Мужик и поп

Шел мужик дорогой. Догоняет батюшку.

—  Здравствуй, — говорит, — батюшка!

—  Здравствуй, — говорит, — свет! Куда идешь, мужичок?

—  А иду, батюшка, в деревню Хмельное.

—  А зачем, мужичок?

—  Да там, батюшка, сказывают, лошадка про­дажная есть.

—  А у тебя что, лошадки-то не было?

—  Да была — волк съел.

—  Вот это плохо, — батюшка сказал. Вот идут — находят они кошель на дороге.

—  Вот, батюшка, видно, бедный мужик потерял кошель.

Подходят они к этому кошелю. Батюшка и го­ворит:

—  Что, разделим напополам? Мужик и говорит:

—  А что ж, батюшка, разделить можно, если там кусок хлеба есть.

Они развязывают кошель. Там жареный поро­сенок. Батюшке этот поросенок понравился, он и говорит мужику:

—  Мужик!

—  А что, батюшка?

—  Да этого поросенка не стоит нам делить.

—  Да как же, батюшка? Кто первый увидал, тому поросенка?

А батюшка мужику:

—  Нам придется ночевать почти что в лесу. Мы этого поросенка не будем делить, а ляжем спать. Кому лучший сон приснится, тому и поросенок будет.

Они обночевались. Расстлали огонек и ложатся спать. Ну, мужик, как по привычке ходить, так он не очень и устал, а батюшка утомился, заснул... Мужик видит, что батюшка спит уже, достает ко­шель, вынимает поросенка и начал есть. Съел и ложится спать.

—  Ладно, — говорит, — сон снися, не снися, а мне легче будет спать.

Мужик и спит спокойно. Вот наутро встают. Батюшка и говорит:

—  Мужик, расскажи-ка, что тебе снилось сегодня?

—  Не знаю, батюшка. А вы раньше расскажите, что вам снилось, а потом и я расскажу.

Вот батюшка:

—  Ну, я расскажу свой сон. Мужик и смеется:

—  Так, верно, батюшка, и поросенок будет твой?

Батюшка:

—  Да, да! Чей будет лучше сон, того и поро­сенок.

—  Ну расскажи, батюшка. Вот батюшка начинает:

—  Я вот, мужичок, сплю. Передо мною оказалася лестница по самые небеса. Вот я по этой лестнице полез да полез и на самое небо влез. А там бог угощается курятиной, гусятиной, поро­сятиной, и я наелся до горла.

—  У вас, батюшка, сон хороший, — мужик ска­зывает. — Я тоже, — говорит, — проснулся, вижу, что ты полез по лестнице. Я след за тобой тихонько. Тебя бог позвал, стал угощать. Я глядел, глядел, а мне даже не кивнул. Я скорей с лестницы спустился, достал кошель да и поросенка съел.

Батюшка и крикнул:

—  Да я ж там не был!

—  Был, не был, а поросенка уже нет, батюшка! Батюшка не поверил; открывает кошель — в ко­шеле пусто.

Из сборника "Сказки Ф.П. Господарева"

Как дьякона медом угощали

В старое время жил да был мужичок. У мужичка была пчела. В той же деревне жил дьякон, больно до меда лаком.

Вот родился у дьякона сын. Пришел он му­жичка просить кумом быть — захотелось это ему попробовать медку.

Ребенка окрестили, мужик кумом стал. На другой день приходит к мужичку дьякон и просит для крестника меду. Мужичок ему дал.

Не прошло и недели, а дьякон опять за медом. Как ему отказать?..

Стал дьякон весь мед у мужичка забирать, только успевай наливать. Придет и говорит:

—  Кум, а кум! Твой крестник просит меду. Еще и выговорить не может, а уже кричит «ме» да «ме».

Не стало терпения у мужичка, решил он про­учить жадного дьякона.

—  Ладно, — говорит, — дам тебе меду. Только сам за ним ступай; сколько хочешь, столько и набирай.

Обрадовался дьякон. «Вот, — думает, — теперь я поем вволю медку!»

Приводит его мужичок к дубку. А на том дубку было осиное гнездо. Приставил мужичок лестницу и говорит:

—  Полезай, кум дьякон, угощайся. Вон улей у меня наверху. Только не ругай мою пчелу, а то она от этого злой становится.

Залез дьякон на дуб, а мужичок взял лестницу да и прибрал. Осы налетели, со всех сторон дьякона облепили. Стали его жалить. Он только отмахи­вается да приговаривает:

—  Ну вас, пчелки, к богу в рай!.. А они еще пуще жалят.

Не вытерпел дьякон, кличет кума:

—  Кум, подай ту...

С перепугу забыл, как лестница называется. Подает ему мужик лопату. Дьякон еще громче кричит:

—  Кум, не это, а то! Вынес ему мужик долото.

А осы дьякона всё жалят и жалят. Кричит он:

—  Кум! Больше терпеть нет силы!.. Подает ему мужик вилы.

Не выдержал дьякон, с дуба сорвался. Вниз летел, за сучки цеплялся.

—  Ой, какие злые пчелы! — говорит. — Какой плохой мед!..

С тех пор зарекся за даровым медом ходить.

В обработке М.М. Сергеенко

Добрый поп

Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой.

—  Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю.

Пожил работник с неделю, настал сенокос.

—  Ну, свет, — говорит поп, — бог даст, перено­чуем благополучно, дождемся утра и пойдем завтра косить сено.

—  Хорошо, батюшка.

Дождались они утра, встали рано. Поп и гово­рит попадье:

—  Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем на поле косить сено.

Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику:

—  Давай, свет, мы и пообедаем за один раз и будем косить до самого полдника без роздыха.

—  Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и по­обедаем.

—  Подавай, матка, на стол обедать, — приказал поп жене.

Она подала им и обедать. Они по ложке, по другой хлебнули — и сыты. Поп говорит работнику:

—  Давай, свет, за одним столом и пополуднуем и будем косить до самого ужина.

—  Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать!

Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты.

—  За равно, свет, — говорит поп работнику, — давай заодно и поужинаем и заночуем на поле — завтра раньше на работу поспеем.

—  Давай, батюшка.

Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола.

Работник схватил свой армяк и собирается вон.

—  Куда ты, свет? — спрашивает поп.

—  Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться.

Пошел в сарай и проспал до света. С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином.

Из сборника А.Н. Афанасьева «Заветные сказки»

Как поп работницу нанимал

Житье у меня тебе, дев­ка, будет лехкое,— не столько работать, сколько отдыхать будешь!

Утром станешь, как подобат,— до свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на поско­тину выпустишь, в хлеву приберешься и —

спи-отдыхай!

Завтрак состряпашь, самовар согрешь, нас с матушкой завтраком накормишь —

спи-отдыхай!

В поле поработашь али в огороде пополешь, коли зимой — за дровами али за сеном съездишь и —

спи-отдыхай!

Обед сваришь, пирогов напечешь — мы с ма­тушкой обедать сядем, а ты —

спи-отдыхай!

После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и —

спи-отдыхай!

Коли время подходяче — в лес по ягоду, по грибы сходишь али матушка в город спосылат, дак сбегашь. До городу рукой подать, и восьми верст не будет, а потом —

спи-отдыхай!

Из городу прибежишь, самовар поставишь. Мы с матушкой чай станем пить, а ты —

спи-отдыхай!

Вечером коров встретишь, подоишь, попоишь, корм задашь и —

спи-отдыхай!

Ужну сваришь, мы с матушкой съедим, а ты —

спи-отдыхай!

Воды накосишь, дров наколешь — ето к завтрему, и —

спи-отдыхай!

Постели наладишь, нас с матушкой спать по­валишь. А ты, девка, день-деньской проспишь-проотдыхашь — во што ночь-то будешь спать?

Ночью попрядешь, поткешь, повышивашь, по­шьешь и опять —

спи-отдыхай!

Ну, под утро белье постирашь, которо надо — поштопашь да зашьешь и —

спи-отдыхай!

Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Кажной год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!

В пересказе С.Г. Писахова

Похороны козла *

Жили старик со стару­хою: не было у них ни одного детища, только и был, что козел: тут все и животы. Старик никакого ма­стерства не знал, плел одни лапти — только тем и питался. Привык козел к старику: бывало, куда старик ни пойдет из дому, козел бежит за ним.

Вот однажды случилось идти старику в лес за лыками, и козел за ним побежал. Пришли в лес; старик начал лыки драть, а козел бродит там и сям и травку щиплет; щипал, щипал, да вдруг передними ногами и провалился в рыхлую землю; начал рыться и вырыл котелок с золотом.

Видит старик, что козел гребет землю, подошел к нему и увидал золото; несказанно возрадовался, побросал свои лыки, подобрал деньги — и домой. Рассказал обо всем старухе.

—  Ну, старик, — говорит старуха, — это нам бог дал такой клад на старость за то, что столько лет с тобой потрудились в бедности. А теперь поживем в свое удовольствие.

—  Нет, старуха! — отвечал ей старик. — Эти деньги нашлись не нашим счастьем, а козловым; теперича нам жалеть и беречь козла пуще себя!

С тех пор стали они жалеть и беречь козла пуще себя, стали за ним ухаживать, да и сами-то по­правились — лучше быть нельзя. Старик позабыл, как и лапти-то плетут; живут себе поживают, ни­какого горя не знают.

Вот через некоторое время козел захворал и издох. Стал старик советоваться со старухою, что делать:

—  Коли выбросить козла собакам, так нам за это будет перед богом и перед людьми грешно, потому что все счастье наше мы через козла по­лучили. А лучше пойду я к попу и попрошу по­хоронить козла по-христиански, как и других по­койников хоронят.

Собрался старик, пришел к попу и кланяется:

—  Здравствуй, батюшка!

—  Здорово, свет! Что скажешь?

—  А вот, батюшка, пришел к твоей милости с просьбою. У меня на дому случилось большое несчастье: козел помер. Пришел звать тебя на похо­роны.

Как услышал поп такие речи, крепко рассер­дился, схватил старика за бороду и ну таскать по избе!

—  Ах ты окаянный, что выдумал — вонючего козла хоронить!

—  Да ведь этот козел, батюшка, был совсем православный, он отказал тебе двести рублей.

—  Послушай, старый хрыч, — сказал поп,— я тебя не за то бью, что зовешь козла хоронить, а зачем ты по сю пору не дал мне знать о его кончине: может, он у тебя уж давно помер.

Взял поп с мужика двести рублей и говорит:

—  Ну, ступай же скорее к отцу дьякону, скажи, чтобы приготовился; сейчас козла хоронить пойдем.

Приходит старик к дьякону и просит:

—  Потрудись, отец дьякон, приходи ко мне в дом на вынос.

—  А кто у тебя помер?

—  Да вы знавали моего козла, он-то и помер. Как зачал дьякон хлестать его с уха на ухо!

—  Не бей меня, отец дьякон! — говорит ста­рик. — Ведь козел-то был, почитай, совсем право­славный; как умирал, тебе сто рублей отказал за погребение.

—  Эка ты стар и глуп! — сказал дьякон. — Что же ты давно не известил меня о его преславной кончине; ступай скорее к дьячку: пущай прозвонит по козловой душе!

Прибегает старик к дьячку и просит:

—  Ступай прозвони по козловой душе.

И дьячок рассердился, начал старика за бороду трепать.

Старик кричит:

—  Отпусти, пожалуй, ведь козел-то был православный, он тебе за похороны пятьдесят рублей отказал!

—  Что ж ты до этих пор копаешься! Надобно было пораньше сказать мне: следовало бы давно уж прозвонить!

Тотчас бросился дьячок на колокольню и начал валять во все колокола. Пришли к старику поп и дьякон и начали похороны отправлять; положили козла в гроб, отнесли на кладбище и закопали в могилу.

Вот стали про то дело говорить промеж себя прихожане, и дошло до архиерея, что-де поп козла похоронил по-христиански. Потребовал архиерей к себе на расправу старика с попом:

—  Как вы смели похоронить козла?! Ах вы безбожники!

—  Да ведь этот козел, — говорит старик,— со­всем был не такой, как другие козлы: он перед смертью отказал вашему преосвященству тысячу рублей.

—  Эка ты глупый старик! Я не за то сужу тебя, что козла похоронил, а зачем ты его заживо маслом не соборовал!

Взял тысячу и отпустил старика и попа по домам.

Из сборника А.Н. Афанасьева "Заветные сказки"
* Аналог русской народной сказки Алтрапка