Алдар и обманщик
Жил-был обманщик. Он обманывал богатых алдаров. Один алдар решил поймать обманщика и поехал на коне искать его.
За селением ему встретился бедняк, и он в нем признал обманщика, которого искал.
- Ты обманщик? - спрашивает алдар бедняка.
- Да, это ял - ответил тот.
- Тогда приходи вечером ко мне домой; если ты сумеешь меня обмануть, то получишь от меня ценные подарки, если же нет, то ты будешь наказан.
- Приду, - сказал обманщик.
Поехал алдар дальше по своим делам. А обманщик побежал в дом алдара к его матери. Старуха спрашивает его:
- Откуда идешь, мое солнце? Ты не из наших краев?
- Откуда мне быть из ваших краев, когда я только сейчас прибыл из страны мертвых. Кое-что мне нужно взять туда.
- О, мое солнышко, - обрадовалась старуха, - не знаешь ли ты моего сына Константина? Он тоже там.
- Как не знать, он живет рядом со мной. Сейчас он строит себе дом и просил меня зайти к вам. Ему нужны деньги, тысяча рублей. Очень они ему нужны. Но я не вижу алдара, его брата. Когда он придет? Мне надо торопиться.
- Подожди минуту, я сейчас сама тебе дам эти деньги, - сказала старуха и отдала обманщику деньги.
- Передай привет сыну, мое солнце, - говорит она ему на прощание.
- Хорошо, мамаша, передам, - сказал обманщик и был гаков.
Когда вечером алдар пришел домой, мать рассказала ему про деньги, которые очень нужны были ее сыну в стране мертвых, и она послала их через одного человека, который отправлялся туда.
Алдар все понял и погнался на коне за обманщиком. А тот догадывался, что алдар погонится за ним, поэтому зашел он на мельницу, переоделся в одежду мельника, вымазался в муке, а мельника спрятал. Прискакал туда алдар и спрашивает его:
- Куда девался здесь человек?
- Он залез вон на большое дерево и спрятался там среди листьев, - ответил обманщик.
- Подержи мою лошадь, я сейчас покажу ему!
Отдал алдар лошадь обманщику, снял одежду и обувь и тоже передал ему, сам полез на дерево.
Пока алдар добирался до середины, обманщик оделся в его одежду, вскочил на коня и говорит алдару снизу вверх:
- Ну как, алдар, не сумел я обмануть тебя? Ты поищи меня на дереве, а я поехал. - Хлестнул он коня и ускакал.
Алдар спустился с дерева, пошел домой, тут и спрашивает его мать:
- Как твоя поездка, сын, где твоя лошадь, одежда?
- Брат мой Константин на том свете очень нуждался в одежде и лошади, и я отправил их ему, - со злостью проворчал алдар.
«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112
Бедняк и черт
Жили-были бедняк и черт. Раз черт говорит бедняку:
- Хочу помочь тебе: возьми моих коз на время. Через несколько лет вернешь стадо, а приплод оставишь себе. Только с. таким уговором: не режь ни черную, ни белую, ни серую, ни пегую.
"Не родился я сыном своей матери Дзицца, если не перехитрю тебя, черт", - подумал бедняк и говорит:
- Хорошо. Я согласен. Беру твое стадо. Только запомни: не приходи за ним ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресенье.
На том и порешили.
Не один день прошел, не один месяц. Козы так расплодились, что бедняку некуда их девать. А какая от них польза, если ни одну из них не может он зарезать?
Вот, наконец, пришел срок. Черт от радости руки потирает.
- Ха-ха-ха! Огромное стадо у меня теперь.
Но не тут-то было.
Пришел он в понедельник за стадом, а бедняк ему:
- В понедельник нельзя - уговор-то забыл? Приходит во вторник - как пришел, так и ушел.
И в среду, и в четверг, и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье не дал ему стада бедняк!
Думай не думай, а делать что-то надо. Вот приходит опять черт к бедняку и говорит:
- Загадаю я тебе загадки. Отгадаешь - стадо твое, не отгадаешь - не видать тебе и захудалого козленка.
Задает черт первую загадку:
- Скажи, что значит один?
- Один - я сам, стою перед тобой.
- А два? Что значит два?
- Два моих черных глаза так зорко стерегли твое стадо, что волк и козлиного уха не унес.
- Три?
- Трехгранная стрела, выпущенная из рук удалого лаппу, долетает до небес, уходит и в подземное царство.
- Что четыре?
- Четыре ноги мчат резвого скакуна и в горах, и в долине.
- Пять?
- Пять моих проворных пальцев поймают даже рыбку в кипящем водопаде.
- Шесть?
- Имел бы я шесть десятков коз - не связывался бы с тобой.
- Семь?
- Семь раз ты хотел забрать свое стадо, семь раз уходил ни с чем.
- Восемь?
- Когда ты пришел в восьмой раз, я был далеко отсюда - в стране чудес Терк-Турк я странствовал.
- Скажи, а на чем ты реку переплыл?
- Поймал хромого комара, из ноговиц своих поводья смастерил, из шапки - седло, из ремня - уздечку. И вмиг перелетел он реку.
- Наверно, это не река была, а маленькая канавка?
- Не такая уж маленькая. Когда ее перелетает горный орел, то отдыхает на камне, что на самой ее середине.
- Какой же это орел, наверно, не больше мухи?
- Не такой маленький, как ты думаешь. Одним крылом укрывает селение нартов от грозы.
- Так селение, наверное, маленькое?
- Не такое маленькое: когда в середине села кричит осел, до окраины не слышно,
- Значит, осел маленький?
- Не такой маленький. Нес он через перевал три пуда соли, увидел на горе зайца и поймал его.
- Заяц был маленький?
- Из его шкурки старшему из нартов - Урузмагу - сшили шапку.
- Наверно, нарт был маленький?
- Какой он был маленький, если у его ног петух кукарекал, а он не слышал его.
- Видно, он был глухой.
- Какой он глухой? Когда в подземелье ругались два муравья, он слышал их.
- Значит, мудрый был.
- Какой мудрый: умер по своей глупости.
Черт уже не нашел, что сказать, и сдался. И стадо коз досталось бедняку.
«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112
Сказка о Кауне *
Жили-были муж и жена, и было у них двое детей, мальчик и девочка. Вскоре мать их умерла, и отец привел в дом новую жену. Мачеха невзлюбила сирот и говорит однажды мужу:
- Зачем они нам? Что мы с ними будем делать? Давай лучше зарежем их!
- Как это зарежем?! Ведь это же мои дети! - возмутился муж.
- Нет, надо их зарезать во что бы то ни стало! - и так донимала злая женщина мужа каждый день.
Наконец он не выдержал и сдался. Вот однажды отец дал детям деревянные ведра и велел наносить воды.
- Принесите воды побольше, ночью зарежем сылбик и налбик.
Дети обрадовались и побежали за водой. Встретила их колдунья, удивилась:
- Что это вы так много воды носите?
- У нас сегодня сылбик и налбик режут.
- А кого именно зарежут? Есть у вас корова и бык?
- Нет, - ответили дети.
- А, может быть, у вас есть овца и баран? - спросила их колдунья.
- Нет, - снова сказали в замешательстве дети.
- Тогда, вероятно, у вас завелись петух и курочка?
- Нет, - растерялись окончательно дети.
- Ну, так, значит, зарежут вас самих! Убегайте скорее! Только, - заметила колдунья, - не дай брату воды выпить из звериного следа!
Бросили дети свои деревянные ведра и побежали. Бежали, бежали и добежали до леса. Захотелось мальчику пить. Увидел он след медведя, заполненный водой.
- Можно мне, Кауна, выпить этой водицы?
- Не пей, братец, медведем станешь.
В другом месте приметил он воду в волчьем следу.
- Испить мне этой водицы, Кауна?
- Нет, нет, не пей, в волка обратишься!
Шли они, шли, а мальчика сильно мучит жажда. Напился он из следа, оставленного копытом оленя, и превратился в олененка.
- Что мне теперь делать? - заплакала горько Кауна.
Сняла она свой поясок, повязала его на шею олененку и повела его за собой, идет, своими золотыми волосами землю метет.
Шли они долго, пока не стемнело. Тогда остановились они, чтобы устроиться на ночлег. Привязала Кауна брата под деревом, а сама взобралась наверх, сидит на ветке, горько плачет, золотыми бусинками слезы по груди ее катятся. Наступило утро, а Кауна по-прежнему все плакала. Ветер колыхал золотистую косу девушки, а лицо ее среди ветвей, подобно солнцу на небе, сияло.
Княжеские пастухи выгоняли в это время пасти свое стадо и неожиданно набрели на девушку. Когда увидели они ее, решили, что перед ними ангел с неба, и говорят:
- Прости нас, пожалуйста, но скажи, кто ты - ангел ли, божество ли какое, земное, подземное или небесное создание?
- Нет, не ангел я и не божество, не подземное и не небесное создание, я - земной человек. Вздумала наша мачеха зарезать нас с братом, и мы убежали из дому. А вот и мой брат стоит; выпил он воды из оленьего копытца и превратился в олененка.
- Идем вместе с нами к алдару (к правителю; прим. by admin), и что он посоветует, то и будет, - сказали пастухи и повели Кауну к алдару.
Алдар не был еще женат. Как завидел он девушку, понравилась она ему, и попросил он ее стать его женой. Олененка привязали шелковым пояском в отдельной комнате.
И зажили они счастливо.
Но вот пришло время охоты. Надлежало алдару отлучиться из дому и по другим делам. Сказал он жене на прощание:
- Вот тебе дом, а вот тебе слуги, приглядывай за всем! - и уехал.
А злая колдунья тем временем стала завидовать Кауне, прикинулась девушкой, пришла и не дает ей покою:
- Пойдем, искупаемся...
- Нет, не пойду, муж не велел мне отлучаться из дому, - отнекивалась Кауна.
Но, наконец, упросила ее колдунья. Отправились они в сад, в конце которого был большой пруд, и стали купаться. Колдунья схватила Кауну и толкнула ее в глубину, да еще свою грязную одежду вслед ей кинула.
Потом одела она на себя платье Кауны и села на ее шелковую постель. Подлетела в это время к окну маленькая птичка и пропела:
- Цагар коппа (цагар коппа - шелудивая голова) на чьей постели сидит? Цагар коппа на чьей постели спит?
Приказала женщина схватить птичку, но где там! К этому времени возвратился алдар, увидел олененка и. спрашивает:
- Отчего олененок такой невеселый?
- Хочет, чтоб его зарезали, - подскочив от злости, ответила колдунья.
- Как, ведь ты его раньше братом своим называла?! - удивился алдар.
- Какой там еще брат, хочет он, чтобы мы поскорее его зарезали, вот и прирежем его.
А птичка в это время опять прилетела и запела у окна:
- Цагар коппа на чьей постели сидит? Цагар коппа на чьей постели спит?
- О чем это птичка поет? - спросил удивленный алдар.
- Дайте ей абази (абази - двадцать копеек серебром), и тогда она перестанет пищать, - ответила женщина.
Слуги поймали птичку, привязали к ее ножке абази, а она снова запела:
- Испугался меня алдар, дал абази; испугался и абази целый подарил мне алдар...
- Поймайте ее и оторвите ей голову! - закричала женщина.
Но где там! Упорхнула птичка и скрылась в небесах...
Послал алдар слуг к пруду напоить олененка водой. Прикоснулся олененок губами к воде, и из глаз его закапали в воду слезы золотыми бусинками.
- Ой, Кауна, Кауна, точат ножи острые, хотят меня зарезать. Помоги мне, сестричка!
- Я не в силах помочь тебе, братец, один бок у меня лягушки выели, другой змеи грызут... Чем же мне помочь?
Услыхали эти слова слуги, удивились и побежали к алдару.
- Алдар, алдар, да будет твоя милость, мы должны рассказать тебе об удивительном чуде.
И рассказали ему слуги о том, что видели, что слышали.
- Бегите скорее к пруду и осушите его! - приказал князь слугам.
Вычерпали воду из пруда, видят: лежит на дне его Кауна, умирает уже... Подняли ее и принесли в дом. Алдар и спрашивает:
- Кто ты?
Рассказала ему со слезами Кауна обо всем, что с нею случилось. Алдар кликнул колдунью и схватил ее.
- Не убивайте меня, станут они в семь раз краше, чем прежде были.
Ударила она войлочной плетью Кауну, и стала девушка в семь раз прекраснее, чем была прежде. Хлестнула она плетью олененка, и оказался вдруг перед ними брат Кауны.
Привязали слуги колдунью к хвосту лошади и поскакали через поля, по холмам и оврагам...
«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112
* Аналог сказки русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Гыргоко и его арчита
В Лаце жил-был хан, а в Бардзыкау было три брата: Абрек, Уырызмаг и Гыргоко. Лацкий хан объявил: "Тот, кто меня усыпит словами, получит одну из моих трех дочерей".
И пришел к хану Абрек из Бардзыкау. Что он ни говорил, как ни изощрялся в словах, но усыпить хана не смог. В наказание хан содрал у него со спины три ремня кожи, и Абрек ни с чем отправился домой.
Пошел к хану Уырызмаг, но вернулся с тем же. Пришла очередь идти младшему, Гыргоко. Явился он к хану и говорит:
- Хан наш! Мира и благополучия тебе! Ради святого - хранителя твоего очага - позволь и мне испытать судьбу.
Хан завел его к себе в крепость и говорит:
- Ну, юноша, настало и твое время, говори, я слушаю тебя. И начал Гыргоко рассказывать:
- Я в нагорье пастухом был и прямо с горных лугов в Бардзыкау к очагу матери проложил желоба. Доил коз, и молоко это по желобам пускал, а мать моя сыры из него делала. В одно пасмурное утро в желобе улегся волк. Я его не заметил и пустил молоко. Молоко понесло с собой спящего волка, прошел волк через сито, попал в творожную гущу, и мать сделала из него сыр. Во время сенокоса отправились мы с братьями косить. Как-то раз мать испекла из того сыра пирог и принесла на луг. Я, как младший, начал резать пирог, а из него выскочил серый волк. Кинул я в него косу, она вонзилась волку в затылок и застряла там. Так с косой в затылке он скосил мне тридцать копен сена, а затем я прогнал его. После косовицы я сел на коня и стал табунщиком. Раз я сошел с коня и присел отдохнуть. Над головой у меня пролетела перепелка. Я кинул в нее дубинку и убил. Разрезал ее, достал больше двенадцати корзин сала. Арчита у бедняка всегда твердые, засохшие. Решил их смазать салом. Мазал, мазал и все сало на один арчи истратил. Второй обиделся и убежал. Погнался я за ним. Вижу, мой арчи молотит на чужой риге. Решил я потребовать его долю. Выдали моему арчи полторы меры. Забрал мой дурень то, что ему причиталось, и мы пошли. Дошли до моста. Я говорю арчи: "Давай я тебя понесу, чтобы ты на мосту не споткнулся". Не послушался меня дурной, упрямый арчи, споткнулся, упал, и просо в воду посыпалось. Превратился я в наседку с цыплятами и собрал все просо. Лишь одно зернышко с половинкой ушло к русалкам, а из остального проса сварил я три огромных котла каши. Поел и двинулся дальше. Стоял июль месяц. Погнал я табун на водопой. Вижу, все родники покрыты сплошным льдом. Я кинулся к рекам, а на них лед еще крепче. Из руки своей сделал я долото, из темени - обух, продолбил лед, напоил табун и погнал обратно. По пути вижу чудо: в дупле дерева один человек молотит зерно двенадцатью буйволами.
- Ох, чтоб тебе провалиться! Мы и на ровной поляне с трудом молотим, а этот в дупле умудрился, да еще с двенадцатью буйволами!
- Провались ты сам. Не видал до сих пор такого дива - сидит человек на пол-лошади, а у самого полголовы.
Глянул я на лошадь, а у нее половины нет, провел рукой по голове - не нашел темени. Возвращаюсь по берегу болота. Вижу - в болоте торчит половина моей лошади. Вытащил, приложил обе половины. Потом срезал большую ветвь яблони, обстругал ее, сделал веревку и обмотал вокруг лошади. Одну веточку с ветви срезать позабыл, и на хребте у лошади из нее выросла яблоня. Сел я на лошадь, залез на яблоню и, перебираясь с ветки на ветку, съедая яблоко за яблоком, добрался до неба. Там попросил небесного кузнеца выковать мне медное темя. Оттуда стал спускаться по тоненькой, как соломинка, веревочке. Во время спуска у меня ноги застыли. Развел костер, прилег. Уснул, повернулся во сне и упал; падая, разбил себе позвоночник. Не веришь, лацкий хан, посмотри мои ребра сам!
Но хан от его длинных речей впал в глубокий сон, заснул так крепко, что Гыргоко сбрил ему ус, а тот и не шелохнулся.
Проснувшись, хан сказал:
- Идите и приведите этому храброму хитроумному молодцу одну из моих дочерей.
Привели ее. Гыргоко достал нож и собрался разделить дочь хана на три части.
Хан и спрашивает его:
- Что ты делаешь, что это тебе вздумалось?
Гыргоко ответил:
- Нас трое братьев, и поэтому я делю дочь твою на три части.
- Это не человек, а черт! - воскликнул хан. - Приведите и отдайте ему других моих дочерей.
Вот так Гыргоко привез к себе в Бардзыкау трех дочерей лацкого хана. В один день сыграли три свадьбы. Угостили всех на славу, и стали братья со своими женами жить да поживать счастливо, чего и вам желаем.
«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112
Плешивый, хромой и слюнтяй
В одном селе жил плешивый. Люди постоянно его дразнили. Однажды решил он пойти по белу свету и поискать себе другой доли. Отправился он в путь, а когда добрался до соседнего селения, повстречался со слюнтяем.
- Доброго пути, плешивый, - сказал слюнтяй.
- И тебе доброго пути, слюнтяй, - ответил плешивый.
- Куда ты так рано идешь, плешивый?
- В моем селе все смеются надо мной, не могу больше, вот и иду искать счастья.
- И мне жизни нет от насмешек, пойду и я с тобой, - сказал слюнтяй, и они вместе отправились дальше.
В другом селе к ним присоединился хромой. Идут они, идут, бог весть, сколько прошли. Только на седьмой день добрели до одного кабака. Удивился кабатчик, увидав их, завел их в кабак и говорит:
- Ешьте и пейте три дня и три ночи, сколько вашей душе угодно, только чур, уговор: хромой за это время ни разу не вытянет ногу, плешивый не почешет голову, а слюнтяй не оботрет рта. За то, что съедите, выпьете, денег не возьму, а если нарушите условие - заплатите втройне.
Путники согласились и принялись за дело. Просидели они за столом два дня, на третий день им невмоготу стало, а кабатчик с них глаз не спускает. Тогда слюнтяй сказал:
- О, создатель, какие были времена? Бывало, в нашем селении сапожники шили двумя иглами сразу, вот так, - и он, показывая, быстро поднес руки ко рту, развел их в стороны и вытер губы.
- А к нам ходили лудильщики, - подхватил плешивый, - они насыпали в ржавые котлы песок и начинали тереть его вот так, - и он ухватился за шапку на голове, стал ее вертеть так, что почесал плешь.
Хромой их выслушал, взглянул на кабатчика и сказал своим товарищам:
- Кто из вас врет, в того пусть попадет вот такая пуля, - и вытянул ногу.
Кабатчик догадался, что его провели, рассердился и прогнал всех троих.
С тех пор плешивый, хромой и слюнтяй стали друзьями.