Почему стариков не стали изгонять
Когда-то давным-давно был царь. Такой жадный, что он издал приказ: тот, кто не может работать или состарился, должен был изгоняться. А у одного человека был старый отец. Вот пришла пора, что и его надо вывезти. Что делать? Сын повез его на санях в лес, в большой холод. А когда повез его, то взял и своего сына на подмогу. Когда привезли старого отца, посадили его под сосной. Вот и говорит сын деда: «Пусть дед сидит на санках. Их мы обратно домой не повезем». Тогда мальчик и говорит: «А как же мы оставим санки? Они мне будут нужны, когда мне тебя придется тоже отвозить». Загрустил тогда отец и решил не бросать одного в лесу старика: привез назад домой и спрятал его в осети.
Продержал в них старика всю зиму, весну и лето. Наступила осень, а в том месте начался неурожай: все, что посадили весной, к этому времени еще не всходит. Ничего не выросло и у этого человека. Он приходит к старику и рассказал ему все. Тогда старик и говорит: «Ты возьми с гумна сдери солому и посей ее». Этот человек так и сделал. На следующий день старик посылает сына и говорит: «Сходи на поле и посмотри, что там видно».
Сходил на поле сын и говорит, что еще ничего не выросло. На следующий день старик снова посылает сына: «Сходи на поле и послушай, что слышно». Пришел сын на поле, приложил ухо к земле и вдруг слышит голоса: «Ой, куда ты? Ой, где ты?» — «Я тут». Пришел домой и рассказал старику, что слышал. На следующее утро снова старик посылает сына на поле послушать, что слышно. Сын на этот раз слышит: «Дальше, дальше подвинься — мне места нет!» Приходит он домой и рассказал об этом старику. А старик ему и говорит: «Видно, завтра пшеница покажется».
На другой день выходит сын и видит: выросла хорошая пшеница. У других же почти ничего не выросло. Стали жаловаться на это люди царю.
Захотел сам царь посмотреть, правду ли говорят люди. Едет он на коне и видит, что нигде ничего не взошло, кроме как у одного хозяина. Заходит царь к этому человеку и спрашивает, почему у него одного выросла пшеница. Тогда пришлось ему все рассказать царю. Царь и просит, чтобы он показал этого старика. Стал человек упрашивать царя, чтобы он ничего не сделал старику. Царь пообещал. Выходит дед, а царь его спрашивает: «Если ты такой мудрый, то скажи, скоро ли я умру?»
Старик сказал, что ему надо подумать. Через сутки явился царь, и сказал ему старик, что он скоро умрет. Испугался царь и говорит: «А сейчас ты мне скажи, как мне спастись от смерти». Дед снова говорит, что ему надо подумать. Через сутки явился царь, и сказал ему старик, что царь не умрет, если в ту ночь, когда он должен будет умереть, пойдет воровать, а эта ночь наступит завтра. Царь стал возмущаться. Но что делать.
Вот царь дождался ночи, оделся в одежду вора и вышел из своей спальни, а сам не знает, куда ему идти и что воровать. Идет и видит царь настоящего вора. Подходит к нему царь и говорит: «Давай вместе красть!» Вор согласился и говорит: «Давай украдем что-нибудь из царского дворца». Царь согласился. Тогда вор вытащил веревку и закинул ее в окно дворца, закрепил ее и стал взбираться по стене. А царь ждет его внизу. Вдруг видит, что вор спускается обратно и руки у него пустые. Спрашивает царь, почему он ничего не украл, а вор и говорит: «Во дворце идет совещание, хотят убить царя этой ночью».
Понял все царь, наградил вора деньгами и отпустил его. Позвал стражу свою и казнил заговорщиков. На другой день царь привез богатые подарки старику и его семье и уничтожил закон свой. С тех пор стариков уже не изгоняли.
Русские народные сказки. Том 2. Составитель, автор вступительной статьи и комментариев О.Б. Алексеева.
Купец Серогор и его двое детей
Жил купец Василий Иванович, и был у него сын, и звали сына Иван Васильевич, а дочку Авдотья Васильевна. И вот у этого купца много было лавок и хлебных лабазов. Поехал он за границу торговать. Нагрузил он двенадцать кораблей и взял с собой сына. И вот отправилися они с сыном за границу. Подъезжают они к городу. Привалили они к пристани. И вот этот купец пошел в город. И вот он откупил у одного купца свободный магазин, и стал он в этом магазине торговать с сыном. И пошла у них торговля хорошо. И так что они прожили в этом городе с год времени. А дома осталася дочка, и дочка стала так торговать, что лучше отца. И стала делать пиры. И на пиры стала приглашать разных богатых людей. А в том городе, [где] она торговала, был попом дядя ейный. И звали его Поп-Протопоп. И вот стало завидно этому попу, что так племянница после отца пиры делает, а его на пиры не приглашала, потому что он был человек нехороший. А этот поп написал своему брату письмо, что дочка ваша стала распутничать и распустила все хозяйство. И вот отец на дочку осерчал, и вот посылает он сына на родину и велел этому сыну убить дочку, потому что она распустила все свое именье.
И вот приезжает сын, и приходит он к дому. Сестра его встречает. И вот брат вынул револьвер из кармана и хочет убить сестру. Сестра и говорит: «За что ты меня, Иван Васильевич, хочешь бить?» — «Потому что ты распустила все именье и стала гулять с богатыми людьми». И вот сестра стала брата просить, что «не бей меня, а отправь лучше куда-нибудь в темной лес». Тогда сшили ей кожаный мешок и надели этот мешок ей на голову. Посадили ее на лошадь и повезли в лес.
Отвезли ее очень далеко, потому что ей оттуда не выйти, и оставили ее одну там. И вот осталась она одна в темном лесу. И ходила она в этом лесу несколько времени (так что месяца три), и продрала этот мешок об суковье, и потом разорвала этот мешок, и пошла куды глаза глядят. И вот ходила она много времени и изорвала на себе всю одежду, так что сделалась вся голая.
А в то время ездил на охоту царской сын, и заехал он в этот густой лес, а эта девица спала на дереве, и подбегают к ней собаки и залаяли громко. И услыхал царевич и поехал к собакам. Подъезжает к собакам и видит на дереве спящую девицу и кричит ей: «Кто там такое?» Девица эта пробудилася: «Я, — говорит, — добрый человек». — «Кто ты такой?» — «Я дочка купца Василья Ивановича». — «Как ты сюда попала?» — «Я сюды попала так, что меня отвезли на лошади и в кожаном мешке». — «А за что тебя отвезли?» — «Я и сама не знаю, за что отвезли». — «Ну так поедем со мной», — говорит. «Нет, — говорит, — я голая, дайте мне какую-нибудь одежу. Я надену тогда и поеду с тобой». И вот он снял с себя верхнюю одежу, отворотил лицо и подал ей одежу. И вот надела она эту одежу, и сели на коня и поехали. Приезжают они во дворец царевича.
И стал он эту Авдотью Васильевну под скрытием кормить и кормил ее три года. И потом отец царевича стал говорить, чтобы он женился. «Вот, — говорит, — папенька, есть у меня найдена себе невеста». — «Где же у тебя найдена невеста?» — говорит. «Вот я ездил на охоту и нашел ее голую в лесу, и вот привез я ее домой, и кормил я ее три года уж. Да и эту и лажу взять». Отец сыну не перечил. И обвенчались они с Авдотьей Васильевной. И вот жили они три года, и стала эта Авдотья Васильевна у своего хозяина проситься к отцу за границу. И вот отпустил ее хозяин к отцу за границу, и нарядил он корабль, и дал ей солдат двадцать человек.
И вот отправились они в путь. И когда они ехали морем, тогда один офицер и стал нападать на Авдотью Васильевну, чтобы грех сотворить, И вот она вышла на палубу и говорит: «Ну, служивые, кто за меня заступит, тот на правую сторону отходи, а кто за офицера, тот на левую». И вот только на ее сторону вышло два солдата. А остальные — те за офицера. И вот опустилися они в корабль. Она и говорит этому офицеру: «Когда мы съедем в город, тогда с дороги закажем байну, и мы в байне с тобой грех сотворим».
И вот приезжают они к городу, и вот выходят они на берег. Тогда с дороги заказали они байну в городе, и вот похвалила она двух солдатов, которые за нее пошли. И говорит им: «Вот что, служивые, ежели придет офицер в байну, так дам я вам весть, а вы станьте за байну». И вот пришли они в байну — офицер с женой царевича. И вот когда офицер стал напирать на нее, чтоб грех сотворила с ним, тогда она щелкнула об раму, и прибегают два солдата: «Что угодно, молодая царица?» — «Да вот дайте этому офицеру такую байну, чтоб он ввек не сдумал грех сотворить с чужими женами».
И вот схватили два солдата этого офицера и давай ременными плетками драть: «Что, больше не будешь напирать на чужих жен?» Вот он сказал, что «не буду». Тогда она ему и сказала: «Заклянись тепериче небом и землей, что не будешь больше меня тревожить, ежели назад поедем». И вот вышла она из байны, взяла двух солдат с собой и пошла по городу. И купила она себе небольшой магазин, и стала она в этом магазине торговать рогожами, а вывеску вывесила, что «продаю пару на деньги, а дюжину в долг». А этих двух солдат отпустила в город, и дала им денег, и сказала, что «гуляйте, пока я вас не потребую», а сама стала торговать.
И повалило к ней народу со всех сторон, что не успеть рогож отпускать. А сама купила себе прикащицкую одежу, остригла волосы, чтобы никто не мог ее узнать. И вот не напасти стало рогож. И вот торговала она целый год. И вот через год понесли ей за эти рогожи долг. И вот приходит в эту лавку ейный брат Иван Васильевич и спрашивает: «Что же вы так дешево отдаете рогожи?» — «Потому я дешево рогожи отдаю, что от Ивана Васильевича хочу доход отнять».
И вот торговала она три года, и закрыла она этот магазин, и пошла по городу, и стала спрашивать: «Где торгует заграничный купец по фамилии Серогор?» И вот приводят ее к тому магазину, где торговал купец Василий Иванович. И вот стала спрашивать у него: «Кто вы такой и давно ли здесь живете?» Он сказал, что «живу четвертый год здесь». — «А сами, — говорит, — откудова?» — «Из такого-то города»,— говорит. «А как вас зовут?» — «А меня зовут Василий Иванович». — «А что, не ваш ли сын хотел убить дочку вашу?» — «А кто тебе сказывал?» — говорит. «Да я в том городе был в то время, как приехал сын ваш из-за границы и стоял близко у вас. И вот когда сын уехал к вам обратно, тогда вашу дочку зашили в кожаный мешок и отвезли ее в лес. Дак вот, не знаю, жива она или нет? А что, господин купец, не можно ли у вас переночевать?» — «Можно, можно», — говорит заграничный торговец.
И вот когда она взошла в дом (а на этот раз у него был бал, из-за границы приехал брат купца Поп-Протопоп, и был тоже офицер, который смущал ее грех сотворить), и вот завели они промежду собой разговор: «Не знаете ли кто-нибудь каких сказок?» Тогда этот прикащик поставил посреди комнаты стул и сказал: «Ну, слушайте, господа, я вам былицу скажу, только с тем уговором, что не любо — не слушай, а врать — не мешай; если кто перебает, с того сто рублей денег и двадцать пять палок по пятам. Ну, слушайте, буду рассказывать былицу: "В одном городе жил купец Василий Иванович Серогор, и был у него сын Иван Васильевич, а дочка Авдотья Васильевна. Когда направлялся торговать за границу, то он снарядил двенадцать кораблей. Когда он приехал в город, и откупил он у одного купца свободный магазин, и стал он торговать хорошо. И прожил он с год времени за границей, а дома была оставши дочка Авдотья Васильевна. И стала так торговать, что лучше отца. Стала делать пиры и созывать богатых купцов. А в том городе жил дядя ейной, Поп-Протопоп, и завидно стало этому дяде, что так дочка стала пиры делать. И написал письмо своему брату, что провела дочка все ваше имение. Тогда отец этой послал своего сына, чтобы убить ее..."»
А в то время Поп-Протопоп вскочил с места: «Врешь, я, — говорит, — не писал письма!» — «Так вот, братец, клади сто рублей денег, да дайте ему двадцать палок по пятам, чтобы не совался в чужие разговоры!» „И вот приходит сын его к дому, и встречает его сестра. И он вынимает револьвер из кармана и хочет убить свою сестру. (А я в то время сзади его стоял.) И вот она стала своего брата просить, чтобы не губил ее напрасно, а лучше отправил бы ее куда-нибудь в темный лес..."» А отец с сыном все эти разговоры слушают и спрашивают: «А что, вы были с ней в то время?» — «Я, — говорит, — все время с ней был. И вот когда ее посадили в кожаный мешок, и посадили на лошадь, и повезли ее в лес, а я сзади шел и плакал, что напрасно повезли купеческую дочку в лес. И вот отвезли ее в лес, и сняли ее с коня, и оставили одну в темном лесу. И вот она ходила три месяца по лесу, изодрала на себе всю одежу и осталася голая. И ходила она так с месяц. А потом время к вечеру, она забралась на дерево ночевать. И вот утром, пока она спала, охотился на зверей царский сын. И вот отбился он от своих слуг и заехал в этот густой лес. И были у него с собой собаки. Когда собаки отбежали от него и нашли эту девицу и залаяли, тогда царевич подъехал и разбудил ее. А я в то время с ним был. И снял он с себя верхнюю одежу и надел на нее. И потом посадил ее на коня и повез домой. Привез домой и кормил он ее три года. Когда отец стал ему говорить, чтобы он женился, и сказал: „Куда ехать свататься?" Тогда царевич сказал, что „у меня невеста найдена". Отец спросил: „Где же ты ее нашел?" — „А вот, — говорит,— ездил один день на охоту и отбился я от своих слуг, и заехал я в густой лес и там ее нашел на дереве, и она в то время спала. И вот разбудил я ее и надел на нее верхнюю одежу свою, вот и привез ее домой". Тогда отец ему не стал перечить. И обвенчался этот царский сын на Авдотье Васильевне. И прожила она три года замужем, и стала она проситься в гости к отцу за границу. Когда ее муж отпустил в гости, то дал ей в охрану двадцать человек солдат и одного офицера. Вот когда отвалили мы от берега, то заехали на средину моря. Тогда этот офицер стал напирать на Авдотью Васильевну, чтобы грех сотворить. Тогда она согласилась так, что сколько солдат на ейную сторону пойдет и сколько на офицерскую. И вот оказалось, что на ейную сторону только два солдата, а остальные — за офицера. И она согласилася до тех пор грех не сотворять, пока не приедут в город, и заказать байну и в байне грех сотворить. Когда они приехали к городу, пришли в город, заказали байну. А она двух солдат с собой взяла и велела до приказу ейного за байной стоять до тех пор, „пока не позову", И вот пришли они в байну. В то время стал на нее офицер напирать, чтобы грех сотворить, а она щелкнула в раму пальцем, и прибежали два солдата: „Что тебе нужно?" — „Вот дайте этому офицеру такую байну (и указала перстом на офицера), чтобы он чужих жен не вводил в грех"».
Тогда этот офицер с места соскочил: «Врешь, — говорит, — я этого не делал». — «Слышите, господа! Клади сто рублей денег, и дайте ему двадцать пять палок! „И вот когда этому офицеру солдаты плетками напороли, тогда он ушел в город и не знает, где он до сих пор находился. А эта Авдотья Васильевна сошла, откупила у одного купца небольшой магазин и стала торговать рогожами — пару на деньги, а дюжину — в долг. И вот пошла у ней торговля хорошо. За рогожи долг весь собрала она. И потом остригла она себе косу и купила себе прикащецку одежу и пошла по городу гулять. И вот приходит она к Василью Ивановичу, к купцу в лавку, и попросилась она у него ночевать. И вот он ей и позволил ночевать. А вечером приехал брат его Поп-Протопоп и офицер, который напирал на нее в байне". А я все время с ней, — говорит,— находился. Так вот, Василий Иванович, господин Серогор, не можете ли вы узнать кого-нибудь из нас за свою дочку?» Тогда отец стал вокруг себя оглядывать: тех всех знает, а ее не мог признать. «Да ей, — говорит, — здесь нету». — «Нет,— говорит она, — она здесь! Если хотите, так я ее приведу к вам». Тогда купец сказал, что «приведите».
И вот этот прикащик вышел из дома, и переоделся в женскую одежу, и приходит в дом. «Ну что, теперь узнал?» Купец спрашивает: «Это вы, Авдотья Васильевна?» — «Я, — говорит, — папенька». Тогда отец пал в ноги дочке и стал просить прощенья: «Прости, милая доченька, что я неладно наделал!» И вот они поцеловались с ним, и стал он у ней спрашивать: «Где же ты находишься?» — «Я нахожусь теперь, папенька, замужем в таком-то городе за царским сыном». — «А что, — говорит, — муж твой здесь?» — «Нет, — говорит, — нету, остался дома». — «Дак еот, милая доченька, теперь раздам я все имение это и поеду с тобой». А брата своего отправил муку сеять в монастырь на три года.
И вот отправились они в путь-дорогу. Взяли с собой всех солдат. Вот приезжают они к царю. И вот встречают их муж Авдотьи Васильевны и потом отец его. И вот приходят они в царский дворец. И задали такой пир, что всем старикам на память.
А офицера этого, который отправлен был с нею, разжаловал, а солдаты, которые за нее шли, тех наградил. Был он офицером, а теперь рядовым солдатом, а эти были солдатами, сделал офицерами. И вот созвали они на пир, сколько было в городе народу, — старых и малых, хромых и слепых. И вот в то время я шел мимо этого города, тоже зашел на пир: пиво и вино пил, по усам текло, а в рот не попало.
Русские народные сказки. Том 2. Составитель, автор вступительной статьи и комментариев О.Б. Алексеева.
Дорогая кожа
В одном селе жили два брата — Данило и Гаврило. Данило был богатый, а Гаврило бедный; только и живота было у Гаврилы, что одна корова, да и тому Данило завидовал.
Поехал Данило в город закупить кое-что и, воротясь из городу, пришел к брату и говорит: — Что ты, брат, держишь корову? Я был сегодня в городе и видел: там коровы очень дешевы, по пяти и шести рублей, а за кожу двадцать пять дают. Гаврило поверил ему, заколол корову и приел говядину, после дождался рынку и отправился в город.
Приехал в город и поволок продавать кожу. Увидел его кожевник и спрашивает:
— Что, любезный, продаешь кожу?
— Продаю.
— Что просишь?
— Двадцать пять рублей.
— Что ты, безумный! Возьми два с полтиной. Гаврило не отдал и волочил кожу целый день; никто ему не дает больше. Наконец поволок ее мимо гостиного ряду; увидал его купец и спрашивает:
— Что, продаешь кожу?
— Продаю.
— Дорого ли просишь?
— Двадцать пять рублей.
— Что ты, шальной! Где слыхал про такие дорогие кожи? Возьми два с полтиной.
Гаврило подумал-подумал и сказал:
— Так и быть, господин купец, уступлю тебе! Только поднеси мне хоть водки стакан.
— Хорошо, об водке ни слова!
Отдал ему купец два с полтиной да вынимает из кармана платок и говорит:
— Ступай вон в тот каменный дом, отдай хозяйке платок и скажи, что я велел тебе поднесть полон стакан вина.
Гаврило взял платок и пошел; приходит в дом, хозяйка его и спрашивает:
— Ты зачем? Гаврило ей говорит:
— Так и так, сударыня, продал я твоему хозяину за два с полтиной кожу, да еще вырядил полон стакан вина; дак он меня сюда послал, велел тебе платок отдать да сказать, чтобы ты винца поднесла.
Хозяйка тотчас налила стакан, только немного не полон, и поднесла Гавриле; он выпил и стоит. Хозяйка спрашивает:
— Что ж ты стоишь? Гаврило говорит:
— У нас была ряда — полон стакан вина!
А в то время сидел у купчихи полюбовник, услыхал он эти слова и говорит:
— Налей ему, душа, еще!
Она налила еще полстакана; Гаврило выпил и все стоит. Хозяйка опять спрашивает:
— Теперь чего дожидаешься?
Отвечает Гаврило:
— Да у нас ряда была — полон стакан, а ты полстакана подала.
Любовник велел поднесть ему в третий раз; тогда купчиха взяла графин с вином, стакан отдала Гавриле в руки и налила его так, что через край побежало. Только Гаврило выпил, а хозяин на ту пору домой грядет. Она не знает, куда полюбовника девать, и спрашивает:
— Куда ж я тебя спрячу?
Любовник забегал по горнице, а Гаврило за ним да кричит:
— Куда я-то денусь?
Хозяйка отворила западню и пихнула обоих туда.
Хозяин пришел и привел еще с собой гостей. Когда они подпили, то начали песни запевать; а Гаврило, сидя в яме, говорит своему товарищу:
— Как хочешь — это любимая батюшкова песня! Я запою.
— Что ты, что ты! Пожалуйста, не пой. На тебе сто рублей, только молчи.
Гаврило взял деньги и замолчал.
Немного погодя запели другую; Гаврило опять говорит товарищу:
— Как хочешь, а теперь запою; это любимая песня матушкина!
— Пожалуйста, не пой! На тебе двести рублей. Гавриле то на руку — уже триста рублей есть; спрятал деньги и молчит.
Вскоре запели третью песню; Гаврило говорит:
— Теперь хоть четыреста давай, дак запою. Любовник его всячески уговаривает; а денег больше нет. Хозяйка услыхала, что они там ерошатся, отперла западню и спросила потихоньку:
— Что вы там?
Любовник потребовал пятьсот рублей; она живо вернулась, подала пятьсот рублей, Гаврило опять взял и замолчал.
Как-то попалась тут Гавриле подушка и бочонок смолы; он приказал товарищу раздеться. Когда тот разделся, он окатил его смолой; потом распорол подушку, рассыпал пух и велел ему кататься. Вот как тот выкатался в пуху, Гаврило растворил западню, сел на товарища верхом, едет, а сам кричит:
— Девятая партия из здешнего дому убирается!
Гости увидали и кинулись по домам; думают, что-то черти явилися. Так все и разбежались, а купчиха стала говорить своему мужу:
— Ну вот! Я тебе говорила, что у нас чудится. Купец сдуру-то возьми да и поверь, и продал свой дом за бесценок.
Гаврило пришел домой и послал своего старшего сына за дядей Данилом, чтоб пришел к нему деньги пересчитать. Сын пошел, стал звать своего дядю; а тот ему смеется:
— Да что у него считать-то? Али Гаврило двух с полтиной сосчитать не может!
— Нет, дядя, он много принес денег. Тогда жена Данилова стала говорить:
— Подь, сходи! Что, тебе не охота? Хоть посмеешься над ним.
Послушался Данило жены и пошел. Вот как Гаврило высыпал перед ним кучу денег, Данило удивился и спрашивает:
— Где ты, брат, взял столько денег?
— Как где? Ведь я корову заколол да кожу в городе продал за двадцать пять рублей; на те деньги сделал оборот: купил пять коров, заколол да кожи опять продал по той же цене; так все и перебивался.
Данило услыхал, что брат его так легко нажил богатство, пошел домой, заколол всю свою скотину и стал дожидаться рынку; а как время было жаркое, то говядина у него вся испортилась.
Повез продавать кожи, и дороже двух с полтиной никто ему не дал. Так-то ему дался барыш с накладом, и стал он жить беднее Гаврилы; а Гаврило пошел на выдумки, да и нажил себе большое богатство.
Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева / Тексты отобраны В.П. Аникиным. Изд. «Художественная литература», 1982 г.
Жар-птица и Василиса-царевна
В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
— Не бери золотого пера; возьмешь — горе узнаешь! И раздумался добрый молодец — поднять перо аль нет?
Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?
Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
— Спасибо! — говорит царь. — Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и самую птицу; а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
— О чем плачешь, хозяин?
— Царь приказал жар-птицу добыть.
— Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну, да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:
— Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — ее-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.
— О чем плачешь, хозяин — спрашивает конь.
— Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
— Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу.
Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.
Долго ли, коротко ли — приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки,
— А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну, да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синю морю.
Долго ли, коротко ли — приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак:
— Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю.
Отвечал ему конь:
— Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!
Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые — тьма-тьмущая! Старшой рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась.
— Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.
Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.
«Вот беда, так беда! — думает он. — Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?»
Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:
— Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться.
— Хорошо, ступай попрощайся!
Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет.
— О чем плачешь, хозяин?
— Царь велел в кипятке искупаться.
— Не бойся, не плачь, жив будешь! — сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.
Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди — и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.
Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился.
Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.
Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева / Тексты отобраны В.П. Аникиным. Изд. «Художественная литература», 1982 г.
Звериное молоко
Слыхали вы о Змее Змеевиче? Ежели слыхали, так вы знаете, каков он и видом и делом; а если нет, так я расскажу о нем сказку, как он, скинувшись молодым молодцом, удалым удальцом, хаживал к княгине-красавице. Правда, что княгиня была красавица, черноброва, да уж некстати спесива; честным людям, бывало, слова не кинет, а простым к ней доступу не было; только с Змеем Змеевичем ши-ши-ши! О чем? Кто их ведает!
А супруг ее, князь-княжевич Иван-королевич, по обычаю царскому, дворянскому, занимался охотой; и уж охота была, правду сказать, не нашим чета! Не только собаки, да ястреба, да сокола верой-правдой ему служили, но и лисицы, и зайцы, и всякие звери, и птицы свою дань приносили; кто чем мастерил, тот тем ему и служил: лисица хитростью, заяц прыткостью, орел крылом, ворон клёвом.
Словом, князь-княжевич Иван-королевич с своею охотою был неодолим, страшен даже самому Змею Змеевичу; а он ли не был горазд на все, да нет!
Сколько задумывал, сколько пытался он истребить князя и так и сяк — все не удалось! Да княгиня подсобила. Завела под лоб ясные глазки, опустила белые ручки, слегла больна; муж испугался, всхлопотался: чем лечить?
— Ничто меня не поднимет, — сказала она, — кроме волчьего молока; надо мне им умыться и окатиться.
Пошел муж за волчьим молоком, взял с собой охоту; попалась волчица, только что увидела князя-княжевича — в ноги ему повалилась, жалобным голосом взмолилась:
— Князь-княжевич Иван-королевич, помилуй, прикажи что — все сделаю!
— Давай своего молока!
Тотчас она молока для него надоила и в благодарность еще волчоночка подарила. Иван-королевич волчонка отдал в охоту, а молоко принес к жене; а жена было надеялась: авось муж пропадет! Пришел — и нечего делать, волчьим молоком умылась, окатилась и с постельки встала, как ничем не хворала. Муж обрадовался.
Долго ли, коротко ли, слегла опять.
— Ничем, — говорит, — мне не пособишь; надо за медвежьим молоком сходить.
Иван-королевич взял охоту, пошел искать медвежьего молока. Медведица зачуяла беду, в ноги повалилась, слезно взмолилась:
— Помилуй, что прикажешь — все сделаю!
— Хорошо, давай своего молока!
Тотчас она молока надоила и в благодарность медвежонка подарила.
Иван-королевич опять возвратился к жене цел и здоров.
— Ну, мой милый! Сослужи еще службу, в последний раз докажи свою дружбу, принеси мне львиного молока — и не стану я хворать, стану песни распевать и тебя всякий день забавлять.
Захотелось княжевичу видеть жену здоровою, веселою; пошел искать львицу. Дело было не легкое, зверь-то заморский. Взял он свою охоту; волки, медведи рассыпались по горам, по долам, ястреба, сокола поднялись к небесам, разлетелись по кустам, по лесам, — и львица, как смиренная раба, припала к ногам Ивана-королевича.
Иван-королевич принес львиного молока. Жена поздоровела, повеселела, а его опять просит:
— Друг мой, друг любимый! Теперь я и здорова и весела, а еще бы я красовитей была, если б ты потрудился достать для меня волшебной пыли: лежит она за двенадцатью дверями, за двенадцатью замками, в двенадцати углах чертовой мельницы.
Князь пошел — видно, его такая доля была! Пришел к мельнице, замки сами размыкаются, двери растворяются; набрал Иван-королевич пыли, идет назад — двери запираются, замки замыкаются; он вышел, а охота вся осталась там. Рвется, шумит, дерется, кто зубами, кто когтями ломит двери. Постоял-постоял, подождал-подождал Иван-королевич и с горем воротился один домой; тошно у него было на животе, холодно на сердце, пришел домой — а в доме жена бегает и весела и молода, на дворе Змей Змеевич хозяйничает:
— Здорово, Иван-королевич! Вот тебе мой привет — на шейку шелкова петля!
— Погоди, Змей! — сказал королевич. — Я в твоей воле, а умирать горюном не хочу; слушай, скажу три песни.
Спел одну — Змей заслушался; а ворон, что мертвечину клевал, поэтому и в западню не попал, кричит:
— Пой, пой, Иван-королевич! Твоя охота три двери прогрызла!
Спел другую — ворон кричит:
— Пой, пой, уже твоя охота девятую дверь прогрызает!
— Довольно, кончай! — зашипел Змей. — Протягивай шею, накидывай петлю!
— Слушай третью, Змей Змеевич! Я пел ее перед свадьбой, спою и перед могилой.
Затянул третью песню, а ворон кричит:
— Пой, пой, Иван-королевич! Уже твоя охота последний замок ломает!
Иван-королевич окончил песню, протянул шею и крикнул в последний раз:
— Прощай, белый свет; прощай, моя охота!
А охота тут и есть, легка на помине, летит туча тучей, бежит полк полком! Змея звери в клочки расхватали, жену птицы мигом заклевали, и остался князь-княжевич Иван-королевич один с своею охотою век доживать, один горе горевать, а стоил бы лучшей доли.
Говорят, в старину всё такие-то удальцы рожались, а нам от них только сказочки остались.