Поп и Зондаби

В одном селении жили бедные муж и жена с маленьким сыном. Едва сын подрос, умерла его мать. Хуже прежнего пришлось беднякам. И пошел отец в работники к богатому попу.

Поп уговаривался так:

- Буду кормить тебя с сыном, одежду дам обоим. Если же ты рассердишься на меня, то целый год будешь работать без всякой платы да еще отдашь мне горсть серебра.

- Ладно, - сказал бедняк. А что он мог еще сказать?

И стал работать на попа день и ночь.

Как-то выехал бедняк пахать. Пахал с раннего утра до самого вечера. Поп не прислал ему ни еды, ни воды. Бедняк так устал, что еле на ногах держался.

Кончив работу, вернулся домой в селение. Навстречу ему вышел поп с кувшином воды в руках. Когда поп увидел усталого, голодного бедняка, то стал насмехаться.

- Целый день ты жирным объедался. Думаю, пить теперь хочешь, вот принес тебе воды.

Бедняк не выдержал, так рассердился, что глаза кровью налились. Бросился он на попа и крепко его побил. Хоть и больно было попу, да стерпел, даже смеялся:

- Ты нарушил уговор. Хоть ты меня избил изрядно, не я рассердился, а ты. Работай теперь на меня даром целый год и еще плати горсть серебра.

Нечего делать, продал бедняк свой старый дом и все, что было в нем, и с трудом выручил горсть серебра. Отдал его попу.

На том бы дело кончилось, если бы сын бедняка Зондаби не сказал отцу:

- Не бойся, мы всегда найдем кусок ячменного чурека. Ты ведь стар стал, и работать у попа тебе не под силу. Сиди дома, а я пойду к попу в работники.

- Правда твоя, - согласился бедняк. - Постарел я, силы больше нет ни в ногах, ни в руках. Дома тоже нет у нас, хоть навес остался. Буду сидеть под навесом, а ты работай у попа.

На другое утро Зондаби отправился к попу.

- Нужен тебе работник?

- Нужен.

- А что ты дашь за работу?

- Будешь есть и пить вволю, да еще дам тебе бурку, пару арчита (арчита - кожаная обувь с ремешковым переплетом; прим. by admin) и мешок ячменя в год. Но если когда-нибудь рассердишься на меня, то целый год будешь работать даром да еще дашь мне горсть золота. А если я рассержусь на тебя, то я дам тебе горсть золота. Согласен?

- Согласен.

Стал Зондаби работать у богатого попа. И вот однажды выехал он пахать на четырех волах. Поработал немного, видит, не шлет ему поп ни еды, ни воды, - распряг волов, отдохнул, одного вола продал за горсть золота и три круга ячменного чурека, другого вола зарезал, развел костер, шашлыков понаделал столько, что хватило ему самому и другим работникам, кто в поле работал. Двух других волов пустил пастись, лег под дерево и спал до самого вечера. Вечером он запряг двух волов и с песнями вернулся в селение.

Навстречу ему - поп, в руке держит кувшин воды, сам смеется:

- Ты сегодня целый день объедался жирным, а воды у тебя не было. Несу тебе полный кувшин.

Зондаби обрадовался, соскочил с повозки, схватил кувшин и осушил его. Потом говорит попу:

- Правда твоя, жирные волы у тебя, одно сало; целый день ел, пить хочу так, что сказать не могу. Хорошо, что догадался принести кувшин воды.

Поп не может слова сказать, ни рукой, ни ногой шевельнуть, будто окаменел. Насилу спрашивает работника:

- Где другие два вола? Ты их съел? - И задрожал от злости.

- Не дождался, пока ты принесешь еду, ну, думаю, хозяин решил, что я сам догадаюсь и зарежу вола. Вот я и зарезал. Очень уж жирное мясо было. Даже сейчас пить охота. Принеси еще кувшин воды.

- А другой вол где?

- Другой вол, говоришь? Да продал я его, нельзя же есть мясо без чурека!

Услыхал это поп и рассвирепел, как бешеный пес, бить работника хочет, да боится, зато ругает его на все лады. Засмеялся Зондаби:

- Уговор, уговор помни! Рассердился на меня - плати горсть золота.

Уплатил поп работнику своему - Зондаби - горсть золота, как же иначе! Уговор. Но говорит ему:

- За то, что ты зарезал моего вола, а другого продал, будешь работать у меня даром до самой своей смерти.

Зондаби стал опять работать на попа, работал день и ночь, не зная отдыха.

Как-то поп с попадьей решили ехать в гости.

И наказывает поп Зондаби:

- Мы вернемся ночью. А ты смотри за домом, приготовь нам поесть, освети мост, чтобы в темноте не упасть нам в реку.

Сказал так, сел с попадьей в повозку и уехал.

Зондаби стал готовить: зарезал вола, сварил целый котел мяса, шашлыков немало зажарил, потом все, что нашел в сундуках попа - серебро, золото и другие сокровища, - все связал в большой узел и вытащил во двор, что связать не смог, тоже во двор вытащил. И закричал на все селение:

- Добрые люди, обманутые попом, приходите на поповский двор, берите что хотите!

Поджег поповский дом и сказал:

- Пусть светло будет попу и попадье, а то в темноте в реку упасть могут, сам ведь просил.

Взвалил на плечи узел с серебром, золотом и другими сокровищами и отправился под свой навес к бедному отцу.

А что осталось на поповском дворе, то другие унесли. Поп вернулся, посмотрел на горящий дом и повалился замертво на дорогу. А что стало с его попадьей, того не знаю.

"Волшебная бусина" Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев - Орджоникидзе: Ир, 1976 - с.112

Лентяй

В дальний путь отправились на конях алдар-князь и крестьянин. Алдар ехал на мерине, крестьянин - на кобыле. В пути кобыла крестьянина ожеребилась. Жеребенок очень понравился алдару и он сказал:

- Жеребенок мой, моя лошадь его родила!

- Побойся бога, алдар! Виденное ли дело, чтобы мерин мог родить жеребенка?

- Может родить, если мне так надо, и жеребенок мой, - твердил алдар.

Крестьянин со своей жалобой пошел к судье. Пришел к судье и алдар. Судьи дома не оказалось, и к ним вышла его дочь.

Крестьянин рассказал девушке о своем деле и спросил ее:

- Куда же пошел твой отец и скоро ли он будет?

- Отец пошёл на вершину горы охранять наши посевы от морских рыб, которые повадились туда и травят нашу пшеницу, - ответила девушка.

- Твой вид, девушка, вовсе не говорит о том, что ты такая неразумная, - говорит ей алдар. - Где видано, чтобы рыбы из моря шли на вершину горы и травили пшеницу?

- Почему тебе кажется, алдар, неразумным то, что сказала я, - отвечает девушка. - Если мерины стали рожать жеребят, то разве удивительно то, что рыбы из моря поднимаются на вершину горы?

Алдар был смущен, отдал жеребенка крестьянину и уехал.

Отправился к себе и крестьянин.

Когда вернулся домой судьи, он спросил дочь: .

- Никто не спрашивал меня?

Дочь рассказала ему о посещении алдара и крестьянина, сказала о том, как она решила их спор.

- Спор ты решила правильно, - говорит судья. - Но ты опозорила меня, своего отца, перед алдаром и крестьянином.

- Я не знаю, чем опозорила своего дорогого отца, - с тревогой сказала девушка.

- Ты назвала меня охранником, сторожем. Я этого не прощу тебе до смерти и накажу тебя заслуженно, - строго сказал судья.

Позвал судья людей и объявил им о своем решении:

- За то, что дочь моя назвала меня сторожем и этим оскорбила меня, я определяю ей такое наказание: она пойдет замуж за того, кто окажется самым плохим на свете. Пусть несколько человек из вас отправляются на конях и приведут ко мне самого плохого из тех, кого они встретят.

Несколько человек сели на коней и отправились на поиски самого плохого человека. Искали они долго, немало встречали плохих, никчемных и беспомощных людей. Но среди них все не было такого плохого, какого им было приказано найти и привести к судье.

Но вот, наконец, они видят: под яблоней лежит на спине человек с открытым ртом. От спелых яблок ветки яблони согнулись до земли, падают яблоки и на землю вокруг лежащего, который широко раскрыл рот и ждет, пока спелое яблоко само упадет ему прямо в рот. Лежит он и изредка произносит:

- Умираю с голоду!

Остановились возле него всадники, искавшие самого плохого, беспомощного человека, и говорят ему:

- Вокруг тебя столько спелых яблок, пошевели руками, собери яблоки и утоли свой голод.

- Не могу я этого сделать. Я жду, пока яблоко само упадет мне в рот.

- Это как раз тот, кто нам нужен, - сказали всадники, всыпали ему своими плетками и забрали его с собой.

Едут всадники дальше и видят: на берегу реки между двумя ее развилками лежит человек и кричит:

- Умираю от жажды!

- Что ты за странный человек?! Перед тобой целая река, а ты умираешь от жажды. Встань и напейся.

- Легко сказать "встань и напейся", но нелегко это сделать.

- Этот человек не лучше первого, - сказали всадники, и когда всыпали ему плетками, он вскочил и побежал впереди них.

Едут всадники дальше и доехали до пшеничных полей. Пшеница поспела, и все спешат убрать ее. Но вот среди неубранной пшеницы лежит человек: один сноп под головой, один под ногами, два - по бокам. А вокруг неубранная пшеница.

- Почему ты лежишь, не убираешь свою пшеницу? - спрашивают его всадники.

Жнец смотрит на них, но ничего не отвечает - ему лень говорить.

- Мы же тебя спрашиваем, или ты оглох? - пристали всадники к лентяю. - Мы заставим тебя говорить! - и стали бить его плетьми. Лежебока вскочил и говорит:

- Не могу я жать в такую жару.

Всадники взяли с собой и его. Привели они всех трех лентяев к судье, рассказали ему, как нашли их и сказали:

- Мы не смогли определить, кто самый плохой из трех лентяев. Определи это ты сам, на то ты и судья.

Один из лентяев прилег с открытым ртом под яблоней со спелыми яблоками и кричит:

- Умираю с голоду! Упади мне в рот хоть одно яблоко!

Второй лентяй лег на берегу реки и кричит:

- Умираю от жажды!

А третий обращается к ним:

- Что вы за странные люди? Неужели вам не лень говорить.

Судья вынес решение: хуже из всех лентяев тот, кто ленится даже говорить. И отдал свою дочь за него.

Стали жить лентяй и дочь судьи. Взял лентяй серп и пошел в поле жать пшеницу. Сжал он четыре снопа, сделал из них себе ложе и залег среди них.

Жену охватила тревога: "Если муж мой не откажется от своей привычки, то пропадем: пшеница останется несжатой, и мы умрем с голоду". И прибегла к хитрости. Она измазала свое лицо всякими красками так, что стала похожа на смерть. В таком виде пошла она по пшеничному полю. Когда приблизилась к тому месту, где на снопах лежал ее муж, то закричала:

- Идет смерть лентяев! Я смерть лентяев!

Лентяй вскочил проворно, схватил серп и быстро сжал всю пшеницу и сложил ее в копны.

Вечером пришел он домой усталый и говорит:

- Жена, я устал так, как может устать человек, но я убрал и поле наше.

- Трудно поверить, что ты сделал это так быстро, - говорит жена.

- Сегодня поля обходила смерть лентяев. Как только услышал я ее голос, испугался смерти, вскочил, схватил серп и быстро прошел наше поле от края до края. Если бы я так не сделал, ты бы лишилась своего мужа.

С тех пор в народе говорят: никчемный человек за свою душу боится.

"Волшебная бусина" Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев - Орджоникидзе: Ир, 1976 - с.112

Колдун и сын бедняка

Давным-давно жили муж и жена. Детей у них не было. Себе на утешение развели они кур. Повадился орел к их курам, начал таскать одну за другой. Жена рассердилась и говорит мужу:

- Ох, ох! Ни детей у нас нет, ни скотинки, одно утешение - куры, так неужели ты не можешь отпугнуть орла!

Прилетел орел, бедняк хотел его убить, но когда прицелился, орел взмолился:

- Не убивай меня, я не забуду твоей доброты.

На второй день орел вновь прилетел. Бедняк опять прицелился в него. И снова орел попросил:

- Не убивай меня.

И опять бедняк его не тронул.

Прилетел орел и на третий день. Бедняк снова чуть не убил его. И опять орел попросил:

- Пощади меня еще сегодня, и больше я никогда к тебе не прилечу.

На четвертый день прилетел к бедняку орел и говорит ему:

- Ну, усаживайся теперь на мои крылья и полетим!

Бедняк сел к нему на крылья, и они полетели. Орел поднял его на какой-то утес и говорит:

- Теперь я тебя оставлю.

Бедняк сказал:

- Если ты оставишь меня здесь, то что со мной станет? Свалюсь я отсюда, кости мои и ворон не соберет.

Орел говорит:

- Когда ты наставил на меня стрелу, мне тоже было страшно. Ну что ж, полетим.

Поднял его орел и опустил около волчьего логова. И опять говорит ему:

- Ну, теперь я тебя оставлю.

Бедняк ему снова:

- А не съедят меня волки?

Орел ответил:

- Когда ты второй раз в меня прицелился, то и мне было так же страшно. Полетим дальше.

Поднял свою ношу и опустил на вершине синего утеса.

- Ну, теперь оставайся!

- Если я поскользнусь, то что со мною будет? - взмолился бедняк.

- И мне страшно было в третий раз, когда хотел ты меня убить, - сказал орел.

Унес он бедняка и опустил у дома своей старшей сестры. Вышла к ним сестра и пригласила в дом. Орел говорит ей:

- Если плетка твоя свободна, то дай ее нам.

А плетка у нее была такая, что стоило только пожелать что-нибудь, как перед тобой появлялось все, что душе угодно. Сестра говорит ему:

- А чем же мне самой жить?

Ничего не ответил орел. Отправились они в дом другой сестры.

Та тоже пригласила их:

- Зайдите и закусите чем-нибудь.

Орел сказал:

- Не можем мы, дорогая сестрица, терять время. Говорят, у тебя есть перстень, дай нам его. Если не дашь, то мы уйдем.

Сестра ему на это:

- Чем мне тогда самой жить?

Отправились они к третьей сестре, та угостила их на славу и отдала им свою повязку. А повязка была такая, что стоило женщине, не имеющей детей, повязать ею голову, и у нее появлялись дети.

Орел посадил опять бедняка на спину, взвился в небо и опустился на берегу речки недалеко от селения бедняка.

- Как только придешь в селение, повяжи эту повязку на голову своей жене, - у нее родится сын, - наставлял его орел.

Бедняку захотелось спать, и он вздремнул. Тут из воды появился колдун. Бедняк проснулся, поискал повязку, но где ему было найти ее! Заплакал горемычный. А колдун спрашивает его из воды:

- Добрый человек, что ты ищешь?

- Была у меня повязка, и где-то я ее выронил. Колдун ему отвечает:

- Повязка у меня, но верну я ее только с одним условием: когда у тебя родится сын и ему исполнится год, ты приведешь его сюда.

Что было делать бедняку, - обещал, что приведет сына, и колдун отдал ему повязку.

Вернулся бедняк домой, вскоре у них родился сын.

Отца не оставляло беспокойство, а мать не могла нарадоваться на сына. Мальчик рос днем на вершок, а ночью на пядь.

Однажды ночью к ним постучался колдун. Бедняк вышел и сказал:

- Ему еще нет года.

Когда бедняк вернулся, жена пристала к нему:

- Зачем ты понадобился этому человеку?

Муж ничего не ответил.

На вторую ночь опять стучат. Бедняк вышел к колдуну и сказал:

- Завтра приведу.

Но не отвел сына бедняк и назавтра, и колдун явился в третий раз.

Бедняк опять пообещал:

- Завтра приведу.

Жена пристала к нему: что ему было нужно да что ему было нужно.

Муж поведал ей всю историю.

Уж как убивалась бедная мать, но что тут сделаешь?

Утром, бедняк говорит жене:

- Если мы не испечем пироги (по обычаю, идущий на пир приносил с собой три пирога и кувшин напитка) и не скажем нашему мальчику, что идем на пир, то он не согласится идти к колдуну.

Жена, плача, испекла пироги.

Пришли отец с сыном на берег реки, помолились.

Бедняк говорит:

- Ты подожди здесь, а я напьюсь воды вон там, повыше.

И ушел отец. Колдун тут же схватил его сына. Попал сын бедняка в подводное царство, и вдруг встречается ему друг отца; узнал он его и предупреждает:

- У того, к кому ты направляешься, есть двенадцать дочерей. Он предложит тебе подойти к одной из них, так ты выбери ту, что будет стоять у крайней комнаты.

Так и было. Колдун повел юношу к дочерям и говорит ему:

- Подойди, к какой хочешь.

Юноша подошел к той, что была у крайней комнаты. Девушка повела его в свою комнату и велела:

- Иди умойся, затем придешь к отцу и скажешь: "Добрый вечер, отец, мне хотелось, бы знать, какая работа меня завтра ожидает!"

Юноша умылся, потом пришел к колдуну.

- Добрый вечер, отец, мне хотелось бы знать, какая работа мне предстоит завтра.

- Завтра тебе придется построить железный мост через речку.

Юноша ушел, - сокрушаясь:

- Что я буду делать? Ведь я ничего не умею!

А дочь колдуна говорит ему:

- Что ты беспокоишься об этом? Взмахнешь плеткой - и появится мост, покатишь по нему кольцо, и станет он железным.

Наутро встал юноша пораньше, пришел на берег, взмахнул плеткой, и появился мост. Покатил по нему колечко, и стал мост железным.

На второй вечер юноша опять пришел к колдуну и спрашивает:

- Добрый вечер, отец, мне хотелось бы знать, какая у меня работа будет на завтра.

Тот дает ему на завтра новую работу.

- Завтра ты должен засеять и обработать семьдесят две десятины, а к вечеру чтобы урожай был в амбаре.

Пришел юноша в крайнюю комнату и вновь стал сокрушаться.

А девушка говорит ему:

- Что ты беспокоишься? Возьми завтра плетку, ударь ею, и вся работа будет выполнена.

Сделал юноша все так, как велела девушка. К вечеру новый урожай был засыпан в амбары. И на третий вечер пришел юноша к колдуну.

- Добрый вечер, отец, хотелось бы мне знать, что мне завтра предстоит делать?

Колдун ему говорит:

- Завтра тебе предстоит выбрать себе одного коня из дюжины.

Девушка ему снова подсказывает:

- Это будем мы, двенадцать сестер. Ты набери целую горсть камней и кидай их в коней. Я буду стоять смирно, ты и скажешь:

"Хотелось бы мне иметь вон того, который стоит смирно".

Утром, когда кони стояли около ограды, юноша набрал целую горсть камней и стал кидать в них. Только один конь устоял смирно.

Юноша и просит:

- Хотелось бы мне иметь вот того коня, который стоит смирно.

- Забирай его, - разрешает колдун.

На четвертый вечер юноша пришел к колдуну, и тот наказывает:

- Завтра тебе предстоит выбрать одного гуся из дюжины.

Девушка просила его поступить так же, как и раньше. Наутро собралось на берегу речки двенадцать гусей, а юноша и говорит:

- Хотелось бы иметь вон того, который спокойно стоит.

И опять колдун ответил ему:

- Забирай.

На пятый вечер приходит юноша к колдуну.

- Завтра тебе предстоит выбрать себе одного голубя из дюжины, - наказывает ему колдун.

Наутро, когда пролетали двенадцать голубей, юноша сказал, как его научила девушка.

- Мне бы вон того, который отстал. Колдун отдал его юноше.

На шестой вечер колдун сказал юноше:

- Завтра для тебя уже никакой работы нет, выкупайся в бане.

Когда юноша и девушка вошли в баню, колдун запер двери.

Девушка трижды плюнула в угол и сказала:

- Да ответите вы трижды вместо меня.

Вдруг в углу бани образовалось окно. Юноша с девушкой вылезли через него и убежали.

Колдун стоял за дверью и все спрашивал:

- Не кончили еще мыться?

А плевок отвечал ему голосом, словно ослабевшим от холода:

"Нет еще".

Колдун открыл дверь - ни девушки, ни юноши!

Причитая, он обратился к жене:

- Дочь моя оказалась сильнее меня в колдовстве: убежала она с этим юношей!

Жена говорит ему:

- Скорее в погоню!

И стал колдун преследовать их. Девушка говорит юноше:

- Оглянись. Если по ущелью движется черная туча, это мой отец.

Юноша оглянулся и сказал:

- Догоняет!

Девушка превратилась в куст, юноша - в птичку, которая стала прыгать по кустику. Колдун спрашивает птичку:

- Птичка, не пробегали ли здесь юноша и девушка?

А птичка в ответ:

- Несколько лет уже я здесь и ничего не видела.

Колдун вернулся, жена и спрашивает его:

- Не нашел?

- Видел в одном месте птичку, спрашивал ее, она мне ответила, что никто не пробегал.

Жена прикрикнула на него:

- Отправляйся быстро, это были они.

Снова отправился колдун. Девушка говорит юноше:

- Оглянись. Если надвигается буря, - это опять отец.

Юноша оглянулся и говорит:

- Страшная буря надвигается.

Девушка превратилась в старую церковь, а юноша - в старого священника, и стал он читать молитву. Колдун обратился к нему:

- Не пробегали ли здесь юноша и девушка?

- Я уже много лет здесь и ничего не видел.

Колдун опять вернулся домой. Спрашивает его жена:

- Не нашел?

- Встретил в церкви старого священника, спросил его, он мне ответил, что никого не видел.

- Священник - это юноша, а церковь - твоя дочь. От тебя толку не будет, если я сама не пойду.

Жена отправилась в погоню. Девушка опять говорит юноше:

- Оглянись-ка. Если увидишь в ущелье орлицу, это наша мать.

Юноша оглянулся и говорит:

- Вижу.

Девушка превратилась в море, а юноша - в лебедя, и стал он плавать по морю.

Мать прибежала и говорит лебедю:

- Сейчас я проглочу тебя, - и стала пить воду. Когда воды осталось совсем мало, то она лопнула.

Юноша и девушка пустились дальше, дошли до окраины селения и остановились. Девушка и говорит юноше:

- Мать и отец очень состарились. Иди и приведи их сюда.

Пошел юноша и привел их.

Девушка ударила их плеткой, и стали они такими молодыми, какими были прежде. Затем все вместе вошли в дом, и по сей день живут-поживают.

"Волшебная бусина" Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев - Орджоникидзе: Ир, 1976 - с.112

Старик и старуха

Давным-давно жили бездетные старик и старуха. Старик никогда не сидел без дела: осенью очищал поле, весной вскапывал его и засевал кукурузой, засаживал фасолью, летом ухаживал за полем, затем убирал урожай и кормил жену и себя.

Жена старика совсем не любила работать. Она только и делала, что ходила по соседям, собирала всякие слухи и, добавив свое, распространяла по всему селу. Из-за нее часто дружные соседи становились такими врагами, как собака и кошка.

Однажды, когда старик копал землю, лопата его ударилась обо что-то твердое. "Кажется, я нашел клад", - подумал старик. Стал он копать дальше и откопал котел, полный золотых денег.

Старик хорошо знал язык своей жены, боялся, что она обязательно похвалится соседям, слух о кладе дойдет до алдара (алдар - господин, дворянин; прим. by admin), и он отберет золото. И старик пустился на хитрость.

Котел с золотом он не принес домой, а закопал его недалеко от дома, чтобы не видела жена.

Утром он взял рыболовные сети и блины, которые испекла ему жена, и пошел в лес. Блины он подвесил к веткам дерева; поймал зайца, заключил его в рыболовные сети и бросил в реку, потом поймал рыбу и положил под куст.

Проделав все это, старик вернулся домой и говорит жене:

- Сосед одолжил мне подводу в лес за дровами. Завтра поедешь и ты со мной: одному мне будет тяжело.

Утром следующего дня поехали в лес старик и старуха. Когда они доехали до леса, старик соскочил с подводы, и, показывая на ветки дерева, говорит:

- Сколько я прожил на свете, а такого чуда никогда не видел: на ветках дерева растут блины.

Поехали дальше. Доехали до куста, где рыба лежала, старик соскочил на землю, достал из-под куста рыбу и показывает ее жене:

- А такое чудо ты видела когда-нибудь: рыба под кустом? Поехали опять. Доехали до реки, старик соскочил на берег и вытащил из реки рыболовную сеть, а в ней заяц. Жена глядела на это чудо с разинутым ртом.

Возвращаясь с дровами домой, на краю села повстречали они скот. Быки и коровы мычали, овцы громко блеяли.

- Что они так кричат, не к добру это, - говорит старуха.

- Наш алдар сошел с ума, и потому они кричат, - объяснил старик жене.

Приехали они домой, старуха сразу пошла домой, так как с непривычки очень устала, а старик разгрузил дрова, потом отрыл котел с золотом, полез на чердак и оттуда через дымоход бросил на старуху золотые деньги.

Старуха обрадовалась и начала собирать деньги. Когда старик вошел в дом, старуха показала ему деньги и сказала:

- Бог пожалел нас и послал на нас золотой дождь. Старик предупредил жену никому не говорить о деньгах.

Но не такая была она женщина, чтобы скрыть от людей такую радость. Как только выскочила она из дому, побежала по всему селу и рассказала всем о золоте.

Слух о золоте старика и старухи дошел и до алдара. Алдар вызвал их к себе и потребовал у них золото. Старик не сознавался, клялся, что не находил никакого клада и что нет у них золота. Тогда к нему подбежала жена и стала на него кричать, что он врет, что у них много золота, и рассказала, когда и как оно к ним попало. Она рассказала о блинах, которые росли на ветках дерева, о зайце, которого поймала рыболовная сеть, и о рыбе, которую ее муж поймал под кустом.

Алдар решил, что старуха помешанная, и начал над ней смеяться. Это разозлило старуху, и она крикнула:

- Мы нашли золото как раз тогда, когда ты, наш алдар, сошел с ума, и поэтому громко кричало стадо.

Алдар совсем разозлился на старуху и приказал избить ее и выгнать вон из его дома.

Старик и старуха вернулись домой и стали жить-поживать без нужды. А старуха совсем перестала разносить по селу слухи.

"Волшебная бусина" Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев - Орджоникидзе: Ир, 1976 - с.112

Бедняк и семь его сыновей

Жил-был бедняк. У него было семь сыновей. У подножия горы они ставили в качестве мишени птичий глаз, стреляли в него с равнины и все семеро попадали в него. И все-таки они спорили друг с другом, кто из них самый бравый. Решили они испытать друг друга и выступили в путь-дорогу на свою погибель. Они дошли уже до края света, и в одном месте застала их ночь. На ночь бог привел их к дому семиголового великана. Великан обрадовался и приветствовал их:

- Здравствуйте, добрые гости!

Он завел их в дом, приготовил им на ужин целую тушу оленя и хорошо угостил их. А днем великан отправился на охоту и закрыл за ними железные двери. Они с плачем остались там.

Вечером великан вернулся с охоты. На одном плече он нес тушу оленя, а на другом - целое дерево с ветвями и корнями.

Открыл дверь, вошел к ним и говорит:

- Добрый вечер вам, мои гости! Чем вы тут с утра заняты? Почему не отправились на охоту? Почему не позаботились об ужине для себя? Гость - только один день гость. А теперь сейчас же подайте мне ужин!

Гости переглянулись и говорят ему:

- Какой-то бог нас наказал! Какой ужин мы можем тебе подать, когда ты нас запер здесь?

Великан вскочил с места, схватил железный шампур, насадил их всех на него, изжарил на огне костра на одном шампуре и пожрал всех семерых за одну ночь.

Отец их, бедняк, каждый день плакал, горевал по своим сыновьям, но все-таки надеялся на их возвращение со дня на день. А у него была еще одна дочь.

Но однажды вечером, когда ему невмоготу стало от горя, он вышел из дому и с сокрушенным сердцем обратился к богу с молитвой:

- О бог богов! Пусть с гор выйдет охотник на охоту, а единственная моя дочь, превратившись в лань, пусть предстанет перед ним!

И действительно, горский охотник выступил на охоту. Дочь бедняка предстала перед ним в облике лани. Охотник выстрелил в нее и попал ей в заднюю ногу. Лань пустилась наутек и скрылась в чаще дремучего леса. Охотник не захотел упустить ее, пошел по ее следам и нагнал, когда она свалилась в изнеможении на землю. Он тотчас прирезал ее, быстро освежевал, мясо сложил на камень, насадил его на шампур и развел большой костер. Шампур отложил в сторону, дожидаясь, пока костер разгорится и даст жар, а сам прилег, и его сломил сон.

А лань ожила и пустилась наутек. Очутившись в степи, она превратилась снова в девушку и направилась прямо домой.

Усталый человек, как бывает обычно с усталыми людьми, не проснулся до самого рассвета. Когда же он на рассвете проснулся, то осмотрелся кругом и видит: нет более ни туши оленя, ни шампура с мясом на шашлык.

- О боже! - испуганно воскликнул охотник. - Я охочусь столько лет, но такого чуда никогда не видел!

Он быстро направился по следам лани. В степи он увидел, что лань стала оставлять человеческий след, и еще больше удивился. След привел его к дому бедняка. Он подошел к дому бедняка как раз в тот момент, когда бедняк вышел из своего дома, и обратился к нему с приветствием:

- Да будет, бедняк, день твой добрым!

- Да найдешь ты, горский охотник, милость божью! - ответил ему бедняк.

- Я прожил столько уж лет, - говорит горский охотник бедняку. - А вчера я вышел на охоту, убил лань, снял с нее шкуру, мясо убрал. На шампур насадил мясо для шашлыка и в дремучем лесу развел большой костер. Дожидаясь, пока костер мой даст жар, я прилег и до утра не проснулся. Когда я проснулся, то не нашел больше ни шашлыка, ни мяса. Лань сначала оставляла обычный след, когда же она миновала степь, то следы стали человеческими. И вот по свежему снегу след привел меня к твоему дому. А теперь рассуди сам, что это за диво?

Бедняк ему на это говорит:

- Какой след может привести к нам, когда у нас нет ни сына и никого другого, кто мог бы выйти из нашего дома? Это не диво, охотник, а диво я тебе расскажу. У меня было семь сыновей. Они заспорили о том, кто из них самый бравый и превосходит всех остальных. Они выехали из дому, и вот уже пошел двенадцатый год, как я не имею о них никаких известий.

- В таком случае, бедняк, зайдем в твой дом! - сказал горский охотник.

Бедняк завел его в дом, и охотник попросил его:

- Приготовьте мне быстро на дорогу такую пищу, чтобы она была легкой для спины и здоровой для желудка!

Приготовили ему такую пищу, и он выступил в путь-дорогу. Достиг он дома семиголового великана. Его самого дома не было. И дров не оказалось в его доме. Горский охотник сложил на костер все, что он нашел из вещей в доме великана, и перед заходом солнца там горел уже яркий костер.

К вечеру великан возвращался с тушей оленя на одном плече и целым деревом на другом. Он идет и удивляется:

- Что это может быть? Поблизости от моего дома дров нигде нет. И кто в моем доме посмел развести костер, почему он это сделал?

Пришел великан домой, в сильнейшей злости ударил целым деревом о землю, и оно разлетелось в щепки. Затем он зашел внутрь дома - и пусть ненавистник твой увидит таким свой дом.

Прикрикнул на него горский охотник:

- Почему ты в своем доме не оставил дров? Разве ты не знал, что тебя может посетить гость? Сейчас же чтоб был готов для меня ужин!

Чтобы приготовить для него ужин, великан разрубил тушу оленя на части и мясо побросал в котел. Когда мясо сварилось, великан положил перед охотником столько, сколько может съесть человек. А охотник откусил два раза, остальное незаметно бросил под скамейку и говорит великану:

- Наложи-ка мяса побольше. Что ты мне положил кошачью долю!

Великан испугался и выложил перед ним половину туши оленя. Из этого мяса охотник часть ел, другую бросал за дверь, третью - под скамейку. Так он съел полтуши оленя и опять прикрикнул на великана:

- Дай мне еще, я умираю с голоду!

Великан положил перед ним еще мяса. Горский охотник наелся. Великан был сильно напуган. На ночь они улеглись спать. Утром великан собрался идти на охоту и хотел запереть горского охотника, но тот набросился на него и швырнул его с размаху. Великан сломал правую руку и взмолился:

- Не убивай меня, я тебе возвращу тех, кого ты ищешь!

Горский охотник разрезал правый мизинец великана, вынул оттуда семерых сыновей бедняка и сказал им:

- Я дал ему слово, но вы сами отомстите за себя!

И семь братьев изрубили великана на месте. Они забрали с собой его огромное богатство, вернулись в дом своего отца-бедняка и отблагодарили горского охотника, который их спас. Тот вернулся к себе домой, а братья принялись за работу в доме отца своего. Там они живут и поживают в добре и по сегодняшний день.

"Волшебная бусина" Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев - Орджоникидзе: Ир, 1976 - с.112