Свинья и волк
Была старая свинья, не ходила никуда днем со двора; ночь пришла — свинья со двора сошла. Хозяйскую полосу миновала, в соседскую попадала; цветочки срывала, соломку бросала. Откуль взялся старый старичище, серый волчище, поднял хвостище, свинье челом отдал:
— Здравствуй, милая жена, супоросная свинья! Зачем шляешься и скитаешься? Здесь волк поедает овец. Приходит свинье конец.
— Не ешь меня, волчинька, не ешь меня, серенький! Я тебе приведу стадо поросят.
— Не хочу мясца иного, хочу мясца свиного.
Взял волк свинку за белую спинку, за черную щетинку; понес волк свинку за пень, за колоду, за белую березу, стал свиные косточки глодать, свиных родителей поминать.
Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева / Тексты отобраны В.П. Аникиным. Изд. «Художественная литература», 1982 г.
Кот, петух и лиса
Жил кот с кочетком. Кот идет за лыками в лес и бает кочетку:
— Если лиса придет звать в гости и станет кликать, не. высовывай ей головочку, а то унесет тебя.
Вот пришла лиса звать в гости, стала кликать:
— Кочетунюшка, кочетунюшка! Пойдем на гуменцы золоты яблочки катать.
Он глянул, она его и унесла. Вот он и стал кликать:
— Котинька, котинька! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды.
Кот услыхал, пришел, избавил кочетка от лисы. Кот опять идет за лыками и опять приказывает:
— Если лиса придет звать в гости, не высовывай головку, а то опять унесет.
Вот лиса пришла и по-прежнему стала кликать. Кочеток глянул, она его и унесла. Вот он и стал кричать:
— Котунюшка, котунюшка! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды!
Кот услыхал, прибежал, опять избавил кочетка. Кот опять скрутился идтить за лыками и говорит:
— Ну, теперь я уйду далеко. Если лиса опять придет звать в гости, не высовывай головку, а то унесет, и не услышу, как будешь кричать.
Кот ушёл; лиса опять пришла и стала опять кликать по-прежнему. Кочеток глянул, лиса опять унесла его.
Кочеток стал кричать; кричал, кричал — нет, не идет кот.
Лиса принесла кочетка домой и крутилась уж жарить его. Тут прибежал кот. стал стучать хвостом об окно и кликать:
— Лисонька! Живи хорошенько своим подворьем: один сын — Димеша, другой — Ремеша, одна дочь — Чучилка. другая — Пачучилка, третья — Подмети-шесток, четвертая — Подай-челнок!
К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и ее убил и избавил кочетка от смерти.
Пришли оба домой, стали жить да поживать да денежки наживать.
Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.
Царь и вор
Вор с дядей пошли к царю воровать. Пришли к царским воротам. Вот вор и велит дяде вперед идти, а дядя — вору. Пошел, однако, дядя. Пошел он, подворóтница упала и голову ему отсекла. Вор испугался, туловище дяди оставил, а голову с собой унес.
Захотел царь узнать, кто же у него воровал. Кликнул клич всех женщин собрать — которая из них прослезится, та и жена убитого. Вор дядину жену научил: «Ты возьми крынку молока с собой, урони и плачь: «Не жаль крынки, жаль молока».
Стали хоронить дядю. Выкопали могилу, собрали женщин. Погнали их мимо могилы. А жена дяди уронила крынку и плачет: «Не жаль крынки, жаль молока!» Так царь и не смог узнать вора.
Тогда стали в кабаке рассыпать злато-серебро: кто же воровать будет? Злато-серебро теряется, а к полу никто не сгибается. Стали людей вином поить; пили люди, заснули и утром спят. Зашел поп в кабак и видит у вора на подошве серебреник. Взял да у него полбороды и обрил. Проснулся вор, увидел, что полбороды нет, и у всех по полбороды обрил. Так опять не смогли вора узнать.
А вор думать стал, как бы попу отомстить. Сделал ящик, приделал бумажные крылья, одел хорошее платье и подлетел к попу под окна: «Я ангел господень, ты достоин, чтобы тебя на небо отнести. Только будут мытарства, надо их перетерпеть!»
Посадил попа в куль, принес и повесил на церковные ворота. И надписал надпись: кто пойдет в церковь, каждый чтобы по кулю по разу ударил. Попа так колотили, что до смерти забили.
А царь вора все не может найти. Оделся царь в шутовское платье и по рынку стал ходить, присматриваться к людям. Ходит царь — присматривается, и вор присматривается. Друг дружку и приметили.
Вор у царя спрашивает: «Пошли воровать?» — «Можно!» — «А к кому пойдем?» Царь отвечает: «К царю».
Вор царя и побил: «Ах ты! Давно ли воруешь, а уж к царю идти хочешь! Я век ворую, да царя-то никогда не думал обворовывать!» — «А к кому тогда пойдем воровать?» — спрашивает царь. «А к боярам, у них деньги-то даровые!»
Пошли воровать к боярам. Пришли к боярскому дому, а в верхнем этаже свет — совет бояре держат. Вор железные когти вынул, на руки, на ноги наложил и полез по стене. А бояре советуются, как царя прикончить. И придумали так: позвать его к себе, а когда придет, поднести ему чару с ядом. Чару выпьет — помрет.
Вор все это слышал, слез со стены, дал царю когти и велел кверху лезть и самому послушать. Надел царь когти, залез и послушал, что говорят. Потом слез и отозвал вора в сторону. Отошли они, он снял с себя шутовское платье и показался вору во всех крестах и в эполетах. Вор на коленки пал, извиняется, что царя побил. Царь его простил и повел во дворец. Говорит: «Когда бояре меня позовут во дворец, то я тебя назову иностранным купцом и возьму с собой. И когда будут мне подавать чару, я у тебя спрошу: «У вас как — который наливает, тот и вперед выпивает, или которому подают?» Ты и ответь: «Который наливает, тот вперед выпивает».
Позвали бояре царя. Пошел царь с вором; вор наряжен иностранным купцом. Стали царю подавать чару. Царь спрашивает купца: «Как в ваших местах — тот выпивает, кто наливает, или как?» Купец отвечает: «Который наливает, тот первым и выпивает».
Царь приказал подносчику первому выпить. Выпил боярин чару да тут и помер. Схватили всех, сколько тут было бояр, — кого расстреляли, кого на воротах повесили.
А вора царь главным боярином сделал.
Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.
Елевы шишки
Жили-были два брата: один богатый, другой бедный. Богатый брат свиней покупал, свининой торговал, возил в Москву и большие барыши получал. Пришлось раз — повез свинину, и нипочём не берут. Привез ее всю назад. А у него было три сына. Дети и спрашивают: «Как, батюшка, дела-то?» — «Свинина, — говорит, — нынче, ребята, нипочём!»
А этого торговца-мясника сам царь знал.
Вот наутро бедный брат приходит к богатому и спрашивает его: «Что слышно в Москве?» — «Ничего не слыхать», — сердито отвечает ему брат. — «А почем, брат, свинина?» — «Свинина нипочем». — «А что же в Москве дорого?» И сказал брат ему насмех: «Елевы шишки в Москве больно дороги!»
Бедный брат приходит домой и говорит жене своей: «Хозяйка, свинина, брат сказывает, в Москве нипочем, а елевы шишки больно дороги. Айда возок наберем!» А они от Москвы жили в двадцати верстах. Поехали в лес и набрали воз.
Вот поехал бедный брат в Москву — совсем плохо одетый. Приехал в нее утром, и так холодно! Стоит с шишками на базаре, весь посинел. И никто не подходит к нему. Вдруг видит: идет базаром сам царь — посмотреть, что на базаре есть. Подходит к нему и говорит: «Мужичок, что это ты привез?» — «Елевы шишки». — «А почем их продаешь?» — «Никто не торгует». — «На что же ты их привез?» — «Да меня брат смутил». — «Кто тебе брат?» — «Вот такой-то, — говорит. — Был здесь со свининой, свинину не продал, всю домой привез. Я спросил: «Почем свинина в Москве?» Он сказал: «Нипочем, а шишки елевы дороги».
Царь и говорит: «Я твоего брата хорошо знаю. Ну, погоди, шишки ты все распродашь. Смотри, бери по рублю за шишку! В час все у тебя разберут».
Приезжает царь домой и послал гонцов по всем господам, купцам и богатым мужикам, чтобы все шли к царю в гости и каждый бы нес елеву шишку. Те приказ получили и думают, где шишки взять? И узнали: на базаре их воз стоит. Побежали на базар, весь воз расхватали. Приходят к царю и приносят шишки. Шишки он принимает и тут же выбрасывает (не нужны они).
А мужичок шишечки продал, полны сани денег наклал, пошел полушубочек купил, зашел стаканчик водочки выпил, сел да и домой поехал. Приехал домой, встречает его жена и спрашивает: «Что, старик, как дела?» — «Слава богу, хозяйка, по рублю за шишку брал. Теперь денег привез — детям не прожить!»
А богатый брат подслушал и зовет его: «Подь-ка сюда! Что, как твои шишки?» — «Рубль за шишку, — говорит, — брал!»
Тот побежал к своим детям, запрягли трех лошадей, поехали и набрали три воза. Приехали в Москву с шишками, стали на базаре, стоят. А вся Москва знала, что он свининой торговал; подходят к нему и спрашивают: «Что ты навез? Почему свинины не привез?» — «Свинина, — говорит, — нипочем, очень шишки здесь дороги: брат по рублю шишку продавал!»
Идет сам царь, подходит к нему: «Что ты привез?» — «Нынче, ваше царское величество, шишки дороги...»
Царь только головой покачал и пошел домой. Послал он на базар двух казаков с плетями и велел всыпать приезжим по сотне ударов для того, чтобы шишки в город больше не возили. Казаки приехали на базар и начали богатого брата лупить. Так его отдули — чуть живого отпустили и шишки все раскидали. Приехал он домой весь избитый, как пес, и так брата ругает, а брат говорит: «А черт ли тебе велел? Ты бы шишками не торговал, а свинину бы продавал!»
Тем и кончилось.
Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.
Воевода и мужик
С самого утра мужичок трудится на своей борозде, устал бедный. Едет воевода. Известно, воеводы рано не встают, ездить не ездят. Вот подъезжает он, увидел мужичка, подозвал, начал спрашивать, как его зовут, прибыльно ли работать, сколько получает в год. «Ничего, слава богу, сыт, не гол — и того будет. За большим не гоняюсь. Уродится хорошо, не уродится — божья воля. А в год собираю урожая рублей на восемьдесят».
Воевода опять спрашивает: «Куда же ты, мужичок, их деваешь?» — «Как куда? Известно — на хозяйство разве мало надо? Да вот: двадцатью рублями долг плачу, двадцать рублей в долг даю, двадцать рублей за окно бросаю, да в двадцать рублей подать плачу!»
Воевода стоит, раздумывает, что бы это значило: двадцать рублей в долг давать, двадцать в окно бросать да двадцать долг отдавать. «Загадка трудная», — смекает и просит мужичка растолковать. Тот отказался. Воевода говорит: «Ну, ладно! Ты не говори никому, кто бы тебя ни спрашивал. Вот тебе мой воеводский приказ!» И пригрозил воевода мужичку. «А то, — говорит, — тебе не сдобровать!»
Приезжает домой, потребовал всех самых именитых бояр. «Так и так, — говорит, — попался мне мужичок на дороге, говорит: получает всего в год восемьдесят рублей и из них двадцать рублей долга платит, двадцать рублей в долг дает и двадцать рублей в окно бросает. Отгадайте, бояре, эту загадку. Кто отгадает, награжу золотом и милостью!»
Бояре весь день думали — ничего не придумали, выпросили у воеводы месяц сроку. Вот и месяц приходит к концу. Что делать? А каждому выслужиться хочется. Вот один поехал к мужику. «Расскажи, — говорит, — братец, пожалуйста... Растолкуешь, пожалую тебя по-царски: дам тысячу червонцев!» Мужичок говорит: «Двадцать рублей долга плачу — то отца кормлю: он меня кормил. Двадцать рублей в долг даю — то сына кормлю: он меня в старости будет кормить, этим заплатит, стало быть. Двадцать рублей за окно бросаю — то дочь питаю: это уж ни помощник, ни кормилец: замуж выйдет».
Боярин подумал-подумал: «И это ведь правда». И дал мужичку тысячу золотых.
Приехал другой боярин и дал мужичку две тысячи золотых. Тот разгадал и ему загадку. Приехал третий, дал три тысячи. Мужик растолковал и этому боярину загадку.
Так месяц кончился. Пора отдавать отчет воеводе. Все пришли. Воевода начал спрашивать, кто что надумал. Один боярин сказал: «На двадцать рублей отца кормит мужик, на двадцать сына, на двадцать дочь!» Воевода обратился к другому. Тот ответил то же. Конечно, и третий ответил не иначе.
Воевода себе на уме: дескать, что-то недаром. Послал гонца за мужиком, приказал немедленно явиться. Приехал мужичок, сейчас же его к воеводе. «Ах ты, такой-сякой, — осерчал воевода, — кому ты сказал про загадку! Говори правду-истину, а не то твоей голове не уцелеть! Я хотел разузнать, как отгадают мои бояре эту загадку, могут ли они моим воеводством управлять... А ты мне все дело испортил! Знаешь, бояре должны быть всех умнее, всех догадливее?»
Мужик не будь плох и говорит: «Были у меня трое. Первый дал перышко, другой — два, а третий целых три!»
Воевода и язык прикусил, начал спрашивать, что это значит. А мужик усмехается: «Вот ты — воевода, здешний царь, значит. Тебе надо быть всех смышлёнее! А ты вот у простого мужика спрашиваешь ...»
Пристыдил воеводу — тот его наградил и отпустил с миром.