Неграмотная деревня

Деревня была негра­мотна; поп неграмотный, дьякон неграмотный, да и дьячок неграмотный. А церковь была, приход служили. Прознал архиерей, поехал любопытство­вать. Приехал к попу, поп и побежал к дьякону:

—  Вот беда! Архиерей приехал, как мы служить станем?

А дьякон сказал:

—  А как-нибудь, сваракосим как-нибудь. Поп говорит:

—  Ты то пой, что я буду. Дьячок говорит:

—  Мне уж надо свое петь на клиросе, не с вами!

Поп говорит:

—  Что знаешь, то и валяй!

Затем к обедне зазвонили, поп стал собираться и говорит архиерею:

—  Владыка, благослови!

—  Бог тебя благословит, поди служи.

Поп пришел в церковь, надел ризу. Архиерей пришел, в алтарь стал.

—  Ну, начинай, служи! Поп запел — голос громкий:

— О-о-о! Из-за острова Кельястрова
Выбегала лодочка осиновая,
Нос-корма раскрашенная,
На середке гребцы-молодцы,
Тура-мара и пара.

Дьякон тоже запел:

— О-о-о! Из-за острова Кельястрова
Выбегала лодочка осиновая...

А дьячок на клиросе:

— Вдоль по травке да вдоль по муравке,
По лазоревым цветочкам...

Архиерей вышел да рукой махнул:

—  Служите как служили! Да и уехал прочь.

Из сборника Н.Е. Ончукова

Старухина молитва

Одна старуха скупа бы­ла, а у нее была икона большая, и старуха каждый день этой иконе молилась. А слуга был парень молодой, он возьми да и стань за эту икону.

Старуха встала утром и молится:

—  Пресвята ты богородица, сохрани и помилуй! А парень говорит:

—  Не помилую, зачем худо слугу кормишь. Старуха опять молится:

—  Очисти мою душу грешную! Слуга говорит:

—  Очищу, очищу.

—  И мужа очисти!

—  Очищу, очищу.

—  И зятя моего очисти!

—  Успею, так и того очищу. Старуха ушла, слуга старухины деньги, сколько было, взял и у мужа взял, а зять в другом доме был, к тому и не сходил. Старуха спохватилась — денег нет:

—  Ах, это, верно, меня господь очистил, ему, доброхоту, занадобилось!

А слугу стала кормить хорошо.

Слуга и хорошей пищи добился, и деньги взял.

Из сборника Н.Е. Ончукова, в обработке В.П. Аникина

Поп и дьякон

Жили-были поп да дья­кон. Приход бедный был, не во что ни обуться, ни одеться, и в изголовье положить нечего. Вот и придумали они, как на сапожишки разжиться. Дья­кон говорит:

—  Давай-ка, поп, я буду воровать, а ты будешь ворожить.

Поп спрашивает:

—  Чего будешь воровать?

—  Лошадей! Буду их прятать. Ты будешь день­ги брать — про лошадей рассказывать.

Вот дьякон пошел ночью, тройку увел и в овраг свел.

—  Ну, поп, я тройку увел и в овраг свел. Пришлю к тебе мужиков, ты будешь гадать, по черной книге читать, по сотне рублей денег брать. Чур, деньги пополам!

Вот дьякон увидал мужиков, у которых лошадей украл, и сказал им:

—  Идите к попу: он вам про лошадей пога­дает.

Мужики обрадовались, скорехонько к попу собрались.

—  Ох ты, батюшка, отец духовный, ты видишь свет: не знаешь ли, где наших лошадей след?

—  Ничего, друзья, не знаю, разве в черну книгу погадаю — все узнаю. Придите наутро.

Пришли они наутро, сказал поп:

—  Ну, мужички, ваши лошади в лесу: дорогу только я вам не скажу, дайте сотенку рублей!

—  Сотенку дадим, только путь-дорогу расска­жи, до коней доведи.

Мужики сотенку вынимали, алчному попу в руки давали. Сотенку поп взял, про лошадей им рассказал:

—  Идите в поле, лошади в рву стоят, аржану соломушку едят.

Мужики в поле пошли и лошадушек нашли.

Назавтра праздник — воскресенье, к обеден­ке — дон-дон! Вот пришли добрые люди к обеденке, стали молиться. Обеденка отошла, дьякон лист бу­маги берет, нову проповедь читает:

—  А послушайте, миряне, что я вам буду чи­тать! У нас приход-то бе-е-дный, корми-и-ться нам не-че-м; дьякон собирал-ся лошадей во-ро-вать, а попу-то велел во-ро-жить. Слышите ли, миряне? Свел дьякон трой-ку ло-ша-де-ей, отвел в о-враг, по-пу-то ска-за-ал; он в черной книге у-зна-ал, а с мужиков сотню рублей взял и про лошадей рас­сказал...

А поп-то и говорит:

—  Сказал ду-р-а-ак, ду-р-а-ак дьякон, не во все лю-ди бя-кай, знай ты да я! И обедня, братие, вся-я!

Из сборника Д.Н. Садовникова

Топанье и ляганье

В одном приходе не было попа. Собрались миряне попа выбирать. Вы­бирают из мужиков, а тут пришел мужичок Пахом. Все миряне:

—  Ну, Пахом, быть тебе попом!

—  Ну что ж, быть так быть.

И выбрали Пахома. Он говорит:

—  Ну, миряне, слушайте, православные! Сего­дня суббота, а завтра воскресенье. Приходите к службе.

—  Слушаем, батюшка!

В воскресенье отправились к обедне миряне. Пришли в церковь. Народу много собралось — надо послушать, как новый поп будет обедню служить. И поп пришел. Вошел в алтарь, надел ризу, вышел из царских ворот и говорит:

—  Слушайте, миряне. Что делает поп, то и при­ход!

Миряне отвечают:

—  Слушаем, батюшка!

Вот дьячок подает попу кадило, а в кадиле углей много, так и горит. Взял он кадило и начал махать. Махал, махал, уголек каленый выскочил из кадила да прямо, ему в голенище. И пошел поп стучать ногами. Он топчет, и миряне все топчут ногами. Уголек дальше забирается. Ничего нельзя сделать! Поп хлоп наземь, ноги кверху и лягает ногами. И все миряне хлопнулись наземь и залягались.

Один мужичок вышел из церкви, а другой идет в церковь и спрашивает:

—  Али уже прошла служба?

—  Нет, не прошла. Топанье-то прошло, а те­перь ляганье!

Из сборника Б. и Ю. Соколовых

Фомка-шут

Жил-был Фомка-шут, умел шутить шутки хитрые.

Раз идет Фомка дорогою; повстречался ему поп:

—  Здравствуй, Фомка!

—  Здравствуй, батюшка!

—  Пошути мне!

—  Ах, батюшка, рад бы, да шутки дома забыл.

—  Сбегай, пожалуйста!

—  Далеко бежать-то!

—  Возьми, свет, мою лошадь.

—  Давай, батюшка! Сел и поехал к попадье:

—  Матушка, подавай семьсот рублей: батюшка купил семь сел, семь деревень; меня послал за деньгами, вот свою лошадь дал.

Попадья дала ему семьсот рублей; Фомка-шут взял деньги и поехал на болото: утопил лошадь в болоте, отрезал у ней хвост и воткнул в тину.

Приходит к попу:

—  Ну, батюшка, верно, ты свою кобылу недели две не поил?

—  А что?

—  Да то — как поехал я мимо воды, кинулась она  со  всех  ног в  болото,  да  там  и завязла!

—  Что делать! Пойдем вытаскивать. Пришли к болоту — один хвост торчит.

—  Лезь, батюшка, в воду!

—  Полезай лучше ты, Фомка! Фомка полез.

Вот шут ухватился за один конец хвоста, а поп за другой; тянут в разные стороны. Вот тянули, тянули, Фомка взял да и выпустил хвост из рук — поп так и ударился оземь.

—  Нет, — говорит Фомка, — видно, совсем про­пала лошадь! Теперь уж не вытащишь — хвост оборвали!

Поп потужил-потужил и пошел домой. Попадья встречает:

—  Что, батька, купил семь сел, семь деревень?

—  Каких, свет?

—  Как же, Фомка-шут от тебя приезжал да семьсот рублей денег взял!

—  Ах он вор этакой! Нечего сказать: славную сшутил шутку!

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»