Мена

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было. Куда ни соберутся ехать — бежит мужик по деревне искать телеги, и уж худо-худо раз пять брал он телегу у каждого хозяина! До того дошло дело, что пере­стали давать ему; куда ни сунется, всякий срамит его:

—  Какой ты мужик! Пару волов имеешь, а телеги не справишь!

Соберется мужик в дорогу, а ехать не на чем; посуетится-посуетится, да так дома и останется.

—  Послушай, муженек, — сказывает жена, — поведи волов на ярмарку, продай да за эти деньги купи телегу; пускай у нас своя будет! Тогда и к нам станут ходить люди да просить телеги, а мы никому не дадим!

Мужик послушал жену, встал поутру рано, взял пару волов и повел в город. Стал приближаться к городу, глядь — везет старик на ярмарку новые телеги; подбежал к нему:

—  Здорово, земляк! Продаешь телеги?

—  Продаю.

—  Знаешь ли, что я тебе скажу?

—  Как скажешь, так и буду знать.

—  А вот что: сделай милость, дай мне телегу, а себе возьми пару волов.

Старик видит, что мена-то выгодная: пара во­лов худо стоит полтораста рублей, а телега всего-навсего — двадцать, и говорит:

—  Изволь, брат! Выбирай любую.

Мужик выбрал себе самую большую телегу и отдал за нее пару волов. Старик радехонек, по­скорей в город; на уме одно держит: как бы этот дурак не одумался да не отобрал назад своих волов. А мужик стоит на дороге да думает:

«Слава богу, теперь есть телега! Только как ее домой дотащить? Ведь волов нету, приходится на себе везти».

Взял веревку, привязал к телеге и давай тащить; тащил, тащил, с полверсты сделал, устал: пот так и льет с лица, а рубаху хоть выжми! Остановился, сел отдохнуть и призадумался: до двора далеко, верст с пятнадцать будет! Как теперь с телегой быть?

Увидал пастуха — гонит две козы на ярмарку, и закричал ему:

—  Здорово, земляк! Куда коз гонишь?

—  В город продавать.

—  Чем продавать, променяй-ка лучше мне одну козу вот на эту телегу; вишь, совсем новая!

Пастух усмехнулся:

—  Как бы, брат, не промахнуться? А то маху дашь, после не поправишься; да, пожалуй, куда кривая не вывезет! Выбирай себе любую.

Мужик отдал телегу, взял козу и повел ее домой.

Шел, шел, версты две отхватил, и встречается ему разносчик: на спине коробка, за поясом целая связка кошельков прицеплена. Засмотрелся мужик на те кошельки, крепко понравились:

—  Послушай, земляк! Куда несешь кошельки?

—  В город продавать.

—  Променяй мне один на козу.

—  Изволь, брат!

Взял мужик кошелек, положил за голенище и пошел домой.

Шел, шел; на пути речка; сел на перевоз и пе­ребрался на другую сторону. Стали перевозчики спрашивать деньги, а у него нет ни гроша, и за­платить нечем.

—  Тащите, братцы, армяк с плеч, коли денег нет! — говорят перевозчики.

—  Постойте, армяк самому надобен; а есть у меня кошелек новый, возьмите его за работу.

Вынул кошелек и отдал; перевозчики отпустили его.

Поплелся мужик домой. «Вот, — думает, — ни за что ни про что загубил пару волов!» Смотрит: сидят на дороге обозники да варят кашицу.

—  Здравствуйте, земляки!

—  Здравствуй, добрый человек!

—  Хлеб-соль вашей милости!

—  Спасибо.

—  Славная у вас кашица! Пустите, братцы, похлебать маленько: крепко есть хочется.

—  Да ты откудова? — спрашивает хозяин обоза.

—  А я ходил на ярмарку, пару волов водил продавать.

—  Ишь какой! Пару волов продал, а попрошайничаешь...

—  Эх, — вздохнул мужик, — когда бы знали да ведали мое горе!

—  Какое?

—  А вот послушайте! — и рассказал все, как было.

Хозяин обоза засмеялся и говорит мужику:

—  Ну, брат, теперь ты к своей хозяйке лучше и не показывайся, а то беда будет.

—  Нет, ничего не будет, слова худого не скажет!

—  Ну, нет, мужик! Если за это да не обругает тебя хозяйка, так вот двенадцать телег с солью — все отдам тебе, и с волами!

—  Хорошо!

Пошли в деревню. Добрались до двора. Хозяин обоза стал в сенях и слушает, а мужик вошел в избу:

—  Здравствуй, жена!

—  Здравствуй, муженек! Что ж, променял волов?

—  Променял.

—  Где же телега?

—  За козу отдал.

—  А коза где?

—  За кошелек пошла.

—  А кошелек где?

—  За перевоз взяли.

—  Ну, хорошо, что сам-то назад воротился!

Раздевайся скорей да садись за стол, пообедай; чай, давно проголодался? О волах не кручинься: нет волов — и заботы у нас не будет! Мужик сел за стол и кричит:

—  Эй, хозяин! Ступай в избу, ну что — слы­шал? Правда моя!

—  Правда,  земляк, — сказал  обозник, — заби­рай все двенадцать телег — и с солью и с волами.

Вот так-то и разбогател мужик и стал себе жить-поживать да добра наживать.

Из сборника А.Н Афанасьева «Народные русские сказки», в обработке В.П. Аникина

Лгало и Подлыгало

Были такие два лгу­на — Лгало и Подлыгало. Один лжет, другой подлыгает. Так только и жили. Работать не любили, а враньем деньги добывали. Пойдут в деревню, один в одну избу, а другой в другую...

Зашли раз Лгало да Подлыгало в деревню, один в одной избе остановился, другой — в другой, будто рассердились дорогой. Вошел Лгало в избу. А изба у мужика новая. Лгало избу хвалит, а хозяин рад.

—  Да, — говорит, — изба добрая, такого лесу теперь нигде не найдешь!

—  Нет! — говорит Лгало. — Можно найти!

—  А я говорю: «Нет».

—  А я говорю: «Да».

—  Давай спорить на сто рублей, что нет!

—  Давай! Поспорили.

—  Шел раз я, — говорит Лгало, — по деревне, и везли там одно бревно — от пасхи до рождества везли, а только корень вывезли. Всей деревней молебен служили — ни пройти, ни проехать было! Вот это так дерево!

—  Да ты лжешь, — говорит мужик.

—  Коли мне не веришь, так позовем моего товарища. Хоть он на меня и сердит, а солгать не даст!

—  А где он?

—  Да вон в той избе! Позвали Подлыгалу:

—  Правда ль, твой товарищ про дерево рас­сказывал, будто с рождества до пасхи только ко­рень вывезли?

—  Нет, что не видал, то не видал, и лгать не буду! А вот дом видать видывал, с одного дерева выстроен. Как зашел я, вижу избу, ходил-ходил — заблудился. Насилу люди вывели...

Видит мужик, что не лгал Лгало, и проиграл сто рублей.

Лгало и Подлыгало разделили деньги поровну и в другую деревню пошли. Один в одну избу, другой в другую, будто сердиты друг на друга.

Стали Лгалу ужином кормить, щей налили. Лга­ло капусту похваливает. А хозяин и рад.

—  Да, такой капусты во всем свете нет. Таких кочанов отродясь не видывал никто.

—  Ну, я-то поболе видывал, — подраздоривает мужика Лгало.

—  Где?

—  Давай спорить на сто рублей?

—  Давай!

Поспорили и деньги на стол выложили.

—  Шел я раз по полю, — врет Лгало. — И в поле рос кочан. Как зашла туча, как пошел дождь, так целый полк солдат под кочаном спрятался. Вот это кочан!

—  Да ты лжешь!

—  А коли не веришь, так позовем моего това­рища! Хоть он на меня и сердит, а только солгать не даст!

Пришел Подлыгало.

—  Правда ль, твой товарищ кочан такой ви­дывал, что целый полк спрятался?

—  Нет, — говорит Подлыгало, — что не видал, то не видал, и лгать не стану! А видел, как кочан с земли тащили. Запрягли двенадцать лошадей, и то еле-еле вытащили...

Видит мужик, что проиграл, и отдал сто рублей.

Лгало да Подлыгало разделили деньги поровну и в другую деревню пошли. Лгало в одну избу, Подлыгало — в другую, будто Сердиты друг на дру­га. Лгалу обедом кормят, гороху дают. Лгало горох похваливает. А хозяин рад.

—  А только это не горох! Вот я видывал горох так горох. Одна стеблина с дуб толщиной, а струк в небо уперся.

—  Да ты лжешь!

—  Зачем лгать; не веришь, давай спорить на сто рублей!

—  Давай!

Поспорили. И деньги на стол выложили.

—  Позовем моего товарища, он не даст соврать, хоть и сердит на меня.

Позвали Подлыгалу:

—  Правда ль, твой товарищ видел горох в дуб толщиной, а струк в небо упирается?

—  Нет, что не видал, то не видал, и лгать не стану! А вот видел, как горошком улицу мостили, а в гороховине через реку двадцать человек зараз переплывали!

Видит мужик, что проиграл, и отдал сто рублей. Разделили Лгало да Подлыгало деньги поровну и пошли далее...

Из сборника Д.М. Молдавского "Русские сатирические сказки", в обработке В.П. Аникина

Чистота, благодать и красота

Шел солдат домой на побывку и забрел к одному мужику ночь ночевать:

—  Здравствуй, хозяин! Накорми и обогрей про­хожего!

—  Ну что ж, садись за стол, гость будешь! Солдат снял тесак да ранец и уселся за стол; а хозяин и говорит:

—  Отгадай, служба, загадку; не отгадаешь — оплеуха тебе!

—  Изволь, сказывай загадку.

—  А что значит чистота?

Солдат подумал-подумал и вымолвил:

—  Хлеб чист, значит, он и чистота. Мужик хлоп его по щеке.

—  Что ж ты дерешься? Нас бьют да вину сказывают.

—  Чистота, брат, кошка: завсегда умывается! А что значит благодать?

Солдат опять подумал-подумал и говорит:

—  Знамое дело, хлеб — благодать! Мужик хлоп его в другой раз:

—  Врешь, брат, служба! Благодать — вода. Ну, вот тебе последняя загадка: что такое красота?

Солдат опять свое:

—  Хлеб, — говорит, — красота!

—  Врешь, служба; красота — огонь; вот тебе и еще оплеуха! Теперь полно, давай ужинать.

Солдат ест да про себя думает:

«Сроду таких оплеух не видал, и на службе царской того не было; постой же, я тебе и сам удружу, будешь меня помнить!»

Поужинали и легли спать. Солдат выждал ни много ни мало времечка; видит, что хозяева за­снули, слез с полатей, поймал кошку, навязал ей на хвост пакли, паклю-то зажег да кошку на чердак погнал: бросилась она туда со всех четырех ног и заронила огонь в солому; вмиг загорелась изба.

Солдат наскоро оделся, подошел к хозяину и давай в спину толкать.

—  Что ты, служивый?

—  Прощай, хозяин! Иду в поход.

—  Ступай с богом!

—  Да вот тебе на прощанье загадка: взяла чистота красоту, понесла на высоту: коли не ух­ватишь благодати, не будешь жить в хати! Отга­дывай! — сказал солдат и пошел со двора.

Пока мужик ломал себе голову, что бы такое значили солдатские речи, загорелся потолок.

—  Воды! Воды! — кричит хозяин, а воды-то в доме ни капли нет. Так все и пропало.

«Ну, правду солдат загадал: коли не ухватишь благодати, не будешь жить в хати!» Отольются кошке мышиные слезки!

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»

Как дела в Ростове?

Брат, здорово!

—  Брату челом!

—  Ты, брат, отколе?

—  Я из Ростова.

—  А что, говорят, в Ростове-то архиерей женится?

—  Вчерась я пошел, сегодня пришел; случилось мне мимо ростовского архиерейского дома идти: стоят кареты смазаны, свиньи запряжены, хвосты подвязаны. Засвистали, поскакали, не знаю куда.

—  А что, говорят, в Ростове бабы-то пшеницу на печке посеяли?

—  Вчерась я пошел, сегодня пришел; случилось мне мимо ростовских печей идти — жнут бабы пшеницу.

—  А что, говорят, в Ростове-то озеро сгорело?

—  Случилось мне мимо Ростовского озера ид­ти: щука да караси по лугам, язи да окунье по елям, а плавает ершишко-голышка, глазоньки покрасне­ли, перышки подгорели.

Из сборника Н.А. Иваницкого

Государь Сидор Карпович

Государь ты наш Си­дор Карпович, много ли тебе от роду лет?

—  Семьдесят, бабушка, семьдесят, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, когда ты умирать будешь?

—  В среду, бабушка, в среду, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, когда ж тебя хоронить будут?

—  В пятницу, бабушка, в пятницу, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, чем тебя поминать будут?

—  Блинами, бабушка, блинами, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, во что после тебя позвонить будет?

—  В сковороду, бабушка, в сковороду, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, много ли у тебя детушек?

—  Семеро, бабушка, семеро, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, чем после тебя поить-кормить будет?

—  По миру, бабушка, по миру, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, по миру ходить — зима студена!

—  В лапотках, бабушка, в лапотках, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, по миру ходить — собаки съедят!

—  С палочкой, бабушка, с палочкой, Пахомовна!

—  Государь ты наш Сидор Карпович, по миру ходить — не во что милостыню класть!

—  В сумочку, бабушка, в сумочку, Пахомовна!

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»