Старинный поп

Сидят раз старик со старухой на печке и разговаривают:

—  Хорошо бы, старик, как бы ты попом был, а я попадьей, житье-то хорошее бы было.

—  Вот еще что вздумала, какой я поп, когда и грамоте не знаю, служить не умею?

—  Велика грамота нужна, а служить-то на­учишься, — говорит старуха.

—  Полно, старуха, пустяки-то выдумывать!

—  Да я ли своего старика попом не сделаю, завтра же к архиерею пойду.

Наутро старуха собралась и отправилась в го­род.

Приходит к архиерею:

—  Ваше преосвященство! Сделай моего старика попом!

—  Да знает ли твой старик грамоте?

—  Да если бы грамоту знал, так просто бы было и дело сделать, а вот теперь-то надо горю пособить.

—  Да что, бабка, поповская степень ученая, да и учиться-то много надо. Нет уж, воля твоя, не могу.

—  Ну, не можешь сделать старика попом, и ладно, а я этого дела еще не брошу, схожу к мит­рополиту, а он старика моего еще архиереем сде­лает.

Подумал архиерей, что есть и грамотные-то у него попы, да тоже едва с делом справляются, а старик, может, и проживет недолго; да если один поп и неграмотный будет в его епархии, это ничего; и говорит старухе:

—  Иди, бабушка, домой. Пошлю указ и сделаю старика попом.

Пришла старуха домой, а прошло немного вре­мени — и указ пришел, и стал старик попом.

Приходит воскресенье, служить надо, а старик еще не научился служить. Собралось народу в цер­ковь много. Выходит он с книгой и говорит:

—  Православные! Знаете ли божье слово?

—  Знаем, батюшка, знаем! — кричит народ.

—  А знаете, так и читать нечего. Тут и служба окончилась.

На другое воскресенье опять вышел с книгой и спрашивает:

—  Православные! Знаете ли божье слово? Крестьяне согласились сказать, что не знают.

—  Не  знаем,  батюшка, не  знаем! — кричат все.

—  А не знаете, так и заводить нечего; я стар, а читать надо много, все равно не успею.

Из сборника Н.Е. Ончукова

Две старухи и архиерей

Приезжает в один при­ход архиерей, а в деревне, где был приход, жили две старухи. Они никогда не видали архиерея. Старухи говорят своим сыновьям:

—  Надо сходить в церковь и увидеть архиерея.

Сыновья стали учить своих матерей, как по­дойти старухам под благословение.

—  Нужно правую руку положить на левую и подойти к нему, а он положит на ваши руки свою, тогда целуйте руку.

Вот пошли эти старухи. Подходят к церкви, увидали — стоит карета. Они думали, что там ар­хиерей сидит. А архиерей был в церкви, а в карете у него осталась любимая собака. Старухи стали между собой толковать: «Заглянуть в карету или ждать выхода?» И решили заглянуть. Одна из них говорит:

—  Я карету отворю, а ты правую руку на левую положи, подойди ближе к двери и подставляй; а когда архиерей положит правую руку, ты тогда целуй его руку.

Одна старуха отворяет, а другая сложила свои руки, и подошла к дверцам кареты, и просунула их туда.

Собака увидела старуху со сложенными руками, подумала, что лапку просит. Собака дала лапку — положила старухе на ладонь. Старуха поцеловала лапку, стала придерживать дверцу, чтобы другая старушка подошла. Та тоже сложила так руки, просунула в карету, — собака и ей положила лапку на ладонь, и она поцеловала лапку. И веселые пошли домой.

Когда пришли домой, то сыновья стали спра­шивать старух: видели они архиерея? А старушки говорят:

—  Да, видели.

—  Ну, какой он?

—  Ой, батюшки! — говорят старухи. — Весь в нашего барбоса.

Из сборника "Сказки Магая (Е.И. Сороковикова)", в обработке В.П. Аникина

Кобылье яйцо

Жил у попа работник. Ходил он в лес дрова рубить. Нашел гриб-дожде­вик, принес домой и показывает попу. Поп спрашивает:

—  Что такое?

—  Это, батька, кобылье яйцо!

—  Какое такое кобылье яйцо?

—  А из этого яйца можно выпарить жеребенка.

—  Как же его выпарить?

—  А как курица на яйцах сидит: четыре недели надо сидеть на нем.

И посадил попа на печь.

Время уже доходит — четыре недели. А работ­ник и подумывает: «Что сделать?» Знает, что из дождевика жеребенка не будет.

Пошел он в лес и поймал как-то зайца. Залез на печь к попу и говорит:

—  Батька, поворотись-ко: наверное, скоро вый­дет жеребенок!

Поп пошевелился — дождевик лопнул. А он в то время зайца и отпустил (поп не видел), а дверь была отперта: заяц прямо и побежал на улицу. Они оба за ним — ловить его. Поймать не могли: заяц так заяц.

Поп и говорит:

—  Ох, работник! Наверно, хороший жеребенок был: задние ноги у него длинные!

—  Да, батька, — говорит, — наверное, хороший!

Из сборника Д.К. Зеленина «Великорусские сказки Вятской губернии»

Поповские увертки

Однажды были имени­ны у одного богатого человека, и среди гостей был священник. А дело было в великий пост. Подали хорошо зажаренного поросенка. Хозяева говорят попу:

—  Уж извините, батюшка! Вы ведь поросен­ка-то не будете есть!

Поглядел он на поросенка — вкусно! Поправил он рукава рясы, поднял руку с крестом и пере­крестил поросенка, говоря:

—  Господи, господи! Обрати порося в кара­ся! — и стал есть.

Из сборника М.В. Красноженовой, в обработке В.П. Аникина

Поп Пахом

Приходит мужичок в одно селенье и видит — толпа, и спрашивает:

—  Что это у вас за толпа?

—  А нет, — говорят, — у нас в приходе попа! Был отец Пахом, да унесло прахом.

—  Так я, — говорит, — братцы, Пахом!

—  Коли ты Пахом, так будь же у нас попом! Приняли в священники. Служил пятнадцать лет

у них. Он был неграмотный; за молебны, за обедни брал дорого. Из мирян один подал прошение пре­освященному за то, что дорого берет: за молебны двадцать пять рублей. Архиерей в объезд приез­жает в приход, заставляет его обедню служить. Начинает:

—  Благословен бог наш...

Доходит дело до евангелия, он нараспев и станет:

—  Шел мимо этого места, и увидел я народу толпа, и спросил: «Что же, братцы, у вас за тол­па?» — «А вот у нас — толпа, нет у нас в приходе попа. Был отец Пахом, да унесло прахом».— «Так я, братцы, Пахом».— «Если ты Пахом, так будь же у нас попом!» Служил у них пятнадцать лет, ну и накопил денег три тысячи рублей. Первая тысяча архиерею, вторая тысяча мне, а третья тыся­ча певчим.

А певчие:

—  Слава тебе, господи, слава тебе! Евангелие кончено. Преосвященный и говорит:

—  Я, миряне, не нахожу в священнике дурного ничего, может он служить до смерти, покуда в силе!

Из сборника Б. и Ю. Сколовых