Свинья и волк

Была старая свинья, не ходила никуда днем со двора; ночь пришла — свинья со двора сошла. Хозяйскую полосу миновала, в сосед­скую попадала; цветочки срывала, соломку бросала. Откуль взялся старый старичище, серый волчище, поднял хвостище, свинье челом отдал:

—  Здравствуй, милая жена, супоросная свинья! Зачем   шляешься и скитаешься? Здесь волк поедает овец.   Приходит свинье конец.

—  Не ешь меня, волчинька, не ешь меня, серенький! Я тебе приведу стадо поросят.

—  Не хочу мясца иного, хочу мясца свиного.

Взял волк свинку за белую спинку, за черную ще­тинку; понес волк свинку за пень, за колоду, за белую березу, стал свиные косточки глодать, свиных родителей поминать.

Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева / Тексты отобраны В.П. Аникиным. Изд. «Художественная литература», 1982 г.

Кот, петух и лиса

Жил кот с кочетком. Кот идет за лыками в лес и бает кочетку:

—  Если лиса придет звать в гости и станет кликать, не. высовывай ей головочку, а то унесет тебя.

Вот пришла лиса звать в гости, стала кликать:

—  Кочетунюшка, кочетунюшка! Пой­дем на гуменцы золоты яблочки катать.

Он глянул, она его и унесла. Вот он и стал кли­кать:

—  Котинька, котинька! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды.

Кот услыхал, пришел, избавил кочетка от лисы. Кот опять идет за лыками и опять приказывает:

—  Если лиса придет звать в гости, не высовывай головку, а то опять унесет.

Вот лиса пришла и по-прежнему стала кликать. Ко­четок глянул, она его и унесла. Вот он и стал кри­чать:

—  Котунюшка, котунюшка! Несет меня лиса за кру­тые горы, за быстрые воды!

Кот услыхал, прибежал, опять избавил кочетка. Кот опять скрутился идтить за лыками и говорит:

—  Ну, теперь я уйду далеко. Если лиса опять придет звать в гости, не высовывай головку, а то унесет, и не услышу, как будешь кричать.

Кот ушёл; лиса опять пришла и стала опять кли­кать по-прежнему. Кочеток глянул, лиса опять унесла его.

Кочеток стал кричать; кричал, кричал — нет, не идет кот.

Лиса принесла кочетка домой и крутилась уж жа­рить его. Тут прибежал кот. стал стучать хвостом об окно и кликать:

—  Лисонька! Живи хорошенько своим подворьем: один сын — Димеша, другой — Ремеша, одна дочь — Чучилка. другая — Пачучилка, третья — Подмети-шесток, четвертая — Подай-челнок!

К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и ее убил и избавил кочетка от смерти.

Пришли оба домой, стали жить да поживать да денеж­ки наживать.

Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.

Царь и вор

Вор с дядей пошли к царю воровать. Пришли к царским воротам. Вот вор и велит дяде вперед идти, а дядя — вору. Пошел, однако, дядя. Пошел он, подворóтница упала и голову ему отсекла. Вор испугался, туловище дяди оставил, а голову с собой унес.

Захотел царь узнать, кто же у него воровал. Кликнул клич всех женщин собрать — которая из них прослезится, та и жена уби­того. Вор дядину жену научил: «Ты возьми крынку молока с собой, урони и плачь: «Не жаль крынки, жаль молока».

Стали хоронить дядю. Выкопали могилу, собрали женщин. По­гнали их мимо могилы. А жена дяди уронила крынку и плачет: «Не жаль крынки, жаль молока!» Так царь и не смог узнать вора.

Тогда стали в кабаке рассыпать злато-серебро: кто же воровать будет? Злато-серебро теряется, а к полу никто не сгибается. Стали людей вином поить; пили люди, заснули и утром спят. Зашел поп в кабак и видит у вора на подошве серебреник. Взял да у него пол­бороды и обрил. Проснулся вор, увидел, что полбороды нет, и у всех по полбороды обрил. Так опять не смогли вора узнать.

А вор думать стал, как бы попу отомстить. Сделал ящик, при­делал бумажные крылья, одел хорошее платье и подлетел к попу под окна: «Я ангел господень, ты достоин, чтобы тебя на небо от­нести. Только будут мытарства, надо их перетерпеть!»

Посадил попа в куль, принес и повесил на церковные ворота. И надписал надпись: кто пойдет в церковь, каждый чтобы по кулю по разу ударил. Попа так колотили, что до смерти забили.

А царь вора все не может найти. Оделся царь в шутовское платье и по рынку стал ходить, присматриваться к людям. Ходит царь — присматривается, и вор присматривается. Друг дружку и приме­тили.

Вор у царя спрашивает: «Пошли воровать?» — «Можно!» — «А к кому пойдем?» Царь отвечает: «К царю».

Вор царя и побил: «Ах ты! Давно ли воруешь, а уж к царю идти хочешь! Я век ворую, да царя-то никогда не думал обворовывать!» — «А к кому тогда пойдем воровать?» — спрашивает царь. «А к боярам, у них деньги-то даровые!»

Пошли воровать к боярам. Пришли к боярскому дому, а в верх­нем этаже свет — совет бояре держат. Вор железные когти вынул, на руки, на ноги наложил и полез по стене. А бояре советуются, как царя прикончить. И придумали так: позвать его к себе, а когда придет, поднести ему чару с ядом. Чару выпьет — помрет.

Вор все это слышал, слез со стены, дал царю когти и велел кверху лезть и самому послушать. Надел царь когти, залез и по­слушал, что говорят. Потом слез и отозвал вора в сторону. Отошли они, он снял с себя шутовское платье и показался вору во всех крес­тах и в эполетах. Вор на коленки пал, извиняется, что царя побил. Царь его простил и повел во дворец. Говорит: «Когда бояре меня позовут во дворец, то я тебя назову иностранным купцом и возьму с собой. И когда будут мне подавать чару, я у тебя спрошу: «У вас как — который наливает, тот и вперед выпивает, или которому по­дают?» Ты и ответь: «Который наливает, тот вперед выпивает».

Позвали бояре царя. Пошел царь с вором; вор наряжен ино­странным купцом. Стали царю подавать чару. Царь спрашивает купца: «Как в ваших местах — тот выпивает, кто наливает, или как?» Купец отвечает: «Который наливает, тот первым и выпи­вает».

Царь приказал подносчику первому выпить. Выпил боярин чару да тут и помер. Схватили всех, сколько тут было бояр, — кого рас­стреляли, кого на воротах повесили.

А вора царь главным боярином сделал.

Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.

Елевы шишки

Жили-были два брата: один богатый, другой бедный. Богатый брат свиней покупал, свининой торговал, возил в Москву и большие барыши получал. Пришлось раз — повез свинину, и нипочём не берут. Привез ее всю назад. А у него было три сына. Дети и спра­шивают: «Как, батюшка, дела-то?» — «Свинина, — говорит, — нынче, ребята, нипочём!»

А этого торговца-мясника сам царь знал.

Вот наутро бедный брат приходит к богатому и спрашивает его: «Что слышно в Москве?» — «Ничего не слыхать», — сердито отвечает ему брат. — «А почем, брат, свинина?» — «Свинина нипо­чем». — «А что же в Москве дорого?» И сказал брат ему насмех: «Елевы шишки в Москве больно дороги!»

Бедный брат приходит домой и говорит жене своей: «Хозяйка, свинина, брат сказывает, в Москве нипочем, а елевы шишки больно дороги. Айда возок наберем!» А они от Москвы жили в двадцати верстах. Поехали в лес и набрали воз.

Вот поехал бедный брат в Москву — совсем плохо одетый. Приехал в нее утром, и так холодно! Стоит с шишками на базаре, весь посинел. И никто не подходит к нему. Вдруг видит: идет база­ром сам царь — посмотреть, что на базаре есть. Подходит к нему и говорит: «Мужичок, что это ты привез?» — «Елевы шишки». — «А по­чем их продаешь?» — «Никто не торгует». — «На что же ты их при­вез?» — «Да меня брат смутил». — «Кто тебе брат?» — «Вот такой-то, — говорит. — Был здесь со свининой, свинину не продал, всю домой привез. Я спросил: «Почем свинина в Москве?» Он сказал: «Нипочем, а шишки елевы дороги».

Царь и говорит: «Я твоего брата хорошо знаю. Ну, погоди, шишки ты все распродашь. Смотри, бери по рублю за шишку! В час все у тебя разберут».

Приезжает царь домой и послал гонцов по всем господам, куп­цам и богатым мужикам, чтобы все шли к царю в гости и каждый бы нес елеву шишку. Те приказ получили и думают, где шишки взять? И узнали: на базаре их воз стоит. Побежали на базар, весь воз расхватали. Приходят к царю и приносят шишки. Шишки он принимает и тут же выбрасывает (не нужны они).

А мужичок шишечки продал, полны сани денег наклал, пошел полушубочек купил, зашел стаканчик водочки выпил, сел да и до­мой поехал. Приехал домой, встречает его жена и спрашивает: «Что, старик, как дела?» — «Слава богу, хозяйка, по рублю за шишку брал. Теперь денег привез — детям не прожить!»

А богатый брат подслушал и зовет его: «Подь-ка сюда! Что, как твои шишки?» — «Рубль за шишку, — говорит, — брал!»

Тот побежал к своим детям, запрягли трех лошадей, поехали и набрали три воза. Приехали в Москву с шишками, стали на ба­заре, стоят. А вся Москва знала, что он свининой торговал; под­ходят к нему и спрашивают: «Что ты навез? Почему свинины не привез?» — «Свинина, — говорит, — нипочем, очень шишки здесь дороги: брат по рублю шишку продавал!»

Идет сам царь, подходит к нему: «Что ты привез?» — «Нынче, ваше царское величество, шишки дороги...»

Царь только головой покачал и пошел домой. Послал он на базар двух казаков с плетями и велел всыпать приезжим по сотне ударов для того, чтобы шишки в город больше не возили. Казаки приехали на базар и начали богатого брата лупить. Так его отдули — чуть живого отпустили и шишки все раскидали. Приехал он домой весь избитый, как пес, и так брата ругает, а брат говорит: «А черт ли тебе велел? Ты бы шишками не торговал, а свинину бы прода­вал!»

Тем и кончилось.

Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.

Воевода и мужик

С самого утра мужичок трудится на своей борозде, устал бед­ный. Едет воевода. Известно, воеводы рано не встают, ездить не ездят. Вот подъезжает он, увидел мужичка, подозвал, начал спра­шивать, как его зовут, прибыльно ли работать, сколько получает в год. «Ничего, слава богу, сыт, не гол — и того будет. За большим не гоняюсь. Уродится хорошо, не уродится — божья воля. А в год собираю урожая рублей на восемьдесят».

Воевода опять спрашивает: «Куда же ты, мужичок, их деваешь?» — «Как куда? Известно — на хозяйство разве мало надо? Да вот: двадцатью рублями долг плачу, двадцать рублей в долг даю, двад­цать рублей за окно бросаю, да в двадцать рублей подать плачу!»

Воевода стоит, раздумывает, что бы это значило: двадцать рублей в долг давать, двадцать в окно бросать да двадцать долг отдавать. «Загадка трудная», — смекает и просит мужичка растолковать. Тот отказался. Воевода говорит: «Ну, ладно! Ты не говори никому, кто бы тебя ни спрашивал. Вот тебе мой воеводский приказ!» И при­грозил воевода мужичку. «А то, — говорит, — тебе не сдобровать!»

Приезжает домой, потребовал всех самых именитых бояр. «Так и так, — говорит, — попался мне мужичок на дороге, говорит: полу­чает всего в год восемьдесят рублей и из них двадцать рублей долга платит, двадцать рублей в долг дает и двадцать рублей в окно бро­сает. Отгадайте, бояре, эту загадку. Кто отгадает, награжу золо­том и милостью!»

Бояре весь день думали — ничего не придумали, выпросили у воеводы месяц сроку. Вот и месяц приходит к концу. Что делать? А каждому выслужиться хочется. Вот один поехал к мужику. «Расскажи, — говорит, — братец, пожалуйста... Растолкуешь, пожалую тебя по-царски: дам тысячу червонцев!» Мужичок гово­рит: «Двадцать рублей долга плачу — то отца кормлю: он меня кормил. Двадцать рублей в долг даю — то сына кормлю: он меня в старости будет кормить, этим заплатит, стало быть. Двадцать рублей за окно бросаю — то дочь питаю: это уж ни помощник, ни кормилец: замуж выйдет».

Боярин подумал-подумал: «И это ведь правда». И дал мужичку тысячу золотых.

Приехал другой боярин и дал мужичку две тысячи золотых. Тот разгадал и ему загадку. Приехал третий, дал три тысячи. Му­жик растолковал и этому боярину загадку.

Так месяц кончился. Пора отдавать отчет воеводе. Все пришли. Воевода начал спрашивать, кто что надумал. Один боярин сказал: «На двадцать рублей отца кормит мужик, на двадцать сына, на двадцать дочь!» Воевода обратился к другому. Тот ответил то же. Конечно, и третий ответил не иначе.

Воевода себе на уме: дескать, что-то недаром. Послал гонца за мужиком, приказал немедленно явиться. Приехал мужичок, сей­час же его к воеводе. «Ах ты, такой-сякой, — осерчал воевода, — кому ты сказал про загадку! Говори правду-истину, а не то твоей голове не уцелеть! Я хотел разузнать, как отгадают мои бояре эту загадку, могут ли они моим воеводством управлять... А ты мне все дело испортил! Знаешь, бояре должны быть всех умнее, всех догадливее?»

Мужик не будь плох и говорит: «Были у меня трое. Первый дал перышко, другой — два, а третий целых три!»

Воевода и язык прикусил, начал спрашивать, что это значит. А мужик усмехается: «Вот ты — воевода, здешний царь, значит. Тебе надо быть всех смышлёнее! А ты вот у простого мужика спраши­ваешь ...»

Пристыдил воеводу — тот его наградил и отпустил с миром.

Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель, автор предисловия, примечаний и словаря Круглов Ю.Г.