опять за бедняком.

Идет бедняк к малику с большой тревогой. "Не имею никакого понятия об этом сне и что скажу малику, - думает про себя бедняк. - Если я и встречу змею, она все равно не поможет уже мне, потому что я отрубил у нее кончик хвоста..."

Пошел бедняк все-таки по той дороге, где встретилась ему змея первый раз. Змея боится выползти из своей норы, но говорит оттуда бедняку:

- Куда же ты опять идешь, бедняк?

- Будь проклят этот малик! - отвечает бедняк. - Он опять видел сон и потребовал меня к себе, а я и понятия никакого не имею о его сне.

И змея снова говорит бедняку:

- Я бы объяснила тебе значение этого сна, но ты опять обманешь меня.

Бедняк дал обещание змее, и она сказала ему тайну сна малика. Предстал бедняк перед маликом и говорит ему:

- Твой сон о лисьей шкуре означает то, что люди будут лгать и обманывать друг друга.

Малик поблагодарил опять бедняка и отослал его домой с большими подарками. На этот раз бедняк совсем не пошел по той тропинке, возле которой жила змея - обманул ее.

Малик видел третий сон: будто на стене его комнаты висела овечья шкура. Опять никто из его людей не объяснил малику значение сна. Бедняк не явился к малику и на этот раз, и малик заставил своих работников привести его силой. И пошел бедняк опять через то место, где жила змея. Змея и на этот раз обратилась к нему:

- Не бойся, бедняк, я не оставлю тебя в беде, расскажи мне о своем горе.

- Мне снова нужна твоя помощь, - говорит бедняк змее. - Малик опять видел сон, а я и понятия не имею о его значении.

Змея объяснила бедняку значение и этого сна, и он, как прежде, предстал перед маликом и говорит ему:

- Твой сон не требует длинного разговора: овечья шкура означает то, что в будущем люди будут жить в дружбе, не будут обманывать друг друга, настанет хорошая жизнь, люди будут счастливы.

На этот раз малик наделил бедняка таким богатством, которое он погрузил на нескольких арбах и повез домой. На этот раз вернулся по дороге, которая проходила возле жилища змеи. К новым подаркам малика он добавил и те, которые он получил от малика за первые два сна. Свалил он все перед норкой змеи и сказал ей:

- Благодаря твоей помощи получил я эти богатые подарки, и поэтому они принадлежат тебе. Если ты дашь и мне что-нибудь, то спасибо тебе за это.

- Мне ничего из всего этого не нужно, - говорит змея бедняку. - Но я все-таки хочу объяснить тебе точное значение каждого сна малика. Висящая на стене шашка в первом сне малика означает опасное время. Время, когда ты погнался за мной с обнаженной шашкой, было для меня опасным; я еле спаслась бегством. Висящая на стене лисья шкура означает то, что люди, подобно плутовке-лисе, обманывали друг друга. Висящая на стене овечья шкура означает то, что люди станут тихими и мирными, полюбят друг друга, жизнь их улучшится. Потому ты и принес мне свои подарки, полученные за раскрытие тайного смысла снов малика.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Сын бедняка и богач

В ветхой сакле жили муж и жена. Долго не было у них детей, и только на десятом году супружеской жизни родился сын. Назвали его Батрадзом.

Батрадз оказался чудесным ребенком. Днем он рос на вершок, а ночью- на два вершка. Через год Батрадз стал помогать своим родителям: дрова поколет, принесет воду из речки, печь затопит или подметет двор. Родители не могли нарадоваться и благодарили бога за такого сына.

Скоро Батрадз понял, что родители его очень бедны. Сел он однажды у порога, опустил голову, задумался. Увидела мать своего пятилетнего сына грустным и спрашивает его:

- О чем ты, сын мой, печалишься?

Батрадз поднял голову и тихо ответил:

- Дорогая моя мать, прошу вас с отцом, отдайте меня в батраки к алдару.

Мать удивилась, подумала, а потом снова спрашивает сына:

- Зачем же, сыночек, ты хочешь идти к алдару? Ведь ты еще мал, какую ты работу сможешь выполнять? А ведь алдар жестокий и злой.

- Не беспокойся, я смогу выполнять всякую работу, - ответил Батрадз.

Как ни старались родители развеселить сына, мальчик становился все мрачней и все упорнее просился к алдару. Делать нечего - пришлось отвести Батрадза к алдару.

Посмотрел на него алдар и спрашивает:

- А сколько ему лет?

- Пять, - отвечают родители.

Разозлился богач и закричал:

- Как вы смеете шутить надо мной, ведь вашему сыну не меньше пятнадцати лет!

- Не сердись, славный алдар, мне в самом деле всего пять лет, - сказал Батрадз.

Снова взглянул алдар на мальчика, удивился, а потом, подумав немного, спрашивает:

- А что ты умеешь делать?

- Могу дрова колоть, воду носить, двор убирать, а когда чуть подрасту, смогу делать все, что прикажешь, - ответил Батрадз.

Подумал-подумал алдар и говорит:

- Ладно. Если хорошо отработаешь год, дам твоим родителям трех баранов и три пуда кукурузы, а если нет, то выпорю тебя и прогоню. Согласен?

- Согласен, - ответил Батрадз.

На том и сговорились. Батрадз остался у богача, а родители с болью в сердце вернулись домой.

Дал алдар Батрадзу дырявую шубенку, старую овчинную папаху, полуизношенные арчита (Арчита - кожаные чувяки наподобие лаптей) и отвел ему уголок в хлеву. Вместо матраца бросили ему солому. И стал Батрадз работать у злого алдара. Вставал он рано, ложился поздно, а кормили его чуреком и сывороткой.

Что только ни прикажет алдар, Батрадз мигом все выполнит. Даже в лес посылали его за дровами, и Батрадз возвращался раньше взрослых мужчин. Алдар был доволен своим батраком, а жители удивлялись силе Батрадза.

Шло время, каждый год отдавал Батрадз родителям свой заработок: трех баранов и три пуда кукурузы.

Но однажды задумался он и говорит алдару:

- О, почтенный алдар, ведь я работаю в твоем доме за пятерых, почему же ты не платишь мне впятеро больше?

Алдар нахмурился, подумал-подумал, а потом сказал:

- Хорошо. Отныне я буду давать тебе каждый год пятнадцать баранов и пятнадцать пудов кукурузы, только будешь выполнять все, что я тебе прикажу.

- Поклянись при народе.

- Клянусь именем своего отца, - сказал алдар.

На следующий день богач вызвал Батрадза и говорит ему:

- Ты помнишь наш уговор?

- Помню, - отвечает Батрадз.

- Так вот, в течение недели скоси все луга, чтобы стада мои были обеспечены на зиму сеном, - приказал богач.

- Хорошо, - сказал Батрадз и вышел во двор. Из пяти кос он сделал себе одну косу и отправился на работу.

Через день жена алдара вбегает в дом и спрашивает мужа:

- Ведь ты послал Батрадза на сенокос?

- Да! - ответил алдар.

- Так пойди посмотри, как он спит себе в хлеву!

- Ага! - радостно воскликнул богач. - Не смог! Пусть теперь он целый год работает бесплатно! - и заторопился в хлев.

Прибежал он в хлев и видит: в самом деле Батрадз спит на соломе крепким сном.

От крика алдара Батрадз проснулся, протер глаза, посмотрел удивленно на богача и спрашивает:

- Что случилось, алдар?

- Спишь! А луга кто скосит? Проиграл?!

- Нет, алдар, все сделано. Не веришь - посмотри, а мне уж позволь отдохнуть, уговор дороже денег, - сказал Батрадз и повернулся на другой бок.

Не поверил алдар: ведь луга его десятки косарей за десять дней не скашивали! Быстро оседлал коня и поскакал в поле. Приехал и видит: все его луга скошены.

Вернулся богач домой, рассказал все жене, досадует:

- Как же теперь быть? Я дал ему недельный срок, а он скосил все за день. Кто же теперь уберет сено, ведь оно все попреет?

- Напрасно горюешь, муж, - сказала жена. - Скосил, так пусть теперь и уберет.

Когда богач сказал об этом Батрадзу, тот ответил ему:

- Хорошо, уберу твое сено за два дня да еще и во двор привезу, только дай мне за это десять арб, десять баранов и столько же кукурузы.

Думали-думали муж и жена, делать нечего, пришлось согласиться. Не за два дня, а за один день было сложено сено в стога во дворе алдара.

Удивляется народ силе Батрадза, а алдар горюет.

- Не доброе это дело, - говорит он жене, - по двадцать пять овец и по стольку же пудов кукурузы давать каждый год. Всего десять лет мальчишке, а ростом - великан! Что же будет с нами, когда он возмужает?

Думали и рядили муж с женой, как бы избавиться от Батрадза и, наконец, решили обратиться к ведунье. Ведунья сказала им:

- У Белой горы растет березовый лес, а в лесу том есть грозный сторожевой. Никто еще не вернулся оттуда живым. Пошлите своего батрака туда и избавитесь от него.

Как посоветовала ведунья, так и было сделано. На двух быках отправился Батрадз в дальний лес. Кто знает, сколько он ехал, но вот показались стройные березы. Батрадз распряг своих быков и начал рубить деревья. Ударил топором посильней, и вдруг слышит страшный шум. Оглянулся и видит: на него, ломая кусты, несется громадный кабан с острыми блестящими клыками.

- Что за собака, что за осел посмел рубить мой лес! - человеческим голосом закричал кабан.

- И собака ты сам, и осел! - ответил Батрадз и приготовился к схватке, подняв свой огромный топор.

От голоса Батрадза ослаб кабан, но, собравшись с силами, бросился на него. Батрадз изловчился и стукнул кабана топором по голове. Кабан упал замертво.

Сложил дрова Батрадз, запряг быков, привязал убитого кабана к арбе и поволок его к селу.

Солнце склонилось к западу, и злой алдар радовался, что избавился от своего опасного слуги.

Вдруг на улице раздался шум, послышались голоса:

- Спасибо, спасибо, Батрадз! Ты избавил нас от злодея! Отныне дорога к березовому лесу свободна!

Распахнул алдар ворота, увидел Батрадза и от изумления так и замер.

- Прости, алдар мой, что я немного опоздал. Виноваты твои быки, им этого кабана тащить вместе с возом трудно было...

Хозяин поспешил скрыть свое недовольство и похвалил Батрадза за богатую добычу.

- Не зря называют тебя молодцом! Такого кабана еще никто из жителей окрестных сел не видывал! - сказал он.

Шли дни за днями, Батрадз все мужал, и жители села все больше гордились им, зато богач становился все злей и мрачнее. Жена алдара решила еще раз обратиться к ведунье. Приняв богатые подарки, ведунья долго думала, шептала что-то и, наконец, сказала:

- У подножия Черной горы растет дремучий лес, в том лесу есть неведомый всемогущий владелец. Никто из людей не смел туда ступить ногой. Притворись больной и скажи, что спастись от смерти ты можешь только съев печень тура, убитого в том лесу. А за туром пошли Батрадза.

Как договорились, так и сделали. Долго шел Батрадз, вот, наконец, и дремучий лес. Вынул он из колчана стрелу, приготовил веревку для аркана, как вдруг услыхал страшный рев. Оглянулся Батрадз и видит: на него с раскрытой пастью несется огромный тигр.

Не растерялся Батрадз, быстро подбежал к огромной чинаре и в тот миг, когда чудовищный зверь готов был наброситься на него, ловко спрятался за дерево, а сам накинул на шею тигра аркан. Тигр рванулся в сторону, но аркан не пустил его. Тогда титр заговорил человеческим голосом:

- Не убивай меня, Батрадз, и я выполню любое твое приказание.

- Уговор дороже жизни. Не убью. Но за это ты пойдешь со мной в селение алдара. Никого не трогай, кроме злодея-алдара.

- Слушаюсь тебя, - ответил тигр.

Батрадз освободил зверя, и они отправились к селению. Жители села, завидев страшного зверя, в испуге разбегались и прятались, но тигр никого не трогал. Когда же в дверях богатого дома показался алдар, тигр прыгнул на него и разорвал его на части.

Собрал Батрадз всех жителей села, раздал им поровну богатства алдара и сказал:

- Отныне живите вольно и счастливо! - А сам вернулся к родителям.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Кто сильнее?

У Узека была одна корова. Она телилась в году семь раз, и каждый год в доме Узека росло семь телят. А молока эта корова давала так много, что в доме Узека некуда было уже класть круги сыра и горшки масла. А сыворотки было столько, что она вместо воды могла вертеть мельничные жернова.

Что было, как было, никто не знает, но в один год корова Узека отелилась уже не семь, а всего один раз. Этот один теленок сосал столько молока, сколько до него сосали семь телят. Поэтому он вырос таким большим волом, что когда пасся в долине, то доставал траву и на вершине горы.

Однажды, когда этот вол пасся в долине, с высокой скалы поднялся большой орел, широкими кругами спустился в долину, всадил свои крепкие когти волу в бока, поднял его и понес. Носит орел вола и нигде не может его опустить: опустит на гору - она не выдерживает его, опустит на скалу - она превращается в пыль. Ничто не может выдержать вола - такой он большой, тяжелый.

В полуденный зной овцы пастуха отдыхали на берегу Терека. Лежит себе козел-вожак и жует свою жвачку. В тени его рогов лежал на спине и отдыхал пастух.

Орел, делая большие круги, медленно опустился на берег Терека, сел со своей ношей на рога козла и стал разрывать и есть вола.

Кто знает, как это произошло, но из когтей орла выпала лопаточная кость вола и попала в глаз пастуху, лежавшему в тени рогов козла.

На крик пастуха прибежали, кто с лопатами, кто с граблями, все жители села. Пастух открыл свой глаз, и из него лопатами и граблями выгребли лопаточную кость вола.

Никто не знает, сколько времени пролежала эта кость на берегу Терека, но пролежала так долго, что покрылась землей, и на ней выросла густая трава. Место это было таким ровным, что на берегу реки и на лопаточной кости разместилось большое селение.

Однажды ночью, когда в селении все спали, по окраине села в надежде найти пищу бежала лиса. В чашечке лопатки вола она нашла небольшие куски мяса. Это оказалось присохшее к кости сухожилие. Лиса вцепилась зубами в мясо и начала его дергать, но не могла оторвать от кости. Тогда она его дернула так, что кость сдвинулась с места. Лиса оттащила ее в другое место.

Как было не удивиться людям, когда утром проснулись они не там, где стояло их селение, а в другом месте.

- Что за чудо совершилось за ночь? Как мы очутились здесь, кто перевез сюда наше селение? - говорили они.

Чтобы узнать, кто это сделал и чтобы его поймать, жители селения стали ночью охранять свое селение.

В одну ночь лиса снова пришла в селение и начала опять дергать воловью лопаточную кость, на которой стояло селение. Охранники увидели лису и убили ее. Они начали сдирать с лисы шкуру. Когда они содрали шкуру с одного ее бока и хотели перевернуть ее на другой бок, то не смогли это сделать.

Утром самая молодая в селе невестка с двумя ведрами пошла по воду. Когда она дошла до лисы и увидела, что мужчины ничего не могут сделать с лисой, она стукнула ее носком своего чувяка; лиса перевернулась на другой бок, и невестка одним рывком содрала шкуру с лисы.

Кто прочитает эту сказку, пусть узнает, кто сильнее всех: орел, пастух, козел, лиса или невестка.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Небесное зеркало

Жили-были бедные муж и жена. У них был единственный сын. Однажды мальчик и говорит своим родителям:

- До каких пор будем бедствовать? Отпустите меня в путь-дорогу. Кто знает, может разживусь чем, избавимся от бедности.

Родители сначала не хотели отпускать сына, потом согласились.

Мать приготовила сыну еду, весом легкую, но вкусную и сытную. Сын попрощался с родителями и пошел счастья искать.

Шел сын бедняка, шел, кто знает сколько, но вот больше не осталось у него еды. Дошел он до леса, встречает волка и говорит ему:

- Волк, теперь тебе больше не уйти: съем я тебя.

- Не делай этого, - сказал волк, - лучше палкой почеши мне живот; я тебе в трудную минуту пригожусь.

Подумал сын бедняка и не стал есть волка, а погладил, почесал его своей палкой.

Отправился дальше. Смотрит, на дороге сидит орел. Орел попробовал улететь, но не смог.

- Орел, я тебя съем!

- Лучше подбрось меня в воздух, я улечу, а в трудную минуту пригожусь тебе, - сказал орел.

Сын бедняка подумал, подумал, подбросил орла вверх. Взмахнул орел могучими крыльями и улетел, а он пошел дальше своей дорогой.

Идет он, идет и видит: валяется на дороге лиса.

- Уж тебя-то я не отпущу, лиса, съем.

- Оставь, - говорит лиса. - Оттого, что съешь меня, долго сыт не будешь. Да кто знает, на пользу ли тебе лисье мясо? Лучше дай мне воды, быть может, и я пригожусь тебе в трудную минуту.

Подумал, подумал сын бедняка и сделал так, как просила лиса: напоил ее водою и отправился дальше.

Идет он, идет и, наконец, дошел до берега моря. Волны моря выбросили на сушу огромную рыбу. Сын бедняка подбежал к ней и только хотел ее схватить, чтобы съесть, как взмолилась она:

- Ой, не убивай! Пригожусь в трудную минуту, пожалей меня, брось в море.

Сын бедняка подумал, подумал, пожалел рыбу и столкнул ее в бушующее море.

Сколько еще прошел сын бедняка, кто знает, но добрался до деления богатого алдара. Здесь он зашел в самый крайний дом, где жила старуха-ведунья.

Усталый и голодный остановился сын бедняка у той старухи. Она угостила его, чем смогла, и говорит:

- К дочери нашего алдара приезжали из разных стран, близких и дальних, женихи, но никому она не сказала "да". А женихам велела отрубать головы и насаживать на колья плетня. Только на одном колу нет человеческого черепа.

- Так почему же она убила так много хороших людей, за то она так гневалась? - спрашивает сын бедняка.

А старуха отвечает ему:

- Она каждому жениху говорит, чтобы он три раза спрятался там, где хочет. Потом берет свое небесное зеркало и начинает искать. Если не найдет, то согласится выйти за него замуж, а найдет - отрубит ему голову и насадит на кол.

- Матушка, и я должен попытать счастья, - сказал сын бедняка.

На другой день он дал знать о своем желании в алдарский дом.

Дочь алдара призвала гостя старухи-ведуньи и рассказала ему, что он должен делать. Сын бедняка согласился и отправился к берегу моря. Вызвал огромную рыбу.

Великан-рыба спрашивает его:

- Что тебе нужно?

- Спрячь меня в такое место, чтобы никто не смог найти. Дочь алдара будет разыскивать меня своим небесным зеркалом, а ты сделай так, чтобы она не смогла отыскать меня, иначе мне смерть.

Рыба открыла пасть, проглотила сына бедняка и опустилась на дно моря.

Дочь алдара взяла небесное зеркало и начала искать юношу. Целый день она искала его, но никак не могла найти. А когда солнце заходило, дочь алдара все-таки нашла его. Большая рыба поднялась с морского дна, подплыла к берегу, и сын бедняка с хмурым видом отправился к дому алдара.

- Нашла меня? - спрашивает красавицу.

- Да, нашла, спрячься и завтра, - говорит она.

На другой день сын бедняка нашел орла.

- Помоги мне, добрый орел, - сказал он.

Орел посадил его на спину и перелетел через семь хребтов и там запрятал его под семью горами.

Дочь алдара опять взяла небесное зеркало, стала смотреть вокруг, искать сына бедняка.

- Смотри-ка, за семью хребтами, под семью горами его спрятал орел!

Только сказала она это, как орел поднял сына бедняка и опустил его около дома алдара.

- Ну, опять ведь разыскала тебя! - говорит красавица-девушка.

- Да, разыскала, - ответил он.

- Еще раз спрячься, последний раз, - говорит красавица-девушка.

Опечалился сын бедняка, вспомнил о волке и сказал:

- Где же ты, волк? Если хочешь мне помочь, то явись ко мне!

Волк прибежал к сыну бедняка и спрашивает его:

- Чем могу помочь, добрый юноша?

- Спрячь меня, да так, чтобы никто не нашел, не то если найдут, отрубят мне голову.

Волк понес его и запрятал в дремучем лесу под пнями.

Красавица-девушка взяла опять свое небесное зеркало и начала искать сына бедняка. Посмотрела она в небо, посмотрела под землю - нигде его нет. Посмотрела красавица в свое небесное зеркало и на черные горы, и на белые горы, но и там его не нашла.

Долго искала красавица-девушка, наконец, опять увидела его в небесном зеркале и говорит:

- Разыскала его! Вот он, в глубине дремучего леса, волк спрятал его под пнями.

Волк вытащил сына бедняка из-под пней и в один миг доставил к дому алдара, к красавице-девушке.

- Ну как, опять разыскала тебя? - спрашивает она.

- Да, опять разыскала, - ответил он, - а потому ты должна отрубить мою голову и украсить последний кол плетня. Но дай мне спрятаться еще один раз.

- Тому, кто имеет так много друзей на земле, в воздухе, в воде, среди птиц, рыб и зверей, конечно, можно спрятаться еще раз, - ответила девушка.

На другой день рано утром сын бедняка отправился в поле и зовет:

- Лиса, если ты не спасешь меня, я погиб!

Только позвал он, как лиса появилась перед ним.

- Чего тебе?

- Спрячь меня в такое место, чтобы дочь алдара меня не нашла.

- Идем к ее башне, - говорит лиса, - и там выроем яму. Ты спрячешься в той яме, я тебя накрою землей так, чтобы никто не узнал, что там копали. Сама я обернусь старухой, сяду сверху и буду прясть.

Как сказала лиса, так и сделала.

Красавица, дочь алдара, утром рано взяла небесное зеркало и стала искать сына бедняка. Где только ни ищет она его, найти не может. Солнце вот-вот зайдет. Вдруг посмотрела она вокруг своей башни и видит яму, на ней сверху сидит старуха и прядет, а в яме сидит сын бедняка.

Удивилась красавица: сколько женихов ни приходило к ней, но такого, как этот, она еще не видела. Каких только друзей нет у него, где только его не прячут!

Сын бедняка пришел в дом старой ведуньи и рассказал ей все, как было. Она пожалела его и говорит:

- Гость, будь сильным и не горюй.

- Как же мне быть? - спрашивает он.

- Окажи красавице, чтобы она еще раз позволила тебе спрятаться. Может, на этот раз тебя ждет удача. Попроси, не стесняйся.

Красавица-девушка еще раз позволила спрятаться сыну бедняка.

- Послушай, что я тебе скажу, - говорит старая ведунья. - Я тебя ударю войлочной плетью, и ты обратишься в кошку. Я зайду в башню, а ты за мной. Потом я уйду. Дочь алдара станет искать, но ты смотри с темной стороны зеркала, и она не найдет тебя.

Ударила она своего гостя, и он превратился в кошку. Со старухой-ведуньей прошла кошка в башню красавицы. Красавица-девушка взяла небесное зеркало и стала искать сына бедняка.

Сколько она ни трудилась, сколько ни искала его, но так и не смогла его разыскать. Последние лучи солнца погасли. Вечер наступил. Тогда красавица, дочь алдара, говорит:

- Не нашла я тебя больше. Иди, теперь я твоя!

К тому времени подошла старуха-ведунья, ударила плетью кошку и превратила в юношу.

Немало сокровищ дал алдар своей дочери, а добрая ведунья дала им свою чудесную войлочную плеть. Сын бедняка вернулся с женой-красавицей в отцовский дом.

Давно постарели его отец и мать, но он ударил их войлочной плетью, и тут же они стали молодыми, как раньше. Стали они жить долго-долго и счастливо.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112